Этапы и периоды в истории экономических учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 19:15, доклад

Описание работы

Выделяют следующие периоды:
1) Донаучный период
2) Классический
3) Современный
Выделяют определённые важнейшие события в истории экономических учений:
1) Отделение экономической мысли от философских и религиозных систем в эпоху меркантилизма (15-18 века)
2) Возникновение экономической науки как самостоятельного образа научного знания, имеющей собственный предмет исследования во второй половине 18 века.
3) Возникновение последней трети 19ого века экономической профессии, т.е. профессиональная группа специалистов, занимающаяся эккономическими проблемами
4) Признание в 30 ые годы 20 ого века общественной значимости эк науки в научном обосновании экономической политики и активного участия экономистов

Файлы: 1 файл

Otvety_na_voprosy.docx

— 112.28 Кб (Скачать файл)
  1. Этапы и периоды в истории экономических учений

выделяют следующие периоды:

  1. Донаучный период
  2. Классический
  3. Современный

выделяют определённые важнейшие  события в истории экономических  учений:

  1. Отделение экономической мысли от философских и религиозных систем в эпоху меркантилизма (15-18 века)
  2. Возникновение экономической  науки как самостоятельного образа  научного знания, имеющей собственный предмет исследования во второй половине 18 века.
  3. Возникновение последней трети 19ого века экономической профессии, т.е. профессиональная группа специалистов, занимающаяся эккономическими проблемами
  4. Признание в 30 ые годы 20 ого века общественной значимости эк науки в научном обосновании экономической  политики и активного участия экономистов.

Современный период в экономической науке начинается в середине 19ого века периоды:

70ые гг 19 века – 30ые года 20 века неоклассическое направление  (70ые годы – маржиналистская  революция)

30ые годы 20 века произошла кейнсианская  революция

середина 80ых годов в истории  экономических учений получила название – неконсервативный  сдвиг.

 

  1. Особенности экономики и экономических воззрений в традиционных обществах

Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. С давних времен люди пытались выяснить, от чего зависит  развитие человеческого общества, по каким законам развивается экономика. 
Различные стороны общественной жизни изучаются различными науками. Одной из таких наук является экономическая наука 
Зачатки экономической науки появились еще в древнем мире. Уже ученые- философы Древней Греции, Рима, Востока, Египта, Китая и Индии пытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как наживать состояние.

Экономическая мысль Древней Греции и ученые той поры, например Платон(427 – 347 гг. до н. э.) и Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.), сформировали исходные положения экономической теории о полезности, как исходной ценности материальных благ, равновеликом обмене эквивалентов. Мыслители Древнего Рима – Сенека (4 – 65 гг. до н. э.), Лукреций Кар (39 – 55 гг. до н. э.) и др. исследовали экономические причины разложения и гибели рабства, главной из которой, по их мнению, было отсутствие материального интереса. Взгляды Сенеки оказали влияние на формирование экономических концепций , концепций христианства, которые в последующем историческом процессе развития человечества совершило коренной переворот во взглядах на хозяйственную жизнь. Христианские мыслители и проповедники объявили простой хозяйственный труд необходимым и святым делом, считая, что «Если кто не хочет трудиться, тот пусть и не есть». Однако мыслители древности еще не выделяли экономические явления из всей суммы общественных процессов, не создали систематизированного учения об экономике. Итак, как прикладная наука о ведении хозяйства, экономическая наука возникла в период рабовладельческого строя. Но только в XVI – XVII вв. появилось ее название – политическая экономия (от греческих слов:«политейя» - общество, «ойкос» - дом, хозяйство, «номос» - закон). Таким образом, политическая экономия – наука о законах функционирования общественного хозяйства в рамках государства. В самостоятельную науку политическая экономия превращается в начале XVII в

 

 

 

3.Экономическая мысль  Древнего Востока

Памятников эк мысли цивилизаций  ДВ наиболее известным является так  называемый кодекс законов Вавилонии, принятый в XVIII в. до н.э. царем Хаммурапи (1792—1850 до н.э.)1. В тот период в этом гос-ве Месопотамии, расположенном в междуречье Тигра и Евфрата, возникла реальная угроза сохранению его устоев и, возможно, суверенитета, ибо быстрое развитие здесь товарно-денежных отношений сопровождалось резким сокр поступлений налогов в казну и соответственно ослаблением гос-ых структур и особенно армии. Консолидировавший общество и эк-ую жизнь старовавилонского гос-ва кодекс Хаммурапи внешне был нацелен на то, чтобы «сильный не притеснял слабого». Фактически же закрепленные в нем правовые нормы жестко регламентировали натурально-хозяйственные основы, увязав их не только с эк-ой ответственностью.

Так, за покушение на частную собственность  мерой пресечения виновного могли стать обращение в рабство либо смертная казнь. Попытки увести чужого раба, а последний приравнивался к имущественному богатству, также сурово карались, т.е. вплоть до смертной казни. Своеобразные требования государство узаконило в части «снижения» тяжести кабалы и рабства за долги, а также ростовщичества. К примеру, царские воины и другие граждане — вавилоняне по «новым» законам впредь не лишались своих земельных наделов за долги; отдавая (или продавая) за долги в рабство свою жену, сына или дочь, отцу семейства гарантировалось «законом», что по истечении трех лет члена его семьи освободят и одновременно аннулируется долг; масштабы ростовщичества были «упорядочены» так, что предел денежной ссуды не должен был превышать 20%, а натуральной ссуды — 33%.

 

 

4.Экономические взгляды Платона

 Платон (428–347 гг. до н. э.), ученик Сократа, разработал проект идеального государства. Проект предусматривал сословную дифференциацию общества. Общество должно было иметь следующую структуру:

1) философы, которые управляют государством;

 2) воины, функцией- защита государства от внешних и внутренних врагов,

3) работники  которые поддерживают государство материально. Рабов он не относил к какому-либо сословию, так как они являются собственностью свободных граждан. Платон проповедовал уничтожение частной собственности.

Все граждане, согласно Платону, в идеальном государстве  могут получить дом и земельный  надел без права распоряжения им, т. е. его нельзя было продавать или покупать. Представляет интерес и такое правило, хар.  идеальное общество Платона, – не должно быть слишком большой имущественной дифференциации граждан: имущество граждан не должно отличаться по объему более чем в четыре раза. Граждане не должны иметь золота и серебра, не должны заниматься ростовщичеством.

 

 

 

 

5.Вклад Аристотеля в развитие научного знания об экономике

Аристотель (384–322 гг. до н. э.). - он, был сторонником рабовладельческого общества и, как и они, разрабатывал проект идеального государства. Граждан Греции он делил на пять групп: 1) земледельческий класс, 2) класс ремесленников, 3) торговый класс, 4) наемные работники  5) военные.

Хоз-ую деятельность он относил либо к экономике, либо к хрематистике.

Экономика (экономия), по Аристотелю, это – создание «истинного богатства», накопление потребительских стоимостей. Экономика как наука представляет собой изучение путей развития нат-го хозяйства, создающего потребительские стоимости.

Хрематистика – искусство «делать деньги», искусство использовать и распоряжаться имеющимся, запасаться необходимым, создавать состояния, накапливать денежные богатства посредством крупных торговых сделок, перепродажи, спекуляции, ростовщических операций. Правда, Аристотель признавал хрематистику как накопление запасов в кол-ве, необходимом для ведения хозяйства.

Аристотель  отмечал наличие у товара двойного назначения: он используется для удовлетворения какой-то потребности и может применяться для обмена. Иными словами, товар рассматривался как единство потребительной и меновой стоимости.

 

 

6Отношение к  собственности, труду, деньгам,  ссудному проценту' в традиционных  обществах

 

Мы остановимся на авторе, кот. явл.одним  из самых влиятельных мыслителей этой эпохи, — Фоме Аквинском и  на примере его воззрений проиллюстрируем  особенности средневековой экон. мысли. 
1. Богатство. Оно не является грехом само по себе. Оно есть власть, которая дается человеку, обладающему богатством. Другой вопрос — как это оно используется. Если с его помощью делаются благие дела, то такое богатство заслуживает одобрения. Если же оно порождает пороки и им творится несправедливость, тогда такое использование богатства достойно всякого осуждения. Человек, обладающий богатством, наделен более высокой степенью ответственности за свои поступки, потому что последствия этих поступков более значительны для окружающих, чем поступки бедняков.  
2. Частная собственность. человек имеет право на владение теми вещами, в кот.он вложил часть своей души. Человек имеет также право передавать и получать вещи по наследству, потому что всякий трудится не только ради себя, но ради семьи и своих потомков.Необходимость частной собственности Фома Аквинский объясняет и греховностью человеческой природы. Он пишет, что человек лучше заботится о том, что принадлежит только ему. Установление жестких правил частной собственности также рождает мир и прекращает споры по поводу владения той или иной вещью. 
3. Социальное неравенство. Аквинский выделяет два вида справедливости. Первый вид — справедливость при обмене. Она основана на равенстве обмениваемых товаров, откуда вытекает понятие «справедливой цены». Второй вид — справедливость при распределении. Он используется при определении справед-ливой доли каждого члена общества в общем продукте. Распределительное право основано не на арифметическом равенстве, а на пропорциональном равенстве, означающем, что доли при распределении должны соответствовать положению человека в обществе, значимости выполняемых им функций. Справедливость здесь заключается в воздаянии по заслугам.  
4. Справедливая цена. Рассуждения Аквинского о справедливой цене опираются на понятие обменного права. «Справедливая цена» должна обеспечивать равенство при обмене, т.е. каждый участник сделки должен отдать ровно столько, сколько он получил. Вопрос в том, как определяется «справедливая цена». Согласно рассуждениям Аквинского, она является результатом субъективных оценок двух обменивающихся сторон. В первую очередь это субъективная оценка продавцом той меры ущерба, которую он понесет, продав данный товар. Этот ущерб в целом соотносится с издержками на приобретение или производство данного товара. Но не менее важным является и субъективная оценка покупателем ценности данного товара, т.е. меры своей потребности в нем.

5. Оценка торговли. Аквинский не осуждает торговлю, считая, что купец выполняет важную функцию, доставляя товары туда, где в них больше всего нуждаются. За это он имеет право получать прибыль. Но в то же время торговец обязан соблюдать два правила. Во-первых, он должен соотносить цену товара с затратами на его приобретение и качеством. Во-вторых, он не должен гнаться за прибылью ради самой прибыли.

 

 

 

 

 

7)Экономическая мысль  Средневековья. 

Экономи́ческая  мысль Средневеко́вья носит преимущественно теологический и канонический характер. Экономика наполнена религиозно-этическими нормами, которыми оправдывался сословный характер организации общества и сосредоточение политической и экономической власти у феодалов. В этот период изменилось отношение к физическому труду, сделав его уважаемым[1].

Особенности


В период разложения Рима возникла христианская церковь, которая стала преемником греческой и римской философии и экономики. Ничего принципиального нового церковь привнести не могла, а лишь установила идеи Аристотеля в нерушимый канон и боролась со всем новым и прогрессивным[1]. Но полностью остановить развитие экономической мысли инквизиция не могла, так как в Средневековье появились новые проблемы, которые не знала Античность. Их анализом занимались выдающиеся представители того времени. Крупнейшим является итальянский философ и теолог Фома Аквинский[2].

Вслед за Аристотелем Фома Аквинский развивал мысль о естественности натурального хозяйства и делил богатство на натуральное (продукт натурального хозяйства) и искусственное (драгоценности). Осуждалось ростовщичество, но торговля считалась законным делом, предусмотренным провидением, а торговая прибыль не является порочной и может приносить пользу[2].

Вместе с Аристотелем  Фома Аквинский считал виды труда  неравнозначными, физический труд считался рабским. В отличие от раннего христианства Фома Аквинский считал частную собственность необходимостью в этом несовершенном мире[2].

В Позднем Средневековье  возник ряд воззрений, в которых  пропагандировались отношения, характерных  для первых христианских общин[2][3].

Середина XIV века; происходит увеличение количества городов, развитие ремесленничества и торговли. В результате возник принцип двойственности оценок, призванный изменить смысл анализируемого явления на противоположный. Пример:

  1. Изначально богатством считалась совокупность материальных благ, созданное приложением труда, и осуждалось, если было создано другими способами («эквивалентный обмен»);
  2. В поздний период были доказаны плюсы неэквивалентного обмена.

 

 

 

 

 

 

8Меркантилизм

16-17 века это эпоха торгового  капитализма, в этот период, хотя  всё еще сохранялись основные  черты традиционного общества, происходили  важные изменения в общественно-экономической  жизни Европы в связи с формированием  мирового рынка и обособлением  национальных экономик.

Экономические знания обособились  в форме меркантилизма. Не случайно, понятие «политическая экономия»  был введен французским меркантилистом Монкретьеном. В течении многих столетий этот термин обозначал название экономической  науки.  Кредо меркантилизма заключается  в том, что прибыль возникает  в сфере обращения, а не производства, т.е. в результате обращения денег  или товаров, и, что, богатства нации, составляют деньги. Они утверждали, то богатство в стране возникает  в результате внешней торговли. По -этому интерес они проявляли  к торговле к производству. Накопления в благородных металлах рассматривалась  как основа богатства государства. Признавалась необходимость регулировать внешнюю торговлю с целью обеспечения  превышения экспорта над импортом. И получения чистого притока  металлических денег. Меркантилисты  были сторонниками протекционизма и  предлагали защищать национальные интересы с помощью таких средств как  обложение налогами импорта, субсидирование экспорта, предписание колониям торговать  только с метрополиями.

Выделяют 2 стадии в развитии меркантилизма:

  1. ранний меркантилизм (теория денежного баланса, 15-16 века) .Ранние меркантилисты считали, что деньги составляют суть богатства и власти.
  2. поздний меркантилизм (теория торгового баланса, 16-18века). Поздний меркантилизм, критикуя некоторые идеи раннего меркантилизма, выступал против ограничений в денежном обращении.

 

 

9) Особенности раннего  меркантилизма .

Ранний меркантилизм возник еще  до великих географических открытий и был

актуален до середины XVI в. На том  этапе торговые связи между странами были

развиты слабо, имели эпизодический характер. Для достижения положительного

сальдо во внешней торговле ранние меркантилисты считали целесообразным:

        устанавливать  максимально высокие цены на  экспортируемые товары;       

всемерно ограничивать импорт товаров;

не допускать вывоза из страны золота и серебра (с ними отождествлялось

денежное богатство).

Следовательно, теория монетаризма  ранних меркантилистов может быть определена

как теория «денежного баланса».

     Раннему меркантилизму было присуще понимание ошибочности

Информация о работе Этапы и периоды в истории экономических учений