Экономическое развитие СССР в 50- начале 80-х годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 22:07, реферат

Описание работы

1. Экономическое развитие СССР в 50- начале 80-х годов
2. Социально-политическое и экономическое реформирование России в период перехода к рыночной модели хозяйствования (вторая половина 80-х гг. – по настоящее время)
3. Глобальные проблемы современности и поиски их решения совместными усилиями мирового сообщества.

Файлы: 1 файл

контрольная экономика.docx

— 30.42 Кб (Скачать файл)

 
1. Экономическое развитие СССР  в 50- начале 80-х годов 
2. Социально-политическое и экономическое реформирование России в период перехода к рыночной модели хозяйствования (вторая половина 80-х гг. – по настоящее время) 
3. Глобальные проблемы современности и поиски их решения совместными усилиями мирового сообщества. 
 
1. Экономическое развитие СССР в 50- начале 80-х годов 
 
Созданный в Советском Союзе в довоенные годы значительный экономический потенциал обеспечил нашему государству возможность одержать победу и выстоять в тяжелейшей войне с фашистской Германией. Быстрое восстановление хозяйства после войны в немалой степени было обусловлено психологическим подъемом народа – победителя, интеллектуальным и индустриальным потенциалом. 
По характеру социально-экономического развития в послевоенные годы в нашей истории можно выделить три периода: 
1. взлет – 1950-1970 гг. 
2. застой – 1971 – первая половина 80-х гг. 
3. кризис и смена социально-экономической системы – вторая половина 80-х-90-е гг.  
50-е – 60-е годы отличались достаточно высокими темпами экономического развития. Национальный доход увеличивался в среднем за год на 9%. Производительность труда в промышленности выросла на 62%, фондоотдача – на 17%. Советский Союз стал второй промышленной державой мира, обладая мощным производственным и научно-техническим потенциалом. 
В этом значительную роль сыграло обновление и модернизация основных фондов в промышленности в ходе послевоенного восстановления хозяйства. Укрепилась материально-техническая база сельского хозяйства. Расширилось производство товаров народного потребления. Совершенствовалась система управления. Со смертью И.В. Сталина (март 1953 г.) наметился переход к новому курсу во внутренней политике, своеобразная «оттепель». 
Существенная роль в развитии экономики отводилась факторам интенсивного роста, когда прирост национального дохода и валового общественного продукта обеспечивался главным образом за счет повышения производительности труда и внедрения достижений научно-технического прогресса, систематическим ростом капиталовложений в промышленность и др.  
Советский Союз, наряду с США, стал лидером первого этапа современной научно-технической революции. Быстрыми темпами развивались радиоэлектронная, атомная, химическая промышленность, приборостроение, создан ядерный и ракетный потенциал, построены первые атомные электростанции и морские атомные корабли, развивалось телевидение. Именно в эти годы СССР открыл эру освоения космоса: запущен первый в мире спутник, Ю. Гагарин совершил первый полет человека в космос и т.д. В стране была создана единая маневренная система нефте – и газоснабжения, Единая энергосистема Европейской части СССР и т.д. 
Для решения зерновой проблемы главный акцент был сделан на освоение целинных и залежных земель в Западной Сибири, Казахстане и других районах. И хотя это был безусловно экстенсивный путь развития, он обеспечил прирост сельскохозяйственной продукции более чем на одну треть и создал на Востоке страны новые районы сельскохозяйственного производства. 
В рассматриваемый период для преодоления недостатков административной системы хозяйствования делаются попытки улучшения методов управления и планирования. 
Так, в 1957 г. в целях усиления комплексного развития регионов и региональной экономики был осуществлен переход на территориальные принципы управления. Предприятия передавались в ведение созданных в республиках, краях и областях советов народного хозяйства (совнархозов). Подобное решение, хотя и вело к определенной децентрализации управления народным хозяйством, к расширению прав и материальных возможностей на местах и демократизации экономики, создало значительные проблемы. Было затруднено проведение единой общегосударственной научно-технической политики, распылялись ресурсы, снижался эффект от преимуществ концентрации средств и пр. Фактически попытка приблизить органы управления к производству оказалась неудачной, и совнархозы были ликвидированы. 
Экономическая реформа 1965 г. стала самой крупной за весь послевоенный период попыткой перестройки экономики в соответствии с требованиями времени. В ее основу легли идеи хозрасчета и самостоятельности предприятий в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве. В системе управления промышленностью и строительством произошли наиболее существенные изменения: значительно сокращено число планируемых предприятию показателей «сверху», основой оценки деятельности предприятия стал показатель реализованной продукции. За счет отчислений от прибылей на предприятиях создавались фонды для развития производства, материального стимулирования и пр. 
Реформа дала значительные положительные результаты. Восьмой пятилетний план (1966 – 1970 гг.) стал лучшим за всю историю советского планирования. Были достигнуты высокие темпы роста основных экономических показателей. Дальнейшее развитие получили отрасли, определяющие научно-технический прогресс - электроника и энергетика, машиностроение и нефтехимия и др. По общему объему ряда видов промышленной продукции Советский Союз не только догнал, но обогнал США. Резко возросли международное значение и авторитет СССР. 
В эти годы был сделан ощутимый шаг к повышению уровня жизни населения. Решалась жилищная проблема: люди из бараков и коммунальных квартир переезжали в отдельные квартиры. Были введены пенсии, снижены налоги, отменена плата за обучение в средней школе и вузах, установлена минимальная гарантированная зарплата на селе, сокращена продолжительность рабочей недели и др. 
Однако интересно задуманная реформа оказалась все-таки недостаточно эффективной, так как не выходила за рамки модернизации тоталитарной системы. Ее полной реализации сопротивлялась отечественная бюрократия, нежелавшая выпускать рычаги власти из своих рук. 
Период 70-х-первой половины 80-х годов отличает определенная противоречивость в хозяйственном развитии. 
С одной стороны, приоритетными отраслями промышленности оставались атомная и автомобилестроение, создана новая отрасль – атомное машиностроение. Завершено создание Единой энергосистемы СССР. Сформированы крупные территориально-промышленные комплексы (Западно-Сибирский, Павлодар-Экибастузский, Южно-Таджикский, Саянский и др.), обеспечивавшие весь прирост добычи нефти, газа и угля. Разрабатывались крупномасштабные перспективные программы по развитию энергетики и автодорожному строительству, выпуску товаров народного потребления и продовольствию, развитию Нечерноземья и др. 
С другой стороны, на фоне успехов и достижений стали заметны явления стадиального отставания. Наша экономика находилась на стадии индустриального развития, в то время как экономика развитых стран поднялась на стадию научно-индустриальную или приблизилась к ней. 
Фактически все показатели экономического роста с середины 60-х гг. неуклонно снижались. Экономика страны развивалась преимущественно экстенсивным путем. Замедлилось развитие научно-технического прогресса. Наблюдался моральный износ оборудования в ведущих отраслях промышленности. Усилилось отставание инфраструктурных отраслей от основного производства. Наметился ресурсный кризис вследствие перемещения добычи природных ресурсов в труднодоступные районы и удорожания добываемого сырья для промышленности. Резко ухудшилась экологическая обстановка. Крупный разрыв между ценами на сельскохозяйственную и промышленную продукцию сталкивал интересы работников города и села. Деревни обезлюдели. Росла неудовлетворенность интеллигенции, роль который в условиях НТР заметно увеличивалась. Обострилась жилищная проблема, сократились государственные расходы на здравоохранение. В результате начался процесс снижения продолжительности жизни и увеличения смертности, в том числе детской. 
Обострившаяся демографическая ситуация, распыление капиталовложений, падение фондоотдачи и др. вели к исчерпанию возможностей экстенсивного роста. Все дороже обходился нашей стране статус мировой державы: становление и поддержка стратегического паритета, помощь союзникам и народам, боровшимся за социальное освобождение. Причиной негативных явлений в экономике были также волюнтаризм и во многих случаях невысокий профессиональный уровень руководителей как высшего, так и среднего звена управления. Низкий уровень оплаты труда не способствовал сбережению трудовых ресурсов и использованию достижений НТП. Снижалась трудовая, технологическая дисциплина, экономическая ответственность работников за результаты труда, убытки и потери. А с развалом экономики и крахом финансов стали неизбежны падение духовности, нравственности и культуры. Нарастал системный кризис.  
Все эти факторы заставили руководство страны искать выходы из создавшегося положения. 
 
2. Социально-политическое и экономическое реформирование России в период перехода к рыночной модели хозяйствования (вторая половина 80-х гг. – по настоящее время) 
 
С весны 1985 года, с избранием генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева, в СССР начался процесс пересмотра основ тоталитарного политического строя и планово-распределительной экономический системы, названный «перестройкой». 
Вначале «перестройка» ассоциировалась в теории и в общественном сознании с концепцией «совершенствования хозяйственного механизма», то есть к фактическим возвратам к идеям реформы 1965 года, с предоставлением предприятиям большей самостоятельности в развитии производства, обновлении продукции, материальном стимулировании работников в зависимости от финансовых результатов работы предприятия. 
Однако оставалось неизменным сохранение социалистической (общенародной) собственности на средства производства. По-прежнему в экономике на микроуровне не наблюдалось появления реального собственника, а также формирования действительного механизма установления макроэкономического равновесия. 
Предполагалось осуществить вариант реформирования экономики при регулирующей роли государства с постепенным разгосударствлением части общественной собственности и внедрением в экономику рыночных отношений. 
«Перестройка» (вторая половина 80-х – 1991 гг.) прошла через несколько этапов. 
На первом этапе (весна 1985 – апрель 1988 гг.) была поставлена задача достижения качественно нового состояния советского общества посредством ускорения социально-экономического развития на базе НТП и исправления отдельных деформаций. Однако очередная ставка на энтузиазм, не подкрепленный передовой техникой и соответствующей квалификаций рабочих, привела не к ускорению, а к росту количества аварий на производстве. Антиалкогольная компания, борясь с негативными последствиями пьянства (прогулы, некачественная работа, преступность, подрыв национального генофонда, распад семей и пр.), не соответствовала в полной мере российским традициям и обернулась большими потерями в материальном и моральном плане. Определенной нелепостью выглядела попытка, с одной стороны, активизировать предпринимательство через кооперативную и индивидуальную трудовую деятельность, а, с другой, усилить борьбу с нетрудовыми доходами. 
Летом 1987 г. были обозначены контуры экономических реформ для перехода от административно-командных методов к экономическим. Был принят закон о государственном предприятии, по которому руководителям и коллективам государственных предприятий предоставлялись исключительно широкие полномочия, включая самостоятельный выход на внешний рынок. Тем самым отменялась государственная монополия внешнеэкономической деятельности как атрибут социализма и др. 
Был выбран путь «мягкой» бюджетной политики, когда предприятия в любом случае могли получать государственные средства на покрытие убытков и при этом не прилагать усилий для повышения эффективности производства с учетом рыночного спроса. В результате такой политики средний уровень зарплаты в стране рос быстрее, чем цены. Страна шла к социально-экономическому кризису. 
На втором этапе (апрель 1988 – март 1990 гг.) для повышения качества продукции была создана Госприемка, обладавшая правом отвергать некачественную продукцию, наказывать рублем тех, кто был ответственен за брак. Это объяснялось отсутствием нормальных рыночных регуляторов качества производимой продукции. 
Стремясь активизировать «человеческий фактор», как важнейшее условие ускорения, опять заговорили об ударниках и стахановцах. Призывали не сводить все к рублю, не дожидаться новой техники, а мобилизовать скрытые резервы и добиваться максимальной загрузки оборудования в 3-4 смены. 
В 1989 г. был принят закон об аренде, по которому трудовой коллектив мог взять в аренду у государства свое предприятие. И хотя арендный сектор вначале стал увеличиваться довольно динамично, проявились перекосы на местах. Из-за несовершенства нормативно-правовой базы предприятия, созданные трудом нескольких поколений, переходили в полное хозяйственное ведение, а затем, после выкупа по чисто символическим ценам, и в полную собственность какой-либо проворной «менеджерской группы». 
Третий заключительный этап (март 1990- август 1991 гг.) включил принятие постановления Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике» и ряд других документов, по которым предусматривались постепенная демонополизация, децентрализация и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, реформирование кредитной и ценовой политики, системы оптовой торговли оборудованием и сырьем, электроэнергией развитие частного предпринимательства и др. Правда, реализация принятых законодательных актов откладывалась на год. 
Разрабатывались разнообразные экономические программы: «400 дней доверия», «Программа 500 дней», «Переход к рынку», «Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике». В них намечалось: 
- восстановить частную собственность на все факторы производства, в том числе и на землю; 
- признать суверенитет союзных республик от центра; 
- принять антимонопольные меры и приватизировать предприятия; 
- резко сократить государственные расходы, отказавшись от строительства крупных промышленных объектов; 
- прекратить помощь другим странам; 
- резко ограничить военные расходы. Эти документы были отклонены из-за опасения номенклатуры утратить свою власть над экономикой. 
В итоге «перестройка» не дала ощутимых экономических результатов, хотя была объективно необходимой обществу для широкого осознания бесперспективности существующей социально-экономической системы и выработки программы перехода к иной модели развития. 
Страна быстро шла к социально-экономическому кризису. Вместе с путчем августа 1991 г. проваливается и «перестройка». В декабре 1991 г. СССР перестает быть геополитической реальностью. Ему на смену пришел СНГ (Содружество Независимых Государств). 
С развалом СССР Россия вновь оказалась на историческом перепутье, сравнимом лишь с 1917 годом. Но если тогда вопрос стоял о переходе от капитализма к коммунизму, то теперь намечался обратный процесс. 
В 90-е годы XX в. предполагалось, что быстрый переход к свободным рыночным отношениям автоматически создает стимул для структурной перестройки и преодоления кризиса. Был избран монетаристский путь реформы в широком варианте, включающий: отпуск (размораживание цен), либерализацию внутренней и внешней торговли, запуск механизма конкуренции, приватизацию государственной собственности и др. Жесткие преобразования 90-х годов получили название «шоковой терапии». Ее первыми итогами стали: падение уровня жизни населения и рост социального напряжения; кризис взаимных платежей, бюджетный дефицит и нестабильность бюджетной и денежно-кредитной системы; развал целых отраслей промышленности; «вымывание среднего класса», произвол властей и «директорская приватизация», разгул организованной преступности и др. Фактически это привело к демонтажу предыдущей социально-политической и экономической системы: отказу от власти Советов, планирования народного хозяйства и единой общенародной социалистической собственности. 
К концу 90-х годов Россия оказалась в мире на 49 месте по уровню ВВП и на 71 месте по уровню жизни. Объем производимой продукции равнялся экономике Нидерландов, которые по количеству населения и занимаемой территории не превышают Москву с Подмосковьем. 
Вдвое сократилось производство в промышленности и сельском хозяйстве, машиностроение уменьшилось в 6 раз, половина сельскохозяйственного продовольствия импортировалась, сложилась огромная долговая кабала, в разрухе оказался флот, военная техника; сотни тысяч детей брошены, превысив соответствующие показатели времен Великой Отечественной войны. К тому же криминал взял под контроль политику, хозяйство и жизнь страны. 
Между тем, Россия, находясь на стыке западного и восточного типа цивилизации, в экономическом плане сформировалась в основном как восточное общество. Регулятором экономики являлось государство. Экономические реформы здесь всегда шли по инициативе «верхов» и по мысли их инициаторов должны были способствовать росту экономического и политического могущества страны (Петр I, Александр II, П.А. Столыпин и др.) Частная собственность, прежде всего на землю, не развита. Веками в стране складывался дух народа с нерыночными чертами общинности, соборности, коллективизма, «нестяжательства» - отсутствия стремления к прибыли. Гражданское общество автономное от государства, отсутствовало. Власть и собственность неразрывны. Личная инициатива слаба и т.д. 
Учитывая историю России, перспективы классических рыночных отношений в нашей стране пока не очень ясны. И уровень развития рыночной экономики не стоит определять количеством «разгосударствленных» предприятий. 
На первое десятилетие XXI в. определены серьезные задачи: удвоение ВВП, конкурентоспособность, импортонезависимость и конвертируемость рубля. Усилено внимание к улучшению жизненного уровня населения и осуществлению национальных проектов (здравоохранение, образование, ЖКХ и сельское хозяйство). А выход России на седьмое место в мире, переход от периода стабилизации и накопления к периоду развития позволяет заглядывать с оптимизмом в достойное будущее до 2020 года. 
 
3. Глобальные проблемы современности и поиск их решения совместными усилиями мирового сообщества. 
Понятия «глобальные проблемы», «глобалистика», вошедшие в научный оборот сравнительно недавно, определяются как проблемы, которые имеют отношение как к каждому человеку в отдельности, так и к человечеству в целом. Особую злободневность эти вопросы приобретают в русском менталитете в силу национальных традиций и специфики. 
В начале XXI в. человечество уже не может замыкаться на каких-то локальных проблемах, потому что процессы интернационализации всех сторон человеческой жизни объективно подвели его к глобальным масштабам тех проблем, которые перед ним стоят. Перспетивы развития человеческой цивилизации традиционно увязываются с экономическим и социальным прогрессом, а теперь также и возможностями решения общечеловеческих проблем. 
Тенденции мирового экономического развития в начале XXI в. тесно связаны с разрешением совместными усилиями всего человечества глобальных проблем современности. Важнейшие среди них:  
1. Сохранение мира (предотвращение войны и приостановление гонки вооружения, расширение конверсии, локализация и устранение военных конфликтов); 
2. Экология (состояние окружающей среды, совместное освоение космоса и Мирового океана); 
3. Обеспечение сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами (освоение мирного атома, введение ресурсо- и энергосберегающих технологий, утилизация отходов); 
4. Продовольственная проблема (развитие биотехнологии, преодоление экономической и научно-технической отсталости развивающих стран, демонополизация продовольственных поставок и ее переориентация на беднейшие страны); 
5. Проблема оздоровления человечества (профилактика болезней, борьба с болезнями века и эпидемиями); 
6. Охрана прав человека (система социальной защиты, борьба с неграмотностью, охрана прав на труд и жизнь, достойную человека, проблема занятости и роста массовой безработицы). 
В конце 60-х гг. XX в. был создан Римский клуб для изучения и преодоления совместными усилиями мировым сообществом сложившихся проблем.  
На современной стадии развития человеческой цивилизации в проблеме экономического роста выявились определенные тенденции: 
- Так, рост населения происходит меньшими темпами, чем накопление ресурсов и капитала, и как следствие – повышение капиталовооруженности и фондовооруженности живого труда.  
- При усилении различий в уровнях реальных доходов между странами растут реальные доходы населения мира. 
- Осуществляются более быстрые, чем рост ресурсов, темпы увеличения валового национального продукта в последние 100 лет, что свидетельствует о росте эффективности всего мирового производства. 
- Научно-технический прогресс превращается в общую основу развития личного и вещественного факторов производства. 
- Отмечен неравномерный экономический рост по группам стран, а центр динамичного развития в новой цивилизации перемещается на азиатский континент. 
На современном этапе происходит сближение стран мира по технологическому уровню производства и потребения и соответственно нивелирование национальных и страновых различий. Осуществляется глобализация основных форм человеческой жизнедеятельности и образование единого экономического пространства, чему, вероятно, будет посвящен XXI в. 
 
Литература к седьмой теме. 
Основная литература 
История мировой экономики, учебник для вузов, под ред. Г.Б. Поляка, А. Н. Марковой. М. ЮНИТИ-ДАНА, 1,2,3, издания, 1999,2006,2008. 
История мировой экономики, хозяйственные реформы, 1920-1990 гг. учебное пособие, под ред. А.Н. Марковой, М. ЮНИТИ-ДАНА, 1,2 издания, 1995, 1998. 
Хозяйственные реформы в России (IX-XX вв.), учебное пособие, под ред. А.Н. Романова, А.Н. Марковой, М. Экономическое образование, 1993 
Компьютерная программа (КОПР) по истории экономики, ВЗФЭИ 
Тесты по курсу «История экономики» в системах Stellus и Lan 
Интернет ресурс 
 
Дополнительная литература 
Байков М. Актуальные проблемы экономических отношений России – ЕС, МЭиМО, 2007, №6 
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество, М. 1999 
Бородаевский А. Тенденции социально-экономического развития в разных регионах мира, МЭиМО, 2007, №4 
Буфетова Л. П. История экономики, Новосибирск, 1996 
Варнавский В. Отечественный госсектор в условиях системных изменений, М. Экономика, 2005. 
Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации, МЭиМО, 2008, №5, №7 
Воронов К. Глобальная интерсистема: эволюция, структура, перспективы, МЭиМО, 2007, №1 
Данилин Г. Мировой рынок: конкуренция или сотрудничество, МЭиМО, 1993, №10 
Иванов И. Россия на пороге ВТО, МЭиМО, №8 
Кондратьев В., Рамаданов Г. Средний бизнес в мире и в России, МЭиМО, 2008, №6 
Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики, М. 1999 
Концепция устойчивого развития в контексте глобализации, МЭиМО, 2007, №6 
Кумаков Р. Завтрашний день глобального хозяйства (Мировая экономика 1990-2000 годов, императив роста), МЭиМО, 1993, №1 
Лебедев М. Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом: роль бизнеса, МЭиМО, №3 
Локальные цивилизации в XXI веке: столкновение или партнерство, М. 1998 
Максимова М. Глобализация и внешнеэкономические связи в исследованиях ИМЭМО; МЭиМО, 2007, №1 
Медведев Д. Национальные приоритеты, статьи и выступления, М. «ЕВРОПА», 2008 
Мельянов В.А. Восток и Запад во втором тысячелетии, М. 1996 
Мировая экономика: прогноз до 2020 года, под ред. А.Н. Дынкина, М. «Магистр», 2007 
Неровня Т.Н. История экономики в вопросах и ответах, Ростов н/Д, 1999 
Обаленский В. России нужна прагматичная и гибкая восточная политика, МЭиМО, 2008, №8 
Рашковский Е. Судьбы России: цивилизационный анализ, МЭиМО, 2008, №3 
Россия и мир: 2008, Экономика и внешняя политика, М. 2007 
Стрежнева М. Условия партнерства с Европейским Союзом, МЭиМО, 2007, №6 
Стрелец И. Новая экономика: гипотеза или реальность, МЭиМО, 2008, №3 
Стрельцова М. Николя Саркози. Перспективы сотрудничества России – Франции – ЕС, МЭиМО, 2007, №11 
Супян В. США и Россия: мирохозяйственные принципы и перспективы экономических отношений, 2008, №14 
Тараканов Г. Мировой опыт ускорения экономического роста: ключевые факторы, МЭиМО, 2008, №2 
Ханин Г. Три периода постсоветской России: разрушение, восстановление, созидание, МЭиМО, 2007, №10 
Шишков Ю. Россия на развилке стратегических дорог, МЭиМО, 2007, №12


Информация о работе Экономическое развитие СССР в 50- начале 80-х годов