Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 17:24, шпаргалка

Описание работы

работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория"

Файлы: 1 файл

Шпора к экзамену.doc

— 529.50 Кб (Скачать файл)

включая труд. капитал, сырье н т.п.);  налоги и дотации  со стороны

государства ; появление  новых технологий;  изменение  цен на другие товары;

количество производителей или продавцов; ожидания изменений  на рынке.

Ужесточение налогов  обычно ведет к сокращению предложения. Появление новых

ресурсосберегающих  технологий ведет к снижению издержек и способствует

увеличению предложения. Изменение цен на факторы производства ведет к тому.

что у производителя  появляется желание производить  что-либо другое. Так.

повышение цен на лен ведет к переходу производителей тканей на хлопок.

 

 

 

Вопрос 7  Понятие  и виды экономического равновесия. Модели динамики

равновесных цен. Для того чтобы определить рыночную цену товара, надо

объединить анализ спроса с анализом предложения Кривые спроса и предложения

наложены на одну и ту же диаграмму, т к имеют  одни и те же оси координат

(по вертикали  откладываются цены Р.а по горизонтали  -количество продукции Q

и пересекаются лишь в одной точке взаимодействующих dd и ss. В результате

этого анализа можно установить, что уравновешивающая рыночная цена

находится в  той точке, в которой СПРОС  РАВЕН ПРЕДЛОЖЕНИЮ По этой же точке

можно определить равновесное количество продукции. Эта устойчивая цена не

может быть. конечно, достигнута сразу. Для этого может потребоваться

первоначальный  период испытании и ошибок, период колебаний вокруг

требуемого уровня . пока цена . наконец, не установится  и предложение не

уравновесит спрос. ОТКЛОНЕНИЕ ОТ ПОЛОЖЕНИЯ РАВНОВЕСИЯ. Может случиться так.

что под воздействием различных факторов равновесие на рынке нарушилось и

спрос на товар  возрос. Например: Увеличились доходы населения и люди стали

приобретать то, что желание потребителей приобрести дополнительное

количество товара и готовность заплатить за него большую сумму денег

отражается в  перемещении кривой спроса dd вправо. Поскольку рынок в

состоянии обеспечить поставку товара лишь в прежнем объеме и не способен

мгновенно отреагировать  на новую потребность, поначалу дополнительный спрос

останется без  удовлетворения. Возникнет ситуация товарного дефицита.

Надбавки к  ценам со стороны нетерпеливых покупателей  повышают цены. ЭTO

приводит к  увеличению предложения и некоторому уменьшению величины спроса,

тем самым достигается  новая более высокая равновесная  цена. При уменьшении

спроса (сдвиг  кривой dd в обратном направлении) при  имеющейся цене

покупатели готовы приобрести количество товара меньшее. чем готовы

предложить производители. Возникает излишек товара. Конкуренция  продавцов

снижает цены. величина спроса возрастает, предложение несколько падает,

вследствие чего опять устанавливается прежняя  равновесная цена.

 

Вопрос 8   Типы и виды эластичности спроса. Факторы  ценовой эластичности

спроса. Производители  сельскохозяйственной продукции в  США столкнулись с

таким парадоксом: в урожайные годы выручка фермеров была меньше, чем в

неурожайные. Мы с Вами тоже сталкивались с загадочными  явлениями: страна

увеличивает транзитный налог за проезд по ее территории. но сумма

собираемых налогов  сокращается. Для объяснения этого  факта экономисты ввели

такое понятие  как эластичность. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА - это степень чуткости

потребителей  к изменению цены продукции. Согласно закону спроса,

потребители при  снижении цены будут приобретать  большее количество

продукции. Однако степень реакции может значительно различаться в

зависимости от продукта. В связи с этим различают  несколько видов

эластичности. Наиболее распространенной характеристикой  кривой спроса

является ее ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПО ЦЕНЕ, т.е. отношение  процентного изменения

величины спроса на товар к заданному процентному изменению его цены при

прочих равных условиях. Рассчитанная эластичность спроса по цене называется

точечной, т.к. за точку отсчета принимается конкретная координата кривой

спроса. Ценовая  эластичность спроса всегда имеет отрицательное значение,

что объясняется  законом спроса. Рассчитывают также  дуговую эластичность

спроса по цене. когда в качестве значении цен  и количества продукции

берется среднеарифметическое значение исследуемого интервала. Для  измерения

эластичности  существует специальный показатель - коэффициент эластичности:

 

 

 

Ценовая эластичность спроса всегда имеет отрицательное  значение. что

объясняется Законом  спроса и нисходящим характером кривой спроса. При

анализе используется абсолютная величина коэффициента эластичности, т.к. с

математической  точки зрения нельзя же утверждать. что - 3 больше, чем - 1.

хотя при сравнении  эластичности различных товаров  именно такой вывод мы

должны сделать. Различают следующие характеристики ценовой эластичности: -

эластичный спрос. - неэластичный спрос. - единичная эластичность.

ЭЛАСТИЧНЫЙ СПРОС - когда небольшие изменения в  цене приводят к значительным

изменениям в  количестве покупаемой продукции ( Е > 1 ). Это приводит к

тому. что снижение цены приводит к такому увеличению продажи продукции, в

результате которого возрастает общая выручка. Заметим, что выручка равна

произведению  объема проданной продукции 0 на цену продажи Р. т. е. равна

площади. заштрихованной на рисунке.  К товарам эластичного  спроса

относятся: а) предметы роскоши (драгоценности, деликатесы. меха и т.п.).

61вещи. приобретение  которых существенно ощутимо  для семейного бюджета

(автомобили. холодильники, телевизоры). в) легко заменяемые  товары (фрукты.

овощи. и пр.1)  НЕЭЛАСТИЧНЫЙ СПРОС наблюдается. когда  существенное

изменение в  цене ведет лишь к небольшому изменению  в количестве покупок (

Е<1 ). В результате снижения цен происходит столь незначительный  рост

покупок, что  общая выручка падает. К товарам  неэластичного спроса

относятся: 1) Предметы первой необходимости (инсулин. квартплата); 2) Вещи.

приобретение  которых мало ощутимо для семейного  бюджета; 3) Труднозаменимые

товары (электро -лампочки. соль). ЕДИНИЧНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ заключается в том.

что пропорционально  изменению цен изменяется и количество покупок ( Е = 1

). Это происходит, когда снижение цены в точности  компенсируется

соответствующим ростом объема покупок, так. что общая  выручка остается

совершенно неизменной. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО

ЦЕНЕ: 1. В качестве основного фактора, определяющего ценовую эластичность

спроса. выделяют доступность взаимозаменяемых товаров. Когда у товара есть

близкий товар - субститут (заменитель). то спрос на товар достаточно

эластичен. Чем  больше у товаров хороших заменителей, тем эластичнее бывает

спрос на него. Взаимодополняемость товаров также важна при определении

эластичности  товара. Если какой - либо товар является дополнением

(комплементом) к другому товару (как. например  бензин и автомобиль), то

спрос на комплементарный  товар обычно является относительно неэластичным.

2. Временные  рамки, в пределах которых принимается  решение о покупке. Спрос

на коротких интервалах времени менее эластичен, чем на длинных. Спрос на

продукт тем  эластичнее, чем длиннее период времени  для принятия решения.

Это объясняется привычками людей к потреблению определенного продукта и

требуется определенный временной интервал, чтобы изменить свои пристрастия.

3. Удельный вес  в доходе потребителя. Чем большее  место занимает продукт в

бюджете потребителя, тем выше будет эластичность спроса на него. Если

продукт занимает в бюджете 1%, то изменение цен  на него на 10 % вызовет

минимальное изменение  количества покупаемого товара. 4. Отнесение  товара к

предметам роскоши  или предметам первой необходимости. Спрос на предметы

первой необходимости неэластичен, спрос на предметы роскоши эластичен.

Простейшим способом проверки эластичности или неэластичности спроса

является такой  показатель, как изменение общей  выручки в случае изменения

цены товара. Прослеживаются следующие закономерности: 1. Если спрос

эластичен, изменение  цены вызовет изменение общей  выручки в противоположном

направлении. Даже при меньшей цене. уплачиваемой за единицу продукции.

прирост продаж оказывается более, чем достаточным  для компенсации потерь от

снижения цены 2. Если спрос неэластичен. изменение цены вызовет изменение

общей выручки  в том же направлении ( Е < 1 ). Небольшое  расширение продаж,

которое произойдет при снижении цены. окажется недостаточным  для

компенсации уменьшения выручки, получаемой с единицы продукции, так что в

конечном счете  общая выручка уменьшится. 3. В  случае единичной эластичности

увеличение или  уменьшение цены оставит общую выручку  без всяких изменений.

Потеря выручки.связанная  со снижением цены единицы продукции. будет в

точности компенсирована сопутствующим расширением продаж. И наоборот,

прирост выручки, полученной благодаря росту цены единицы продукции, будет в

точности компенсирован  потерей выручки, вызванной сопутствующим  сокращением

количества спрашиваемой продукции.

 

Вопрос 9  Виды ценовой эластичности предложения. Факторы ценовой

эластичности  предложения. ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ  оценивает степень

чувствительности  производителей к изменениям цен  на товары. Важнейшими

факторами, влияющими  на эластичность предложения. являются: 1. Количество

времени, имеющееся  в распоряжении производителя, чтобы отреагировать на

данное изменение  цены продукта. Чем продолжительнее  отрезок времени, тем

эластичнее предложение. В связи с этим различают три  временных периода: -

кратчайший рыночный период , краткосрочный период, долгосрочный период.

КРАТЧАЙШИЙ ПЕРИОД настолько мал, что производители товаров не успевают

отреагировать на изменение цен и изменение  спроса на товар. Возросший спрос

не увеличивает  предложение. Так. фермер на сельскохозяйственном рынке не

может предложить больше помидор, чем вырастил. несмотря на то. что спрос и

цены высоки. КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД предполагает, что производственные

мощности отдельных  производителен и всей отрасли остаются неизменными.

однако предприятия  имеют достаточно времени, чтобы  использовать свои

мощности более или менее интенсивно. Рост  спроса будет вызывать рост

предложения. Наш  фермер использовал более интенсивные  технологии и этим

немного увеличил урожай. ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД достаточно продолжителен,

чтобы фирмы  успели принять меры по приспособлению своих ресурсов к

требованиям изменившейся ситуации вплоть до входа или выхода из отрасли.

При росте цен  изменение предложения будет  достаточно большим. Примерный

фермер расширил площади под посадку помидор  и докупил оборудование. 2.

Мобильность факторов производства. Чем мобильнее факторы производства, тем

эластичнее предложение, т.е. тем легче необходимые факторы  производства

могут быть привлечены из других сфер. 3. Способность товара к длительному

хранению и  стоимость его хранения. Чем дольше может храниться товар, тем

выше эластичность у него. Чем меньше может храниться  товар, тем выше

издержки на его хранение, и. следовательно, стоит  быстрее реализовать его.

4. Возможность  быстро вносить изменения в  производственный процесс. В

случае, если особенности  производственного процесса позволяют быстро

расширить производство в случае роста цен на производимую продукцию. или

сократить его  в случае снижения цен. либо переключиться  на выпуск другой

продукции, предложение  данного товара будет достаточно эластичным. Сравните

выпечку хлебобулочных  изделий и производство станков  с точки зрения

возможности переналадки  производства.

 

 

 

Вопрос 10 Понятие  фирмы. Факторы производства. Общее  понятие

производственной  функции.  Фирма – организация  использующая

производственные  ресурсы. Общая характеристика фирмы включает в себя

рассмотрение  следующих вопросов: 1. Форма собственности  фирмы 2. Уставной

фонд фирмы 3. Где расположена, какую занимает площадь 4. Какой выпускает

товар 5. Стоимость  основных фондов и их состояние 6. Эффективность работы

фирмы. УСТАВНОЙ ФОНД - это сумма вкладов участников (собственников) в

имущество фирмы. Сумма уставного фонда определяется зарегистрированным

уставом и складывается из взносов участников.  Величина уставного фонда

может изменяться под влиянием текущих операций по вводу в эксплуатацию и

выбытию объектов основных фондов. начисления износа имущества,

присоединения части свободной прибыли. дополнительных взносов участников.

Доля вклада каждого участника определяет его  право на долю чистой прибыли,

распределяемой в качестве дивидендов. Из уставного фонда формируются

производственные  и непроизводственные фонды фирмы. Производственные фонды в

зависимости от их роли в производстве готовой продукции  или оказании услуги

способа перенесения  своей стоимости на вновь созданный продукт

подразделяются  на основные и оборотные. ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ - эта та часть

производственных  фондов, которая участвует в нескольких производственных

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"