Эластичность спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 15:28, дипломная работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматриваются кривые спроса и предложения и направление их изменения. Но интересно не только направление кривых, но и масштабы изменения объема спроса и предложение при изменении цены данного товара. Большое внимание также уделено коэффициентам эластичности спроса и предложения. Это все позволяет оценить влияние различных показателей на спрос. Отдельное внимание в работе уделено теории потребительского выбора, которая объясняет, каким образом покупатели предпочитают тратить получаемые ими доходы в целях максимального удовлетворения своих потребностей.
Во второй части данной курсовой работы описаны типы потребительского поведения и рассмотрены факторы, влияющие на него.
Большая часть работы посвящена исследованию эластичности спроса и предложения на рынке недвижимости. Приведены последние статистические данные по Москве на период лета 2005 года. А также отмечены прогнозы по спросу и предложению на осень 2005 года.

Содержание работы

Введение 3
I. Эластичность спроса и предложения на рынке товаров
1.1. Эластичность спроса по цене 5
1.2. Эластичность спроса по доходу 7
1.3. Перекрестная эластичность 8
1.4. Эластичность предложения. 8
1.5. Применение теории эластичности 10
II. Потребительское поведение
2.1. Закон убывающей предельной полезности 12
2.2. Эффект дохода и эффект замещения 13
2.3. Кривые безразличия 15
2.4. Равновесие потребителя. Бюджетные линии 17
2.5 Кривые Энгеля 18
III Особенности эластичности спроса и предложения на рынке недвижимости
3.1 Особенности эластичности спроса и предложения на рынке 20 недвижимости
3.2 Статистика спроса и предложения на рынке недвижимости на период лета 2005 года 22
3.3 Прогнозы по спросу и предложению на рынке недвижимости на осень 2005 года 24
Заключение 26
Список литературы. 27

Файлы: 1 файл

Диплом по эластичности спроса и предложения..doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

                               Содержание

 

Введение                                                                                                                  3 

I. Эластичность спроса и предложения на рынке товаров    

    1. Эластичность спроса по цене                                                                          5
    2. Эластичность спроса по доходу                                                                      7
    3. Перекрестная эластичность                                                                             8
    4. Эластичность предложения.                                                                            8
    5. Применение теории эластичности                                                               10

II. Потребительское поведение

2.1. Закон убывающей предельной полезности                                                 12

2.2. Эффект дохода и эффект замещения                                                          13

2.3. Кривые безразличия                                                                                     15

2.4. Равновесие потребителя. Бюджетные линии                                              17

2.5 Кривые Энгеля                                                                                                18

III Особенности эластичности спроса и предложения на рынке                 недвижимости

3.1 Особенности эластичности спроса и предложения на рынке                    20                                 недвижимости

3.2 Статистика спроса и предложения  на рынке недвижимости на период лета 2005 года                                                                                                                22

3.3 Прогнозы по спросу и предложению  на рынке недвижимости на осень  2005 года                                                                                                                24

 

Заключение                                                                                                           26

Список литературы.                                                                                             27

 

 

 

 

 

                                           Введение 

     Эластичность спроса и предложения – одна из самых важных категорий  экономической теории. Оценка эластичности по цене, доходам и ряду других параметров позволяет выбрать правильную стратегию поведения на экономическом рынке. Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, так как дает ответ на вопрос о том, на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены.

Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они  руководствуются, совершая покупки, — важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.

      В  данной курсовой работе рассматриваются  кривые спроса и предложения и направление их изменения.  Но интересно не только направление кривых, но и масштабы изменения объема спроса и предложение при изменении цены данного товара. Большое внимание также уделено коэффициентам эластичности спроса и предложения. Это все позволяет оценить влияние различных показателей на спрос. Отдельное внимание в работе уделено теории потребительского выбора, которая объясняет, каким образом покупатели предпочитают тратить получаемые ими доходы в целях максимального удовлетворения своих потребностей.

Рынок — это экономическая система, ориентированная на потребителя. Этим объясняется постоянный интерес экономической науки к тому, как ведет себя обычный потребитель, какими мотивами он руководствуется, делая выбор в море товаров, существуют ли закономерности, управляющие его поведением на рынке. На все эти вопросы дает ответ теория потребительского поведения.

Во второй части данной курсовой работы описаны типы потребительского поведения и рассмотрены факторы, влияющие на него.

Большая часть работы посвящена исследованию эластичности спроса и предложения на рынке  недвижимости. Приведены последние статистические данные по Москве на период лета 2005 года. А также отмечены прогнозы по спросу и предложению на осень 2005 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 I. Эластичность спроса и предложения на рынке товаров

 

      В экономике  термин «эластичность» используется для определения меры реакции одной экономической переменной на изменение другой. В экономической теории рассматривают эластичность спроса и предложения. Спрос и предложение разных товаров по-разному чувствительны к изменению факторов, их определяющих. Другими словами – эластичность – это степень чувствительности спроса и предложения к различным факторам.

1.1 Эластичность спроса по цене

      Эластичность спроса на товар – это процентное соотношение между изменением в цене или доходе и изменением спроса. Главным фактором, влияющим на спрос, является цена. Эластичность спроса по цене (прямая эластичность спроса) - это степень чувствительности спроса на какой-нибудь товар к изменению цены на этот товар. Прямая эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов увеличится или уменьшится спрос при уменьшении или увеличении цены на данный товар на один процент.

                                          ,      где                 (1)

 

E (p) – эластичность спроса по цене;

Qd (%) – процентное изменение спроса;

P (%) – процентное изменение цены.

      Однако в связи с тем, что при измерении процентного изменения экономических величин обычный способ вычисления не применим, т. к. одинаковое количественное изменение в другом направлении дает иное процентное соотношение, в экономике используют более универсальный метод расчета, который назван формулой средней точки Алена:

                          х 100%, где                 (2)

 

 Q2 и Q1 -  конечный и начальный спрос;

      Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается - величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).

      В зависимости от величины коэффициента эластичности эластичность спроса по цене делится на несколько видов:

      В том  случае если коэффициент эластичности больше 1 (E > 1) – спрос является эластичным (на товары роскоши). Коэффициент эластичности меньше 1 (E < 1) – спрос неэластичный (на предметы первой необходимости). Коэффициент эластичности равен 1 (E = 1) – тогда имеем спрос с единичной эластичностью (зависит от индивидуального выбора). Таким образом, если коэффициент эластичности равен 0 (Е=0) спрос совершенно неэластичный (соль, медикаменты), и наоборот если коэффициент эластичности стремится к бесконечности (E ), то это совершенно эластичный спрос (в условиях совершенного рынка).

Рис.1 Графики эластичности спроса по цене

 

      Основными  факторами, влияющими на ценовую  эластичность спроса, являются: наличие  хороших заменителей товара, удельный вес в бюджете потребителя, размер дохода, качество товаров и размер запаса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Эластичность спроса  по доходу

      Эластичностью спроса  по доходу называют степень  изменения количества спрашиваемых  товаров и услуг в ответ  на изменение в размере доходов потребителей. Влияние динамики дохода потребителей на изменение объемов продаж.

      Коэффициент эластичности  спроса по доходам (Ed) рассчитывается по формуле:

                                 , где                                     (3)

 Y (%) – процентное изменение дохода.

      Значение эластичности по доходам тесно связано с понятием качества товаров. Отрицательные значения Ed свидетельствуют о низком качестве продукции, так как при увеличении доходов покупатель сокращает объемы покупки, потребления продукции. Для товаров низшего качества увеличение дохода вызывает уменьшение спроса. Доход и спрос меняются в противоположных направлениях, поэтому в этом случае эластичность спроса по доходу является отрицательной. При положительном значении коэффициента эластичности по доходам можно констатировать удовлетворительное качество товаров. Поскольку в этом случае доход и спрос меняются в одном направлении, то эластичность спроса по доходу является положительной. Причем, при 0 < Ed < 1 товары данной категории относят к товарам первой необходимости, при Ed, значительно превышающем 1, - к предметам роскоши. На отдельные группы товаров (соль, спички) спрос не увеличивается при увеличении дохода, эластичность является нулевой.

      Анализ значений коэффициента эластичности по различным группам товаров дает возможность определять предстоящие сдвиги в ассортименте в зависимости от изменения доходов потребителей и на этой основе предвидеть направления динамики цен конкурента.

 

 

1.3 Перекрестная эластичность

      Понятие перекрестной эластичности спроса используется для определения степени влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности - это отношение процентного изменения спроса на один товар к процентному изменению цены на другой товар.

                                  ,         где                     (4)

E (k) – перекрестная эластичность;

Q1 (%) – процентное изменение спроса на один товар;

P2 (%) – процентное изменение цены на другой товар.

 

      Значение коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие товары рассматривают: взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Если товары являются взаимозаменяемыми, коэффициент перекрестной эластичности будет иметь положительное значение. Если товары являются взаимодополняемыми, как, например, бензин и автомобили, фотоаппараты и фотопленка, величина спроса будет изменяться в направлении, противоположном изменению цен, а коэффициент эластичности будет иметь отрицательное значение.

Измерив перекрестную эластичность, можно определить, являются ли выбранные товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми и соответственно, как изменение цены на какой-то один вид продукции, производимой фирмой, может отразиться на спросе на другие виды продукции той же фирмы. Такие расчеты помогут оценить решения по изменению цен на выпускаемую продукцию.

 

 

 

 

1.4 Эластичность предложения

      Эластичность предложения товара (по цене) – это процентное соотношение между изменением в цене и изменением предложения. Таким образом мы можем получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены. Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается по той же формуле, что и коэффициент ценовой эластичности спроса. Различие лишь в том, что вместо величины спроса берется величина предложения:

                                                     ,     где                       (5)

Q0 и Q1- предложение  до и после изменения цены;

Р0 и Р1,- цены до и после  изменения;

      Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.

                                       Рис.2 Графики эластичности предложения

      Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. В краткосрочном периоде фирма не в состоянии изменить объем выпускаемой продукции и вынуждена подстраиваться под спрос, изменяя только цену. В среднесрочный период предприятие может повысить объем производства, используя ближайшие резервы, имеющиеся запасы и интенсификацию труда. В долгосрочном периоде возможна перестройка производства, замена старого оборудования на новые технически совершенные мощности. В долгосрочный период эластичность предложения достигает максимальной величины, в краткосрочный период она абсолютно неэластична.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Применение теории эластичности

      Применение теории эластичности имеет большое практическое значение. Для фирмы важно иметь в виду, что эластичность спроса на ее продукцию и эластичность рыночного спроса не совпадают. Первая всегда (за исключение абсолютной монополии фирмы на рынке) выше второй. Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы достаточно сложно, так как необходимо принимать во внимание и реакцию конкурентов на повышение или понижение фирмой цены. Помочь в этом может использование математических моделей или опят руководителей фирмы. Если фирма при принятии решения о цене будет руководствоваться только данными об эластичности рыночного спроса, то потери сбыта от повышения цен могут стать более значительными, чем ожидалось.

Информация о работе Эластичность спроса и предложения