Экономические реформы СССР во второй половине 80-х гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 09:55, контрольная работа

Описание работы

В середине 1980-х годов руководство СССР пришло к выводу о необходимости покончить с пятнадцатилетним “застоем” через ускорение социально-экономического развития страны. Необходимость ускорения обосновывалось четырьмя факторами: во-первых, острыми, нерешенными социальными задачами (продовольственной, жилищной, ширпотреба, здравоохранения, экологической); во-вторых, угрозой слома военно-стратегического паритета; в-третьих, необходимостью восстановления экономической независимости страны прежде всего по стратегическим поставкам; наконец, угрозой экономического кризиса.

Содержание работы

1. Экономические реформы во второй половине 1980-х гг…..…………. 3
2. Поиски путей развития рыночной экономики…..……………………..6
3. Список использованной литературы……………………………………10

Файлы: 1 файл

Отеч.История Роман.docx

— 29.59 Кб (Скачать файл)

Российский государственный  торгово-экономический университет

Брянский филиал

(заочное отделение)

сокращенная программа 

на базе среднего профессионального  образования

 

Группа ___Ю-1  Преподаватель___________________________

 

Ф.И.О.студента______________________________________

 

Шифр_030900_Курс 1 Специальность   юриспруденция

 

Предмет  «Отечественная история»

 

Работа    контрольная     Вариант ______

 

Адрес студента  _______________________________

 

 

 

Отметка преподавателя 

 

 

Дата проверки______________________Оценка________________

 

Подпись преподавателя_____________________________________

 

 

 

Брянск 2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Экономические реформы во второй половине 1980-х гг…..…………. 3

 

  1. Поиски путей развития рыночной экономики…..……………………..6

 

  1. Список использованной литературы……………………………………10

 

 

 

  1. Экономические реформы во второй половине 1980-х гг.

 

В середине 1980-х годов руководство СССР пришло к выводу о необходимости покончить с пятнадцатилетним “застоем” через ускорение социально-экономического развития страны. Необходимость ускорения обосновывалось четырьмя факторами: во-первых, острыми, нерешенными социальными задачами (продовольственной, жилищной, ширпотреба, здравоохранения, экологической); во-вторых, угрозой слома военно-стратегического паритета; в-третьих, необходимостью восстановления экономической независимости страны прежде всего по стратегическим поставкам; наконец, угрозой экономического кризиса. Новый курс внутренней политики. впервые заявленный на апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС, был одобрен ХХVII съездом партии и воплощен в планах XII пятилетки.

Началась радикальная перестройка  экономической системы. Однако ее успех  во многом зависел от политической системы. Ее надо было преобразовать  таким образом, чтобы она обеспечила необратимость социально-экономического переворота. По мнению экономических  советников М.Горбачева именно недемократичность  политической системы обрекла на поражение НЭП, экономические преобразования 50-х годов и экономическую реформу 1965 г.

Во второй половине 80-х годов  в хозяйственной жизни страны произошли значительные изменения. Прежде всего, была отменена монополия  внешней торговли. С 1 января 1987 г. право  непосредственно проводить экспортно-импортные  операции было дано 20 министерствам  и 70 крупным предприятиям. Через  год были ликвидированы Министерство внешней торговли и ГКЭС (Государственный  комитет по экономическим связям) СССР и учреждено Министерство внешнеэкономических  связей СССР, которое теперь лишь регистрировало предприятия, кооперативы и иные организации, ведущие экспортно-импортные операции. Законом 1990 г. право внешней торговли было предоставлено и местным Советам.

Согласно "Закону о кооперативах" (1988 г.), при государственных предприятиях и местных Советах быстро возникла сеть кооперативов и совместных предприятий, занятых вывозом товаров за рубеж, что резко сократило поступление  на внутренний рынок. Многие товары при  спекуляции давали выручку до 50 долларов на 1 рубль затрат и покупались у  предприятий "на корню". По оценкам  экспертов, в 1990 г. была вывезена 1/3 потребительских  товаров.

Следующим шагом, через "Закон о  государственном предприятии (объединении)" (1987 г.), было разрешено превращение  безналичных денег в наличные. Это был первый шаг к приватизации банковской системы СССР. В большой  мере эта работа была поручена комсомольским  деятелям. Созданные тогда "центры научно-технического творчества молодежи" (ЦНТТМ), курируемые ЦК ВЛКСМ, получили эксклюзивное право на обналичивание  безналичных денег.

Не только резко были сокращены взносы в бюджет, но и на развитие предприятий средств почти не оставлялось. При этом сразу было нарушено социальное равновесие, т.к. личные доходы работников стали зависеть от искусственного показателя рентабельности.

Произошел скачкообразный рост личных доходов вне всякой связи с  производством. Ежегодный прирост  денежных доходов населения в  СССР составлял в 1981-1987 гг. в среднем 15,7 млрд. руб., а в 1988-1990 гг. составил 66,7 млрд. руб. В 1991 г. лишь за первое полугодие  денежные доходы населения выросли  на 95 млрд. руб. (при этом зарплата в  производстве выросла всего на 36%). Средства перекачивались из накопления (инвестиций) в потребление.

Такой рост доходов при одновременном  сокращении товарных запасов в торговле привел к краху потребительского рынка ("товары исчезли с полок"). Были введены талоны на получение основных продуктов питания, резко увеличился импорт. До 1989 г. СССР имел стабильное положительное сальдо во внешней торговле, в 1987 г. превышение экспорта над импортом составляло 7,4 млрд. руб., а в 1990 г. было отрицательное сальдо в 10 млрд. руб.

Оттянуть развязку правительство  пыталось за счет дальнейшего разрушения финансовой системы - дефицита госбюджета, внутреннего долга и продажи  валютных запасов.

Росту дефицита способствовала и начатая  в мае 1985 г. "антиалкогольная кампания". Сокращение продажи водки и бюджетных  поступлений от нее было полностью  компенсировано ее изготовлением в "теневой экономике" (140-150 декалитров в 1987 г.). Помимо тяжелого удара по государственным  финансам это привело к становлению  мощной организованной преступности нового поколения, активно вошедшей в политику.

К середине 80-х годов в СССР сложился крепкий сектор "теневой экономики", набрала силу и организованная преступность. Она практически ликвидировала  государственную торговлю спиртным, "приватизировала" ее и изъяла из госбюджета в свою пользу 23 млрд. руб. в 1989 г. и 35 млрд. руб. в 1990 г.

Государственный внутренний долг СССР возрастал с каждым годом. Золотой запас, который в начале перестройки составлял 2 000 т., в 1991 г. упал до 200 т. Внешний долг, который практически отсутствовал в 1985 году, в 1991 г. составил около 120 млрд. долл.

Таким образом, был открыт путь к  неконтролируемому росту цен  и снижению реальных доходов населения, инфляции и росту внешнего долга. Государство лишалось экономической  основы для выполнения своих обязательств перед гражданами.

К этому же периоду относится  и ликвидация плановой системы хозяйства. Будучи управляющим почти всего  хозяйства страны (единого концерна), советское государство через  план поддерживало баланс между производством, потреблением и накоплением. Распределение ресурсов между отраслями и предприятиями регулировалось планом и ценами.

Уже первые шаги по переходу к рыночной экономике от советского "натурального" хозяйства повлекли за собой переориентацию управления с натурных на денежные показатели. Были сняты ограничения, свойственные хозяйству, предназначенному для потребления, а не извлечения дохода - введены "договорные цены" (сначала, разумеется, "лишь на некоторые категории товаров"). Обойти введенные для виду бюрократические оговорки не составило труда, и в СССР сразу же начался рост цен - при сокращении производства. Была запущена цепная реакция тяжелого кризиса.

 

  1. Поиски путей развития рыночной экономики

Развитие советского общества во второй половине 80-х годов прочно увязывается  с понятием «перестройка». Этим понятием обозначался переворот вначале  в сознании граждан, а затем —  в экономической и, в конечном счете, во всей внутренней политике СССР. В итоге "перестройка" превратилась в символ глубинного обновления и  одновременно изменения всей социалистической системы и ее положения в мире.

Период постепенного качественного  преобразования социалистической системы  на основе далеко идущих планов и расплывчатых представлений о фундаментальном  переустройстве и прочной стабилизации советского социализма, призванного  стать образцом для всего человечества, длился неполные четыре года, приблизительно с начала 1987 до середины 1990 г. Разумеется, такого срока было заведомо недостаточно для создания действительно обновленной  системы.

Переворот, слом партийно-государственных  структур СССР могли произойти только в условиях нарастающих экономических  трудностей, которые во многом определялись непроизводительными расходами. После  прихода М. Горбачева к власти был осуществлен целый ряд мер, направленных (на словах) на улучшение экономического состояния страны. Однако поставленные цели достигнуты не были. Перестройка политической и экономической систем СССР закончилась разрушением и системы, и СССР.

В соответствии с объявленной в июне 1987 г. концепцией перестройки как перехода к рыночной экономике, почти сразу стала свертываться плановая система распределения ресурсов: в 1987 г. принимается постановление ЦК КПСС и СМ СССР о сокращении номенклатуры планируемых видов продукции, которые Госплан доводил до предприятий в форме госзаказа. Взамен планируемых поставок стала создаваться сеть товарных и товарно-сырьевых бирж.

Следующим шагом был принятый в 1987 г. и введенный в силу с 1988 г. Закон о государственном предприятии (объединении), предполагавший "полный хозрасчет". Следствием закона явилось  резкое сокращение капиталовложений - как плановых через госбюджет, так  и из средств предприятий. Сразу  нарушился межотраслевой баланс, были свернуты все государственные  программы и начался быстрый  спад производства. СССР погрузился в  состояние "без плана и без  рынка".

В 1989 г. в стране происходит смена  формы правления. Будучи до декабря 1989 г. противником президентской системы правления в СССР, Горбачев после встречи с американским президентом Д. Бушем на Мальте стал ее горячим сторонником. В начале 1990 г. М. Горбачев выдвинул новую концепцию перестройки политической системы, целью которой отныне стало не укрепление народовластия, а правовое государство. Лишь оно, по его мнению, могло обеспечить достижение новой цели экономической реформы — переход к рынку.

В марте 1990 г. новые “идеи перестройки” были вынесены на обсуждение Третьего съезда народных депутатов СССР, и делегаты съезда проголосовали за учреждение поста Президента СССР. Это было самоубийственное для Советской власти решение. Уже через год Президент СССР фактически отстранил и союзных депутатов, в целом, и членов Верховного Совета СССР с его председателем А.Лукьяновым, в частности, от решения вопроса о судьбе СССР. Смена курса политической реформы (от народовластия с единовластию) выступившие на съезде делегаты обосновывали двумя аргументами:

1) срочной необходимостью стабилизации внутриполитического положения;

2) усилением личной ответственности за проводимые преобразования. Последующие события вскрыли политическое лукавство этих аргументов. Тем не менее, выступлений против учреждения поста Президента на съезде не было, или же противникам этой “идеи перестройки” не дали выступить.

В условиях нарастающего экономического и политического кризисов всенародное голосование ничего хорошего “главному архитектору” перестройки не сулило, и Горбачев принял через съезд решение о своем безальтернативном избрании президентом.

Союзное правительство во главе  с В.С. Павловым сделало попытку  консервативной стабилизации экономической  ситуации в стране: во-первых, в январе 1991 года была проведена одна из самых  неудачных денежных реформ - внезапное  изъятие из обращения денежных купюр  номиналом 50 и 100 руб. и их обмен на соответствующие новые купюры, что  привело к огромной панике среди  населения; во-вторых, за обменом денег  последовало еще одно крайне непопулярное решение о пересмотре розничных  цен (повышение цен в несколько  раз) при одновременной компенсации  роста цен путем денежных выплат населению, но размеры компенсации  явно отставали от роста цен, и  в экономику буквально хлынул поток необеспеченных денег, образовав  огромный «денежный навес». Все эти  мероприятия вели к окончательной  потере доверия к национальной валюте, а в конечном итоге, и к руководству  страны. 

Последствия перестройки крайне неоднозначны и многоплановы. Безусловно, получение  обществом социальных и политических свобод, гласность и реформирование планово-распределительной экономики  являются положительными моментами. Однако, процессы, происходившие в период перестройки в СССР 1985 – 1991 гг., привели к распаду СССР и обострению тлевших долгое время межнациональных конфликтов. Ослаблению власти, как в центре, так и на местах, резкому снижению уровня жизни населения, подрыву научной базы и так деле. Несомненно, итоги перестройки и ее значение еще не раз будут переосмыслены будущими поколениями.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2004.

2. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. Политическая история России. - М: Норма – Инфра, 1999.

3. Отечественная история / Под ред.А.А.Радугина. – М.: Академия, 2003.

4. Пособие по истории Отечества / Под ред.  Курицина  В.М.  -  М.:  Простор,

2009.

5. Шахрай С.М., Дробышевская Т.А., Мау В.А.: История экономики СССР и России в конце XX века (1985-1999). Издательство Московского Университета, 2011 г.

 

 

 
 
 

 

 

 

 

 

по экологии, М.: 1999г

 

 


Информация о работе Экономические реформы СССР во второй половине 80-х гг.