Эволюция малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2015 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночным отношениям в экономике Беларуси начался в середине 80-х годов, когда страна была еще в составе Советского Союза. В 1986 году правительством СССР были приняты решения о развитии индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). В Беларуси Закон об ИТД вступил в действие с 1 мая 1987 года. Властям вменялось в обязанность содействовать ремесленникам в приобретении сырья, обеспечении помещениями, кредитами и торговыми местами на колхозных рынках. ИТД разрешалось заниматься пенсионеркам, домохозяйкам и инвалидам. Другие граждане могли заниматься ИТД только в свободное от основной работы время.

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 288.50 Кб (Скачать файл)

– ассигнований из республиканского бюджета;

– банковских процентов за использование временно свободных средств фонда;

– иных поступлений и доходов.

Фонд осуществляет финансирование разработок и реализацию программ, связанных с развитием предпринимательской деятельности; финансовую поддержку территориальных программ развития предпринимательства, непосредственное инвестирование частной инициативы и другие виды финансовой поддержки предпринимательства; установление и развитие взаимовыгодных контактов с аналогичными фондами и другими организациями зарубежных стран.

Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей не может рассматриваться как серьезный источник развития малого бизнеса. Незначительный объем располагаемых ресурсов и, как следствие, небольшое количество профинансированных проектов объективно не могут оказывать существенного влияния на динамику данного сектора экономики и реализацию приоритетных направлений его развития.

В значительной мере фонд дублирует банковскую деятельность (кредиты предоставляются на платной основе с соблюдением принципов материальной обеспеченности, целевой направленности, срочности и возвратности), но при этом круг оказываемых клиентам услуг является крайне узким. Имеют место ограничения по сумме поддержки (объем финансовой помощи – до 2500 минимальных заработных плат при первом обращении и до 5000 минимальных заработных плат – при повторном) и срокам ее предоставления (срок предоставления кредита/микрокредита – от 30 дней до 12 месяцев, лизинга – от 12 месяцев до 18 месяцев), которые не всегда корреспондируют со сроками реализации инвестиционных проектов. В связи с этим популярность услуг БФФПП в среде предпринимателей была достаточно невысокая [5].

Начиная с 2010 г., БФФПП предоставляет гарантии для исполнения обязательств по льготным кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь субъектам малого предпринимательства в соответствии с Положением об оказании государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства и субъектам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства за счёт средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого предпринимательства.

Размер гарантий составляет не более 70 % размера кредита. За предоставление гарантии взимается плата в сумме 5 % от размера гарантии. Срок действия гарантии – до 3 лет.

Наделение БФФПП функциями гарантийного фонда является перспективным шагом в направлении развития механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства и повышения эффективности использования бюджетных средств.

Таким образом, исследования показали, что в последнее время в Республике Беларусь осуществлены некоторые меры по либерализации условий экономической деятельности, принят целый ряд нормативных правовых актов, направленных на устранение излишнего вмешательства государственных органов в деятельность субъектов предпринимательства, упразднение необоснованных административных барьеров для бизнеса, стимулирование инициативы и самостоятельности всех субъектов хозяйствования. Вместе с тем, согласно оценкам Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), уровень рыночных реформ в Беларуси остается одним из самых низких среди стран с переходной экономикой, несмотря на то, что в 2008–2009 г. наблюдался прогресс в реконструкции предприятий, либерализации цен, банковского сектора. Однако особенно слабо реформировались в Беларуси секторы приватизации, управления и реструктуризации предприятий, инфраструктуры {7}.

Очередное исследование Международной финансовой корпорации и Всемирного банка «Doing Business-2010» («Ведение бизнеса – 2010»), построенное по результатам анализа деловой среды в 193 странах, показало, что Республика Беларусь передвинулась в рейтинге еще на 24 позиции вверх по сравнению с предыдущим годом (на 30 в 2009 г.) и заняла 58 место. Из стран бывшего союза перед Беларусью в рейтинге расположились Грузия, Эстония, Литва, Азербайджан, Кыргызстан и Армения. Первые позиции занимают Сингапур, Новая Зеландия, Гонконг, США, Великобритания, Дания, Ирландия, Канада, Австралия и Норвегия. Таким образом, Беларусь снова вошла в четверку лидирующих стран-реформаторов наряду с Руандой, Кыргызстаном и Македонией, существенно приблизив тем самым цель правительства войти в тридцатку стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса [3].

Наибольший прогресс в реформах наблюдался в регистрации предприятий. Благодаря принятию декрета № 1 от 16 января 2009 г. «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» Беларусь переместилась в рейтинге с 98 на 7 место в мире (на 91 позицию вверх). Благодаря декрету четыре процедуры регистрации объединены в одну, отменены требования о минимальном уставном фонде, время открытия бизнеса сократилось почти на месяц.

Все же по-прежнему существует множество барьеров, в частности, налогообложение. Беларусь третий год подряд остается на последнем 183 месте в рейтинге условий ведения бизнеса по сложности уплаты налогов и налоговому бремени, несмотря на некоторые реформы, предпринимаемые белорусскими законодателями [2].

Среди позитивных изменений можно отметить свободу выбора предприятия по квартальной или месячной уплате налога на прибыль. Также с 2010 г. при расчёте и уплате налога на прибыль отменено нормирование расходов на оплату труда, на рекламные, консалтинговые, маркетинговые услуги. Отменены 4 оборотных налога: сбор в фонд поддержки производителей сельхозпродукции, налог с продаж товаров в розничной торговле, налог на приобретение автотранспортных средств, местные сборы с пользователей за парковку автотранспортных средств.

В целях стимулирования экспорта белорусских товаров правительство пошло на диалог с частным бизнесом, предлагая ему льготные условия по реализации белорусских товаров на внешних рынках. Как следствие, 25 сентября 2009 г. был подписан указ № 477 «О некоторых вопросах деятельности индивидуальных предпринимателей и внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 15 апреля 2009 г. № 194», предоставляющий индивидуальным предпринимателям льготы при экспорте белорусских товаров.

Для дальнейшего развития малого бизнеса в Республике Беларусь законом предусмотрена разнонаправленная государственная поддержка.

 

2.3 Барьеры на пути развития  малого бизнеса

 

Президент Беларуси Александр Лукашенко 31 декабря 2010 года подписал Директиву №4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь".

По существу, это программный документ, направленный на раскрепощение деловой инициативы, создание благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития Беларуси.

Директива содержит девять разделов, каждый из которых сфокусирован на устранении существующих барьеров, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательской деятельности.

Наименования этих разделов сформулированы в виде системных требований ко всем государственным органам и организациям, общественным объединениям и гражданам страны:

1. Обеспечить дальнейшее развитие  добросовестной конкуренции субъектов  предпринимательской деятельности независимо от формы собственности.

2. Создавать условия для беспрепятственного  осуществления предпринимательской  деятельности.

3. Ликвидировать излишние административные  барьеры при взаимодействии между  государственными органами и  юридическими лицами, гражданами.

4. Завершить гармонизацию налоговой  системы Беларуси с действующими  в европейских странах. Придать  налоговому законодательству характер, стимулирующий добросовестное исполнение  налоговых обязательств и деловую инициативу.

5. Придать контрольной (надзорной) деятельности предупредительный характер, перейти к преимущественному использованию профилактических мер, направленных на предотвращение правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности.

6. Усовершенствовать инфраструктуру и систему финансирования малого предпринимательства в целях активизации предпринимательской деятельности и обеспечения эффективной поддержки предпринимательства (правовой, организационной и финансовой).

7. Исключить излишнее регулирование рынка труда.

8. Сформировать правовую базу, стимулирующую  развитие в Беларуси механизмов  государственно-частного партнерства.

9. Обеспечить однозначное правовое  регулирование и стабильность  законодательства, регулирующего предпринимательскую  деятельность.{}


Информация о работе Эволюция малого бизнеса в Республике Беларусь