Эволюция малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2015 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночным отношениям в экономике Беларуси начался в середине 80-х годов, когда страна была еще в составе Советского Союза. В 1986 году правительством СССР были приняты решения о развитии индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). В Беларуси Закон об ИТД вступил в действие с 1 мая 1987 года. Властям вменялось в обязанность содействовать ремесленникам в приобретении сырья, обеспечении помещениями, кредитами и торговыми местами на колхозных рынках. ИТД разрешалось заниматься пенсионеркам, домохозяйкам и инвалидам. Другие граждане могли заниматься ИТД только в свободное от основной работы время.

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 288.50 Кб (Скачать файл)

- Меньший налоговый пресс и более простые системы налогообложения и бухгалтерского учета для индивидуальных предпринимателей.

Однако, начиная с 2002 года, количество частных малых предприятий снова стало увеличиваться, достигнув к концу 2010 года более 84 тыс. Очевидно, что использование принципа “в одно окно” в процессе прохождения субъектами бизнеса разрешительных процедур создает благоприятные условия для развития предпринимательства и в первую очередь для роста малого и среднего бизнеса.

Интересен также опыт ряда стран по использованию принципа “молчание – знак согласия”. В соответствии с указанным принципом положительное решение государственного регистрирующего органа о регистрации субъекта предпринимательской деятельности считается принятым, если указанным субъектом в течение установленного законодательством срока с момента подачи требуемых документов не получено отказа в регистрации.

Опыт же других стран может и должен быть использован в Беларуси с максимальной выгодой для государства и бизнеса. Это облегчит процедуру усовершенствования правового регулирования административных процедур и позволит предотвратить возможные проблемы, а также сократит издержки реформирования административно-правовой системы регулирования предпринимательской деятельности в стране.

 

  1. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

     2.1 Современное состояние малого бизнеса в Республике Беларусь

 

Обратимся к исследованию Исследовательского центра ИПМ, проведенному в апреле 2011 года на тему «Малый и средний бизнес в РБ». Опрошенные директора 407 компаний разных форм собственности отвечали на разнообразные вопросы, касающиеся всех сторон существования и развития предприятий Республики Беларусь.

Полученные данные опроса показывают нам структуру малого бизнеса в РБ:

    • Торговые предприятия - 31,7%
    • Производство (промышленность) - 20,6%
    • Строительство - 15%
    • Транспорт и связь - 6,6%
    • Бытовое обслуживание - 5,4%
    • Общественное питание - 4,4%
    • Компьютерные услуги - 3,4%
    • Другое - 3,2%
    • Туризм - 2,9%
    • Полиграфия и издательство - 2%
    • Недвижимость - 1,5%
    • Консалтинговые услуги - 1,2%
    • Реклама - 1,2%
    • Образование - 0,7%

В среднем на исследованных предприятиях работает от 10 до 50 человек, доля многолюдных компаний невысока (11.8% компаний со штатом более 100 человек).

Как «стабильное» оценивают 48,2% владельцев, открывших свое дело в Беларуси, нынешнее экономическое положение своего бизнеса. Тревожно высокое количество компаний находится в положении «плохо или ниже среднего» – 35,9%. Похоже, не так уж он нынче привлекателен, этот прибыльный бизнес в Беларуси.

Однако белорусский бизнес все-таки развивается, 61,7% респондентов отметили, что за последний год конкуренция в Республике Беларусь заметно выросла.{5}

 

2.1.1 Малый бизнес в отраслевом разрезе

 

За 2010 год количество субъектов малого предпринимательства – юридических лиц всех форм собственности увеличилось на 6 762 организации и составило на 1 января 2011 г. 84 164 организации.

В общем количестве субъектов малого предпринимательства – юридических лиц 95,1 процента составляют организации частной формы собственности (Рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 - Распределение субъектов малого предпринимательства – юридических лиц по формам собственности в 2010 году, в % к общему количеству

 

На протяжении последних нескольких лет отраслевая структура микро- и малых организаций практически не изменяется. По итогам 2010 года количество субъектов малого предпринимательства – юридических лиц, занятых в торговле и общественном питании, составляет 40,9 процента (Рисунок 2.2). В промышленности сосредоточено 19,9 процента субъектов малого предпринимательства – юридических лиц, строительстве – 10,7 процента, транспорте – 8,1 процента, сельском хозяйстве – 3,3 от общего количества субъектов малого предпринимательства – юридических лиц. Все остальные отрасли имеют достаточно невысокий процент в общем количестве микро- и малых организаций. В науке и научном обслуживании осуществляют деятельность 317 микро- и малых организаций (0,4 процента от общего количества).

 

 

Рисунок 2.2 - Распределение субъектов малого предпринимательства – юридических лиц по отраслям экономики в 2010 году, в % 

По количеству занятых в отраслевом разрезе лидируют также предприятия торговли и общественного питания (30,4 процента от общей численности занятых на микро- и малых организациях), промышленные (28,1 процента от общей численности занятых на микро- и малых организациях), строительные - 17 процентов (Рисунок 2.3).

Рисунок 2.3 - Распределение численности занятых на микро- и малых организациях в зависимости от отраслевой принадлежности в 2010 году, в %

 

В 2010 году удельный вес субъектов малого предпринимательства – юридических лиц в общем объеме валового внутреннего продукта составил 12,4 процента (в 2009 – 11,4 процента).

Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) субъектов малого предпринимательства – юридических лиц за 2010 год составила 127002,8 млрд. рублей или 28 процентов от общего объема выручки, полученной по народному хозяйству (2009 год – 28,9 процента).

В общем объеме промышленного производства удельный вес субъектов малого предпринимательства - юридических составил 9,5 процента (в 2009 – 9,1 процента).

Объем розничного товарооборота организаций торговой сети и общественного питания субъектов малого предпринимательства – юридических лиц, составил за 2010 год 14368,1 млрд. рублей, что составляет 28,2 процента от общего объема розничного товарооборота, включая общественное питание  (2009 год – 29,5 процента).

В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 46,4 процента (2009 год - 49,4), непродовольственных – 53,6 процента (2009 год - 50,6).

Объем платных услуг, оказанных населению субъектами малого предпринимательства – юридическими лицами, составил 2190 млрд. рублей (2009 год - 1867 млрд. рублей).

По сравнению с 2009 годом в 2010 году увеличилась доля субъектов малого предпринимательства во внешнеторговом обороте и составила 33,7 процента (сальдо сложилось отрицательное в размере 638,4 млн. долларов США).

В 2010 году объем инвестиций в основной капитал составил 14751,3 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2009 годом на  140,2 процента. При этом объем иностранных инвестиций составил 861,5 млрд. рублей и увеличился  по сравнению с 2009 годом  на 50,3 процента (в 2009 году - 573,3 млрд. рублей).

В 2010 году наблюдается уменьшение убыточных организаций по сравнению с 2009 годом (21 и 26 процентов соответственно): в общем количестве субъектов малого предпринимательства – юридических лиц доля убыточных микроорганизаций составила 21,9 процента, малых организаций – 16,3 процента.

В разрезе форм собственности наибольший удельных вес убыточных микро- и малых организаций наблюдается среди иностранных организаций (37,1 процента от общего количества), наименьший – среди государственных (9,3).

Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг микро- и малых организаций составила в 2010 году 15,8 процента (по микроорганизациям – 22,6 процента, по малым организациям – 13,2 процента).

Наибольшего значения данный показатель достиг у организаций, осуществляющих операции с недвижимым имуществом (63,4 процента), материально-техническое снабжение и сбыт (38,7), связь (24,5), деятельность в науке и научном обслуживании (22,5), строительстве (16,8), торговле и общественном питании (16,6), промышленности (12,3).

 

2.1.2 Малый бизнес в региональном  распределении

 

Большая часть субъектов малого предпринимательства – юридических лиц 37 процентов сконцентрирована в г. Минске; 16 процентов – в Минской обл.; 10,8 – Брестской; 9,7 – Гомельской; 9,5 – Витебской; 8,6 – Гродненской; 8,4 – Могилевской (Рисунок 2.4).

 

Рисунок 2.4. - Распределение количества субъектов малого предпринимательства –  юридических лиц по областям Республики Беларусь, в % к общему количеству

 

О деловой активности в регионах свидетельствует количество субъектов малого предпринимательства – юридических лиц, приходящихся на 1000 постоянного населения в трудоспособном возрасте (в среднегодовом исчислении) (таблица 2.1).

 

Таблица 2.1 - Количество субъектов малого предпринимательства – юридических лиц, приходящихся на 1000 постоянного населения в трудоспособном возрасте

 

 

Количество субъектов малого предпринимательства – юридических лиц на 1000 человек постоянного населения в трудоспособном возрасте (в среднегодовом исчислении)

Республика Беларусь

18,2

по областям (г. Минску):

 

Брестская

13,9

Витебская

13,5

Гомельская

11,8

Гродненская

14

г. Минск

32,8

Минская

19,3

Могилевская

13,4


 

По объему внешнеторговых операций субъектов малого предпринимательства по республике лидирующие позиции занимает город Минск, его доля в общем объеме экспорта составила 67,4 процента, импорта – 73,2 процента.{6}

Благодаря проведенному анализу можно сделать вывод о достаточно эффективной работе субъектов малого бизнеса в экономике Беларуси, несмотря на все проблемы, связанные с организацией и ведением частного бизнеса.

Таким образом, развитие малых и средних предприятий может помочь решить актуальные проблемы повышения производства и занятости населения. Но все это возможно лишь при понимании роли малого бизнеса и положительном отношении к нему. На сегодняшний день этого, к сожалению, со стороны органов государственной власти и управления не наблюдается.

 

2.2 Государственная и негосударственная  поддержка малого бизнеса

 

Таким образом, малый бизнес Беларуси представляет собой перспективный развивающийся сектор, постепенно увеличивающий свою роль и значение в обеспечении общего экономического роста страны.

Для повышения эффективности и широкого распространения предпринимательской деятельности государство создаёт информационные, консультативные, исследовательские и другие центры, инновационные и иные фонды, оказывая тем самым помощь в становлении данного сектора экономики.

В целом поддержка субъектов малого бизнеса имеет свои эффективные формы, которые широко применяются не только в Республике Беларусь, но и за рубежом. Прежде всего, это – инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства.

Субъектами инфраструктуры являются:

– центры поддержки предпринимательства (юридические лица, осуществляющие деятельность по обеспечению экономической и организационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства). Их основными задачами является оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в получении финансовых и материально-технических ресурсов; информационных, методических и консультационных услуг; подготовке, переподготовке и привлечении квалифицированных кадров; проведении маркетинговых исследований;

– инкубаторы малого предпринимательства (юридические лица, имеющие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или на ином законном основании специально оборудованные под офисы и производство товаров /выполнение работ, оказание услуг/ помещения и находящееся в них имущество и предоставляющие их в соответствии с законодательством в пользование начинающим свою деятельность субъектам малого предпринимательства в целях оказания им помощи в развитии и приобретении финансовой самостоятельности).

На 1 октября 2010 г. в Минэкономики были зарегистрированы 52 центра поддержки предпринимательства и 9 инкубаторов малого предпринимательства [5].

Финансовое обеспечение государственной политики поддержки малого бизнеса осуществляет Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей (БФФПП), который является юридическим лицом.

Средства Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей формируются за счёт:

– отчислений (взносов) министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей;

– средств министерств и ведомств, предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей, временно передаваемых фонду для осуществления уставных задач;

Информация о работе Эволюция малого бизнеса в Республике Беларусь