Экономическая теория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 10:16, контрольная работа

Описание работы

Инфляция (от лат. inflatio - вздутие) - это обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества. Из-за инфляции на одинаковую сумму денег через некоторое время можно купить меньший объем товаров и услуг. На практике это выражается в увеличении цен.

Файлы: 1 файл

Эконом. теория.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

Задание №1. Инфляция и антиинфляционные меры государства.

 

Инфляция (от лат. inflatio - вздутие) - это обесценение денег, проявляющееся  в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества.

Из-за инфляции на одинаковую сумму денег через некоторое время можно купить меньший объем товаров и услуг. На практике это выражается в увеличении цен.

Как считается официальная  инфляция?

Берётся минимальный  набор товаров и услуг, необходимый  человеку для того, чтобы не умереть  с голоду. Это социально значимые продукты: хлеб, молоко, крупы, масло, одежда, обувь и т.д. На эти товары отслеживают цены, смотрят, на сколько тот или иной товар подорожал. Вычисляют изменение цен на каждый товар, входящий в минимальный набор (например за год), потом берут среднее значение. Это и есть уровень инфляции - некое усредненное увеличение цен товаров, входящих в минимальный набор.

Типы инфляции

Экономисты различают  два типа инфляций.

Инфляция спроса

Традиционно изменения  в уровне цен объясняются избыточным совокупным спросом. Экономика может попытаться тратить больше, чем она способна производить. Производственный сектор не в состоянии ответить на этот избыточный спрос увеличением реального объема продукции, потому что все имеющиеся ресурсы уже полностью использованы. Поэтому этот избыточный спрос приводит к завышенным ценам на постоянный реальный объем продукции и вызывает инфляцию спроса. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой. «Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров.

Инфляция предложения.

Инфляция, вызванная ростом издержек производства или уменьшением  совокупного предложения. Инфляция может также возникнуть в результате изменений издержек и предложения  на рынке.

Теория инфляции, обусловленной  ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Издержки на единицу продукции – средние издержки при данном объеме производства. такие издержки можно получить, разделив общие затраты на ресурсы на количество произведенной продукции:

общие затраты

Издержки на единицу  продукции =количество единиц продукции

Повышение издержек на единицу  продукции в экономике сокращает  прибыли и объем продукции, который  фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения, в свою очередь, повышает уровень цен. Следовательно, по этой схеме издержки, а не спрос взвинчивают цены, как это происходит при инфляции спроса.

Классификация инфляции возможна и на  основе  других  критериев:  социально-

экономических условий, типа денежной  системы  страны,  факторов  и  степени

инфляционных процессов. Наибольшее  распространение  получила  классификация

процесса инфляции по степени его  интенсивности.  Темп  нарастания  инфляции

меняет её характер; границы  между  различными  видами  инфляции  достаточно

условны и подвижны:

- нормальная инфляция – темпы растут медленно, примерно 3 – 3,5  %  в  год,

   масштаб инфляции поддаётся контролю;

- инфляция может протекать умеренно, быть ползучей, в условиях которой цены

   возрастают не более чем на 10 %  в год. В таблице  1.1  (см.  приложение)

   показаны темпы роста потребительских цен в промышленно  развитых  странах

   мира, динамика которых  в  последнее  десятилетие  укладывается  в  рамки

   умеренной  инфляции.  Многие  современные   экономисты,   в   том   числе

   последователи  экономического  учения  Кейнса,  считают  такую   инфляцию

   необходимой для  эффективного  экономического  развития.  Такая  инфляция

   позволяет эффективно корректировать  цены  применительно  к  изменяющимся

   условиям производства и спроса;

- галопирующая инфляция, при которой характерен рост цен от 20% до  200%  в

   год, является уже серьёзным напряжением для экономики, хотя рост цен  ещё

   не сложно предсказать и включить в параметры сделок  и  контрактов.  Этот

   вид инфляции можно проиллюстрировать с помощью показателей динамики цен в

   странах Восточной Европы (табл. 1.2 см. приложение);

- гиперинфляция – начинается при повышении цен более чем на 50% в месяц  на

   протяжении длительного периода времени – полугодия или более; за год цены

   повышаются не менее чем  в  130  раз,  при  этом  деньги  вытесняются  из

   оборота, уступая место товарному бартеру. Расходование заработной платы и

   рост  цен  принимают  катастрофический  характер,  что   сказывается   на

   благосостоянии населения, причём даже наиболее обеспеченных слоёв.

Таким образом, из всех видов  инфляции  наиболее  губительной  для  экономики

является  гиперинфляция,  сопровождаемая  астрономическим  ростом   денежной

массы  в  обращении  и  как  следствие,  катастрофическим  ростом   цен   на

потребительские товары. Роль самих денег  в  этих  условиях  сильно  падает,

население переходит  на другие,  гораздо  менее  эффективные  формы  расчёта.

Появляются  параллельные  валюты,  в  том   числе   иностранные,   а   также

квазиденьги (талоны, карточки и т.д.)

Инфляционная  спираль - ситуация, в которой инфляция попеременно поддерживается как факторами на стороне спроса, так и факторами на стороне предложения, причем действие каждого из факторов обусловлено предыдущим действием противоположного фактора. Возникновение инфляционной спирали возможно по причине любого случайного изменения в совокупном спросе или совокупном предложении.

Инфляционная спираль, инспирируемая ростом совокупного  спроса

Пусть первоначально  экономика находится в состоянии  краткосрочного равновесия в - точке  Е0. Правительство принимает решение  о проведении экспансионистской  экономической политики.

В результате кривая AD начинает перемещаться вправо в положение AD2, и новое равновесие устанавливается  в точке Е1. Достигнута цель - рост ВНП и занятости, правда, при этом возрастают цены на конечные товары и  услуги. Однако установившееся равновесие является неустойчивым - рано или поздно владельцы факторов производства начнут пересматривать планы их продажи (увеличивать цены на них). В результате начнется краткосрочное смещение кривой совокупного предложения вверх до установления нового равновесия в точке Е2. В результате экономика возвращается к исходному уровню выпуска и занятости, но с более высоким уровнем цен.

При продолжении экспансионистской  политики экономика будет перемещаться из точки Е2 в точку Е3, затем  из точки Е3 в точку Е4 и т.д.

 

 

Рис. 1. Инфляционная спираль, инспирируемая ростом совокупного  спроса

 

Инфляционная спираль, инспирируемая ростом издержек производства

Пусть экономика находится  в состоянии равновесия в точке  Е0. В результате шока предложения  кривая AS из положения AS0 сдвинется в положение AS1 и новое равновесие установится в точке Е1: рост издержек производства, не компенсируемый изменением в совокупном спросе, приводит к росту товарно-материальных запасов, и предприниматели вынуждены пересматривать свои производственные планы в сторону понижения.

Теоретически возможно возвращение экономики из состояния  Е1 в состояние Е0 в случае, если продавцы факторов производства начнут снижать цены на них вследствие экономического спада, однако на практике такое происходит очень редко. Поэтому наиболее вероятно преодоление спада путем стимулирования роста совокупного спроса (AD0 ? AD1). Однако переход в состояние Е2 означает, что продавцы факторов добились исключительно повышения цен (остановка процесса на точке Е2 вероятна только в том случае, если имел место какой-либо внешний для экономики шок предложения) и процесс раскручивания инфляционной спирали может запускаться заново.

 

 

Рис. 2. Инфляционная спираль, инспирируемая ростом издержек производства

Антиинфляционная  политика

  Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. С середины 60-х годов стали применяться общие для всей экономики мероприятия по прямому и косвенному регулированию цен.

Прямое регулирование  проводилось в рамках политики доходов. Условно можно выделить два направления  политики доходов: установление ориентиров для роста заработной платы, цен  и прямой контроль над ними. С  их помощью пытались уменьшить рост реальных доходов и цен. Ориентиры представляют собой набор правил, которым необходимо следовать добровольно. Контроль носит силу законодательных актов. В качестве ориентиров применялись максимальные пределы роста цен и ставок заработной платы. Изменения последних обычно привязаны к темпам роста производительности труда во всей экономике; цены же могли изменяться таким образом, чтобы компенсировать изменение затрат на оплату труда. Сущность данного подхода заключается в том, что доходы работников по найму регулируются непосредственно, а прибыль — косвенно через цены.

Контроль обычно применялся путем принятия законов об одновременном  “замораживании” на определенный срок цен и заработной платы. По отношению  к наемным работникам политика доходов  носит более дискриминационный характер, поскольку государственные органы и производители охотнее контролировали зарплату, нежели цены. Практически осуществить контроль над ценами гораздо труднее, чем над зарплатой, так как существует множество товарных групп. Кроме того, увеличение производительности труда в экономике автоматически ведет к относительному и абсолютному сокращению доли рабочих в национальном доходе.

Одним из вариантов политики доходов является социальный контракт. Пытаясь достигнуть устойчивого  компромисса между ростом цен и заработной платой, правительство организует переговоры между администрацией крупных предприятий и профсоюзами. Эффективность политики доходов всегда была ареной для дискуссий. Ее противники считают, что предприниматели и профсоюзные лидеры не могут отказаться от своей целевой функции — получения максимальной прибыли, поэтому добровольно не будут соблюдать установленные правительством ориентиры.

Антиинфляционная политика государства может быть активной - направленной на ликвидацию причин инфляции, и адаптивной - предполагающей приспособление к инфляции, смягчение ее отрицательных последствий (индексация доходов, соглашения с предпринимателями и профсоюзами о темпах роста цен и зарплаты). Активная политика включает использование монетарных и немонетарных рычагов.

 

 

 

Задание №2.Функции денег

 

Деньги проявляют себя через свои функции. Обычно выделяют следующие четыре основные функции  денег: мера стоимости, средство накопления (тезаврации), средство обращения, средство платежа. Часто выделяют и пятую  функцию денег - функцию мировых денег, проявляющуюся в обслуживании международного товарообмена.

Мера стоимости

Деньги выполняют функцию  меры стоимости, т.е. служат для измерения  и сравнения стоимостей различных  товаров и услуг. Мера стоимости  является основной функцией денег. Все разновидности денег, действующие в национальной экономике в данный момент времени, предназначены для выражения стоимости товаров. В каждой стране установлена собственная денежная единица, которая является мерой стоимости всех товаров и услуг, присутствующих на рынке. В России мерой стоимости, например, является рубль, в США - доллар, в Японии - иена.

Стоимость товара, выраженная в деньгах, представляет собой его цену. Цена, следовательно, есть форма выражения  стоимости товара в деньгах. Поэтому, когда говорят об изменении цен товаров под влиянием различных условий, подразумевают изменения их стоимости, выраженной в деньгах.

Цена как мера стоимости требует  количественной определенности. Поэтому  с ней тесно связано свойство денег служить масштабом цен. Масштаб цен не является отдельной функцией денег - он представляет собой механизм, с помощью которого выполняется функция меры стоимости.

Масштаб цен устанавливается государством. В эпоху серебряных и золотых  денег государство определяло весовое количество каждой денежной единицы. Так, английский фунт стерлингов действительно представлял собой фунт серебра. Золотые монеты имели определенный вес, соблюдение которого при их чеканке строго контролировалось.

Однородность, прочность и делимость, концентрация высокой ценности в малых количествах благородного металла делали золото и серебро идеально удобными для функционирования в качестве меры стоимости. Цена каждого товара выступало как какое-то количество золота, при этом все золото превращалось в воплощение общественного богатства.

Позднее, когда золото было выведено из обращения и заменено бумажными деньгами, в денежной единице  каждой страны устанавливалось ее золотое  содержание, т.е. денежная единица приравнивалась к определенному весовому количеству золота.

Масштаб цен, принятый на территории данного государства, долгое время был действителен только в пределах его границ, а в расчетах между государствами, т.е. на мировом рынке, золото принималось по весу. Поскольку функция меры стоимости в порядке преемственности перешла к кредитным деньгам, в наше время перевод одной национальной валюты в другую означает в первую очередь переход из одного масштаба цен в другой.

Средство накопления

Функция средства накопления - тезаврации - является второй функцией денег. Функция средства накопления порождается развитием обмена и переходом от эпизодических и разрозненных обменных актов к регулярной торговле как более развитой и прогрессивной форме обмена результатами хозяйственной деятельности.

Информация о работе Экономическая теория