Послевоенный дизайн в СССР (до 80-х годов)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 17:01, реферат

Описание работы

Советский дизайн как явление в истории развития промышленности и быта СССР послевоенного пероида представляет большой интерес для исследователей, поскольку дает повод для сравнения социалистической идеологии в дизайне с концепциями западных школ дизайна того же времени, показывает путь, по которому происходило становление и развитие мощной советской идеи «технической эстетики».

Файлы: 1 файл

реферат Ани.docx

— 23.84 Кб (Скачать файл)

Хитрова Анна Вячеславовна

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

Послевоенный  дизайн в СССР (до 80-х годов)

 

 

 

 

Преподаватель:

Жердев  Е. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

Введение.

(Актуальность)

Советский дизайн как явление  в истории развития промышленности и быта СССР послевоенного пероида  представляет большой интерес для  исследователей, поскольку дает повод  для сравнения социалистической идеологии в дизайне с концепциями  западных школ дизайна того же времени, показывает путь, по которому происходило становление и развитие мощной советской идеи «технической эстетики».

 

(Цель)

Цель исследования темы —  найти, как повлиял советский  дизайн 50-80-х годов на современный  российский и западный.

 

(Задачи)

Определить исторический фон периода.

Выявить характерные особенности  советского дизайна периода (и причины  их образования).

Перечислить ведущие организации, институты, работавшие в то время.

Найти, в чем уникальность процесса становления советского дизайна в послевоенный период в отличие от западных стран, сравнить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть.

 

(История)

В начале ВОВ большинство производств  было эвакуировано в восточные области  СССР, поэтому в создавшихся условиях невозможно было заниматься модернизацией  оборудования или перепроектированием  выпускаемых изделий. Послевоенный период Советский Союз встретил с достаточно отсталой продукцией машиностроения, и дизайнеры в 60-е гг. прежде всего, столкнулись с необходимостью решать задачи технической модернизации продукции. В период войны перманентный советский дефицит товаров мирного потребления значительно усилился. Не только в военные годы, но и в 1946-47 гг. невозможно было купить алюминиевую ложку или простой граненый стакан.

И когда постепенно стало восстанавливаться  производство изделий легкой промышленности, то для этого использовались прежние  довоенные штампы, формы, лекала и т. д. Промышленность, производящая повседневные бытовые изделия, не смогла воспользоваться вынужденным военным перерывом для того, чтобы обновить само производство. Приехавшая в послевоенные годы на Ленинградский завод художественного стекла, его бывший главный художник скульптор В. И. Мухина писала, что вместо прекрасного хрусталя там производят стеклянные баночки для гуталина и стекла для фонарей "Летучая мышь".

На цели обновления производства в  стране не хватало ни средств, ни кадров. Строгановское училище было восстановлено только в 1945-м году, и первые его выпускники пришли в промышленность на рубеже 1950-1960-х годов. Да и общая обстановка в разоренной войной стране отнюдь не способствовала выпуску продукции, соответствующей по эстетическим и техническим критериям хотя бы среднему мировому уровню. Положение усугублялось господствующей плановой системой и "валовым" исчислением результатов работы предприятий, что отнюдь не способствовало экономии материалов и средств. Все это поставило перед дизайнерами 1960-80-х годов задачу, прежде всего технической модернизации.

Для решения проблемы после постановлений  Совета Министров СССР, в 1962 были созданы  Технической эстетики институт (ВНИИТЭ) и ряд специальных художественно-конструкторских бюро (СХКБ) в различных отраслях промышленности, в 1960-1970-х гг. - большое количество художественно-конструкторских подразделений на промышленных предприятиях, в КБ и НИИ. ВНИИТЭ и его филиалы ведут научную разработку вопросов методик Х. к., его эргономических основ, осуществляют экспериментальное проектирование важнейших видов промышленных изделий, методическое руководство работой художников-конструкторов в промышленности.

 

(Упор на технические  качества товаров как основная  особенность дизайна)

Основная работа дизайнеров 1960-80-х годов велась в отраслях промышленности, связанных с транспортным машиностроением, также над станками, машинами, над объектами, которые относились к сфере приборостроения и предназначались не для индивидуального быта. Естественно, что в этой области на первом месте стояла функциональность и утилитарность изделий, возможность выпустить большими тиражами, а отнюдь не их внешний вид.

 

 

От 30 до 40% всех проектов во ВНИИТЭ и его филиалах относились к изделиям массового потребления. Кроме того, над ними работали некоторые специализированные организации, среди которых особенно успешно использовали труд дизайнеров Ленинградское оптико-механическое объединение (ЛОМО) и Красногорский механический завод. Эти организации выпускали фото- и киноаппараты, микроскопы, бинокли, любительские камеры и другую аппаратуру, пользовавшуюся большим спросом в 1960-80-х гг. Здесь дизайнеры работали рука об руку с разработчиками и технологами.

Но чаще всего производители  были заинтересованы только во внешнем «причесывании» и не стремились допускать дизайнеров "внутрь" своих изделий для их перекомпоновки. Эстетические  вопросы решались во вторую очередь и не самостоятельно, а с оглядкой на господствующие стилистические образцы, распространенные в Европе и Америке. Поэтому появлялись очередные магнитофоны и телевизоры, многочисленные "Сонаты", "Вальсы", "Эврики", "Серенады", "Кванты", "Чайки",'"Спутники" и т.д., отличавшиеся только внешним видом, к тому же весьма близко напоминавшим продукцию "Брауна", "Оливетти" и "Филипса" и других подобных фирм. Но даже, когда удавалось достичь весьма приличного внешнего вида, как это было, например, с радиолами "Ригонда", "Рига-101" (золотые медали на Лейпцигской ярмарке и на ВДНХ, работа наиболее известного рижского дизайнера Адольфа Ирбитэ), чисто техническое качество этих бытовых приборов далеко уступало иностранным образцам. На начало 1960-х годов из 41 завода, выпускавшего стиральные машины только 7 приближались к производству моделей, более или менее соответствующих требуемому уровню. Из каждых десяти производимых телевизоров шесть побывали в гарантийном ремонте. В 1962 году торговая сеть отправила в ремонт 8,5 % телевизоров "Волхов", 15% телевизоров "Рекорд", 16% -"Рубин", 22,5% - "Енисей", 32% - "Концерт" и т.д. Какой дизайн мог спасти подобную продукцию? Гарантийные ремонты были заложены в государственном планировании. Гарантийная сумма входила в плановую себестоимость изделий. Таким образом, ее на самом деле оплачивал покупатель, а производство-бракодел фактически не несло материальной ответственности. Таковы были законы "социалистического рынка".

(Отличие  от Европы) Советский дизайн с первых шагов своего массового развития в соответствии с господствовавшей идеологией стал на службу трудящегося человека и развивался в направлении эстетического освоения сферы производства, как наиболее массовой и наиболее социально значимой сферы. Тогда казалось, что в такой направленности одна из сильных и принципиальных важных сторон развития советского дизайна. В этом же было и его наиболее ощутимое различие по направленности от капиталистического дизайна. В западных странах основные силы дизайнеров работают над предметами быта. Индивидуальная мебель, телевизоры, холодильники - вот основные предметы их творчества.

Вслед за художественно-конструкторским освоением сферы общественного труда все болшее место должна занимать сфера общественного быта. Отсутствие должного интереса со стороны дизайнеров и производственников к продукции народного потребления, к культурно-бытовым товарам, проникающим почти в каждую семью, создающим быт людей и во многом формирующим их вкус. В первое время советскими дизайнерами почти не уделялось этому внимания, однако в конце 60-х гг. стало очевидно, что наряду со сферой производства следует равное внимание уделять предметному окуржению человека в общественном и личном быту.

 

Также почти всегда отрицалась эстетическая сторона производимого  изделия как часть капиталистической  идеологии. Но, несмотря на это, часто  приемы западного дизайна заимствовались во внешнем виде.

 

Даже в проектах 1960-80-х гг. советские дизайнеры  основное внимание уделяли технической  модернизации изделий и не блистали эстетическими находками и открытиями.

Заключение.

 

После Великой Отечественной  войны первоочередной задачей было восстановление разрушенного народного хозяйства страны. Поэтому в течение долгого времени технической эстетике и художественному конструированию уделялось  недостаточное  внимание.

 

Но несмотря на позднее признание такого явления, как советский дизайн, в Советском Союзе в удивительно короткие сроки была развита чрезвычайно развитая и мощная система многочисленных и взаимосвязанных дизайнерских организаций, равной которой не было ни в одной другой стране.

 

Проектирование изделий  повседневного быта и электробытовых товаров, а также повышение их качественных и эстетических свойств заняло значительное место в производственной деятельности промышленных предприятий и проектных бюро (ВНИИТЭ) в середине 1960-х гг., показывая нарастающий интерес советского общества к удобству и комфорту, обустройству и улучшению окружающего и личного быта.

Советское художественное конструирование  представляло собой сложную организованную систему, включавшую в себя и четко  структурированную идею создания изделий  повседневного быта, ориентированную на пропаганду социалистического дизайна и промышленности, а также показательно против западных аналогов.

Хотя большинство дизайнерских решений художественно-конструкторских  бюро СССР в 1960-х гг. и являлось примерами  модернизации и стайлинга, повтора популярных, но устаревших решений западных производителей, при отстутствии своих принципиально новых концептуальных подходов, становление советского дизайна на мировой арене заслуживает внимания, так как показало, что страна, недавно пережившая войну и обладающая морально устаревшим производством и недостатком кадров, смогла сделать огромный скачок в развитии идей художественного конструирования за 5 лет, на что Западу потребовалось втрое больше времени.

Безусловно, советский бытовой  дизайн представляет большой интерес, так как является носителем уникального подхода к проектной деятельности, во многом граничащего с инженерным проектированием, декоративно-прикладным искусством, модернизацией и стайлингом. Наиболее интересен этот подход в сравнении образцов производства СССР и стран Запада.

 

Советский дизайн 50-х — 80-х годов оказал значительное влияние на мировую культуру в  дизайне в  ХХ в.

 

Список  использованной литературы.

 

1. Лаврентьев А.Н. История дизайна

2. Хан-Магомедов С.О. Пионеры  советского дизайна. М., 1995.

3. Ресурсы сети Интернет.


Информация о работе Послевоенный дизайн в СССР (до 80-х годов)