Эластичность спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Существует спрос эластичный, неэластичный и единичный. Спрос будет эластичным, если показатель эластичности больше единицы. Чем больше данный показатель - тем выше эластичность. Такие товары не играют особой роли для потребителя. Такие товары либо имеют замену, либо они не играют особой роли в жизни людей. Если величина спроса будет равна единице, то спрос будет называться единичным. Если товар имеет единичную эластичность, то изменение цены товара вызывает абсолютно пропорциональное изменение величины спроса. Когда показатель эластичности ниже единицы, спрос называется неэластичным. В таком случае объем спроса меняется на процент, меньший, чем цена. Такими товарами являются товары повседневного спроса, они не имеют замены.

Файлы: 1 файл

Беларусь.docx

— 33.87 Кб (Скачать файл)

Беларусь

Существует спрос эластичный, неэластичный и единичный. Спрос будет эластичным, если показатель эластичности больше единицы. Чем больше данный показатель - тем выше эластичность. Такие товары не играют особой роли для потребителя. Такие товары либо имеют замену, либо они не играют особой роли в жизни людей. Если величина спроса будет равна единице, то спрос будет называться единичным. Если товар имеет единичную эластичность, то изменение цены товара вызывает абсолютно пропорциональное изменение величины спроса. Когда показатель эластичности ниже единицы, спрос называется неэластичным. В таком случае объем спроса меняется на процент, меньший, чем цена. Такими товарами являются товары повседневного спроса, они не имеют замены.

Также спрос бывает совершенно неэластичным и совершенно эластичным. При совершенно неэластичном спросе показатель эластичности равен нулю. Это означает, что объем спроса не меняется при изменении цены на данный товар. Такими товарами являются товары первой необходимости. Совершенно эластичный спрос имеет показатель, равный бесконечности. Возникает такая ситуация, когда при снижении цены спрос увеличивается на неограниченную величину, а при любом повышении цены покупатели полностью отказываются от приобретения данного товара.

Для более наглядного представления эластичности можно рассмотреть графики, на которых изображены различные виды эластичности спроса.

На графике 1.1 изображены два варианта графиков спроса. На рис.1.1, а снижение цены с Р0 до Р1, на 100 руб. (на 33%) приведет к росту величины спроса с Q0 до Q1, на 20 ед. (на 200%). Коэффициент эластичности будет равен 6 (200:33). Следовательно, спрос будет эластичным, так как 6>1. Выручка от реализации продукции увеличится в 2 раза с 3000 (300×10) до 6000 руб. (200×30). Заштрихованные прямоугольники 0 и 1 показывают заметное увеличение выручки от реализации продукции при снижении цены в условиях эластичного спроса. Площадь прямоугольника 1 заметно больше площади прямоугольника 0.

На рис. 1.1, б графически показан пример неэластичного спроса. Снижение цены на 100 руб. (с Р0 до Р1) увеличит величину спроса лишь на 2 ед. При этом выручка от реализации упадет с 3000 (300×10) до 2400 руб. (200×12). При такой ситуации фирма не будет снижать цену своей продукции, не без основания опасаясь снижения своих доходов [10, с. 89].

 

Рис. 1. Относительно эластичный (а) и относительно неэластичный (б) спрос

 

Можно также проиллюстрировать абсолютно эластичный и абсолютно неэластичный спрос. Графически спрос, который является абсолютно эластичным, будет изображен в виде прямой, параллельной горизонтальной оси. Это видно на рис. 1.2, а. Абсолютно неэластичный спрос графически будет изображен в виде прямой, параллельной вертикальной оси, это можно увидеть на рис. 1.2, б.

 

Рис. 1.2. а - абсолютно эластичный спрос, б - абсолютно неэластичный спрос.

 

Таким образом видно, что показатель ценовой эластичности может меняться от нуля до бесконечности.

- спрос эластичен;

- спрос неэластичен;

- единичная эластичность спроса.

 

1.1 Измерение эластичности спроса

 

Можно измерить ценовую эластичность спроса по следующей формуле

 

(1.1.1)

 

Из этой формулы видно, что показатель эластичности зависит не только от прироста цены или объема, а также от наклона кривой спроса, но и от их фактических значений. Даже если наклон кривой спроса постоянный, показатель эластичности будет разным для разных точек кривой.

При определении эластичности следует учитывать следующий вопрос: какой уровень цены и какой объем продукции следует использовать при определении показателя эластичность? Тот, который существовал до изменения, или после?

В качестве примера возьмем ларек с мороженым. Чем ниже цена мороженого, тем больше мороженого можно продать. Однако, надо посмотреть, насколько эффективно будет то или иное снижение цены. Соотношения цены и объема заранее известны. Для наглядности рассмотрения примера воспользуемся следующей таблицей:

 

Количество проданного мороженого, шт.Цена, тыс. руб.Выручка, тыс. руб.Коэффициент эластичности50042000-10003,5350051500345002,620002,550001,57250025000130001,545000,64Таблица 1 - Расчет коэффициента ценовой эластичности спроса

 

Прежде всего перед нами стоит вопрос, что взять за изменение объема проданной продукции, то есть за изменение величины спроса. Возьмем второй интервал (от 1000 до 1500). В данном случае величина спроса изменится на 50% (500:1000=0,5). Однако, если мы возьмем интервал в обратном порядке, то есть величина спроса изменится с 1500 до 1000, то в процентах это изменение будет равно 33,3% (500:1500=0,33). Такие различия создают сложности при подсчете коэффициента эластичности. Поэтому для измерения процентного изменения каждой рассматриваемой величины используется средняя точка выбранного интервала. В нашем случае такой точкой будет 1250 ((1000+1500):2=1250). Таким образом, изменения в величине спроса в нашем случае составят 500:1250=0,4 (или 40%).

Если записать расчет процентного изменения величина спроса в виде формулы, то получится следующее:

 

(1.1.2)

 

где и - величина спроса до и после изменения цены, шт.

 

Таким же образом мы находим процентное изменение цены в выбранном интервале. Получается следующая формула:

 

(1.1.3)

 

где и - соответственно начальная и новая цена.

Коэффициент эластичности вычисляется как соотношение прироста величины спроса к приросту цены. В качестве формулы это будет выглядеть следующим образом:

 

(1.1.4)

 

С помощью этой формулы мы можем рассчитать коэффициенты эластичности в таблице 1.1. Рассчитав данные коэффициенты, мы можем количественно охарактеризовать ценовую эластичность спроса в различных ценовых интервалах. На нашем примере, в первых четырех интервалах спрос эластичен, в пятом интервале - имеет единичную эластичность, в шестом интервале - неэластичен.

Заметим, что на участках эластичного спроса общий доход при продаже всей продукции повышается, а при неэластичном спросе - уменьшается. По этой причине каждая фирма будет избегать такого ценового интервала, в котором эластичность спроса будет меньше единицы.

1.2 Факторы, влияющие на эластичность  спроса

 

На ценовую эластичность спроса влияет множество факторов. Перечислим данные факторы:

)Наличие товаров-заменителей (товаров-субститутов). Чем больше заменителей существуют  у конкретного товара, тем больше  показатель эластичности. Действительно, чем больше на рынке товаров, удовлетворяющих одну и ту  же потребность, тем больше у  покупателей возможностей для  приобретения товара-заменителя, который  будет удовлетворять те же  потребности, в случае повышения  цены на исходный товар. Можно  рассмотреть данный случай на  следующем примере. В качестве  примера возьмем молоко. Спрос  на молоко неэластичен. Однако, если  цена на молоко от одного  производителя повысится по сравнению  с ценами других производителей, спрос конкретно на молоко  данного производителя упадет. Следовательно, на молоко какого-то конкретного  производителя спрос будет эластичным, так как существует множество  других производителей, а товар  абсолютно идентичный. Та же закономерность  применима к различным видам  и сортам одной и той же  продукции. В качестве примера  можно взять сигареты. Спрос на  сигареты является неэластичным. Однако, если цена на отдельный  сорт сигарет будет увеличиваться, то спрос упадет, следовательно, отдельный вид сигарет будет эластичным.

)Удельный вес в доходе потребителя. Чем больше удельный вес стоимости  товара в бюджете потребителя, тем выше эластичность у этого  товара. Если общие затраты будут  занимать малую часть в доходе  потребителя, то спрос на такие  товары будет неэластичным. Такими  товарами являются мелкие бытовые  приборы и такие продукты питания, как хлеб, вода, молоко и так  далее. В качестве примера можно  также взять следующую ситуацию. Например, повышение цены на 10% на  тетради вызовет лишь минимальную  реакцию на их приобретение. Но  то же самое увеличение цены  на 10% на автомобили или на квартиру  вызовет значительное уменьшение  спроса на такие товары, так  как они занимают значительную  часть доходов в бюджете семьи.

)Спрос на предметы роскоши  и на предметы первой необходимости. Спрос на предметы первой необходимости  обычно является неэластичным; спрос  на предметы роскоши обычно  эластичен. Хлеб и электроэнергия  являются предметами первой необходимости: без них мы долго не проживем. Повышение цен на эти продукты  не приведет к значительному  сокращению их потребления. Но  если цены на бриллианты и  спортивные автомобили поднимутся, то большинство людей не столкнется  с огромными неудобствами. Многое  также зависит от того, что  люди подразумевают под понятием  «предметы первой необходимости». Какие именно товары они относят  к этой категории, зависит от  их жизненного уровня. Например, в большинстве развитых стран  бытовые электроприборы (электрические  утюги, стиральные машины и холодильники) считаются предметами первой  необходимости.

)Привычные товары. Этот фактор  появился по той причине, что  огромное количество потребителей  зависит от своих индивидуальных  привычек. У многих людей вырабатывается  привычка на отдельный вид  табака, на отдельный вид хлеба, на воду определенного производителя. Для таких людей спрос на  привычные товары будет неэластичным, так как для них такие товары  не имеют заменителей.

)Период времени. Спрос на продукт  обычно тем эластичнее, чем длиннее  период времени для принятия  решений. Если цена на продукт  растет, то необходимо время, чтобы  найти и испытать другие продукты, чтобы убедится в том, подходят  они нам или нет. Если цена  на свинину повысится на 30%, то  покупатели не сразу прекратят  покупать ее. Им необходимо время  для того, чтобы перейти на  другой вид мяса, скажем, птицу, привыкнуть  к нему и полюбить. Другое объяснение  этого фактора связано с долговечностью  продукта. Исследования показывают, что «краткосрочный» спрос на  бензин менее эластичен, чем «долгосрочный». Почему так происходит? Потому  что в долгосрочном плане большие  автомобили, которые неэкономно  расходуют топливо, из-за подорожания  бензина заменяются меньшими  по размеру, более экономичными  машинами. С течением времени  каждый покупатель может найти  продукты-заменители, изменить свою  потребительскую корзину в соответствии  с ценами и возможностями на  приобретение выбранных товаров.

 

1.3 Перекрестная эластичность спроса

 

Понятие перекрестной эластичности спроса используется для определения степени влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности - это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара Б:

 

, (1.3.1)

 

где «с» в индексе означает перекрестную эластичность (англ. cross).

Значение коэффициента перекрестной эластичности во многом зависит от того, какие товары мы рассматриваем: взаимозаменяемые или взаимодополняющие. Коэффициент принимает положительное значение в том случае, если мы будем рассматривать товары взаимозаменяемые. В действительности, при повышении цены на бородинский хлеб, спрос на другие сорта черного хлеба увеличится; подорожание сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин и так далее. Если коэффициент перекрестной эластичности принимает отрицательное значение, это значит, что мы имеем дело с взаимодополняющими товарами, например такими, как автомобиль и бензин, фотоаппарат и пленка, музыкальные центры и диски. В таком случае величина спроса будет меняться противоположно изменению цен.

Рассчитав коэффициент перекрестной эластичности можно выяснить, являются ли эти товары взаимозаменяемыми или же они дополняют друг друга. Так фирмы могут рассчитать цены товаров для того, чтобы изменить объемы продажи двух взаимозаменяемых товаров. Например, фирма, которая производит два вида хлеба, черный и белый, произвела слишком много белого хлеба в отличие от черного. Тогда данная фирма может повысить цену на черный хлеб, чтобы она смогла продать и белый, и черный хлеба в полном объеме. Поэтому понятие перекрестной эластичности является очень важным для многих производителей. Однако, следует заметить, что, например, на рынке чистой конкуренции следует учитывать и ряд других факторов, например таких, какую цену на данный вид товара установили другие производители. Однако для монополистов понятие перекрестной эластичности имеет очень большое значение.

 

1.4 Эластичность спроса по доходу

 

Любое изменение доходов вызывает изменения в спросе на тот или иной вид товара или услуги. Экономисты отмечают, что рост доходов приводит к повышению спроса на предметы роскоши и на различные услуги. Понижение дохода, напротив, способствует повышению спроса на товары длительного пользования и снижению спроса на различные услуги.

И такое явление является вполне оправданным. Это можно разглядеть даже на собственном примере. Наверняка, если у вас увеличится доход и вы не собираетесь вкладывать эти деньги в какое-нибудь дело, то вы захотите приобретать более качественные товары, те товары, которые будут удовлетворять ваши духовные потребности, пользоваться теми услугами, которые смогут облегчить вашу жизнь. И напротив, при снижении вашего дохода вам придется экономить, чтобы у вас была возможность покупать товары первой необходимости и те товары, которые вам нужны для того, чтобы жить в комфортных условиях. Поэтому мы перестанем покупать различные предметы роскоши, которые имеют меньшую полезность, чем жизненно важные товары. Так как мы сами видим и чувствуем, что доход определенно влияет на наши покупательские способности и на качество приобретаемых нами товаров, мы и вводим понятие эластичности спроса по доходу.

Информация о работе Эластичность спроса