Экономический рост. Типы и факторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Проблемы экономического роста занимают в настоящее время центральное место в экономических дискуссиях и обсуждениях, ведущихся представителями разных наций, народов и их правительств. Реализация политики Президента нашей страны Н.А. Назарбаева на данный момент является важнейшим фактором развития экономики Казахстана и обеспечения ее экономического роста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретическое значение экономического роста .
1.1 Сущность понятия << Экономический рост >>
1.2 Типы и факторы экономического роста и их характеристика .
2. Экономический рост в республике Казахстан .
2.1 Анализ экономического роста в Казахстане .
2.2 Стимулирование экономического роста в Казахстане.
3. Тенденции перспективы развития экономического роста РК.
3.1 Перспективы развития экономики Казахстана
3.2 Стратегическое развитие экономического роста РК .
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая Эконом теория.docx

— 83.96 Кб (Скачать файл)

 
       Отраслевая структура экономики в сравнении со странами мира со схожей структурой экспорта сложилась в зависимости от абсолютных и относительных конкурентных преимуществ в международном разделений труда. Наделенность естественными природными богатствами в этих странах не затормаживает их масштабное освоение, что отражается в структуре производства экономики. Но данное обстоятельство никоим образом не влияет на развитие более технологичных отраслей, производящих готовую продукцию конечного потребления. 

 
       Структура ВВП по потреблению выбранных стран также различна. Основной особенность данной категорий стран является, по нашему мнению значительный объем чистого экспорта, как за счет продукции добывающей и так продуктов вторичной и конечной обработки. 
По мнению многих авторитетных экспертов, основными акселераторами роста мировой экономики в XXI веке будут выступать экономики Китая и Индии как наиболее сильно развивающихся рынков. Наличие богатых природных ресурсов в этих странах дает импульс развитию смежных и высокотехнологичных отраслей, несмотря на производство и экспорт минерального сырья. Интегрированность в мировую экономику и наличие развитых торгово-экономических отношений с Китаем и Индией оказывает влияние на развитие экономики Казахстана. Подтверждение тому является динамичный рост реального ВВП трех стран, который иллюстрирован. 
 
        Закрепление Казахстана в статусе нефтяного государства несет в себе и большие проблемы: недоинвестирование перерабатывающих секторов экономики, неустойчивость темпов роста в силу зависимости от внешней конъюнктуры, сокращение рабочих мест и, разумеется, усиление социально-экономического расслоения населения. Собственно, резкое увеличение притока иностранной валюты в страну уже привело к развитию симптомов «голландской болезни».

 
       Учитывая, что Казахстан – нефтяная страна, наблюдается рост цен на нефть, приток иностранных инвестиций, рост внешнего заимствования, можно сделать вывод о том, что перегрев экономики является неизбежным этапом экономического развития нашей страны. Любая экономика не может расти быстрее своих физических возможностей. Если предложение запаздывает от спроса и экономика находится в состоянии перегрева, то рано или поздно экономика «выпустит пар» в виде быстрого роста цен и удорожания обменного курса, а также банковского кризиса. Рост цен и реальное удорожание обменного курса может привести к стагнации обрабатывающей промышленности и все усилия правительства по диверсификации национальной экономики могут быть сведены на нет. 
 
       Существует два основных подхода к совершенствованию структуры экономики. 
Первый (горизонтальные меры) предусматривает создание устойчивых институтов для функционирования экономических агентов, формирования благоприятного инвестиционного климата, сокращение вмешательства государства в экономику, поддержание конкуренции на рынках. Эти меры направлены на улучшение положения всех экономических агентов. Прямое вмешательство государства в отношения экономических агентов допускается только для поддержания и стимулирования конкуренции. 
       Второй подход (вертикальные меры) предполагает проведение активной государственной политики по изменению структуры экономики, ее совершенствованию на основе стимулирования, в том числе финансового, отдельных отраслей и предприятий. Указанные меры ставят одни группы экономических агентов в более благоприятные условия по сравнению с другими. 
       В чистом виде ни один из указанных подходов не решает задачу диверсификации структуры экономики. Горизонтальные меры сами по себе не позволяют в среднесрочной перспективе изменить относительные доли секторов в ВВП: они одинаково воздействуют и на несырьевые, и на сырьевые сектора. И только при высоком уровне изъятия природной ренты сырьевые отрасли в долгосрочной перспективе становятся менее привлекательными. 
 
       Постановка задачи ускоренной диверсификации требует более активного вмешательства государства. Только адекватное применение механизмов такого вмешательства в рамках рыночной экономики способно, не нарушая конкурентную среду, диверсифицировать экономику путем ускоренного развития не сырьевых секторов. Именно здесь сосредоточено большинство рисков политики активной диверсификации.

 

    1.  Стратегическое развитие экономического роста РК

 

 

  В октябре 1997 года в Послании Президента Республики Казахстан народу страны «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» была представлена Стратегия развития Республики Казахстан до 2030 года (далее – Стратегия«Казахстан-2030»). Стратегия «Казахстан-2030» обозначила долгосрочный путь развития суверенной республики, направленный на трансформацию страны в одну из самых безопасных, стабильных, экологически устойчивых государств мира с динамично развивающейся экономикой.

 
     В Стратегии «Казахстан-2030» определены семь долгосрочных приоритетов: национальная безопасность; внутриполитическая стабильность и консолидация общества; экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений; здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана; энергетические ресурсы; инфраструктура, в особенности транспорт и связь; профессиональное государство. Эти приоритеты стали основой для разработки конкретных планов действий по дальнейшему развитию страны.

 
     Первым долгосрочным этапом реализации Стратегии «Казахстан-2030» стал Стратегический план развития Республики Казахстан до 2010 года (далее – Стратегический план-2010), утвержденный Указом Президента Республики Казахстан в декабре 2001 года. 
     Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года (далее – Стратегический план-2020) станет следующим этапом реализации Стратегии«Казахстан-2030» в период с 2010 по 2019 год.9 
     Ко времени завершения реализации Стратегического плана-2010 и в период разработки Стратегического плана-2020 существенно изменились внешние условия развития. Казахстан вошел в противостояние самому серьезному глобальному кризису за последние семьдесят лет. 
     Воздействие экономической цикличности, в первую очередь влияние текущего финансово-экономического кризиса определяет необходимость осуществления мер, направленных на повышение устойчивости национальной экономики к негативным последствиям мировых или региональных кризисов.

 
     Первоочередные меры, создающие условия для по кризисного развития страны, будут сфокусированы на улучшение делового и инвестиционного климата, укрепление финансовой системы страны и повышение эффективности государственного управления.

 
     Качественный рост экономики будет основан на модернизации физической инфраструктуры, развитии человеческих ресурсов и укреплении институциональной базы, способствующих форсированному индустриально-инновационному развитию страны.

 
     Вопросы социальной защищенности, внутренней стабильности и сбалансированной внешней политики останутся в числе приоритетов развития страны на ближайшее десятилетие.

 
     Повышение благосостояния граждан страны на основе диверсифицированной экономики станет главным достижением реализации Стратегического плана-2020. 

 
     Высокоэффективный государственный аппарат является основой для успешной реализации пяти ключевых направлений развития Казахстана до 2020 года.

 
     Опираясь на реформы государственного сектора, начатые в период реализации Стратегического плана-2010, государство выстраивает качественно новую модель государственного управления на принципах корпоративного управления, результативности, транспарентности и подотчетности обществу. Эта модель будет полноценно функционировать к 2015 году, а основные ее элементы будут внедряться в первые годы реализации Стратегического плана-2020.

 
     Реформирование государственного сектора будет осуществляться по пяти основным направлениям:

 
     1) определение четкого  круга полномочий и ответственности  государственных органов, в том  числе на различных уровнях  государственного управления;

 
     2) повышение качества  государственных услуг через  разработку стандартов и совершенствование  процессов, способствующих эффективному  оказанию государственных услуг;

 
     3) ускорение реформы  государственной службы, включая  совершенствование обучения государственных  служащих; 
     4) внедрение элементов, необходимых для полноценного функционирования системы государственного управления, ориентированного на результат;

 
     5) улучшение управления  административными реформами и  усиление ответственности за  процесс реформирования государственного  сектора. 
     С целью установления подотчетности и создания стимулов для повышения эффективности и результативности государственного сектора будут четко определены полномочия (роли) и ответственность органов государственного управления.

 
     С 2015 года будут проводиться на системной основе функциональные обзоры деятельности государственных органов, целью которых станет оценка эффективности политики в соответствующих отраслях (сферах) государственного управления. Определение оптимального объема полномочий в каждом конкретном государственном органе позволит установить в целом адекватную роль государства как в отдельных секторах, так и на разных уровнях государственного управления путем ликвидации излишних функций, исключения дублирующих полномочий, закрепления недостающих функций и расширения использования рыночных механизмов. 
     Такие обзоры позволят обеспечить целостность государственного аппарата и последовательность проводимой государственной политики. 
     Эффективность работы государственного аппарата будет обеспечиваться оказанием доступных и качественных государственных услуг. 
     К 2018 году будет:

 
     развита сеть центров обслуживания населения по принципу «одного окна». Функционирование этих центров будет предусматривать механизм обратной связи с населением для оценки качества оказываемых государственных услуг;

 
     расширен реестр государственных услуг и разработаны стандарты по каждому виду государственных услуг, включенных в реестр; 
     на постоянной основе осуществляться контроль качества оказания государственных услуг (соблюдения утвержденных стандартов). 
     Реформирование государственной службы будет сфокусировано на ее профессионализации через совершенствование системы обучения государственных служащих, повышение привлекательности государственной службы и совершенствование управления человеческими ресурсами на государственной службе.

 
     Основой для формирования профессиональной государственной службы станет новая система должностей государственных служащих, эффективные процедуры отбора кадров на государственную службу и качественная программа обучения государственных служащих, ориентированная на лучшую международную практику государственного управления. 
     

К 2020 году будет:

 
     внедрен реестр должностей государственной службы, основанный на трех корпусах: корпус политических государственных служащих, корпусы А(управленческий) и Б(исполнительный) административной государственной службы;

 
     улучшены процедуры поступления на государственную службу и формирования кадрового резерва государственной службы; 
     внедрены обновленные программы обучения государственных служащих, основанные на современных образовательных технологиях и принципах системы государственного управления, ориентированного на результат; 

 

Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года

Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года был утвержден Указом Президента  Республики Казахстан № 922 от 1 февраля 2010 года.  
Период разработки Стратегического плана до 2020 года совпал по времени с началом самого серьезного глобального финансово-экономического кризиса за последние семьдесят лет. В результате акцент при разработке Стратегического плана  до 2020 года был сделан на осуществлении мер, направленных на повышение устойчивости национальной экономики к негативным последствиям мировых или региональных кризисов.

В ближайшее десятилетие приоритетными в деятельности государства будут пять ключевых направлений: 

  • подготовка к посткризисному развитию; 

  • обеспечение устойчивого роста экономики за счет ускорения диверсификации через индустриализацию и развитие инфраструктуры; 

  • инвестиции в будущее – повышение конкурентоспособности человеческого капитала для достижения устойчивого экономического роста, процветания и социального благополучия казахстанцев; 

  • обеспечение населения качественными социальными и жилищно-коммунальными услугами; 

  • укрепление межнационального согласия, безопасности, стабильности международных отношений. 

В результате реализации Стратегического плана – 2020 Казахстан должен достичь следующих ключевых показателей:

  • Казахстан в 2020 году станет страной, которая вышла из мирового кризиса более сильной и конкурентоспособной, с диверсифицированной экономикой и населением, активно вовлеченным в новую экономику. 

  • К 2020 году Казахстан уже будет в числе пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира с благоприятным деловым климатом, позволяющим привлекать значительные иностранные инвестиции в несырьевые секторы экономики страны.

  • К 2020 году страна будет обладать человеческими ресурсами, необходимыми для развития диверсифицированной экономики, а также иметь инфраструктуру, необходимую для обслуживания отечественных предпринимателей и экспортеров.

  • К 2020 году казахстанская экономика в реальном выражении возрастет более чем на треть по отношению к уровню 2009 года.

  • К 2020 году доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизится до 8%.

Главным достижением реализации Стратегического плана – 2020 должно стать значительное повышение благосостояния граждан страны в результате последовательной диверсификации и качественного улучшения структуры экономического роста Казахстана. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Экономический рост можно определить как рост реального ВНП или рост реального ВВП на душу населения. Он обеспечивает прирост производства, используемый для решения внутренних и международных социально-экономических проблем. Экономический рост определяется следующими факторами: природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, технологии. При экстенсивном экономическом росте достигается сокращение уровня безработицы, достижения полной занятости, которая позволяет увеличить темпы роста. Но это явление временно, т.к. состояние полной занятости не может восполняться ежегодно и на следующий год темп роста будет такой же. При экстенсивном типе развития многие работнике не являются высококвалифицированными. Экстенсивный путь развития носит застойный характер, фактически нет технического прогресса, морально и физически изнашиваются производственные основные фонды, снижается фондо вооруженность работников. Государство может играть значительную роль в экономическом росте при правильной налоговой политике и политике инвестирования. Создав базис для развития новых экономических отношений, экстенсивный путь внес огромный вклад в развитие национального хозяйства всего мира.

Информация о работе Экономический рост. Типы и факторы