Шпаргалка по дисциплине "Экономическая теория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 19:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономическая теория".

Файлы: 1 файл

ответы по госрегу.docx

— 101.40 Кб (Скачать файл)

силы за счет ее подготовки;

3) меры по поощрению мобильности  рабочей силы за счет ее

трудоустройства, профориентации и стимулирования.

Государство как субъект активной политики на рынке труда:

1) предъявляет спрос на рабочую  силу в государственном секторе

экономики;

2) регулирует спрос на рабочую  силу в частном секторе (например, через

налоговые льготы предпринимателям, принимающим на работу

наименее защищенные социальные группы);

3) ограничивает предложение рабочей  силы (например, через

регулирование численности армии и студенчества как некого резерва рабочей

силы).

Меры государственного регулирования занятости:

1) организация и совершенствование  системы информации о свободных

рабочих местах с целью сокращения времени, в течение которого человек занят

поисками работы. В связи с этим налаживание работы бирж труда;

2) подготовка, профессиональное обучение  и переквалификация кадров.

Будучи безусловным лидером среди мероприятий активной политики

занятости до кризиса 1974-75 гг., эта форма в последние годы опять

возвращается на лидирующее место.

3) постоянный контроль за состоянием рынка рабочей силы, его

неуклонно проводимая демонополизация;

4) создание новых рабочих мест  в государственном и частном  секторах, в

том числе путем организации общественных работ.

5) стимулирование разработки новых  технологий, освоение которых

сулит дополнительные рабочие места, а также развития трудоемких отраслей

(прежде  всего сферы услуг);

6) всемерная поддержка малого бизнеса (особенно в сфере услуг), в

котором создается большая часть рабочих мест. Например,

принимаются программы, поощряющие создание безработными своего

собственного дела. Так, в Великобритании безработный, решивший

стать предпринимателем, по закону 1985 г. получал субсидию в размере

40 ф. ст. В неделю в течение года. При этом установлен очень высокий

коэффициент выживания фирм, созданных безработными.

7) разработка и реализация целевых  программ - как регионального

характера, так и облегчающих трудоустройство наиболее социально

уязвимых групп населения. В последние годы стали создаваться так

называемые предпринимательские зоны в депрессивных районах, где

бизнес максимально освобожден от налоговых ограничений и бремени

юридических регламентаций. Тенденцией последних лет является

нацеленность активной политики занятости на строго определенные

категории безработных, ее селективность. Две группы являются

предметом особой озабоченности государства - молодежь и хронически

безработные.

 

 

92. Каковы  цели и средства регулирования  рынка труда со стороны профсоюзов? Как оценивают неокласики последствия такого регулирования?

Одним из активных субъектов регулирования уровня занятости являются

профсоюзы. Они регулируют рынок труда, воздействуя и на спрос, и на

предложение рабочей силы. Объекты регулирования: уровень заработной

платы, продолжительность рабочей недели и отпусков, порядок найма и

увольнения, различные виды социального обеспечения и др. При этом

безусловно главной задачей профсоюзов является повышение заработной

платы, которое достигается через:

1) ограничение предложения труда  путем:

- лоббирования в парламентах введения  высоких иммиграционных

барьеров (например, для работников из СНГ);

- содействия принятию законов  о невысокой продолжительности  рабочей

недели (35-36 часов);

- удлинения срока ученичества  при подготовке к той или  иной

профессии, а также срока службы в армии;

- запрещения принимать на работу  лиц, не состоящих в профсоюзе

одновременно с повышением вступительных взносов.

2) повышение спроса на труд (например, через лоббирование

установления высоких таможенных тарифов, защищающих отрасли

национальной экономики от иностранной конкуренции).

 

93. Какие  цели преследует правительство  при запуске тех или иных  проектов организации общественных работ?

Программы подготовки повышают качество рабочей силы, но их слабое

место заключается в том, что обычно они не гарантируют последующего

трудоустройства работника. От этого недостатка свободны программы прямого

создания рабочих мест. Эффективность организации общественных работ в

кризисный период определяется тем, что в условиях крайней ограниченности

бюджетных средств последние целесообразно тратить, создавая не только

дополнительный платежеспособный спрос, но и дополнительное предложение,

пусть даже благ социального характера.

Дискуссионный вопрос - каким проектам общественных работ следует

отдавать предпочтение:

1) или быстро разворачивающимся, трудоемким, решающим прежде

всего проблему безработицы;

2) или основательным, требующим правовой  и инженерно-научной

проработки, капитало- и материалоемким, менее трудоемким, но

ориентированным на рабочую силу высокой квалификации, открывающим в

конечном счете путь к экономическому оживлению в силу своей

самоокупаемости и эффективности?

По-видимому, на дне спада предпочтение следует отдавать первым, а

после наступления позитивного перелома в динамике безработицы - вторым.

Следовательно, разные проекты общественным работ имеют разную

ориентацию. Общественные работы, которые ведут к существенному

увеличению совокупного спроса без адекватного роста совокупного

предложения, могут подорвать относительную стабильность цен и потому

целесообразны лишь на этапе выхода с кейнсианского отрезка кривой AS на

промежуточный отрезок. На восходящей линии конъюнктуры общественные

работы должны вести к пополнению рынка товарами и услугами, в первую

очередь удовлетворяющими социальные потребности: предоставляемые в

основном бесплатно, они не накачивают совокупный спрос.

Но все же обычно общественные работы капиталоемки, а потому лишь 20-

40% выделяемых на них средств  федеральных и местных органов  власти

расходуется на найм рабочей силы. Еще один серьезный недостаток

общественных работ - в чрезвычайно продолжительном инкубационном

периоде. Так, в США от наступления спада до принятия законодательства, а

затем до развертывания программ общественных работ в половинном

масштабе проходило не менее 30-50 месяцев.

 

94.

 

 

95. Каковы  социально-экономические результаты  использования таких инструментов  политики занятости как:

А) деление рабочего места

Б) выплата субсидий предприятиям

В) долгосрочный выход на пенсию

Г) временная занятость

Реализуя активную политику занятости, государство использует также

ограничение предложения рабочей силы, в частности, путем сокращения

рабочей недели. При этом нередко производится частичная компенсация за

потерянное рабочее время (на уровне пособия по безработице). Однако по

оценке министерства труда Франции переход в стране в 1981 г. от 40-часовой к

39-часовой  рабочей неделе, будучи эквивалентным появлению 300 тыс.

рабочих мест, на деле привел к созданию только не более 20-70 тыс. рабочих

мест.В определенных случаях - при угрозе роста социальной напряженности -

используются выплаты из бюджета субсидий фирмам в качестве

альтернативы увольнению с ним работников. При этом достигается и еще одна

цель - сохранение квалифицированной рабочей силы в период временных

трудностей.

Процедура массовых увольнений дорогостояща для фирм и

государства: требуется выплата выходного и ряда дополнительных пособий,

пособия по безработице, предварительное уведомление (после которого

снижается трудовая активность), падает престиж фирм. Поэтому правительство

всячески поощряет добровольный уход с предприятия, а также досрочный

выход на пенсию. Это позволяет и обойти проблему «старшинства» -

несоответствия между высокой заработной платой пожилых рабочих и их

снижающимися производственными возможностями. В США разрешается

выход на пенсию за 3 года до пенсионного возраста, в ФРГ, Франции и других

странах - за 5 лет. При этом производится частичная компенсация потерянного

заработка (в том числе из средств государства). Эффективность программ

раннего выхода на пенсию неодинакова в различных странах: в Великобритании на каждых 100 досрочно ушедших на пенсию приходилось 80

нанятых вместо них рабочих, во Франции - лишь 50.

Японская система раннего ухода с предприятия в предпенсионный

период дополняется так называемым повторным наймом вышедших на

пенсию еще на 4-5 лет. Но договор при этом заключается уже на совершенно

иных условиях (зарплата устанавливается на уровне 30-35-летнего рабочего).

В этой стране используется и «предпенсионное» командирование в филиалы

фирмы.

Правительство стимулирует неполную занятость, в частности, такую

форму организации труда, как «деление рабочего места» (соответственно

которому делятся и зарплата, социальные выплаты). Пионером здесь

выступили Нидерланды. Деление может производиться в границах

недели, месяца, даже года. Наибольшее распространение - в сфере услуг

(розничная  торговля, рестораны, гостиницы и  т.п.). Но повышается интерес к

этой форме и у промышленных компаний. Эта форма активно рекламируется в

ФРГ, где, как утверждается, в принципе «делимы» 2/3 рабочих мест: Реклама

такого деления: «занимайтесь детьми, досугом и т.п..

В США еще в 1976 г. конгресс санкционировал разделение рабочих мест.

Выгоды: возможность повышения интенсивности труда при сохранении

высоких требований к качеству продукции, сокращение невыходов на работу

из-за переутомления. Результат теоретических расчетов: повышение

производительности труда на 33%. Однако такая форма политики занятости

пока еще плохо приживается на практике.

При поддержке правительства расширяется также временная

занятость. Типичный лозунг: «Стабильная занятость для

высококвалифицированных, нестабильная - для всех остальных работников».

Выгоды: - всегда можно уволить временных работников;

- на них не распространяется  положение о праздничных днях, отпусках,

бюллетенях, нет у них премий, пенсий, надбавок за выслугу лет.

Реальная заработная плата у временных работников примерно на 20%

ниже.

 

96. дайте  классификацию инструментов пассивной  политики занятости. Как взаимосвязаны  размер пособия по безработице  и уровень безработицы в стране?

Переходя к рассмотрению мер социальной защиты людей,

пострадавших от безработицы (пассивной политики занятости), заметим, что

и здесь крайне важна осмотрительность правительства - при определении

форм и размеров социальной защиты (пособий по безработице,

гарантированного минимума заработной платы и т.п.), а также способов ее

распределения. Всякая социальная политика дает реальный эффект лишь в

случае, если она строится на основе действительных экономических

возможностей общества, исключая ускорение инфляции и рост

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономическая теория"