Экономическое благо как категория экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:41, контрольная работа

Описание работы

Существуют множество методов и факторов формирования потребностей. Деловым людям начинающим деятельность, направленную на работу с обществом, необходимо подробно изучить объективные факторы формирования потребностей этого общества, иначе они могут стать жертвами своих же недочетов.
Для удовлетворения потребностей необходимы блага. Соответственно экономические потребности это те, для удовлетворения которых необходимы экономические блага. Другими словами экономические потребности- та часть человеческой нужды, для удовлетворения которой необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ.

Файлы: 1 файл

микроэконом.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Введение

С первых и до последних дней человек существует в мире экономических интересов и отношений, конкуренции продавцов и покупателей, доходов и расходов. Каждый день сопряжен с обязательным участием его в экономических процессах, которые происходят в стране, городе, на фирме, рынках. Поэтому экономическая жизнь втягивает человека в свои процессы, которые являются проблемами граждан всех стран и народов.

Роль экономических  благ в настоящее время велика. Ведь каждый день мы потребляем товары и услуги, используем дары природы, необходимые нам для жизнедеятельности. В то же время одним из самых актуальных вопросов остается ограниченность ресурсов и благ в современном мире. Известно, что запасы многих природных ресурсов уже находятся в дефиците, а то, что некоторые сохранились в достаточно больших количествах, не означает их нескончаемость. Удовлетворение потребностей общества напрямую зависит от создания благ, а блага в свою очередь требую всё большее количество ресурсов для их производства. Понятно, что при постоянном увеличении населения земли, блага и ресурсы будут ограничиваться, их не будет хватать для удовлетворения всех потребностей. В настоящее время уже можно заметить, что на производство благ тратиться огромное количество ресурсов.

Необходимо  ограничить использование ресурсов, потому что в будущем проблема их ограниченности может оказаться неразрешимой и привести к фатальным последствиям.

 

  1. Экономическое благо как категория экономической теории.

В основе экономического поведения лежит стремление человека удовлетворить свои экономические потребности (получить определенные блага) посредством экономической деятельности. Потребности людей многообразны. Человек, имея малое всегда стремится к большему, ставит цели, поднимаясь по ступеням саморазвития. Не менее многообразны и средства их удовлетворения. В экономической теории любое такое средство называется благом.

Разные авторы по-разному его определяют. Наиболее распространенным является мнение, определяющее благо, как любой положительный смысл, предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей. В экономической литературе есть и другие определения блага. А.Маршалл, например, под благом понимал «все вещи, удовлетворяющие человеческие потребности». В этом определении блага ограничиваются лишь вещами, предметами. Иногда блага рассматриваются как воплощенная полезность, которой могут быть не только продукты труда, но и плоды природы. Так А.Шторх подчеркивает что «приговор, произносимый нашим суждением насчет полезности предметов, делает их благами». Свойство какого-либо предмета, которое позволяет удовлетворять определенную потребность человека, еще не делает его благом. На этот факт особое внимание обращает один из виднейших представителей австрийской школы К. Менгер. Так, корень женьшеня способен поднять жизненный тонус человека. Но пока людьми не была поставлена в причинно-следственную связь потребность в оздоровлении организма с целительной силой женьшеня, это растение не носило характера блага. Другими словами, способность предмета удовлетворять какую-либо потребность должна быть осознана человеком.

Экономические блага - это материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворять экономические потребности. На заре человечества люди удовлетворяли экономические потребности за счет готовых благ природы. В дальнейшем абсолютное большинство потребностей стало удовлетворяться за счет производства благ. В рыночной экономике, где экономические блага продаются и покупаются, их называют товарами и услугами (часто просто товарами, продуктами, продукцией). Человечество устроено так, что его экономические потребности обычно превышают возможности производства благ. Говорят даже о законе (принципе) возвышения потребностей, который означает, что потребности растут быстрее производства благ. Во многом это происходит потому, что по мере удовлетворения одних потребностей у нас тут же возникают другие.

 

2.Классификация экономических благ

 

Предполагается, что блага различаются по следующим характеристикам:

  • по физическим характеристикам, видам благ (например, бумага разного качества);
  • времени, когда они становятся доступными (просмотр фильма сегодня – это не то же самое, что просмотр этого же фильма завтра);
  • местами их расположения (персики, продаваемые в Ташкенте, и такие же персики, продаваемые в Новосибирске, рассматриваются как разные блага);
  • состояниям природы (зонтик завтра, в случае, если завтра пойдет дождь, отличается от зонтика завтра, если будет солнечная погода) и т.д. /15/

Виды благ:

В экономической  литературе имеется сложная система  классификации благ. В зависимости  от критериев, положенных в ее основу, блага разделяются на разные группы.

Взаимодополняемые (комплементарные) блага. Взаимодополняемыми называются блага, спрос на которые настолько взаимосвязан, что увеличение цены одного товара или услуги приводит к падению спроса на другой товар. Два блага являются комплементарными, или дополняющими друг друга в потреблении, если увеличение цены одного из них смещает кривую спроса на другие влево. Перекрестная эластичность спроса по цене таких благ отрицательна. Пример: автомобили и бензин, теннисные ракетки и мячики. Комплементарные товары или услуги потребитель не может использовать по отдельности. Взаимодополняемость бывает абсолютной (жесткой) и относительной. Жесткая взаимодополняемость характеризуется тем, что одному из благ – комплементов соответствует вполне определенное количество другого. Например, к паре лыж необходима пара креплений. При относительной взаимодополняемости нет четкого заданного количества. Например, в бак автомобиля водитель может залить и один и три литра - машина начнет двигаться и в том, и в другом случае.

Взаимозаменяемые  блага. Взаимозаменяемыми благами (субститутами) называются такие товары или услуги, которые рассматриваются потребителями как экономически заменяющие друг друга. К субститутам относятся не только многие потребительские товары и производственные ресурсы, но и услуги транспорта (поезд – самолет - автомобиль). Мерой взаимозаменяемости двух благ служит перекрестная эластичность спроса на них. Блага с высокой степенью замещения характеризуются высокой перекрестной эластичностью спроса, а продукты со слабой взаимозаменяемостью имеют низкую перекрестную эластичность спроса. Вместе с тем следует отметить, что рассчитать перекрестную эластичность спроса довольно трудно из-за отсутствия необходимой статистической информации и использования специальных навыков расчетов. Поэтому в прикладных экономических науках подобными расчетами, как правило, почти не пользуются, а взаимозаменяемость благ определяют на основе экспертных оценок качественными методами анализа. По аналогии с взаимодополняемостью взаимозаменяемость может быть абсолютной (совершенной) или относительной. Совершенная взаимозаменяемость характеризуется ситуацией, при которой одно из благ-субститутов может целиком и полностью заменить другое. При относительной взаимозаменяемости одно благо можно заменить другим только частично. Производителям (фирмам) очень важно иметь в виду и использовать свойства взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ, потому что они влияют на поведение потребителей при покупках и потреблении благ, на потребительский выбор.

На основе критериев  уровня конкурентности в потреблении  и степени исключаемости из потребления выстраивают следующую классификацию благ (табл.1)

Таблица 1 - Классификация  благ

 

Исключаемость из потребления

 

Высокая

Низкая

Конкурентность  в потреблении

Высокая

Частные блага

(недвижимость)

Коллективные  блага

(пресная вода, лес)

Низкая

Клубные блага

(платное телевидение)

Общественные  блага

(государственная  оборона)


 

3.Деньги: Сущность денег и их функции.

 Деньги являются  неотъемлемым составным элементом  товарного производства и развиваются  вместе с ним. 

  Деньги существуют и действуют там, где хозяйственная жизнь осуществляется посредством движения товаров.

Экономическое понятие “товар” подразумевает  любой продукт, участие которого в хозяйственной жизни совершается  посредством купли-продажи. В условиях господства натурального хозяйства, когда продукты производились в основном для собственного потребления, они еще не являлись товарами. Развитие разделения труда, которое сопровождалось возникновением регулярного обмена продуктами труда, привело к становлению товарного хозяйства, при котором продукты стали производиться специально для продажи и таким образом становились товарами.

Для того чтобы  какой-либо продукт стал товаром, он должен отвечать следующим условиям:

  • он должен производиться не для собственного потребления, а для продажи;
  • он должен удовлетворять определенным потребностям, то есть обладать полезностью; причем товар должен быть полезным для покупателя, что находит свое подтверждение в факте купли-продажи;
  • он должен обладать стоимостью. Стоимость товара - это некие затраты, связанные с ним, причем не индивидуальные затраты производителя (себестоимость), а затраты, признанные обществом, что также должно быть подтверждено посредством купли-продажи.

Только совокупность всех этих трех условий делает продукт  товаром. Отсутствие любого из них означает, что данные продукт товаром не является. Например, когда какой-либо продукт производится для личного потребления или его невозможно купить или продать - тогда этот продукт товаром не является.

Стоимость товаров  делает их соизмеримыми и предопределяет их способность обмениваться друг на друга. На рынке происходит обмен, совершаются сделки купли-продажи товаров. Мерой стоимости одного товара становится какое-то количество другого товара. Этот товар постепенно превращается в деньги.

На начальном  этапе экономики России обмен  продуктами был редким, случайным  явлением. По мере развития общественного  разделения труда, появления новых  товаров и услуг обмен становился более регулярным. Однако рост числа обмениваемых товаров затруднял процесс купли-продажи или не всегда продавец и покупатель находили друг друга. В последствии на рынке стали постепенно появляться местные товары или услуги,  которые начали пользоваться всеобщей потребляемостью и обмениваемостью.

При формировании национальных рынков из среды товаров-эквивалентов выделился один, так называемый всеобщий эквивалент, ставший деньгами. Повсеместно эта роль закрепилась за золотом и серебром, учитывая их потребительские свойства: сохраняемость, делимость, портативность, однородность и узнаваемость. Этот процесс возникновения денег в рамках эволюционного подхода был наиболее полно исследован К. Марксом. Анализируя развитие форм стоимости, как выражение исторического процесса развития обмена, он исследовал четыре формы стоимости: простую или случайную; полную или развернутую; «всеобщую» и денежную.

Эволюция денег отражена на схеме .


 

Деньги обладают абсолютной ликвидностью. Ликвидность – это способность какого-либо финансового актива обращаться в наличные деньги.

С экономической точки зрения деньги являются особым товаром и их можно определить как средство выражения стоимости товаров, меру стоимости, всеобщий эквивалент множества стоимостей товаров. А товар – это продукт труда, предназначенный для обмена или продажи.

 Используя деньги в качестве всеобщего эквивалента, мы можем измерить стоимости всех товаров, присутствующих на рынке, и сравнить их между собой.

 Основные  функции денег:

Деньги проявляют  себя через свои функции. Обычно выделяют следующие четыре основные функции  денег:

  • мера стоимости - при помощи денег субъекты измеряют и соизмеряют стоимость всех;
  • средство накопления (тезаврации) - деньги покидают сферу обращения и оседают в домашних сейфах и на счетах в банках;
  • средство обращения -  деньги, выполняя функцию средства обращения, стали капиталом, т.е. стоимостью, приносящей доход, создав тем самым условия для появления финансов как самостоятельной сферы денежных отношений, как части производственных отношений;
  • средство платежа -  Деньги выступают как средство уплаты долга при несовпадении покупок и продаж во времени и пространстве.

Часто выделяют и пятую функцию денег - функцию  мировых денег, проявляющуюся в  обслуживании международного товарообмена.

Функцию мировых денег  выделяют лишь экономисты марксистского направления. Она связана с обслуживанием мировой торговли. Долгое время эту функцию отводили золоту, но теперь оно практически вытеснено из международных платежей и расчетов национальными валютами развитых стран.

Практическая  реализация функции мировых денег - это по сути реализация тех же трех основных функций, но в рамках международного рынка, а не национального, и с учетом его специфических особенностей. Выделение и обособление этой функции обосновывается существующими различиями международного и национального товарных рынков в условиях неполноценных денег. Т.е. доллары и рубли выполняют те же три функции, но в разной степени, определенной уровнем доверия и их распространенности. С постепенным отходом от золотого обеспечения в качестве мировых денег стали использоваться деньги наиболее сильных держав, совершающих наибольшее количество сделок на международном товарном рынке и рынке капиталов, а также обладающие наибольшим доверием. Скорее следует говорить не о существовании функции мировых денег, а о признании некоторых национальных денег в качестве мировых.

Информация о работе Экономическое благо как категория экономической теории