Эластичность спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

Для успешного и эффективного ведения хозяйственной деятельности необходимо уметь своевременно принимать правильные решения. А для этого нужно иметь четкое и верное представление о ситуации, сложившейся на рынке. Одной из самых важных категорий для исследования становится спрос и его эластичность. Их изучение, анализ и выяснение причин, влияющих на степень изменения, позволяет принимать наиболее оптимальные решения по поводу установления количества выпускаемой продукции, уровня цен на нее, что в дальнейшем позволит производителю избежать убытков и банкротства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА И ЕЕ РАЗНОВИДНОСТИ 5
1.1. Сущность эластичности спроса, его свойства 5
1.2. Эластичность спроса по цене 8
1.3. Эластичность спроса по доходу 10
1.4. Факторы эластичности 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА НА ПРИМЕРЕ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ РОСТА СТАВКИ АКЦИЗА НА СИГАРЕТЫ В 2012-2015 ГГ. 15
2.1. Модель по оценке возможных экономических и социальных последствий изменения акцизов и сценарии их повышения 15
2.2. Результаты моделирования возможных последствий повышения акцизов 21
2.3. Оценка полученных результатов исследования 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 41

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Эластичность спроса__.doc

— 756.00 Кб (Скачать файл)

Если экономика переживает подъем и средние доходы домохозяйств возрастают, то отрасли, производящие товары с EP> 1, ждет расширение, а отрасли с EP< 0, могут столкнуться с серьезными трудностями.[7]

Факторы, влияющие на эластичность спроса по доходу

  1. значимость того или иного товара для бюджета семьи (чем больше товар нужен семье, тем меньше он эластичен);
  2. является ли данный товар предметом роскоши или первой необходимости (для первого она выше, чем для последнего);
  3. консерватизм спроса (при повышении дохода потребитель не сразу переключается на потребление более дорогих товаров).[8]

Выводы. Итак, в наиболее общем виде функция спроса (или предложения) на товар зависит от огромного количества ценовых и неценовых детерминант.

Эластичность спроса (или предложения) по отношению к  любой из детерминант характеризует  чувствительность величины спроса (или  предложения) к процентному изменению  этой детерминанты, при том что  другие детерминанты полагаются постоянными.

Математически это означает, что для определения эластичности в точке необходимо нахождение частной  производной функции спроса (или  предложения) по какой-либо детерминанте.

 

1.4. Факторы эластичности

 

1. Наличие субститутов  при действующей рыночной цене. Если цена товара снижается, то по сравнению с другими товарами он становится дешевле. Это стимулирует людей покупать больше этого продукта, который заменяет им другие, ставшие теперь сравнительно более дорогими. Возможность такой замены зависит от того, в какой мере товар воспринимается потребителями как заменитель остальных, т.е. их субститут. Товары, в равной мере удовлетворяющие одни и те же потребности, могут с легкостью заменять друг друга. Говядина является хорошим заменителем баранины, поэтому если цена говядины снизится, люди будут покупать больше говядины и меньше баранины. Товары, удовлетворяющие разные потребности, заменяют друг друга с трудом. Если цена всех видов мяса снижается, то появляется тенденция к росту покупок мяса и снижению покупок рыбы, но эта тенденция будет относительно слабой, поскольку мясо является менее совершенным заменителем рыбы, чем говядина - субститутом баранины. [14]

Тем не менее, нельзя безапелляционно  утверждать, что спрос на общепринятые товары первой необходимости неэластичен, а спрос на предметы роскоши - эластичен. Для обоих фактор замены может быть достаточно существенным. Так, хотя хлеб относится к товарам первой необходимости, при достаточно высокой цене спрос на него может стать эластичным, потому что он начинает конкурировать с картофелем или печеньем. Аналогично роллс-ройс - это предмет роскоши, но спрос на него будет неэластичным, если ни один из его субститутов не обеспечит такой же уровень престижности. В любом случае трудно утверждать категорично, какие товары относятся к предметам первой необходимости, а какие - к предметам роскоши. Но для упрощения рассматриваемой ситуации можно использовать следующий общий вывод: если спрос на товар почти неэластичный при широком диапазоне изменения цены, этот товар можно считать предметом первой необходимости, и наоборот. 

2. Разнообразие способов  использования товара-субститута. Когда один товар может быть субститутом для другого, спрос на него, скорее всего, будет эластичным. Чем большее количество товаров он может заменить, тем больше будет расширяться спрос на него по мере снижения его цены. Так, удешевление производства пластмасс привело к значительному расширению спроса на них, поскольку они смогли заменить материалы, из которых раньше изготавливались такие предметы, как эмалированные миски, оцинкованные ведра, бумажная упаковка, стеклянные садовые теплицы, деревянные игрушки и жестяные консервные банки. [15]

3. Доля расходов на  данный товар в общей величине  доходов. Когда на какой-то товар или услугу расходуется лишь незначительная часть дохода потребителя (примерами таких товаров могут служить перец, соль, крем для обуви, газеты, спички, зубная паста), то при росте их цены люди не станут тратить время на поиски заменителей. Поэтому спрос на такие товары сравнительно неэластичен. С другой стороны, если расходы на покупку товара довольно большие, как, например, на многие бакалейные продукты, то здесь рост цены служит весомым стимулом к тому, чтобы постараться отыскать другие варианты покупок. Так, супермаркеты процветают потому, что, когда они снижают цены, то привлекают большое число покупателей, которые переходят к ним из других предприятий розничной торговли, в которых цены на аналогичные товары выше. [15]

4. Период времени. Поскольку поиск товаров-субститутов или изменение потребительских привычек требует времени, то при рассмотрении сравнительно длительного периода эластичность спроса может оказаться больше, чем в краткосрочном периоде. На практике многие компании стараются преодолеть неосведомленность и консерватизм потребителей с помощью рекламы, рассылки бесплатных образцов товара или организации рекламных распродаж. [15]

5. Возможность привлечения  новых покупателей. Проанализировав возможности замещения одного продукта другим, мы рассмотрели эластичность спроса с точки зрения отдельного потребителя. Однако при анализе кривой рыночного спроса нам необходимо учесть, что падение цены товара привлечет на рынок новых покупателей. Действительно, многие товары, такие, как автомобили, видеомагнитофоны, стиральные машины и т.д., обычно нужны людям в одном экземпляре, поэтому снижение цены делает их доступными в первую очередь для новых потребителей, что и приводит к расширению спроса. Следовательно, снижение цены, позволяющее людям из многих доходных групп покупать этот товар, приведет к высокой эластичности спроса.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА НА ПРИМЕРЕ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ РОСТА СТАВКИ АКЦИЗА НА СИГАРЕТЫ В 2012-2015 ГГ.

2.1. Модель по оценке возможных экономических и социальных последствий изменения акцизов и сценарии их повышения

 

Тема повышения акцизов  на сигареты в последние годы широко обсуждается в нашей стране. Курение  наносит колоссальный вред российскому  обществу, являясь одной из ключевых причин преждевременной смертности населения. Как показывает мировая практика, важнейшим инструментом регулирования потребления табачных изделий является налогообложение. Согласно результатам многочисленных исследований, повышение налогов и последующий рост цен на табачные изделия приводят к существенному снижению потребления, особенно среди таких уязвимых категорий курильщиков как женщины, подростки и молодежь.

Несмотря на всю очевидность  размаха табачной эпидемии в России, решение о существенном повышении  акцизов постоянно откладывается. Среди причин недостаточной решительности правительства можно назвать слабость и разрозненность позиций защитников общественного здоровья, которым противостоит консолидированное и влиятельное табачное лобби. В то же время следует отметить позитивный настрой общественного мнения в целом и курильщиков в частности по отношению к возможному росту цен на табачные изделия. Как показало социологическое исследование, проведенное РОМИР по заказу Российской экономической школы в декабре 2010 г., 70% населения поддерживает идею повышения цен на табачные изделия, а 38% позитивно восприняли бы увеличение цены сигарет до минимального европейского уровня (порядка 75-100 рублей за пачку). Даже курильщики со стажем в большинстве своем осознают опасность дешевых сигарет и готовы спокойно отреагировать на рост цен ради того, чтобы оградить от курения детей и подростков, а также самим получить стимул курить меньше. Результаты исследования позволяют утверждать, что общество готово спокойно принять значительное повышение цен на сигареты, и вероятность протестных выступлений невелика.

При разработке акцизной политики необходимо четко представлять возможные последствия различных  вариантов изменения акцизов. Эти  последствия многоплановы, они затрагивают  налоговые сборы, общественное здоровье, прибыль предприятий по производству, оптовой и розничной торговле табачными изделиями. В данной работе представлены результаты моделирования возможных последствий роста акциза на сигареты. Были рассмотрены три сценария изменения акцизов в 2012-2015 гг. – консервативный, компромиссный и оптимальный (т.е. соответствующий планам Концепции по осуществлению государственной политики противодействия потреблению табака, принятой правительством страны в сентябре 2010 г.). [26] Сценарии разработаны с учетом возможной реакции табачной отрасли на рост налоговой нагрузки.

Данная модель представляет собой модель по оценке возможных экономических и социальных последствий изменения акцизов на сигареты с фильтром и была неоднократно опробована на различных данных, в том числе для государств с низким и средним уровнем дохода на душу населения.

Более подробная информация о теоретическом обосновании  и параметрах модели представлена в  приложениях 1-2.

Авторами данного исследования было рассмотрено три сценария ежегодного повышения акциза в 2012-2015 гг. и, следовательно, три существенно различающиеся направления возможного развития событий. Во все сценарии включался прогноз инфляции, оцениваемой как 5,5% ежегодно в среднем в 2011-2015 гг., что соответствует прогнозам Министерства экономического развития. Как правило, результаты приводятся в реальных величинах, а именно в ценах 2011 г.

В каждом сценарии, наряду с ожидаемым  ежегодным повышением номинальной  ставки акциза на сигареты делается предположение  о том, как будет реагировать на повышение акциза табачная отрасль. К табачной отрасли в рамках данного исследования отнесены как непосредственно производители, так и предприятия оптовой и розничной торговли сигаретами с фильтром. Реакция отрасли оценена с помощью изменения средней цены на пачку сигарет без учета налогов, которая включает в себя цену производителей и торговую наценку оптовой и розничной торговли. Сокращение или замораживание отраслью роста своих доходов соответствует ситуации ценовых войн, которые в ряде случаев разворачивает табачная отрасль в ответ на ужесточение государственной акцизной политики.

Реакция производителей на повышение  акцизов может включать в себя выпуск новых недорогих брендов, снижение цены на наиболее популярные сигареты или уменьшение количества сигарет в пачке.

В качестве ответа на повышение налогов  производители могут начать выпуск сигарет в «детских пачках» с  меньшим количеством сигарет. Подобная ситуация наблюдалась в Германии и Франции, когда в продаже  стали появляться пачки по 10 сигарет  в каждой. Очевидно, что эти сигареты выпускались в основном в расчете на низкодоходные группы населения, в первую очередь детей и молодежь. Встречным шагом правительства стало запрещение продажи сигарет, расфасованных менее чем по 19 штук в пачку, а также бесплатное распространение сигарет в рекламных целях.

Другим шагом по компенсации  последствий повышения налогов  может быть попытка табачной отрасли  снизить базу налогообложения. Например, в 2003 г. в Польше в ответ на повышение  акцизов правительством страны табачные компании предложили новые дешевые сорта сигарет, что позволило снизить цену наиболее популярного бренда на 15%. В ответ на такое поведение производителей Европейская комиссия предложила государствам-участникам устанавливать минимальные налоги для дешевых сортов сигарет на уровне наиболее популярных сортов.

Следует отметить, что в ряде случаев  реакция производителей на повышение  акцизов не является агрессивной  – в результате такого повышения  цена без учета налогов также  растет. Именно так в 2009-2010 гг. отреагировала украинская табачная отрасль): после значительного роста акцизов компании по производству и торговле сигаретами предпочли увеличить свою часть цены, чтобы компенсировать потери из-за снижения спроса.

Предположения о возможной  реакции отрасли на рост акцизов были сделаны авторами исследования на основании анализа данных о динамике средней розничной цены и ее составляющих за 2004-2011 гг. Согласно данным Росстата, темпы роста средней цены без учета налогов в 2005-2011 гг. колебались в диапазоне от 0 до 15% в год (см. Диаграмма 1). Наибольший рост акцизов наблюдался в 2005 г. и 2009-2011 гг. (не менее 25% ежегодно), однако реакция отрасли на эти изменения была различной – от замораживания цены без учета налогов в 2005 г. до 15%-го роста в 2009 г. В структуре средней розничной цены (см. Диаграмма 2) преобладает надбавка оптовой и розничной торговли. Так, например, в 2010 г. она составила свыше 40% средней розничной цены или свыше двух третей цены без учета налогов (см. Диаграмма 2, Панель Б). [24]

В нашей модели мы будем  исходить из предположения о 5%-ом ежегодном  росте реальной цены без учета  налогов, что соответствует ежегодному росту номинальной цены в 10,5%. Это  несколько ниже роста цены без  учета налогов, наблюдавшегося в 2009-2011 гг., когда номинальные акцизы повышались примерно на 30% в год. Кроме того, при расчете финансовых показателей в модели отдельно рассматривался вариант 10%-го ежегодного роста реальной цены без учета налогов для иллюстрации возможностей табачной отрасли компенсировать свои потери в связи с падением спроса из-за повышения акцизов.

 

Диаграмма 1. Данные о реакции отрасли (измеряемой как изменение цены без  учета налогов) на изменение акцизов  на сигареты с фильтром в 2004-2011 гг. (данные приводятся на январь каждого года)

Источник: Росстат, справочно-правовая система Консультант  Плюс

 

 

Диаграмма 2. Структура  средней розничной цены на сигареты с фильтром

в 2004-2011 гг. (данные приводятся на январь каждого года)

Источник: Росстат, справочно-правовая система Консультант Плюс

 

 

Оценки модели в рамках данного  исследования были рассчитаны для следующих  трех сценариев государственной акцизной политики в                   2011-2015 гг.:

– сценарий 1 (консервативный) – рост акциза на 40% ежегодно;

– сценарий 2 (компромиссный) – рост акциза на 64% ежегодно;

Информация о работе Эластичность спроса