Шпаргалка по дисциплине "Экономическая теория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 19:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономическая теория".

Файлы: 1 файл

ответы по госрегу.docx

— 101.40 Кб (Скачать файл)

1. Что означает термин «фиаско рынка». Какие разновидности рыночного фиаско вы знаете?

Фиаско рынка - ситуация, при которой рыночный механизм не в состоянии обеспечить оптимальное размещение, эффективное и справедливое использование ресурсов. Согласно теории рыночного фиаско, экономическая роль государства заключается в том, чтобы корректировать подобные рыночные провалы. Пи этом, каждый тип рыночного фиаско предполагает определённый тип государственного вмешательства. Проявлениями рыночного фиаско являются: 1)игнорирование рынком проблемы внешних эффектов; 2)незаинтересованность рынка в производстве общественных благ; 3)избыточная концентрация и монополизация производства; 4)безработица и инфляция, макроэкономическая нестабильность; 5)безразличие рынка к проблеме социальной справедливости; 6)чрезмерная дифференциация регионов страны; 7)невозможность посредствам рыночных механизмов осуществить прорыв в области фундаментальной науки и техники, а также глубокую структурную перестройку национальной экономики; 8)необходимость регулирования экономики на межгосударственном уровне.

2. Охарактеризуйте механизм возникновения, социально-экономические последствия и способы нейтрализации отрицательных внешних эффектов.

Когда рынок не способен отразить в цене полный эффект производства, положительные и отрицательные внешние эффекты. Отрицательный внешний эффект появляется в случае, если деятельность одного экономического агента, обуславливает издержки других. В результате этого у третьих лиц возникают некомпенсируемые издержки, которые называются издержками перелива. Наиболее очевидные из них связаны с загрязнением окружающей среды. Так, в случае сброса промышленных стоков целлюлозно-бумажного комбината издержки перелива несут потребители воды, купальщики, рыбаки. Во этом случаях в результате переноса фирмами части своих издержек на третьих лиц ,объем выпускаемого продукта оказывается выше оптимального уровня, и ресурсы поступают в его производства в чрезмерном количестве, Т.е. имеет место перепроизводства благ с отрицательными внешними эффектами.

Способом решения этой проблемы может служить установка фильтров на трубы, или установление предельных норм выброса вредных веществ в атмосферу.

 

Корректирующий налог (налог Пигу) - это налог на выпуск товаров и услуг, характеризующихся отрицательными экстерналиями. Он устанавливается по принципу: насорил - заплатишь столько, чтобы всегда нашлись желающие за тобой убрать. Главным в механизме действия данного налога является не наказание виновника загрязнения, а побуждению его к финансированию природоохранных мероприятий за свой счет и реализация тем самым интересов третьих лиц. Предприятию в этом случае становится намного выгоднее построить очистные сооружения, нежели платить корректирующий налог за загрязнение среды обитания. В результате неизбежного роста издержек производства объемы производимой им продукции (а значит, и темпы роста ВВП) сокращаются, что приводит к сжатию налогооблагаемой базы. Если в случае отрицательных экстерналий производится дополнительное налогообложение субъекта, то в случае экстерналий положительных, напротив, всемерно стимулируется его производственная деятельность - либо в форме прямых субсидий, либо в форме налоговых льгот. Однако корректирующие налоги и субсидии зачастую оказываются неспособными разрешить проблему внешних эффектов: Во-первых, довольно трудно точно установит величину издержек и выгод третьих лиц. Во-вторых, налоговые платежи производителей благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, не всегда поступают потребителям данных благ.

3. Охарактеризуйте механизм образования, социально-экономические последствия и способы нейтрализации положительных внешних эффектов.

Положительный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоду другим. Например, установление раннего диагноза, проведение прививок означают выгоду не только непосредственному потребителю услуги, но и обществу, которое тем самым экономит на последующем лечении запущенной болезни. Выгоды от образования достаются не только самим учащимся - в виде возросшего дохода -, но и всему обществу, которое приобретает универсальную рабочую силу, более производительный труд, сокращение преступности, расходов на благотворительность, рост политической активности и т.п. При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с оптимальным объемом, то есть имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

Примером нейтрализации положительных экстерналий может служить, например, прямое субсидирование инновационной деятельности фирм путем заключения с ними контрактов на определенный вид оплачиваемой государством деятельности, оплачиваемой государством.

4. Каковы, по Коузу, условия, соблюдение которых делает необязательным  участие государства в регулировании внешних эффектов? Охарактеризуйте рынок прав на побочные эффекты как механизм защиты интересов третьих лиц.

В тетради!

5. Назовите различия между частными и общественными благами. В чем состоит суть проблемы фрирайдера (безбилетного пассажира)? Каков механизм ее разрешения?

Частные блага - это блага которые, делимы ,а потому доступны частным лицам; подвержены принципу исключения- только тот субъект, который оплатит цену, получает продукт. ( например, автомобиль, компьютер, обручальное кольцо) От них заметно отличаются общественные блага - товары и услуги, которые рыночная система не намерена производить, поскольку они удовлетворяют неделимые потребности и на них не распространяется принцип исключения: не существует способов отстранения индивидов-неплательщиков от пользования общественными благами.(например фонарь). Поскольку освещением фонаря пользуется все прохожие. Возникает проблема фрирайдера, безбилетного пассажира «зайца» люди могут пользоваться выгодами потребления некоторых продуктов, не неся издержек на их производство и эксплуатацию. В таких случаях, государству приходится брать на себя их финансирование.

6. Какие блага относятся к категории квазиобщественных? Приведите пять-шесть примеров  подобных смешанных благ.

Квaзuобщеcmвeнные (смешанные) блага- это неделимые товаровы, к которым принцип исключения вполне может быть применен: мосты и автомагистрали, полицейская и пожарная охрана, библиотеки и музеи, профилактическое медицинское обслуживание и др. которые также нуждаются в немалой финансовой поддержке правительства в связи с их высокой социальной значимостью. К категории квазиобщественных могут быть отнесены и те неделимые блага, производство которых государство не может в полном объеме отдать частным компаниям. Наглядным примером могут служить некоторые виды страхования, связанного с производственной деятельностью людей.

7. Какие варианты финансирования общественных и  квазиобщественных благ используются в современной рыночной экономике? Какой из них, по вашему мнению, является более эффективным?

Варианты финансирования общественных и квазиобщественных благ могут быть следующие: 1)сосредоточение производства этих благ непосредственно на государственных предприятиях, финансируемых за счет средств федерального и местных бюджетов; 2)выступление государства в роли посредника между потребителями и производителями общественных благ. Мне кажется второй, т.к. При помощи налогообложения ресурсы из сферы производства товаров индивидуального потребления перемещаются в сферу производства общественных и квазиобщественных благ. Спрос на индивидуальные товары в результате обложения фирм и домохозяйств соответствующими налогами понижается, и это уменьшает их спрос на производственные ресурсы, которые в результате перемещаются правительством в производство общественных благ.

8. Выведите из теории рыночного фиаско необходимость государственной антимонопольной политики с указанием ее ведущих инструментов.

Развитие рыночных отношений, основанных на конкуренции, на определенном этапе приводит к угасанию конкуренции, появляются монополии. Крупные корпорации и профсоюзы монополизируют рынки товаров и труда, делают цены и заработную плату жесткими, негибкими, особенно в сторону снижения. В связи с этим одной из задач государства становятся защита конкуренции и антимонопольное регулирование экономики.

9. Выведите из теории рыночного фиаско необходимость государственной социальной политики. Каковы ее основные инструменты?

Рынок признает только один вариант распределения доходов, справедливости. Справедливым признается любой доход, полученный в результате участия субъектов в свободной конкуренции на рынках. В связи с этим, справедливыми признаются высокие доходы победителей и низкие доходы неудачников. Однако такое распределение является несправедливым. Для поддержки тех членов общества, которые не способны участвовать в конкуренции и являются малоимущими, правительство берет на себя задачу перераспределения доходов и богатства с целью уменьшения их дифференциации в рамках проводимой социальной политики. Осуществляет это, государство, через систему налогообложения, установление прожиточного минимума и законодательное определение минимальной заработной платы, ценовое регулирование, механизм трансфертных платежей, определенную политику в сфере образования, здравоохранения, культуры и т.п.

10. Свяжите теорию рыночного фиаско и необходимость проведения государством структурной политики. Каковы ее содержание и применяемые инструменты?

Непременным условием развития мировой экономики является регулирование на межгосударственном уровне: проводя внешнеэкономическую политику, правительство осуществляет контроль над перемещением товаров, капиталов и рабочей силы, оказывает воздействие на валютные курсы, организует таможенную систему и т.п. Так, регулируя курс национальной валюты, правительство способно переориентировать потоки импортируемых и экспортируемых товаров, изменяя таможенные пошлины, оно способно поддерживать отечественных товаропроизводителей.

11. Свяжите теорию рыночного фиаско и необходимость проведения государством региональной и внешнеэкономической политики. Раскройте их содержание.

Непременным условием развития мировой экономики является регулирование на межгосударственном уровне: проводя внешнеэкономическую политику, правительство осуществляет контроль над перемещением товаров, капиталов и рабочей силы, оказывает воздействие на валютные курсы, организует таможенную систему и т.п. Так, регулируя курс национальной валюты, правительство способно переориентировать потоки импортируемых и экспортируемых товаров, изменяя таможенные пошлины, оно способно поддерживать отечественных товаропроизводителей.

12. Какие проявления фиаско рынка наблюдаются в современной российской экономике?

13. Чем определяются минимально необходимые и  максимально  допустимые  пределы  вмешательства  государства в экономику?  Каковы последствия нарушения каждой из этих границ?

14. Какие проявления недостаточности, «осечки» государства проявляются в современном обществе?

1) Ограниченность доступной информации. Государственный сектор обычно лучше справляется с перераспределением информации (преодолением информационной асимметрии), чем с неуклонным наращиванием ее объема. Между тем каждое конкретное правительственное решение, прежде чем быть принятым, нуждается во всестороннем анализе с точки зрения вероятных потерь. В тех же случаях, когда правительству явно не хватает объективных данных, позволяющих с достаточной достоверностью прогнозировать результаты своих регулирующих воздействий на социально-экономическую жизнь, ему следует воздерживаться от чрезмерного расширения зоны ответственности государства и экспансии государственного сектора.

2) Неспособность государства полностью  контролировать реакцию контрагентов на его действия. Государственный сектор, как отмечалось выше, - лишь одна из составных частей современного рыночного хозяйства. Действия государства, в том числе связанные с принуждением, вплетаются в сложную структуру взаимодействий между другими субъектами экономической системы. Следовательно, конечные результаты начинаний, которые предпринимает государство, зависят не только от него самого. Лишь помня, что государство в смешанной экономике заведомо не является всесильным, можно не подпасть под влияние иллюзии, будто для любого изъяна рынка существует адекватная форма государственного вмешательства, позволяющая его полностью преодолеть, не вызвав побочных негативных последствий.

3) Несовершенство политического процесса - в связи с рациональным неведением избирателей, принятием произвольных, волюнтаристских решений, влиянием групп специальных интересов и их постоянной погоней за рентой. Погоня за рентой - расходование лоббистами ресурсов с целью получить от государства исключительные права и преимущества, приносящие их обладателям выгоды за счет других членов общества.

4) Ограниченность контроля над  государственным аппаратом. Большая иллюзия - наивно думать, что госаппарат всегда действует в законных, легитимных рамках и неуклонно преследует исключительно интересы общества, а отнюдь не свои собственные. Отстаивающая подобный взгляд традиционная теория отрицает возможность того, что какая-то часть общества может использовать государство для реализации своих частных интересов за счет общественных. Альтернативный подход, напротив, объясняет вмешательство государства не «провалами» рынка, а так называемой «политической игрой», то есть. попытками организованных общественных групп использовать власть государства в целях максимизации доходов членов группы и их доли в национальном доходе. При этом у политически влиятельной группы может появиться интерес к умалению роли естественных рыночных механизмов и чрезмерному усилению государственной интервенции в хозяйственную жизнь. Например, группы предпринимателей могут в своем стремлении максимизировать прибыль призвать к фиксированию цен, к чрезмерному протекционизму государства и тем самым к ослаблению конкурентного прессинга, ущемляющему интересы потребителей.

5) Завышение объема производства  общественных благ и связанная  с этим растрата ресурсов. Данный нерыночный провал может найти проявление, например, в чрезмерной милитаризации экономики, или в безудержных тратах дефицитных бюджетных средств (в условиях кризиса и нарастающего дефицита бюджета) на амбициозные проекты по украшению столиц и чиновничьих кабинетов и т.п.

6) Образование государством через  перераспределительные процессы новых форм неравенства и дискриминации. Так, бесконтрольное нарастание объема налоговых и иных льгот различным социальным группам (например, депутатам, правительственным чиновникам, монополистическим группировкам и т.п.) может привести (и приводит в нашей стране) к тому, что главным механизмом обогащения становится сам, по идее направленный на сглаживание рыночной дифференциации населения, бюджетный процесс.

7) Разбухание издержек на содержание  бюрократического аппарата сверх оптимального уровня (на подготовку законодательных актов, контроль за их осуществлением, оснащение техникой налоговых служб и др.). В данной связи весьма характерной представляется тенденция к неуклонному относительному (и порой и абсолютному) росту той статьи расходов российского бюджета, которая направляется на управление экономикой.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономическая теория"