Эволюция малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2015 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночным отношениям в экономике Беларуси начался в середине 80-х годов, когда страна была еще в составе Советского Союза. В 1986 году правительством СССР были приняты решения о развитии индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). В Беларуси Закон об ИТД вступил в действие с 1 мая 1987 года. Властям вменялось в обязанность содействовать ремесленникам в приобретении сырья, обеспечении помещениями, кредитами и торговыми местами на колхозных рынках. ИТД разрешалось заниматься пенсионеркам, домохозяйкам и инвалидам. Другие граждане могли заниматься ИТД только в свободное от основной работы время.

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 288.50 Кб (Скачать файл)
  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ.

 

1.1. История предпринимательства в современной Беларуси

 

Переход к рыночным отношениям в экономике Беларуси начался в середине 80-х годов, когда страна была еще в составе Советского Союза. В 1986 году правительством СССР были приняты решения о развитии индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). В Беларуси Закон об ИТД вступил в действие с 1 мая 1987 года. Властям вменялось в обязанность содействовать ремесленникам в приобретении сырья, обеспечении помещениями, кредитами и торговыми местами на колхозных рынках. ИТД разрешалось заниматься пенсионеркам, домохозяйкам и инвалидам. Другие граждане могли заниматься ИТД только в свободное от основной работы время.

Еще одной возможностью для предприимчивых людей проявить себя стали центры научно-технического творчества молодежи (НТТМ), создание которых началось в 1987 году. При них создавались временные творческие коллективы (ВТК), которые работали в принципиально новых условиях без “плана” и “вала”, по договорам с центром. Они сами искали заказы на выполнение работ и договаривались о цене работы с заказчиком. Одним из таких центров стал созданный в Минске в феврале 1988 года центр НТТМ “Спектр”. Уже через два года работы в штате центра было 35 человек, объем выполненных договорных работ составлял несколько миллионов долларов.

Гораздо более значимым фактом для развития предпринимательства стало принятие в конце 1986 – начале 1987 года первых решений, а позже в 1988 году и Закона о развитии кооперации в СССР. На деле же у кооперативов оказался статус полноценного предприятия и рыночного агента. Они были вправе производить и покупать любую продукцию, свободно устанавливать цены (за исключением тех случаев, когда кооперативы выполняли принятый добровольно госзаказ). А главное, что кооператив использовал свою, частную, собственность. Кооперативы не отчисляли деньги в бюджет и вышестоящим организациям, как государственные предприятия, а платили налоги, причем весьма умеренные в первое время. В среднем у государственных предприятий забирали 50% прибыли, а у кооперативов – 3% дохода, что составляло в среднем около 6% прибыли.

Столь благоприятные условия для кооперативов привели к быстрому росту их численности. Если на начало 1988 года в Белорусской ССР было 2 158 кооперативов с числом занятых 20,4 тыс. человек, то к началу 1990 года – 6 183 кооператива с числом занятых 355 тыс. человек.

Свобода деятельности кооперативов привлекла массу предприимчивых людей. И немало сегодняшних состояний выросло из возникших тогда кооперативов. Конец 80-х – начало 90-х годов были временем “золотой лихорадки” для бизнеса.

Деньги делались на всем – от свалок до внедрения достижений научно-технического прогресса. Известный в то время предприниматель Гарри Островский свой первый миллион заработал на новой технологии производства особо твердых набоек для обуви из металлического порошка. Темпы инфляции в 1992_1993 годах доходили до 2000% в год. В то же время ставки по кредитам оставались очень низкими. Например, процентные ставки по кредитам Белагропромбанка в декабре 1992 года были на уровне 60%. В этих условиях все предприятия, имевшие доступ к кредитам, могли делать значительные деньги без всяких усилий. Достаточно, например, было купить на взятый в банке кредит партию товара и просто продать его через несколько месяцев.

Допустив свободные цены в частном секторе, государство оставило фиксированные цены на товары и услуги госсектора. Это дало новым компаниям возможность повышать цены на свои товары до уровня рыночного равновесия и получать очень большие доходы. Например, чистые магнитофонные кассеты продавались в государственных магазинах по 4 рубля за штуку, но в продаже практически отсутствовали. Кооператоры “доставали” чистые кассеты и записывали на них музыку. Затем, пользуясь правом продавать свою продукцию по свободным ценам, они реализовывали эти кассеты по 8 рублей за штуку.

Двухуровневая система цен способствовала развитию коррупции и увеличению “серой” экономики. Все крупные предприятия “обрастали” мелкими фирмами-посредниками.

Однако надежды на то, что кооперативы насытят рынок товарами, не оправдались. Во-первых, они занимали слишком незначительную долю на рынке, чтобы существенно повлиять на его состояние. Во-вторых, материально-техническое снабжение кооперативов упиралось в госзаказы и лимиты. Поэтому они работали в основном по “обслуживанию” госпредприятий. В 1990 году в целом по СССР 80% кооперативов действовало при госпредприятиях, арендуя у них площади и приобретая материалы. При этом 70% продукции кооперативы продавали госпредприятиям.

Еще одной формой перехода от государственной собственности к частной стала аренда. В ноябре 1989 года были приняты Основы законодательства СССР и союзных республик об аренде. В них говорилось, что предприятие может по разрешению собственника, т.е. государства, сдать само себя, а точнее имущественный комплекс, в аренду. Арендатору предоставлялось право выкупа имущества на условиях, которые оговаривались в договоре. Выкуп считался совершенным, когда сумма арендных платежей достигала стоимости сданного в аренду имущества. К 1990 году в СССР уже было 6,2 тыс. арендных предприятий с 3,6 млн. работающих. В Беларуси первым собственником предприятия стал коллектив Слонимского картонно-бумажного завода “Альбертин”. Взяв в банке кредит на пять лет и уплатив необходимую сумму, трудовой коллектив выкупил свое предприятие.

К середине 1991 года в Беларуси было уже 37 народных предприятий. Среди них немало широко известных. Например, швейная фабрика “Элот” и обувная фабрика “Неман” из Гродно, Брестский завод бытовой химии, Минский часовой завод, ПО “Милавица”, “Гомельлифт” и многие другие.

Превращение в коллективные предприятия стало наиболее популярным методом приватизации и объектов коммунальной собственности, которая началась в 1991 году. Из приватизированных в 1991_1992 годах 204 объектов торговли и общественного питания, бытового обслуживания и небольших объектов других отраслей 134 объекта, или 67%, были преобразованы в коллективные предприятия (через аренду с выкупом или прямо посредством выкупа).

В целом можно констатировать, что усиление либеральных тенденций в экономике республики после распада СССР стало мощным толчком для развития предпринимательства. На этом этапе государство во взаимоотношениях с негосударственным сектором экономики придерживалось принципа невмешательства. Бизнес развивался во многом стихийно, отсутствовала полноценная нормативно-правовая база, регулирующая отношения между государством и частным бизнесом. Несмотря на фактическое отсутствие государственной инфраструктуры поддержки малого бизнеса, устаревшее и постоянно менявшееся законодательство и другие, характерные для стран с переходной экономикой, проблемы, частный сектор в это время неуклонно расширялся как по числу официально зарегистрированных субъектов хозяйствования, так и по количеству занятых в этом секторе экономики.

Это был период, когда в бизнес пошли люди, которые хотели сами строить свое будущее. В 1992 году при активном участии бизнес-ассоциаций был создан Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей. С 1993 года в Беларуси начала работать Международная финансовая корпорация (МФК). Специалисты МФК оказывали техническую помощь в проведении малой приватизации в стране и поддержке частного предпринимательства. Отношения между государственными органами управления и предпринимательской средой в тот период были достаточно конструктивными. Так, например, руководители Белорусского союза предпринимателей и арендаторов и Белорусского союза предпринимателей являлись внештатными помощниками руководителя правительства. Специалисты бизнес-ассоциаций принимали активное участие в оценке проектов законов в Верховном Совете и постановлений правительства. Благодаря их усилиям были заторможены многие неблагоприятные законотворческие инициативы, а весной 1994 года были подписаны знаменитые Постановления Совета Министров № 327, 395 и 427, значительно расширяющие круг гарантий для предпринимательской деятельности.

С 1994 года важнейшей государственной целью было провозглашено создание в стране социально-ориентированной рыночной экономики с эффективной системой государственного управления. Одновременно предусматривалось ускорение рыночных преобразований, структурная перестройка экономики, развитие предпринимательства и создание благоприятной экономической среды. С этого времени государственная политика по отношению к развитию предпринимательства характеризуется противоречивостью. С одной стороны, правительство предпринимало попытки оказать малым и средним предприятиям поддержку. Была обновлена, а по отдельным направлениям впервые создана нормативно-правовая база, в результате чего большинство аспектов деятельности малых предприятий стало регламентироваться с достаточной четкостью, определились основные направления политики государства по поддержке предпринимательства. С другой стороны, государство начало устанавливать многочисленные административные барьеры для частного сектора экономики, ввело жесткий контроль за деятельностью частных предприятий и неоправданно суровую систему наказаний за экономические правонарушения. Это привело к тому, что с 1996 года количество малых предприятий, равно как и их вклад в экономику, росли незначительными темпами.

Таким образом, становление малого бизнеса в рамках современной истории Беларуси можно условно разделить на два этапа:

первый этап (конец 80_х – середина 90_х годов) – быстрый рост количества предприятий малого бизнеса при отсутствии системной нормативно-правовой базы и слабой инфраструктуре поддержки предпринимательства;

второй этап (после 1996 года и по настоящее время) – переход к более жесткому государственному регулированию экономических процессов и контролю предпринимательской деятельности. Этот этап характеризуется как меньшей динамикой роста количества частных предприятий, так и их меньшим вкладом в общее экономическое развитие страны.{1}

 

1.2. Определение сектора малого бизнеса

 

Малый бизнес – основа современной модели экономики. Он обеспечивает основные конкурентные преимущества экономики рыночного типа, придает необходимую гибкость рыночному механизму, создает предпосылки для развития экономики, формируя, с одной стороны, конкурентную среду, с другой – создание основных нововведений. Малые компании способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за счёт этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для нашей экономики имеет важнейшее значение.{2}

Классификация малых предприятий в Республике Беларусь, согласно Закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» от 16 октября 1996 года выглядит следующим образом (табл. 1.1).

 

 

 

 

Таблица 1.1 -  Классификация малых предприятий в РБ

 

Сфера деятельности

Численность работников

Промышленность и транспорт

до 100 человек

Сельское хозяйство и научно-техническая сфера

до 60 человек

Строительство и оптовая торговля

до 50 человек

Другие отрасли производственной сферы, общественного питания, бытовое обслуживание

до 30 человек

Розничная торговля

до 30 человек

Другие отрасли непроизводственной сферы

до 25 человек


 

В силу статьи 1 Закона, создание малых предприятий допустимо на основе любых форм собственности.

Количественный учет малых предприятий и анализ их деятельности (численность работников, оплата труда, объемы производимой продукции, рентабельность и прочие показатели) осуществляют органы государственной статистики. По данным Министерства статистики и анализа, количество негосударственных предприятий малого бизнеса по состоянию на конец 2010 года составило около 84 тыс.{3}

Критерии отнесения субъектов хозяйствования к “средним” предприятиям законодательно не определены, поэтому точные данные об их количестве и вкладе в экономику отсутствуют.

Количественный учет индивидуальных предпринимателей ведут Министерство по налогам и сборам и регистрирующие органы. Однако кроме количественных показателей и учета налоговых поступлений анализ их деятельности не производится. На 5 сентября 2011 года в Беларуси зарегистрировано около 252 тыс. индивидуальных предпринимателей.{4}

Статистика малого предпринимательства в Беларуси показывает, что со второй половины 90-х годов в развитии данного сектора экономики наблюдалась тенденция сокращения количества малых предприятий и увеличение числа индивидуальных предпринимателей.

Основные причины данной тенденции:

- Более сложная дорогостоящая и нестабильная процедура государственной регистрации предприятий по сравнению с индивидуальными предпринимателями.

- Меньшие затраты для входа на рынок и соответственно меньшие риски для индивидуальных предпринимателей в условиях недостаточной гарантии защиты прав собственности.

Информация о работе Эволюция малого бизнеса в Республике Беларусь