Экономический рост. Типы и факторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Проблемы экономического роста занимают в настоящее время центральное место в экономических дискуссиях и обсуждениях, ведущихся представителями разных наций, народов и их правительств. Реализация политики Президента нашей страны Н.А. Назарбаева на данный момент является важнейшим фактором развития экономики Казахстана и обеспечения ее экономического роста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретическое значение экономического роста .
1.1 Сущность понятия << Экономический рост >>
1.2 Типы и факторы экономического роста и их характеристика .
2. Экономический рост в республике Казахстан .
2.1 Анализ экономического роста в Казахстане .
2.2 Стимулирование экономического роста в Казахстане.
3. Тенденции перспективы развития экономического роста РК.
3.1 Перспективы развития экономики Казахстана
3.2 Стратегическое развитие экономического роста РК .
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая Эконом теория.docx

— 83.96 Кб (Скачать файл)

Правительство предусматривает регулярное проведение анализа внутренних рынков товаров и услуг с целью определения отраслей и секторов экономики, где присутствуют необоснованная (искусственная) монополизация рынка и высокая степень рыночной концентрации в «одних руках».

Совершенствование тарифной политики будет основано на создании системы комплексного сбалансированного регулирования деятельности субъектов естественных монополий посредством пересмотра роли и функций регулирующих органов. В целях обеспечения предсказуемости уровней тарифов, роста объемов инвестиций в обновление и модернизацию активов регулируемых субъектов, повышения эффективности их функционирования Правительством будет усовершенствована нормативно-правовая и методологическая база.

Реализация этих целей Правительством будет осуществляться путем разработки Закона Республики Казахстан «О естественных монополиях» в новой редакции и повышения роли регулирующего органа с приданием ему функций экономического многоотраслевого регулятора в соответствии с международной практикой.

Развитие бизнес-среды и поддержка предпринимательства предполагают решение задач по упорядочению разрешительной системы, устранению дублирования и сокращению разрешительных процедур, таких как лицензирование, сертификация, стандартизация, аккредитация, а также создание предпосылок для перехода на более высокий уровень развития малого и среднего бизнеса.

В этой связи для развития предпринимательства будет предусматриваться дальнейшее сокращение административных барьеров, в том числе путем оптимизации различных видов отчетности. Планируется полностью завершить процесс перехода всех субъектов предпринимательства на международные стандарты финансовой отчетности.

Внедрение принципов корпоративного управления направлено на повышение эффективности управления и транспарентной деятельности в государственном и частном секторах.

Правительством будут предприняты последовательные меры, направленные, в первую очередь, на консолидацию усилий всех заинтересованных сторон по дальнейшему развитию системы корпоративного управления в Казахстане.

Во главу деятельности Правительства будут поставлены вопросы повышения качества жизни населения страны, которое складывается из экономического благосостояния, эффективной системы образования, здравоохранения, активной социальной политики, демографической стабильности и состояния окружающей среды.

В целях перехода к устойчивому развитию будет обеспечена практическая реализация положений Экологического кодекса, разработан и принят комплекс мер по эффективному и рациональному использованию возобновляемых ресурсов и источников энергии. Будут выработаны единые подходы к управлению отходами производства и потребления. Правительство обеспечит внедрение целевых показателей и индикаторов, характеризующих различные аспекты устойчивого развития в разрезе каждого региона и по отраслям.

Правительство примет конкретные меры по улучшению состояния здоровья населения, в том числе репродуктивного, а также по стимулированию рождаемости, укреплению института семьи.

Будут приняты меры по более полному обеспечению населения качественной питьевой водой, совершенствованию стандартов питания, внедрению культуры безопасности на производстве и в быту.

Основной целью деятельности Правительства в области образования является построение конкурентоспособной системы образования, подготовки и переподготовки кадров, адекватной реальным экономическим условиям.

Правительство сконцентрирует свои усилия на формировании новой модели управления системой образования, которая будет создавать мотивацию для оказания качественных услуг населению при эффективном распределении финансовых ресурсов государства. При этом будут внедрены эффективные механизмы контроля за качеством предоставляемых услуг и усилена координация по проведению единой политики в сфере образования.

Основными целями и задачами Правительства в сфере науки являются становление национальной инновационной системы, обеспечивающей эффективное создание, поддержку и использование новых научных знаний за счет формирования условий по повышению качества подготовки научных кадров, интеграции образования с наукой, а также интеграции казахстанской науки в мировую науку.

Правительство продолжит работу по дальнейшему укреплению и развитию социального диалога как механизма регулирования социальных и трудовых отношений, достижения согласия между сторонами социального партнерства.

С учетом возможностей государства и необходимости следования международным принципам солидарной системы пенсионного обеспечения будут предприняты меры по повышению уровня пенсионных выплат.

Будет активизирована работа по расширению охвата населения накопительной пенсионной системой и обязательным социальным страхованием путем совершенствования законодательства.

Правительство намерено совершенствовать систему пенсионных выплат из накопительных пенсионных фондов и развивать пенсионное аннуитетное страхование.

Продолжится работа по стимулированию роста доходности накопительных пенсионных фондов за счет расширения перечня финансовых инструментов и других мер.

С целью повышения социальной ответственности бизнеса предстоит повысить роль социального диалога и активнее использовать договорной потенциал для осуществления работодателями добровольных, профессиональных отчислений в пользу работников.

В целях дальнейшего развития системы социальной поддержки семей, имеющих детей, Правительство планирует увеличить размеры выплачиваемых им пособий, а также принять меры по дальнейшему совершенствованию социальной защиты семей с детьми.

Особое внимание будет уделено инвалидам посредством развития системы оказания качественных социальных услуг, создания действенных мер для интеграции их в общество.

Для реализации инновационных проектов по развитию информационных технологий, биотехнологий, нанотехнологий, новых материалов, космической индустрии и других секторов экономики будет проведена работа по стимулированию трансферта и импорта готовых технологий, повышению патентной активности, укреплению технопарков, университетов и бизнес-инкубаторов, а также повышению инновационно-предпринимательской активности казахстанского бизнеса в целом.

Помимо привлечения иностранных и отечественных инвестиций особый акцент будет сделан на активном освоении рынков зарубежных стран, экспортной экспансии казахстанских товаров. В этой связи Правительством разрабатывается и будет утверждена Национальная экспортная программа, в рамках которой будет сформирован перечень перспективных экспортных товаров и услуг, стратегии выхода на мировые рынки, а также система институциональной поддержки отечественных экспортеров.

К решению проблем диверсификации и модернизации экономики Правительство намерено активно привлекать крупный отечественный бизнес для реализации масштабных инвестиционных проектов. Важно привлечь крупные компании к созданию и развитию 5-6 кластеров на территории страны, стимулировать их взаимодействие с малым и средним бизнесом, создавая при этом более совершенные цепочки добавленных стоимостей.

Правительство акцентирует свое внимание на реализации социально-ориентированной политики жилищного строительства и развитии жилищно-коммунального хозяйства. Будут совершенствоваться системы ипотечного кредитования и жилищных строительных сбережений.

Для этого предстоит усовершенствовать законодательство в жилищно-коммунальной сфере, принять ряд мер по развитию рынка строительной индустрии, строительству комплексов доступного арендного жилья, прозрачности процедур выделения земельных участков, стимулированию развития индивидуального жилищного строительства. Постоянное внимание будет уделяться и качеству предоставляемых коммунальных услуг.

В области аграрной политики Правительство считает главной задачей обеспечение устойчивого развития агропромышленного комплекса на основе роста производительности, доходности его отраслей и развития национальных конкурентных преимуществ отечественной продукции. Будут выработаны действенные механизмы для решения задач по индустриализации и диверсификации сельскохозяйственного производства, стимулированию создания крупных агрохолдингов.

 

 

3.Тенденции  перспективы  развития  экономического  роста  РК

3.1 Перспективы развития экономики Казахстана

 

В Казахстане накоплен богатый опыт реформирования экономики: пришлось преодолеть немало трудностей, исправлять ошибки, устранять недостатки, пересматривать некоторые первоначальные установки.  
Получены и определенные позитивные результаты экономических реформ: достигнуты высокие темпы роста производства, возрос жизненный уровень населения. Наряду с этим сохраняется влияние факторов торможения: нуждается в совершенствовании отраслевая структура экономики, нельзя считать удовлетворительными уровень экономической эффективности производства.  
        Ведущая роль в реформировании принадлежит институциональным преобразованиям, включая реальное обеспечение прав собственности, действенное антимонопольное законодательство и контроль за его осуществлением, строгий банковский надзор, страхование банковских вкладов и т.д. При их отсутствии возникает «системный вакуум», прямо ведущий к криминализации хозяйственной жизни, разрастанию клановой и теневой экономики, росту неплатежей.

 
       Устойчивая высокая динамика экономического роста и выгодная конъюнктура на мировом рынке позволяют республике ставить и решать задачи структурной диверсификации экономики, придания ей инновационного и социально-ориентированного характера, гармонизации социальных отношений. От решения этих приоритетов зависят выживание нации и ее конкурентоспособность в современном мире. 

 
       В решении этих проблем государство должно взять инициативу регулятора, оператора в свои руки там, где необходимо, выступить инвестором (за счет использования части бюджета, валютных резервов и средств Национального фонда.

 
       Явные диспропорции в структуре экономики сопровождаются ростом реального валютного курса в стране и всплеском инфляции. 
В Казахстане ожидается рецидив "голландской болезни", который может обернуться ростом инфляции. Но сверхнормативный рост инфляции и подорожание потребительских услуг – это, прежде всего, результат роста реального курса национальной валюты. 

 
        Сверхдоходы в сырьевых отраслях и соответственный спрос на их продукцию действительно блокируют свободный перелив капитала в обрабатывающий сектор. 

 
        Особенно деструктивными оказались последствия ускоренного демонтажа государственной собственности для отраслей и производств, относимых сейчас к реальной экономике. Экономическое развитие Казахстана пока может быть охарактеризовано как зависящее от нефтегазового и горнорудного экспортного сектора и высокого реального обменного курса. Следовательно, высока подверженность экономики мировым ценовым колебаниям так называемых бумовых секторов. Позиция компаний-монополистов в сырьевых отраслях, которые высокорентабельны и сверхприбыльны, такова, что они не заинтересованы в развитии обрабатывающего сектора, за исключением небольших проектов по улучшению технологических показателей в рамках добычи сырья или сырьевого передела. А закупочная политика крупных сырьевых холдингов нацелена на зарубежных партнеров, их головные компании, которые поставляют необходимое оборудование, запчасти, химические реагенты, что не способствует формированию отечественного малого и среднего бизнеса в промышленности. Сейчас этот бизнес в стране ориентирован в основном на розничную потребительскую сферу. 

 
        Доминирование сырьевых отраслей является принципиальным препятствием для обеспечения долговременного экономического роста, делает страну зависимой от конъюнктуры мировых рынков.  
Ключевыми факторами в данном случае являются усиление влияния научной и инновационной деятельности, образования, наукоемких и информационных технологий на экономику, государство и общество и обретение ими качественно новых характеристик и механизмов функционирования. 
       Поставленная главой государства задача по вхождению в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира предполагает определенные структурные изменения в экономике, такие как диверсификация отраслевой промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства и сферы производственной и социальной инфраструктуры.

 
       Стратегическая задача государства по модернизации экономики Казахстана должна сопровождаться ростом ВВП страны и соответствующим ростом благосостояния домашних хозяйств. В целом, начиная с 2000 года, ВВП в реальном выражении увеличивался в среднем на 10%. Рост ВВП во многом обусловлен благоприятными для Казахстана мировыми ценами на основные группы экспортных товаров: нефть, газ, металлы, зерновые и.т.д. Анализ зависимости между ВВП и производством сырой нефти в Казахстане подтверждает наличием тесной связи между двумя индикаторами. Коэффициент корреляции, характеризующий степень равнонаправленности в динамике изменений, равен 0,95. Из вышесказанного можно сделать вывод, что рост производства нефти во многом отражается в тенденциях изменения ВВП, так как в структуре экспорта 70% приходится именно на углеводородное сырье. 

 
       Актуальность вышесказанного подтверждается анализом важнейших качественных показателей. Так, в структуре ВВП Казахстана существенная доля приходится на сырьевые отрасли. В первую очередь, на отрасли топливно – энергетического комплекса и металлургию. Такое положение отражается и на структуре казахстанского экспорта, показатель которого только по товарным операциям, связанным с нефтью, газом, металлами составляет львиную долю. 

 
 
       Структура импорта Республики Казахстан представлена такими группами товаров как машины и оборудования, готовые изделия из металла и другие виды промышленной обработанной продукции. Данная ситуация объясняется слаборазвитостью обрабатывающей промышленности, способной выпускать товары с высокой добавленной стоимостью. Так экспортируемая сырая нефть возвращается в нашу страну в виде продуктов глубокой переработкой и высокой добавленной стоимостью.

 
      В целом внешнеторговый оборот страны в 2007 году увеличился на 19,8% по сравнению с предыдущим годом и составил 76558 млн. долл.  
Положительная динамика показателей создала условия для повышения благосостояния населения. Вместе с тем, слишком высокие темпы роста добычи нефти и газа могут нарушить макроэкономическое равновесие, способствовать развитию так называемой «голландской болезни» и росту инфляции. Кроме того, это может отразиться на экологической ситуации и привести к быстрому истощению нефтяных богатств страны. 
       Отраслевая структура Казахстанской экономики в 2006 году представлена производством с удельным весом 44%, из них на добывающую промышленность приходится 16%, обрабатывающей 11,6%, сельское хозяйство 5,5%. Анализ динамики удельного веса отраслей промышленности показывает плавное снижение доли обрабатывающей в пользу роста добывающей отрасли. 

Информация о работе Экономический рост. Типы и факторы