Эластичность спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 00:12, контрольная работа

Описание работы

Данная контрольная работа написана на основе методических рекомендаций приложенных к темам контрольных. А значит, будет иметь форму реферата. Так же в методических рекомендациях не был указан вид и подвид реферата, из этого следовало, что их я выбрал самостоятельно, а именно: вид – репродуктивный, подвид – реферат-конспект.

Содержание работы

1. Введение
2. Ценовая эластичность спроса и предложения
3. Виды ценовой эластичности
4. Методы нахождения эластичности
5. Эластичность спроса по доходу
6. Факторы влияющие на эластичность спроса
7. Перекрестная эластичность
8. Эластичность предложения
9. Список литературы
10. Заключение

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 89.72 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал в  г. Минске

 

Кафедра теории и истории государства и права

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

по дисциплине «экономика»

 

по теме «эластичность  спроса и предложения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 1-ого курса

специальности конфликтология

____________________  

   (Фамилия, И.О.)

 

Проверил:

______________________

              (должность)

_______________________

              (Фамилия, И.О.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск   2013

 

     Данная контрольная работа написана на основе методических рекомендаций приложенных к темам контрольных. А значит, будет иметь форму реферата. Так же в методических рекомендациях не был указан вид и подвид реферата, из этого следовало, что их я выбрал самостоятельно, а именно: вид – репродуктивный, подвид – реферат-конспект.

 

 

Введение

 

 

     Понятие эластичность в различных науках имеет различное значение, так в математике: эластичность - это отношение относительного прироста функции (зависимой переменной) к относительному приросту аргумента (независимой переменной), в физике это понятие соотносимо с понятием упругость, а связано это с происхождением самого слова эластичность (от лат. elasticus – «упругий») однако понятие упругости не совсем подходит нам. Экономика же переняла это слово в свою науку скорее из математики, потому что в экономике эластичность понимается под свойством изменятся, определенным образом реагировать на изменения (к примеру цены товара). Эластичность – степень чувствительности одной экономической величины (спроса и предложения) на изменение другой (цена товара, доход потребителя), т.е. это способность спроса и предложения гибко изменяться под влиянием определяющих факторов.

    Категория эластичность  впервые была введена в экономическую  теорию А. Маршаллом.(сноска)

 

    Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на  свою продукцию, имеет возможность  увеличить выручку от ее продажи.  Однако в действительности так  бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет  не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта. Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о том на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены.

 

     Целью этой контрольной работы является собор общих данных на данную тему, а так же раскрытие понятий, математических формул и механизм работы данного экономического явления. раскрыть механизм возникновения, сущность и функции рассматриваемой экономический категории.

 

     Методы исследования  данной контрольной работы основаны на уже существующих графиках и формулах, которые можно найти в свободном доступе в интернете. В основе же исследования самого экономического явления лежат логические и математические методы. Это го же курса будем придерживаться мы.

 

 

 

 

Ценовая эластичность спроса и предложения

 

 

     Ценовая эластичность – степень чувствительности спроса (предложения) к изменению цены товара, которая показывает, на сколько процентов изменится величина (объем) спроса (предложения) на товар при изменении его цены на 1%.

     Мерой такого изменения чувствительности спроса (предложения) служит коэффициент эластичности. Он определяется как относительное изменение объема спроса (предложения) к относительному изменению его цены. Рассчитывается по формуле:

 

Ed=  ∆Qd%/∆P% , где  Q-спрос относительно товара d, а P-стоимость товара.

 

     Поскольку между объемом спроса и изменением цены зависимость обратная, постольку коэффициент прямой эластичности спроса будет отрицательной величиной. Однако для оценки степени эластичности спроса по цене важен не знак перед коэффициентом, а его абсолютная величина, поэтому значение берется по модулю (|Ed|).

 

     Применение процентов при исчислении коэффициентов эластичности позволяет исключить влияние единиц измерения (тонн, литров, рублей и т.д.) на величину эластичности.

 

Виды  ценовой эластичности:

 

  • Эластичный спрос (предложение)d2 – при изменении цены (увеличении или уменьшении) на 1% спрос (предложение) изменяется (уменьшается или увеличивается) более чем на 1%. (Еd>1)

Представлены товарами не имеющим особо важного значения для жизни человека. Это товары роскоши, дорогие украшения, модная  одежда, аксессуары  и т.д.

 

  • Единичная эластичность спроса (предложения) – при изменении цены на 1% спрос (предложение) меняется ровно на 1%. ,

Данный вид эластичности характерен для товаров не первой необходимости . К примеру торт в сравнении с хлебом, мясом.

 

  • Неэластичный спрос (предложение)d1 – при изменении цены (увеличении или уменьшении)  на 1% спрос (предложение) меняется (уменьшается или увеличивается) менее чем на 1%. (Ed<1) 

Данный вид  эластичности характерен для товаров первой необходимости с относительно низкими ценами (вода, простые продукты питания (хлеб, картофель и т.д.), недорогая одежда, жильё, энергоресурсы, расходы на общественный транспорт в большом городе). Люди не могут обходиться без них, поэтому, подорожание этих товаров и услуг не ведёт к существенному сокращению их потребления.

 

  • Абсолютно неэластичный спрос (предложение)d3 – при любом изменении цены спрос (предложение) не меняется, т.е. потребители при обретают фиксированное количество товаров независимо от цены. (Ed=∞).

Данный вид  эластичности характерен для жизненно важных товаров и лекарств: «Инсулин».

  • Абсолютно эластичный спрос (предложение)d4 – цена продукта не изменяется, а спрос (предложение) либо увеличивается до бесконечности, либо падает до нуля. (Ed=0)

Данный вид  эластичности характерен для товаров  не нужных большому числу потребителей. К примеру, золотое мусорное ведро.

 

На графике  с осями Р - цена и Q - спрос, эти виды эластичности будут выглядеть следующим образом:

 

 

(Рис. 1)

 

     При этом важно понимать, что наклон и вид кривой спроса зависит от масштаба координатных осей, и потому не всегда можно верно оценить степень эластичности спроса по внешнему виду кривой. Можно сделать наклон линии спроса более или менее крутым, меняя масштабы осей. Hа следующих двух графиках изображена одна и та же функция спроса, но при разном масштабе осей:

(Рис. 2)

 

 

методы нахождения эластичности:

 

 

  1. дуговая эластичность – приблизительная мера реакции спроса (предложения) на изменение цены. Показатель дуговой эластичности отражает среднюю величину эластичности для определенного отрезка графика спроса (предложения). Показатель дает только приблизительное представление о степени реакции со стороны спроса (предложения)  на определенное значение цены. Вычисляется по формулам:

(Рис. 3)

 

  1. точечная эластичность – точная мера реакции спроса (предложения) на изменение цены. Данный показатель применяется к отдельной точке, находящейся на кривой. Расчет эластичности производится путем измерения наклона касательной к кривой спроса (предложения) в определенной точке. Вычисляется по формулам:

 

(Рис. 4)

 

 

     Коэффициент эластичности спроса всегда имеет отрицательное значение, поскольку спрос и цена изменяются в противоположных направлениях.            

     Коэффициент эластичности предложения всегда имеет положительное значение, поскольку предложение и цена изменяются в одинаковых направлениях.

 

эластичность спроса по доходу

 

     Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %. Она зависит от следующих факторов:

  • Значимость товара для бюджета семьи.
  • Является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости.
  • Консерватизм во вкусах

 

     Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных, то есть тех товаров, которых семья приобретает в большем объеме по сравнению с другими товарами. С ростом доходов мы больше покупаем одежду, обувь, высококачественные продукты питания, товары длительного пользования.

 

     Исследования, проведенные в разных странах, показали, что эластичность спроса по доходу зависит не только от категории товара, но и от уровня среднедушевых доходов в стране. Так, эластичность спроса по доходу на товары первой необходимости может быть очень высока при низком уровне дохода и снижаться при увеличении дохода. Эта закономерность была выявлена еще в XIX в. немецким статистиком Эрнстом Энгелем, который обнаружил, что доля расходов на питание в семейных бюджетах снижается по мере роста доходов потребителей

 

     Значение эластичности зависит и от уровня доходов конкретной социальной группы. В группе с низким доходом таких товаров, как хлеб и картофель, высока, и, следовательно, доля расходов на них в бюджете продолжает возрастать, а сами эти товары могут быть классифицированы для данной группы людей как блага высшего порядка. В группах с более высоким доходом все большую роль в бюджете начинают играть мясо, яблоки, некоторые виды овощей, а доля хлеба и картофеля начинает снижаться, хотя эти товары все еще могут рассматриваться как нормальные. Для слоев населения с еще более высоким уровнем дохода питание становится все более разнообразным и качественным, и в то же время увеличивается доля расходов на бензин, электроэнергию, товары длительного пользования, телефонные переговоры и т. д. Для этих слоев хлеб и картофель - безусловно, блага низшего порядка.

 

Формула эластичности спроса по доходу:

 

 

где верхний индекс ~D означает что это эластичность спроса, а нижний индекс ~I говорит о том, что это эластичность спроса по доходу (от английских слов Demand — спрос и Income — доход). То есть эластичность спроса по доходу показывает степень изменения спроса в ответ на изменение доходов потребителей.

 

Если   ЕDI >0 то с увеличением доходов семьи увеличивается спрос на данные товары. И такой товар называется «нормальное (полноценное) благо».

 

Если   ЕDI >1 то объём спроса изменяется на больший процент, чем доход.

В основном это товары роскоши, эстетические товары и т.д.

 

Если   0<ЕDI<1 объём спроса изменяется на меньший процент, чем доход. То есть при увеличении дохода в определённое число раз, спрос на заданный товар увеличится в меньшее число раз. Это характерно для товаров первой необходимости.

 

Если   ЕDI<0 Объёмы спроса буду падать при увеличении дохода семьи. Это товары, которые потребляются за счет их дешевизны. Скажем с увеличением доходов семи они переходят на лучшие сорта муки, начинают покупать новые вещи вместо вещей из сэкон хэнда и т.д. Такой вид товаров называется неполноценное (низшее) благо.

 

Если  ЕDI=0 Нет прямой зависимости между потреблением этого блага и изменением дохода. Товары данной категории называют нейтральным благом.

 

Факторы  влияющие на эластичность спроса

(детерминанты эластичности спроса)

 

 

  1. наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов-субститутов, призванных удовлетворить одну и ту же потребность, тем больше возможностей у покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.
  2. значимость товара. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен, спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен.
  3. размеры дохода покупателей. При этом цена может не меняться, изменяется платежеспособность. Чем дороже товар, тем эластичней спрос на него.
  4. качество товара. Чем выше качество, тем менее эластичен спрос;
  5. удельный вес затрат на покупку данных товаров в расходах потребителей. Товары, на которые тратится значительная часть средств потребителя, проявляют эластичность (покупатель сильнее реагирует на изменение цены). Те же товары, которые занимают невысокую долю в общей сумме расходов покупателей, малоэластичны (покупатели слабее реагируют объемом покупок на колебания цен).
  6. временной параметр. На коротких промежутках времени спрос менее эластичен, чем за длинные периоды времени.

В течение короткого времени эластичность спроса относительно мала. Потребитель  по своей психологии - консерватор, ему трудно отказаться от привычных  объемов потребления многих традиционных для него товаров. Со временем же привычки меняются, и реакция на изменившуюся цену становится заметнее. Эластичность спроса, соответственно повышается. Так, при повышении цены на бензин люди будут пытаться сократить количество поездок, это приведет к сокращению потребления бензина, но лишь незначительно. На длительном этапе люди будут менять автомобили на более экономичные, шире пользоваться услугами городского транс порта, приобретут жилье поближе к работе. Все это будет способствовать падению спроса на бензин в значительно большей мере, чем сразу после повышения цен.

Информация о работе Эластичность спроса и предложения