Эластичность спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

Для успешного и эффективного ведения хозяйственной деятельности необходимо уметь своевременно принимать правильные решения. А для этого нужно иметь четкое и верное представление о ситуации, сложившейся на рынке. Одной из самых важных категорий для исследования становится спрос и его эластичность. Их изучение, анализ и выяснение причин, влияющих на степень изменения, позволяет принимать наиболее оптимальные решения по поводу установления количества выпускаемой продукции, уровня цен на нее, что в дальнейшем позволит производителю избежать убытков и банкротства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА И ЕЕ РАЗНОВИДНОСТИ 5
1.1. Сущность эластичности спроса, его свойства 5
1.2. Эластичность спроса по цене 8
1.3. Эластичность спроса по доходу 10
1.4. Факторы эластичности 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА НА ПРИМЕРЕ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ РОСТА СТАВКИ АКЦИЗА НА СИГАРЕТЫ В 2012-2015 ГГ. 15
2.1. Модель по оценке возможных экономических и социальных последствий изменения акцизов и сценарии их повышения 15
2.2. Результаты моделирования возможных последствий повышения акцизов 21
2.3. Оценка полученных результатов исследования 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 41

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Эластичность спроса__.doc

— 756.00 Кб (Скачать файл)

Консервативный сценарий соответствует планам Министерства экономического развития России, объявленным  в мае 2011 г. Данный сценарий позволяет значительно – почти в три раза (до 420-440 млрд. рублей в 2015 г.) – увеличить реальные акцизные сборы от производства и продажи сигарет. Однако крайне низкий начальный уровень акцизов не позволяет добиться существенного улучшения эпидемиологической обстановки с курением в России. В случае реализации данного сценария распространенность курения к 2015 г. снизится незначительно – с 39,1% взрослого населения в 2011 г. до 36,4-37,3% в 2015 г. Кроме того, подобные темпы роста акцизов полностью противоречат планам Концепции по осуществлению государственной политики противодействия потреблению табака. Для выполнения целей Концепции, к числу которых относится достижение к 2015 г. среднего уровня налогообложения для европейского региона ВОЗ, необходимы существенно более высокие темпы роста акцизов.

Компромиссный сценарий предполагает достижение Россией к 2015 г. минимального уровня налогообложения  сигарет в странах ЕС (64 евро за 1000 сигарет в 2011 г.). Этот сценарий требует  более высокого ежегодного повышения акциза – порядка 64% ежегодно. Реализация сценария позволит заметно улучшить показатели общественного здоровья, снизив распространенность курения до 34,7-36,1% к 2015 г., и повысить акцизные сборы до 730-790 млрд. в 2015 г.

Сценарий реализации планов Концепции предполагает, что акцизы на сигареты с фильтром в период с 2012 по 2015 гг. будут расти более чем на 80% ежегодно. Реализация данного сценария приведет к быстрому росту акцизных сборов – до 1000-1100 млрд. рублей в 2015 г. Данная оценка свидетельствует в большей степени о налоговом потенциале, нежели о реальных налоговых сборах. Кроме того, не исключено, что быстрый рост акцизов может привести к появлению на российском рынке значительного количества контрабандной продукции. Однако даже с учетом поправки на уклонение от налогов и появление контрабанды (мы предполагали, что к 2015 г. собираемость налогов останется на уровне 2011 г. (93-95%), а доля контрабанды может составить 20%) размеры акцизных сборов будут внушительными – порядка 750-850 млрд. рублей в 2015 г.

В ходе исследования была сделана попытка оценить воздействие  роста акцизов на доходы табачной отрасли. По нашим оценкам, на начало 2011 г. они могли составить порядка 370 млрд. рублей. В случае реализации планов государственной Концепции к 2015 г. доходы отрасли могут упасть до 325-360 млрд. рублей, а с учетом возможного роста контрабанды – до 260-290 млрд. рублей.

В то же время необходимо отметить, что доходы отрасли существенным образом зависят от стратегии  ее поведения. Если отрасль решит компенсировать возникшие в связи со снижением спроса потери за счет более быстрого роста своей части цены, то доходы отрасли либо не упадут, составив 390-430 млрд. рублей, либо в случае значительного роста контрабанды снизятся не так сильно, как для базовой оценки модели – до 310-340 млрд. рублей.

По нашим расчетам, основанным на данных официальной статистики, в январе 2011 г. торговая надбавка составляла более 40% розничной цены, что делало торговлю сигаретами сверхприбыльным  занятием. Значительный рост акцизов позволит устранить диспропорции в структуре розничной цены, снизив избыточную прибыль оптовой и розничной торговли.

Реализация планов Концепции  существенно улучшит состояние  здоровья населения. Согласно полученным оценкам к 2015 г. распространенность курения может снизиться до 33,5-35%, а численность курильщиков – до 40-42 млн., что позволит в долгосрочной перспективе спасти порядка 1,8-2,5 млн. жизней.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, цель курсовой работы достигнута путем реализации поставленных задач. Итак, рассмотрев тему по данной курсовой работе, можно прийти к выводу, что изучение спроса на продукцию является первейшей задачей фирмы в условиях рынка. Одной из важнейших характеристик спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам покупателей и другим параметрам) позволяет фирме выбрать верную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты эластичности спроса и предложения дают возможность определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение.

Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители относительно чувствительны  к изменениям цен, спрос является эластичным. Если потребители относительно нечувствительны к изменениям цен, спрос неэластичен.

Ценовую эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером воздействия изменения цен на величину общей выручки от продажи  продукции. Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в одном и том же направлении, спрос неэластичен. В случае единичной эластичности спроса изменение цены оставит общую выручку неизменной.

Количество доступных  товаров-заменителей, место продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам необходимости или  роскоши, а также длительность анализируемого периода времени - все это факторы, влияющие на эластичность спроса.

Практическое значение коэффициента эластичности заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шансы на процветание и расширение, а какие в будущем, вероятнее всего, ожидает застой и сокращение производства. Точнее говоря, при прочих равных условиях высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный или, еще хуже, отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли.

Помимо эластичности спроса по цене был рассмотрен другой вид эластичности -  эластичность спроса по доходу - зависимость объема спроса на товар от изменения дохода потребителей. Выяснили взаимосвязь изменения эластичности по цене и выручки предпринимателя.  При неэластичном спросе прирост выручки за счет увеличения продаж будет меньше, чем ее сокращение из–за снижения цены, выручка сократится .При эластичном -  будет больше, чем при ее уменьшении из-за снижения цены. В пограничной ситуации, когда эластичность спроса равна единице, понижение цены не изменяет величину общей выручки. Также рассмотрели политику ценовой дискриминации, когда фирма, обладающая монопольной властью, назначает разные цены для различных категорий потребителей на основе разницы в эластичности их спроса.

Теория эластичности имеет важное значение для определения  экономической политики фирм и правительства. Это наглядно видно на примере  налоговой политики государства. Государство  оказывает косвенное воздействие на распределение ресурсов через налоги и субсидии, которые прямо противоположны налогам, на цены и уровень производства на отдельных рынках.     Устанавливая налоги, государство обладает полномочиями в воздействии на распределение ресурсов в экономике или в изменении того, что производится. Субсидия - пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государствам. С одной стороны, субсидии могут поощрять развитие перспективных отраслей, с другой - поддерживать нерентабельные, но стратегически важные предприятия. 

Итак, можно сделать  общий вывод: понятие эластичности спроса является главным при определении  выбора цен, прибыли могут увеличиваться при уменьшении цен и, наоборот, уменьшаться при их увеличении. Для того чтобы определить требуемую величину увеличения объема производства, производителям необходимо уметь анализировать эластичность спроса. 

В ходе проведенного исследования была построена модель, предсказывающая экономические и социальные последствия возможного повышения акцизов на сигареты с фильтром в России. Были представлены оценки для трех групп показателей:

1) характеристики состояния  здоровья населения: распространенность курения, численность курильщиков, количество спасенных жизней;

2) характеристики розничной  цены на сигареты с фильтром: средняя розничная цена, доля  акциза в средней розничной  цене;

3) финансовые показатели: акцизные сборы, сборы от НДС на сигареты с фильтром, доходы табачной отрасли.

Были рассмотрены сценарии возможного изменения государственной  акцизной политики в 2012-2015 гг. Все сценарии рассчитывались, исходя из предположения об эластичности спроса на сигареты на уровне -0,2 (очень низкий уровень) и -0,3 (низкий уровень). Исследование показало, что реализация планов Концепции по осуществлению государственной политики противодействия потреблению табака, принятой правительством страны в сентябре 2010 г., существенно улучшит состояние здоровья населения.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Агапова Т.А. Макроэкономика: учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело и сервис, 2008.
  2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник. – М.: Юрайт-М, 2008. 
  3. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008.
  4. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2006.
  5. Гусаров В.М. Статистика: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008.
  6. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учеб. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: Дело, 2006.
  7. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие для студентов вузов / Рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. 
  8. Курс экономической теории: учебник / под ред. Чепурина Е.А., Киселевой Е.А. - 5-е изд.; доп. и перераб. - Киров: АСА, 2009.
  9. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник / под ред.А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. - 2-е изд.; перераб. и доп. - М.: Кнорус, 2008.
  10. Микроэкономика: практический подход(Managerial Economics): учебник-2-е изд., испр./под ред.А.Г.Грязновой и А.Ю.Юданова.- М.:КНОРУС,2006.
  11. Микроэкономика. 2-е изд./А.С.Селищев.- СПб.:Питер,2009.
  12. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебное пособие/ Под.ред. А.Г.Грязновой, А.Ю.Юдонова. – 4-е изд. исправл. И доп. – М.: КНОРУС.- 2008.
  13. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. - М.: Норма, 2008.
  14. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008.
  15. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006.
  16. Экономика: учеб. пособие для студентов высш. Учеб. Заведений/ Ф.А., О.В. Комарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  17. Экономическая теория. Под ред. Дж.Итуэлла, М.Милгейта, П.Ньюиена. - М.: ИНФРА-М, 2007.
  18. Экономическая теория : учеб. пособие / под ред. А. Г. Грязновой, В. М. Соколинского. – 2-е изд. – М. : КНОРУС, 2009
  19. Экономическая теория (политэкономия) : учеб. / под ред. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлёвой. – 4-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2007. 
  20. www.financialshark.ru - «Финансовая Акула»
  21. www.financialblog.ru – «Финансы онлайн»
  22. www.dmitriklimov.com – «Финансовый Советник»
  23. www.Grandars.ru – Энциклопедия Экономиста
  24. www.gks.ru – официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат).
  25. www. roskazna.ru – Официальный сайт Казначейства России
  26. www.consultant.ru – справочно-правовая система Консультант Плюс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Краткое теоретическое  обоснование модели

Средняя розничная цена на сигареты может быть представлена в виде суммы акциза, НДС и цены без учета налогов, которая в  том числе включает в себя себестоимость, прибыль производителей и наценку оптовой и розничной торговки. Все показатели рассчитываются на основе информации о средней розничной цене [24].

С учетом того, что НДС  рассчитывается как доля τ (18% для  российского варианта модели) от суммы  акциза и цены производства, формула  может быть переписана как:

Предположим, что в  период времени 2 произошло процентное повышение акциза на ψ (40, 64 или 81% для российской версии модели) по сравнению с периодом времени 1:

Табачная отрасль и  розничная торговля отреагируют  на рост акциза изменением цены производства на λ% (5% для российского варианта модели):

Тогда, зная значения параметров λ, ψ и τ, мы получаем возможность  рассчитать новое значение средней  розничной цены:

Далее, зная значения средней  розничной цены до и после изменения  акциза, прежнее значение потребления сигарет населением q1, а также эластичность потребления по цене εp (эластичность спроса измеряет степень чувствительности спроса к изменению цены и определяется как отношение изменения объема спроса к изменению цены) (-0.2 и -0,3 для российского варианта модели) можно вычислить новое значение потребления:

Исходя из предположения  о том, что снижение потребления  сигарет q на 1% приводит к снижению распространенности курения на ρ*1% (0,4 для российского  варианта модели), мы приходим к выводу, что доля курящих среди населения в возрасте от 15 лет сократится следующим образом:

В данной модели нас интересует потребление и налоговые сборы  внутри страны, поэтому мы не будем  рассматривать экспорт. В 2010 г. производство сигарет с фильтром (порядка 400 млрд. сигарет) за вычетом экспорта (порядка 20 млрд. сигарет) составляло 380 млрд. сигарет. Потребление внутри страны в 2010 г. оценивается на уровне 340-350 млрд. сигарет. [24] Таким образом, порядка 40 млрд. сигарет приходится на разницу между производством (за вычетом экспорта) и потреблением, которая (по крайней мере отчасти) объясняется нелегальным экспортом. Поскольку вопросы строгости таможенного и пограничного контроля остаются за рамками нашей модели, мы будем предполагать, что в 2012-2015 гг. нелегальный экспорт сохранится на прежнем уровне (т.е. порядка 40 млрд. сигарет в год).

Информация о работе Эластичность спроса