Эластичность спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 16:01, контрольная работа

Описание работы

Очевидно, что быстрота и интенсивность реакции на изменившиеся условия может быть различной. По-разному могут реагировать, например, на изменение рыночной цены на товар разные покупатели и производители. Кто-то сильнее, а кто-то слабее. Разная интенсивность реакции может наблюдаться при изменении цены на товар и при изменении дохода, при изменении моды и при изменении ценовых ожиданий. Изучение реакции типичных потребителей и типичных производителей (продавцов) на изменение тех или иных условий позволяет прогнозировать реакцию рынка в целом.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 184.81 Кб (Скачать файл)

Рис. 3. Зависимости спроса (Q) от доходов (I).  
1 - товары первой необходимости (ΕI<1); 2 - предметы роскоши (Ε> 1); 3 - низшие блага (ΕI<0 при больших доходах).


Итак, мы видим, что такой  показатель, как эластичность спроса, служит весьма полезным инструментом выявления отношения потребителей к различным товарам. Но этот же инструмент может быть использован и для  анализа предложения.

Эластичность предложения  по цене

,

(5)


определяется аналогично эластичности спроса, но здесь Q - объем предложения, связанный с ценой функцией Q = S(P)(рис. 4). Так как объем предложения - неубывающая функция цены, эластичность предложения в обычных случаях - неотрицательная величина. В лекции 6 отмечался различный характер функции предложения в различных периодах. Это различие находит свое отражение в эластичности:

а) для мгновенного предложения, когда продукт уже произведен, его количество является величиной  постоянной, Εp[S] = 0;

б) в коротком периоде предложение  может в некоторой степени  приспособиться к изменяющейся цене и на значительной части кривой предложения Εp[S] = 0 ; однако при этом возможности производства не безграничны, и по мере приближения к предельно возможному объему Q* (рис. 4) эластичность снижается, стремясь к нулю;

в) в длительном периоде  возможности приспособления еще  шире, а коэффициент эластичности больше, чем в среднем периоде. Ограниченность возможностей предложения  при этом обычно не играет существенной роли.

Рис. 4. Кривые предложения в различных периодах:мгновенном (IS), коротком (SS) и длительном (LS).


 

 
Эластичность — мера реакции спроса или предложения на изменение дохода, или спроса на взаимосвязанные товары. Эластичность показывает на сколько строго выполняются законы спроса и предложения.

Эластичность измеряется коэффициентом эластичности.

3 вида эластичности спроса:

1. Эластичность  спроса по цене.

Кэл.спр.по.ц.= %изменения_спроса / %изменения_цены

Например цена на товар возросла на 10%, тогда возможны 3 случая:

  • 1. Спрос сократится на 5%, тогда:
  • Кэл.спр.по.ц. = 5/10 = 0,5, т.е. Кэл.спр.по.ц.< 1, следовательно спрос не эластичен.
  • 2. Спрос сократится на 10%, тогда:
  • Кэл.спр.по.ц. = 10/10 = 1, имеем спрос единичной эластичности.
  • 3. Спрос сократился на 15%, тогда:
  • Кэл.спр.по.ц. = 15/10 = 1,5, т.е. Кэл.спр.по.ц.> 1, следовательно спрос эластичен.

 
2. Эластичность спроса по доходу.

Кэл.спр.по.д. = %изменения_спроса / %изменения_дохода_потребителей

3. Перекрёстная  эластичность спроса.

Кэл.спр.перекр. = %изменения_спроса_на_товар_Х / %изменения_спроса_на_товар_У

  • Для взаимозаменяемых товаров коэффичиент положительный, >1.
  • Для взаимодополняемых коэффициент имеет отрицательное значение, <1.
  • Для сопряжённых товаров = 0

 
Факторы влияющие на эластичность спроса:

  1. Заменимость - чем больше хороших заменителей данного товара, тем эластичнее спрос на него.Например: спрос на инсулин не эластичен, поскольку этот медицинский препарат необходим больным сахарным диабетом всегда, любой ценой.
  2. Фактор времени — чем больше времени у потребителей для принятие решения о покупке, тем эластичнее спрос на данный товар.
  3. Предметы роскоши и предметы первой необходимости — спрос на предметы роскоши (золото, бриллианты) более эластичен, чем на предметы первой необходимости (хлеб, молоко).
  4. Доля, которую занимает данный товар в расходах потребителей — чем большую долю занимает данный товар в расходах потребителей, тем эластичнее спрос на него и наоборот.  Например: при общем росте цен на 10%, потребитель скорее откажется от приобретения автомобиля, чем от покупки карандашей. Поэтому спрос на автомобили более эластичен.

1. 2.   Факторы, влияющие на эластичность спроса

 

 

    Важным  моментом,  оказывающим   воздействие  на  эластичность   спроса,

является  наличие  товаров-заменителей.  Чем  больше  на  рынке   продуктов,

признанных удовлетворять одну и ту же потребность, тем  больше  возможностей

для покупателя отказаться от приобретения  данного  конкретного  продукта  в

случае повышения его цены, тем  выше эластичность спроса на данный товар.

    Например, спрос на хлеб  относительно неэластичен. В то  же  время  спрос

на отдельные  сорта  хлеба  является  относительно  эластичным,  так  как  с

повышением цены, к примеру, на бородинский  хлеб покупатель может перейти  на

другой сорт ржаного хлеба и  т.п.  Спрос  на  сигареты,  лекарства,  мыло  и

другие   подобные   продукты   относительно   неэластичен.    Однако    если

рассматривать эластичность по отношению  к отдельным  видам  сигарет,  сортам

мыла и т.п., то она будет значительно  выше.

    Та  же  закономерность  применима  к  изделиям,  выпускаемым  отдельной

фирмой.  Если  на  рынке  присутствует   значительное   число   конкурентов,

выпускающих аналогичную или близкую  по назначению  продукцию,  то  спрос  на

продукцию этой фирмы будет относительно эластичным. В  условиях  совершенной

конкуренции, когда много продавцов  предлагают  одинаковую  продукцию,  спрос

на товар каждой отдельной фирмы  будет абсолютно эластичным.

    Другим  важным  обстоятельством,  влияющим  на  ценовую   эластичность,

является фактор времени. В краткосрочном  периоде спрос имеет тенденцию  быть

менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин  со  стороны

индивидуальных владельцев автомобилей  относительно неэластичен, и  повышение

цены, особенно  в  летний  сезон,  вряд  ли  сократит  спрос.  Однако  можно

предположить, что осенью значительная  часть  автовладельцев  поставят  свои

машины в гаражи, спрос на бензин  снизится,  сократится  объем  продаж  его.

Кроме того, к следующему лету часть  из них начнут пользоваться  пригородными

электричками. Несмотря на то, что  спрос на бензин  относительно  неэластичен

в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.

    Такая тенденция изменения  эластичности во времени объясняется  тем,  что

с течением  времени  каждый  потребитель  имеет  возможность  изменить  свою

потребительскую корзину, найти товары-заменители.

    Различия в эластичности  спроса объясняются также значимостью   того  или

иного  товара  для  потребителя.  Спрос  на  предметы  первой  необходимости

неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в  жизни  потребителя,

обычно эластичен. Действительно, при повышении цен мы  можем  отказаться  от

дополнительной пары  обуви,  драгоценностей,  мехов,  но  вряд  ли  сократим

покупки хлеба, мяса  и  молока.  Как  правило,  спрос  на  продукты  питания

неэластичен, и  сейчас,  при  снижающемся  уровне  жизни  населения,  на  их

приобретение тратится все большая  часть доходов средней российской семьи.

Факторы, влияющие на эластичность спроса. 
 
Эластичность спроса по цене (ценовая эластичность) – это ответная реакция величины спроса на изменение цены. Эластичность спроса можно измерить с помощью коэффициента эластичности. 
 
 
 
·          Если незначительное изменение цены приводит существенному изменению спроса, то спрос эластичный (ЕD > 1). 
 
·          Если незначительное изменение цены приводит к несущественному изменению спроса, то спрос неэластичный (ЕD < 1). 
 
·          Единичная эластичность образуется в случае, когда процентное изменение цены и последующие процентное изменение количества спрашиваемой продукции оказываются равными по величине (ЕD = 1). 
 
·          Абсолютно эластичный спрос. Потребители платят одну и ту же цену, не взирая на величину спроса (ЕD = ∞, кривая горизонтальна). Характерен для ситуации совершенной конкуренции, когда производители не могут влиять на цену, а покупатели готовы приобретать любое количество товаров по данной цене. 
 
·          Абсолютно неэластичный спрос. Потребители покупают одно и тоже количество товара при любых уровнях цен (ЕD = 0, кривая вертикальна), например, инсулин для больных сахарным диабетом. 
 
1. При эластичном спросе: 
 
- снижение цены приводит к увеличению общего дохода; 
 
- увеличение цены приводит к его уменьшению. 
 
2. При неэластичном спросе: 
 
- повышение цены приводит к увеличению общего дохода; 
 
- снижение цены приводит к его уменьшению. 
 
Вывод: если спрос не эластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки в том же направлении. 
 
3. В случае единичной эластичности уменьшение или увеличение цены оставит выручку без всяких изменений.[13] 
 
К факторам, влияющим на ценовую эластичность спроса, относятся следующие: 
 
1. Наличие заменителей. Чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него. Например, спрос на любой сорт кофе эластичен, потому что другие сорта являются близкими заменителями. При отсутствии у товара близких заменителей спрос на него будет неэластичным. Например, общий спрос на бензин неэластичен, потому что у него нет близких заменителей. 
 
2. Удельный вес в доходе потребителя. Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя при прочих равных условиях, тем выше будет эластичность спроса на него. Если общие затраты (в неделю или в месяц) на товар или услугу составляют малую часть дохода домохозяйства, то спрос на них будет неэластичным. Например, увеличение цены коробки спичек на одну копейку считается небольшим. На самом деле в процентном отношении это довольно большое увеличение. Но на величину спроса оно окажет очень незначительное влияние. Поэтому спрос на спички неэластичен; то же самое можно сказать о столовой соли, шнурках для ботинок и заколках для волос. 10%-ный рост цен на карандаши вызовет минимальную реакцию на покупку данной продукции. В то же время 10%-ный рост цен на автомашины или жилые дома, составляющие существенную долю годового дохода многих семей, неизбежно приведет к тому, что количество покупаемой продукции значительно уменьшится. 
 
3. Спрос на предметы роскоши и предметы первой необходимости. Спрос на предметы первой необходимости обычно является неэластичным; спрос на предметы роскоши обычно эластичен. Хлеб и электроэнергия признаны в качестве предметов первой необходимости: без них мы «не протянем». Повышение цен на эти продукты не приведет к существенному сокращению их потребления. Но если цены на коньяк и изумруды поднимутся, то их можно не покупать, и большинство людей не столкнется с большими неудобствами.[14] 
 
Проблема заключается в том, какой смысл люди вкладывают в понятие «предметы первой необходимости». Какие именно товары они относят к этой категории, зависит от их жизненного уровня. Например, в большинстве развитых стран бытовые электроприборы (электрические утюги, стиральные машины и холодильники) считаются предметами первой необходимости. 
 
4. Привычные товары. Одна из причин этого правила заключается в том, что многие потребители – люди привычки. У людей вырабатывается привычка, например, к определенным сортам алкогольных напитков или табака. В этом случае спрос будет неэластичным, потому что для таких людей эти товары не имеют заменителей. 
 
5. Период времени. Спрос на продукт обычно тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решений. Если цена на продукт растет, то требуется время, чтобы найти и опробовать другие продукты, пока мы не убедимся в их приемлемости. Если цена говядины повысится на 10%, потребители, возможно, не сразу сократят свои покупки. Но через некоторое время они могут перенести свои симпатии на птицу или рыбу, на которые у них теперь «появился вкус». Другое объяснение этого правила связано с долговечностью продукта. Исследования показывают, что «краткосрочный» спрос на бензин менее эластичен, чем «долгосрочный». Почему так происходит? Потому что в долгосрочном плане большие, пожирающие бензин автомобили из-за подорожания бензина заменяются меньшими по размеру, более экономичными машинами. 
 
Важным моментом, оказывающим воздействие на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, признанных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.[15] 
 
Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные сорта хлеба является относительно эластичным, так как с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет значительно выше [4, с. 137]. 
 
Та же закономерность применима к изделиям, выпускаемым отдельной фирмой. Если на рынке присутствует значительное число конкурентов, выпускающих аналогичную или близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию этой фирмы будет относительно эластичным. В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой отдельной фирмы будет абсолютно эластичным.[16] 
 
Другим важным обстоятельством, влияющим на ценовую эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставят свои машины в гаражи, спрос на бензин снизится, сократится объем продаж его. Кроме того, к следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше. 
 
Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, что с течением времени каждый потребитель имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти товары-заменители. 
 
Различия в эластичности спроса объясняются также значимостью того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при повышении цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и сейчас, при снижающемся уровне жизни населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов средней российской семьи. 
 
Выводы по главе: Итак, теория элacтичноcти cпроca многогрaннa. Онa охвaтывaет прaктичеcки вcе дейcтвующие нa cпроc фaкторы, в том чиcле уровень кaчеcтвa продукции. Познания в облacти элacтичноcти cпроca и предложения товaров позволяют фирмaм более точно плaнировaть cвою хозяйcтвенную деятельноcть, принимaть обоcновaнные плaново-упрaвленчеcкие решения. 
 
К факторам, влияющим на ценовую эластичность спроса, относятся:  
 
наличие заменителей, удельный вес в доходе потребителя, привычные товары и период времени. 


Информация о работе Эластичность спроса и предложения