Экономический рост. Типы и факторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Проблемы экономического роста занимают в настоящее время центральное место в экономических дискуссиях и обсуждениях, ведущихся представителями разных наций, народов и их правительств. Реализация политики Президента нашей страны Н.А. Назарбаева на данный момент является важнейшим фактором развития экономики Казахстана и обеспечения ее экономического роста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретическое значение экономического роста .
1.1 Сущность понятия << Экономический рост >>
1.2 Типы и факторы экономического роста и их характеристика .
2. Экономический рост в республике Казахстан .
2.1 Анализ экономического роста в Казахстане .
2.2 Стимулирование экономического роста в Казахстане.
3. Тенденции перспективы развития экономического роста РК.
3.1 Перспективы развития экономики Казахстана
3.2 Стратегическое развитие экономического роста РК .
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая Эконом теория.docx

— 83.96 Кб (Скачать файл)

Одним из следствий снижения темпов кредитования должен стать рост активности фондового рынка. В новых условиях значительно более медленного экономического роста перед казахстанскими банками стоят несколько наиболее важных задач, среди которых недопущение ухудшения кредитного портфеля, выплата внешних заимствований и сохранение у себя ключевых клиентов и нахождение возможностей для финансирования завершения начатых  ими проектов. Для многих заемщиков в новой ситуации на кредитном рынке  при возросших ставках кредитования дальнейшее увеличение долговой нагрузки выглядит проблематичным, поэтому все большее число компаний будут проявлять интерес к выходу на фондовый рынок.

Кредитный кризис, который привел к замедлению стремительного экономического роста Казахстана и вызвал беспокойство по поводу стабильности финансовой системы страны, тем не менее создал хорошие возможности для инвесторов на рынке акций. Большинство казахских компаний использовали в качестве источника финансирования банковские кредиты и облигации, не желая делить с кем-либо контроль и раскрывать дополнительную информацию о себе. Теперь ситуация меняется, поскольку займы стали слишком дорогими, внимание компаний смещается в сторону акционерного финансирования.

Казахстанская экономика, как и вся мировая экономика, вступает в объективную фазу своего циклического развития. Как правило, после длительного бурного подъема экономики наступает фаза замедленного ее роста. И это реальность, которую надо воспринимать как должное.

К достоинствам такой фазы развития экономики относится необходимость использования всех имеющихся в стране резервов для дальнейшего устойчивого развития страны, мобилизации всех сил и средств на достижение стратегических целей государства при любых даже не вполне благоприятных условиях, что, в свою очередь, требует глубоких знаний и умений от управленцев, грамотного менеджмента со стороны всех участников рынка и высочайшего профессионализма  каждого казахстанца.

В этих условиях, стране нужны новые подходы в управлении сложнейшими экономическими явлениями и процессами, происходящими как на макро-, так и на микроуровне, особенно в финансовой сфере, поскольку именно она является кровеносной системой экономического организма, которая питает деньгами все сферы  и отрасли экономики. При этом многократно возрастает роль финансовых и денежно-кредитных инструментов регулирования экономикой страны и ответственность Национального Банка Республики Казахстан, Министерства экономики и бюджетного планирования, Министерства финансов, Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, Агентства по регулированию деятельности регионального финансового центра г.Алматы за состояние финансовой стабильности в стране, обеспечивающей устойчивое экономическое развитие страны.

Оттого, насколько грамотно будет строиться бюджетная, налоговая, денежно-кредитная политика государства и как эффективно будут использоваться ограниченные финансовые ресурсы государства и частного сектора будет зависеть достижение стратегических целей государства – вхождение Казахстана в число 50-ти конкурентоспособных стран мира.

В своем Послании народу Казахстана от 6 февраля 2008 года Глава нашего государства Нурсултан Абишевич Назарбаев поручил Правительству, Национальному Банку, Агентству Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) сформировать «действенные механизмы системного и оперативного реагирования государства на угрозы финансовой нестабильности и укрепить доверие международных рынков к экономике Казахстана», а также выработать систему мер быстрого реагирования для непредвиденных ситуаций.

Президент также акцентировал внимание на борьбе с инфляцией, требующей «продуманных и адекватных действий со стороны правительства». Государство должно активно управлять ситуацией в условиях глобальной экономической нестабильности.

В этой связи, основной задачей  современного этапа экономического развития страны должен стать глубокий мониторинг, анализ и оценка финансового состояния всех субъектов рынка, как государственного, так и частного сектора, поиск путей повышения эффективности их деятельности, снижения непроизводительных расходов, роста производительности труда и фондоотдачи в кризисных условиях, а также поиск новых идей по выработке эффективной бюджетной, налоговой, таможенной, денежно-кредитной политики с тем, чтобы создать максимально благоприятные условия для развития реального сектора экономики и предпринимательства, в особенности малого и среднего бизнеса, модернизации и диверсификации экономики в целях обеспечения финансовой стабильности и устойчивого экономического роста.

 

    1. Стимулирование экономического роста в Казахстане .

       Экономика Казахстана развивается в условиях большого притока иностранной валюты, роста объема внешнего заимствования реального и банковского секторов, а также иностранных инвестиций. Все это оказывает инфляционное давление на экономику и обменный курс тенге в сторону укрепления. Создается угроза для финансовой стабильности экономики. Расширение кредитного портфеля за счет иностранного капитала может негативно отразиться на качестве активов банков и хозяйствующих субъектов в случае замедления роста экономики и ухудшения конъюнктуры мировых рынков.

Существует проблема концентрации кредитования по отраслям, так как основная доля выданных кредитов приходится на торговлю, строительство, непроизводственную сферу и индивидуальную деятельность, что может способствовать «перегреву» отдельных отраслей экономики.

Сырьевая направленность экономики по-прежнему доминирует. Наибольший поток инвестиций направляется в добывающий сектор. Не сырьевой экспорт остается на низком уровне. Потенциал диверсификации и модернизации экономики не реализован.

Приоритеты развития науки не определены. Формирование национальной инновационной системы не завершено. Отсутствуют конкретные результаты по крупным системообразующим инвестиционным проектам, направленным на диверсификацию экономики страны.

Отечественный крупный бизнес не в полной мере вовлечен в процесс диверсификации экономики. Банки второго уровня не стремятся финансировать проекты обрабатывающей промышленности.

Качество инфраструктуры и услуг не соответствует уровню экономического развития страны. Это касается и качества оказываемых государственных услуг, в том числе медицинских и образовательных.

Продолжает оставаться низкой средняя продолжительность жизни. Сохраняются высокими показатели материнской и младенческой смертности.

Сохраняются проблемы, связанные с недостаточно высоким уровнем качества жизни населения страны, демографией, высокой ресурсо- и энергоемкостью экономики и загрязнением окружающей среды.

Работа по проведению административной реформы в системе государственного управления затянулась.

Все это требует конкретных мер по устойчивому развитию страны на основе обеспечения баланса экономических, социальных и экологических факторов.

Казахстан станет реально конкурентоспособным только при усилении эффективности структурных изменений в экономике.

Стратегической целью деятельности Правительства в среднесрочном периоде является повышение конкурентоспособности страны на основе принципов устойчивого развития.

Максимальные усилия Правительство направит на создание благоприятных институциональных и экономических условий для повышения международной конкурентоспособности Казахстана и качества жизни его граждан. Это позволит обеспечить решение стратегической задачи по вхождению Казахстана в ближайшие десять лет в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.

В части повышения эффективности проведения экономической политики предстоит решить ряд задач путем реформирования системы государственного планирования, бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, развития финансового сектора, регулирования деятельности естественных монополий, развития конкуренции и предпринимательства, а также внедрения принципов корпоративного управления.

Повышение эффективности экономической политики будет осуществляться через внедрение системы управления, ориентированной на результаты.

Правительство разработает и внедрит целевые индикаторы результативности и эффективности государственных, отраслевых (секторальных), региональных и бюджетных программ, а также каждого государственного органа. На это будет направлена система планирования, координации и контроля.

Будут приняты нормативные правовые акты, которые позволят эффективно функционировать системе государственного планирования в условиях рыночных отношений, повысить качество государственных услуг, ориентировать деятельность государственных органов на достижение стратегических целей.

Правительство обеспечит условия создания благоприятного налогового и инвестиционного климата, развития бизнеса, активизирует работу по снижению административных барьеров, повышению производительности экономики.

Будут совершенствоваться методы государственного регулирования экономики с акцентом на уменьшение бюрократического вмешательства в вопросы развития бизнеса. Отношения с предпринимательством будут выстроены на принципах партнерства, честности и прозрачности. Наряду с этим, планируется принять меры по укреплению института частной собственности как основы гарантий прав и свобод граждан.

Государственное планирование будет направлено на сопровождение и управление процессами по обеспечению роста конкурентоспособности страны.

В связи с этим будут разработаны Стратегия устойчивого роста конкурентоспособности Республики Казахстан, а также ряд нормативных правовых актов по государственному планированию, регламентирующих вопросы стратегического, среднесрочного и бюджетного планирования, мониторинга, контроля и ответственности всех субъектов планирования, направления деятельности органов государственного управления на конечные результаты.

Будут изменены требования к содержанию, процедурам разработки и утверждения, реализации государственных, отраслевых (секторальных), региональных и бюджетных программ.

Будут приняты нормативные правовые акты по:

- внедрению стратегического  планирования в государственных  органах;

- оценке деятельности  государственных органов на предмет  достижения конечных результатов;

- совершенствованию системы  государственной статистики, позволяющей  осуществлять мониторинг эффективности  выполнения государственных, отраслевых (секторальных), региональных, бюджетных  программ и прогресс в достижении  стратегических целей государства, исключению дублирования государственной  статистической отчетности.

Правительством будет продолжена работа по совершенствованию бюджетного планирования.

Главной целью этой работы станет внедрение системы бюджетного планирования, ориентированной на результаты.

Такая система позволит оценивать качество предоставления государственных услуг, степень достижения стратегических целей и задач, а также будет использована как инструмент повышения производительности работы государственных органов.

Фискальной политикой предусмотрено эффективное применение налогово-бюджетных инструментов в условиях повышения конкурентоспособности экономики страны, прежде всего, для решения приоритетных задач социально-экономического развития.

Правительство продолжит работу по совершенствованию налогового администрирования.

Налоговая политика будет направлена на стимулирование индустриально-инновационного развития страны, повышение конкурентоспособности, сокращение доли теневой экономики и создание рационального баланса налоговой нагрузки в экономике. Предстоит провести глубокий анализ по налоговым льготам, оценить степень их влияния на эффективность экономики.

Поэтапно будет решаться задача перераспределения налогового бремени с доходов юридических лиц на доходы физических лиц, а также изучен вопрос внедрения всеобщего декларирования доходов и расходов населения.

В области денежно-кредитной политики и развития финансового сектора основные усилия Правительства, Национального Банка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций будут направлены на повышение эффективности регулирования инфляционных процессов и обеспечение стабильности развития финансового сектора.

Денежно-кредитная политика сориентирована на решение таких задач, как повышение эффективности мер денежно-кредитной политики для поддержания прогнозируемого уровня инфляции, обеспечение валютного регулирования и контроля, функционирование платежных систем на высоком технологическом уровне, содействие обеспечению стабильности финансовой системы в целом.

В условиях полной конвертируемости тенге по текущим и капитальным операциям будет значительно расширен мониторинг ситуации на валютном и финансовом рынках, а также продолжены работы по совершенствованию информационной базы по внешнеэкономическим операциям.

С целью поддержания эффективного функционирования платежных систем особое внимание будет уделено развитию Национальной системы платежных карточек и созданию нового Резервного центра для платежных систем.

Дальнейшее развитие финансового сектора республики связано с повышением качества услуг и их доступностью, а также стандартов регулирования финансового сектора, формированием ликвидного фондового рынка и его составляющих, либерализацией финансового сектора в целях повышения конкуренции на рынке финансовых услуг.

В целях обеспечения качественного роста экономики Правительство будет уделять повышенное внимание вопросам развития конкурентной среды и предотвращения монополизации рынка.

В этой связи Правительство намерено проводить работу по определению отраслей экономики с недостаточно развитым уровнем конкуренции, снижению степени монополизации рынка, устранению барьеров, препятствующих вхождению на рынок новых компаний, проведению институционального преобразования антимонопольного органа, а также развитию биржевой торговли в Республике Казахстан.

Информация о работе Экономический рост. Типы и факторы