Шпаргалка по дисциплине "Экономическая теория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 19:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономическая теория".

Файлы: 1 файл

ответы по госрегу.docx

— 101.40 Кб (Скачать файл)

регулирования. Субъектами подобных соглашений являются государство,

предприниматели и профсоюзы. Основа соглашения - взаимная

заинтересованность участников ценового соглашения. Профсоюзы обязуются

требовать повышения заработной платы только в соответствии с ростом

производительности труда. Предприниматели обязуются изменять цены лишь

для компенсации удельных издержек на рабочую силу. Правительству

вменяется наблюдение за исполнением условий ценового соглашения.

Дополнительно могут заключаться ценовые соглашения и между

предприятиями - например, картельные соглашения между технологически

связанными производствами, направленные на недопущение роста цен по

технологической цепочке (обычно несбалансированного). При этом

устанавливаются предельный уровень повышения цен, учитывающий индекс

инфляции; срок, на который заключается договор; ответственность сторон за

несоблюдение принятых обязательств.

Для использования ценовых соглашений требуется определенное

общественное согласие, осознание всеми экономическими субъектами того

обстоятельства, что плюсов у инфляции в стратегическом плане нет, что рано

или поздно все от нее проиграют, все окажутся побежденными. Поэтому

когда в национальном хозяйстве возникла открытая инфляция, из нее

необходимо выбираться всем вместе, не толкаясь, не оттирая друг друга.

 

85. Раскройте  не менее четырёх направлений  позитивного влияния приватизации  государственной собственности на динамику общего уровня цен.

проводится приватизация государственной собственности. Тактический

антиинфляционный эффект реализуется при этом по двум направлениям:

- возрастают неналоговые доходы  бюджета при сокращении его  расходов,

что сразу с двух сторон сокращает бюджетный дефицит;

- появление на фондовом рынке  акций приватизированных

предприятий отвлекает на себя часть инфляционного спроса.

 

86. На конкретных  примерах раскройте содержание  противоречия между стратегическим  и тактическим подходами к антиинфляционному регулированию экономики?

При реализации комплекса тактических мер антиинфляционного

регулирования следует учитывать то обстоятельство, что между данными

мерами, а также действиями стратегического плана существует серьезное

противоречие, неучет которого в практике хозяйствования способен

противопоставить стратегию и тактику борьбы с инфляцией. Так, ликвидация

«денежного навеса» в России в 1992 г. через фактическую конфискацию

сбережений населения в тактическом плане, безусловно, сократила возможный

инфляционный накал, однако в плане стратегическом сделала «бегство от

денег» - денег отечественных, неустанно превращаемых в дальнейшем в

конвертируемую валюту - предопределенным. Между тем реальной

альтернативой такой конфискации могло бы стать и «замораживание»

сбережений на годы вперед (при соответствующей индексации и

государственных гарантиях их последующей выплаты), и добровольно-

принудительное превращение их в долгосрочные государственные

обязательства с ежегодной выплатой тех или иных процентов, и направление

значительной доли этих денег на приватизацию государственной

собственности и т.п. Однако, не вынеся уроков из провалов 90-х гг.,

правительство России и в году 1998 г. не нашло ничего лучшего, чем в

очередной раз обвалить валютные (да и рублевые) сбережения россиян в

рамках проведения очередной тактической антиинфляционной акции.

Тактические способы борьбы с инфляцией ориентированы прежде

всего на спрос. Этот принцип опирается на концепцию А. Маршалла о

краткосрочных и долгосрочных регуляторах цен. А. Маршалл утверждал, что

спрос и предложение в принципе в равной мере воздействуют на цены. Однако

в рамках краткосрочного интервала приоритет в формировании уровня цены

принадлежит спросу. Предложение же является гораздо более инерционным,

движение определяющих его ресурсов не поспевает за постоянными

колебаниями спроса. В этих условиях любое повышение спроса влечет за

собой рост цен и наоборот. В длительной же перспективе основной

ценообразующей силой является предложение, и чем длиннее период, тем роль

последнего становится все более определяющей. Причина: именно

производство определяет в конечном счете движение потребностей,

которые выступают затем в виде платежеспособного спроса. Исходя из данного

теоретического положения, в реализации антиинфляционной стратегии

решающая роль должна отводиться воздействию на динамику совокупного

предложения.

 

87. Проведите  сравнительный анализ классической  и кейнсианской моделей антиинфляционной политики. Каковы основные направления осуществления последней.

1) Классическая экономическая теория, опирающаяся на количественную

теорию денег, считала необходимым для сокращения инфляции как сугубо

денежного явления простое сокращение количества бумажных денег в

обращении. И, действительно, главным элементом антиинфляционного

механизма является рестриктивная денежная политика центрального банка.

Однако если инфляционная болезнь запущена, одними денежными мерами не

обойтись: необходимо укрепление финансов, расширение производства и

предложения товаров, сжатие текущего спроса и т.п.

2) Кейнсианская теория включает  два варианта антиинфляционной

политики:

а) дефляционную политику (или политику «управления спросом»)

б) «политику доходов».

Дефляционная политика направлена против факторов инфляции

спроса (снижение уровня государственных расходов, увеличение налогов,

рестриктивную денежно-кредитную политику посредством установления

высоких процентных ставок и др.). Чрезмерное разбухание совокупного

спроса считается допустимым устранить и путем конфискационной денежной

реформы.

«Политика доходов» направлена против факторов инфляции издержек.

Для подавления последней требуется недопущение раскручивания

инфляционной спирали «заработная плата - цены» путем деиндексирования

доходов: либо параллельное замораживание цен и заработной платы, либо -

чаще - допущение их роста в определенных, заранее заданных пределах.

Эмпирически нащупано предельно допустимое соотношение темпов роста цен

и индексами доходов, не вызывающее дальнейшего роста инфляции: около

0,2 (в зависимости от сформировавшейся  в прошлом структуры

воспроизводства - преобладает в ней производство потребительских или

инвестиционных товаров). При этом вполне допустимая дифференциация

противоинфляционных выплат по отраслям должна находиться в зависимости

от достигнутых в них результатов.

 

88. Какова  позиция сторонников теории экономики  предложения и структуралистов  в понимании структуры антиинфляционного механизма?

1. Теория «экономики предложения» особо подчеркивает необходимость

всемерного стимулирования производства и экономической деятельности

как единственно необходимые способы постановки под контроль

инфляционных процессов. Для решения этой задачи требуется проведение

антимонопольного регулирования, рост эффективности производства,

осуществление структурной перестройки экономики и т.п.

2. Структурализм - утверждает, что для сдерживания

инфляции необходимы прежде всего изменения в структуре экономики:

стимулирование сбалансированного экономического роста, ликвидация

диспропорций, повышение эластичности предложения и мобильности

факторов производства. Позиция структуралистов в рассматриваемом

вопросе заключается в том, что:

- при помощи одного финансового, денежного и ценового регулирования

с инфляцией не справиться;

- рестриктивные меры без сопутствующих структурных перестроек

могут привести к кризису в экономике.

 

89. Каковы субъекты и объекты регулирования рынка труда? Каковы цели и основные направления воздействия государства на рынок труда?

Субъекты регулирования: профсоюзы, государство и корпорации. Особая

зарегулированность рынка труда предопределяется спецификой

фигурирующего на нем товара:

1) купля-продажа рабочей силы производится  в форме найма на более

или менее продолжительный период времени. После заключения трудового

договора работник уже не находится в прямой зависимости от конъюнктуры

рынка труда.

2) трудовые отношения включают  в себя кроме экономических

(связанных с эффективностью производства) еще и социально-политические и

морально-этические аспекты. Это обстоятельство определяет особую важность

четкой регламентации рынка труда, а также во многом объясняет тот особый

интерес, с которым представители различных научных школ обсуждают пути

устранения вынужденной безработицы.

Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое

государственное воздействие. Законодательная деятельность государства

охватывает всю гамму трудовых отношений. Забота государства в рыночной

экономике (в отличие от экономики командной) вовсе не состоит в

обеспечении рабочим местом каждого трудоспособного гражданина. В

каждый данный момент существует некий естественный уровень безработицы.

Поэтому государственная регламентация рынка труда сводится лишь к двум

основным направлениям:

1) регулирование уровня и продолжительности  безработицы (активная

политика занятости).

2) социальная защита пострадавших  от нее людей (пассивная политика

занятости).

 

90. проведите  разграничения активной и пассивной  политики занятости.

Под активной политикой занятости понимаются:

1) меры по изменению структуры  спроса на рабочую силу за  счет

сохранения имеющихся и создания новых рабочих мест;

2) меры по регулированию предложения  и повышению качества рабочей

силы за счет ее подготовки;

3) меры по поощрению мобильности  рабочей силы за счет ее

трудоустройства, профориентации и стимулирования.

Целью осуществления активной политики занятости является превращение

реальной безработицы в естественную - и по уровню, и по продолжительности.

Переходя к рассмотрению мер социальной защиты людей,

пострадавших от безработицы (пассивной политики занятости), заметим, что

и здесь крайне важна осмотрительность правительства - при определении

форм и размеров социальной защиты (пособий по безработице,

гарантированного минимума заработной платы и т.п.), а также способов ее

распределения. Всякая социальная политика дает реальный эффект лишь в

случае, если она строится на основе действительных экономических

возможностей общества, исключая ускорение инфляции и рост

институциональной безработицы (зарплата должна в любом случае оставаться

главным стимулом к труду).

 

91. Дайте  классификацию инструментов активной  политики занятости?

Под активной политикой занятости понимаются:

1) меры по изменению структуры  спроса на рабочую силу за  счет

сохранения имеющихся и создания новых рабочих мест;

2) меры по регулированию предложения  и повышению качества рабочей

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономическая теория"