Экономические блага

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Общество, комбинируя определённым образом факторы производства, создаёт и потребляет различные товары и услуги, которые составляют предмет рассмотрения моей курсовой работы - экономические блага. Они играют большую роль в удовлетворении потребностей, ведь ни одно общество, ни один человек не может существовать без них.

Содержание работы

1 Содержание понятия экономических благ
1.1 Понятие, сущность, классификация экономических благ
1.2 Роль товаров и услуг в удовлетворении потребностей
2 Проблемы распределения экономических благ
2.1 Влияние экономических благ на уровень жизни
2.2 Социальные проблемы в распределении экономических благ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по мотивации 2.docx

— 41.94 Кб (Скачать файл)

предложения. Фактор насыщения спроса учитывают при планировании и  прогнозировании роста благосостояния, производства товаров народного потребления, в маркетинге. Различают насыщение платежеспособного спроса и насыщение потребности в том или ином благе. Если потребление данного блага перестает увеличиваться при любом увеличении дохода (или любом снижении цен), говорят о насыщении потребности в нем. Достигнутый уровень его потребления - предельный. Выявляя в результате маркетинговых исследований неявные потребности индивидов, фирма может превратить их в осознанные потребности при помощи активного маркетинга и выйти на рынок с предложением нового блага.

Средства, с помощью которых  удовлетворяются потребности, называются благами. Одни блага имеются в  распоряжении общества в неограниченном количестве (например, воздух), другие - в ограниченном. Последние называются экономическими благами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Содержание понятия экономических благ

 

    1. Понятие, сущность, классификация экономических благ

 

Ни одно общество, ни один человек  не может существовать без удовлетворения потребностей. Средства, вещи, пригодные  для удовлетворения потребностей, называются благами.

Благо - это всё то, что заключает  в себе определённый положительный  смысл, а именно предмет, явление, продукт  труда, удовлетворяющий определённую человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей.

Такое понимание блага характеризует  расширительную его трактовку как  воплощённую полезность, которой могут быть не только продукты труда, но и данные природой не только предмет, но и явления, не только что-то материальное, но и духовное и т.д.

В экономической литературе встречается  и более узкое понимание блага  как всех желаемых нами вещей или  вещей, удовлетворяющих человеческие потребности. Здесь понимание блага ограничивается вещами, предметами.

Удовлетворение многочисленных, постоянно  растущих потребностей людей происходит за счёт потребления разнообразных  благ, которые можно разделить  на две большие группы: естественные и экономические. Первые находятся  в среде обитания человека (воздух, солнечный свет) и не требуют усилий и затрат людей для производства и потребления. Вторые - экономические - являются результатом хозяйственной деятельности человека. Термин «экономические блага» принадлежит субъективистской школе экономической науки, к которой относится, например, известный итальянский экономист А. Пезенти. Прежде чем попасть в потребление, они должны быть произведены. Поэтому основой жизни человеческого общества и конечной целью всей экономической деятельности людей является производство экономических благ. Возьмём себе на заметку, что в связи с экономическим благом возникает проблема редкости благ, что обуславливает соответствующее поведение человека (хозяйственная, производственная деятельность) в условиях ограниченности (редкости) ресурсов, благ.

Экономические блага, так же как  и экономические ресурсы, имеют  сложную классификацию. В зависимости  от критерия, положенного в основу, они подразделяются на:

  • материальные и нематериальные;
  • общественные и частные;
  • настоящие и будущие;
  • прямые и косвенные;
  • предметы потребления и средства производства.

Рассмотрим некоторые из названных  групп.

Материальные блага - результат  функционирования материального производства (промышленности, сельского хозяйства, строительства и т.д.): это здания, машины, продукты питания, одежда, спортивные товары, бытовая техника и т.д.

Нематериальные блага (услуги) - блага, существующие в форме деятельности: обучение, лечение, транспортное, бытовое, коммунальное обслуживание населения  и т.п. Принципиальное отличие нематериальных благ от материальных состоит в том, что потреблению материальных благ предшествует процесс их создания; эти два процесса разделены как  во времени, так и в пространстве. Производство услуг есть в то же время их потребление, т.е. временного разрыва здесь, как правило, нет.

Общественные блага - блага, находящиеся  в общем, коллективном потреблении: национальная оборона, охрана общественного порядка, службы санитарно-эпидемиологического контроля, уличное освещение и т.д. Отличительными чертами общественных благ являются неизбирательность и неисключаемость их из потребления.

Неизбирательность означает, что общественные блага не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы одновременно не удовлетворить потребности других людей в данном благе. Неисключаемость в потреблении означает, что общественные блага неделимы и от пользования ими не могут быть отстранены потребители, не оплатившие их производство. Предоставляя неплательщикам право пользования общественными благами, государство - производитель этих благ - использует по отношению к ним особые методы воздействия. Иначе ведут себя производители частных благ.

Частными называют блага, которые  поступают в частное потребление  отдельно взятого человека (одежда, обувь) или коллектива людей (оборудование, электроэнергия, топливо). Потреблению частных благ предшествует их покупка на рынке, в результате которой покупатель возмещает производителю затраты на их создание. Только при выполнении этого условия частное благо поступает в собственность потребителя, и дальнейшая судьба блага, как правило, перестаёт интересовать производителя.

Иногда при характеристике благ их различают как прямые и косвенные. Прямые - это блага, поступающие в потребление человека непосредственно, косвенные - опосредованно, через участие в производстве прямых благ. Поэтому экономические блага классифицируют как предметы потребления и средства производства. Предметы потребления - это блага, используемые для личного, семейного, домашнего и других видов социального потребления. Средства производства - это созданные людьми и используемые в трудовой деятельности средства труда (машины, оборудование, здания, сооружения, инструменты, приборы) и предметы труда (материалы, энергия).

Мы выяснили понятие экономических  благ, рассмотрели их классификацию. Их главная роль состоит в удовлетворении человеческих потребностей. Рассмотрим её подробнее.

 

    1. Роль товаров и услуг в удовлетворении потребностей

 

Специфической формой экономического блага является товар. Что же это  такое? Товар - это специфическое  экономическое благо, произведённое  для обмена.

К. Менгер утверждал, что экономическое  благо становится товаром независимо от его способности к передвижению, независимо от лиц, предлагающих его  для продажи, от его материальности, от характера его как продукта труда, но обязательно предназначено для обмена.

Товар как таковой обладает двумя  свойствами:

а) способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность;

б) способностью к обмену.

       Способность товара удовлетворять ту или иную потребность человека составляет его потребительную стоимость. Ею обладает любой товар. Характер потребностей может быть при этом самый различный (физические, духовные). Разным может быть и способ их удовлетворения. Одни вещи могут удовлетворять потребность непосредственно как предметы потребления (хлеб, одежда), другие - косвенно, опосредованно как средство производства (станок, сырьё). Многие потребительные стоимости могут удовлетворять не одну, а ряд общественных потребностей (древесина, например, используется как химическое сырьё, как топливо, для производства мебели).

Потребительные стоимости составляют вещественное содержание богатства  всякого общества. Потребительная стоимость  имеет три формы проявления:

    а) количество;

    б) натуральная форма;

    в) качество.

Последнее - это степень полезности данной потребительной стоимости, её соответствия, её пригодности удовлетворять потребность в конкретных условиях потребления.

Следует отличать потребительную стоимость  товара от потребительной стоимости продукта в натуральном хозяйстве.

1. Продукты труда в натуральном  хозяйстве являются потребительной  стоимостью для самих производителей. А товары обладают потребительной  стоимостью для других, то есть  общественной потребительной стоимостью.

2. Потребительная стоимость товара  к непосредственному производителю  переходит только посредством обмена.

Товар обладает не только свойством  удовлетворять человеческие потребности, но и свойством вступать в отношения  с другими товарами, обмениваться на другие товары. Способность товара к обмену в определённых количественных пропорциях есть меновая стоимость.

Категории «потребительная стоимость» и «меновая стоимость» введены в  научный оборот много столетий назад. Аристотель, А. Смит, Д. Риккардо, Т. Мальтус, К. Маркс, Дж. С. Милль и многие другие учёные-экономисты отмечали различие между этими категориями. Сторонники трудовой теории стоимости считали необходимым условием обмена различие потребительных стоимостей обмениваемых товаров, которые качественно разнородны и поэтому количественно несоизмеримы. По их мнению, обмениваемые товары имеют общую стоимость.

В современной западной экономической  теории принят иной подход, берущий  начало с работ представителей теории предельной полезности: К. Менгера, Е. Бём-Баверка, Ф. Визера. Согласно этому подходу, в  основе обмена лежит не стоимость, а полезность.

Особое место среди благ, которые  необходимы человеку и роль которых  возрастает с развитием производства, занимают услуги. В рыночной экономике они могут являться предметом купли-продажи, то есть товарами.

Услуги - это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет  полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека.

Специфика услуг как товара выражается в следующем.

1. Потребительная стоимость услуги  не имеет вещественной формы.

2. Потребительная стоимость услуги - это полезный эффект деятельности, живого труда.

3. Услугу нельзя накопить, она  может быть потреблена в момент производства.

Чтобы понять, как производятся и  потребляются экономические блага, рассмотрим простейшую экономическую модель «Кругооборот благ и доходов», предложенную швейцарским экономистом Л. Вальрасом.

Данная модель в общем виде демонстрирует, как функционирует экономика, направленная на удовлетворение многообразных потребностей людей.

Хозяйственная деятельность людей  представляет собой комплекс разнообразных процессов и явлений, в котором экономическая наука выделяет четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление. Два экономических агента - домашние хозяйства и фирмы - представляют, соответственно, потребление и производство, а распределение и обмен осуществляются на двух рынках: ресурсном и рынке товаров и услуг.

Домашние хозяйства, будучи владельцами  ресурсов, предоставляют их фирмам через механизм рынка ресурсов. Потребляя ресурсы, фирмы производят товары и услуги, которые продают домашним хозяйствам на рынке товаров и услуг. Получив доходы от реализации товаров, фирмы осуществляют платежи, образующие денежные потоки в виде заработной платы, ренты, процента и прибыли. Денежные доходы, полученные домашними хозяйствами, сами по себе реальной ценности не имеют. Значимость их состоит в том, что они могут превратиться в товары и услуги и тем самым удовлетворить разнообразные потребности домашних хозяйств. Это и происходит на рынке товаров и услуг. Здесь доходы домашних хозяйств превращаются в расходы, а для фирм они приобретают форму доходов.

Представленная модель функционирования экономики напоминает театральную сцену, где в каждом действии актёры меняют костюмы. Так и в данной модели. На рынке ресурсов домашние хозяйства выступают в качестве продавцов, а фирмы - в качестве покупателей. На рынке товаров и услуг наоборот: фирмы становятся продавцами, а домашние хозяйства - покупателями. «Меняют маски» и денежные потоки: расходы производителей товаров превращаются в доходы домашних хозяйств, а все расходы домашних хозяйств - в доходы производителей.

Модель «Кругооборот благ и доходов» является весьма упрощённой , поскольку она абстрагируется от многих реальных процессов. Во-первых, далеко не все ресурсы, поставляемые домашними хозяйствами на рынок, оказываются востребованными фирмами. В частности, модель не показывает существование такого социального явления, как безработица. Во-вторых, согласно модели, все произведённые фирмами товары и услуги поступают в потребление домашним хозяйствам в обмен на их доходы. Однако в жизни далеко не всегда фирмам удаётся продать все произведённые товары. Поэтому не случайно важнейшей проблемой современного предпринимательства является проблема реализации. В-третьих, модель показывает функционирование рынка первичных ресурсов, поставляемых домашними хозяйствами. В то же время она абстрагируется от финансового рынка и рынка средств производства, на которых контрагентами выступают фирмы, продавая и покупая оборудование, сырьё, ценные бумаги и т.д. В-четвёртых, согласно экономической модели, потребление и домашних хозяйств, и фирм ограничено потреблением лишь частных благ. Однако мы знаем, что наряду с ними существенное место в жизни людей занимают и общественные блага. Но в схеме их нет, как отсутствует в ней и производитель этих благ - государство. Однако сегодня государство берёт на себя функцию регулирования экономических процессов во всех секторах экономики. Объектами его внимания становятся денежное обращение, занятость, экономический цикл, платёжный баланс, отраслевая и региональная структура хозяйства, НИОКР, социальные отношения, внешнеэкономические связи и т.д.

Информация о работе Экономические блага