Экономический механизм спроса и предложения.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ……………..3
1.1. Закон спроса………………………………………………………………………….3
1.2. Закон предложения………………………………………………………………….10
1.3. Рыночное равновесие……………………………………………………………….14
ГЛАВА 2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………...19
2.1. Общее понятие эластичности. Эластичность спроса……………………………..19
2.2. Эластичность предложения ………………………………………………………..24
ГЛАВА 3. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ И ГОСУДАРСТВО…………………….27
3.1. Государственный контроль над ценами…………………………...………………27
3.2. Введение налогов и предоставление субсидий…………………………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

        Р                                                                    Р   



 

 

D                                                          D

 

 

 

 

                                                    Q                                                              Q


            а)                                                                   б)

рис.  7     Экстремальные случаи эластичности спроса:

а) абсолютно эластичный; б) абсолютно неэластичный

        В случае абсолютно эластичного спроса – это горизонтальная кривая спроса (рис.  7а) – потребители платят одну и ту же цену за товар, невзирая на величину спроса. В случае абсолютно неэластичного спроса они покупают и то же количество товара при любых уровнях цен. То есть изменение цены не вызывает никого изменения спроса (Е = 0), а кривая выражается в вертикальную прямую (рис.  7б).

        В качестве примера спроса, приближающегося к абсолютному неэластичному, можно указать на ситуацию с некоторыми медикаментами. Например, спрос на инсулин для больных сахарным диабетом (без него человек может умереть, а при правильном приеме нормально доживает до старости). Абсолютно эластичный спрос характерен для ситуации совершенной конкуренции, когда производители не могут влиять на цену, а покупатели готовы приобретать любое количество товаров по данной цене.

        Особенно важны экстремальные  случаи эластичности как полезные  абстракции, позволяющие понять суть многих экономических процессов.

        Эластичность спроса и объем выручки

        Изменение объема продаж, к которому  мы апеллировали, давая определение  эластичности спроса по цене, влияет на объем выручки и  финансовое положение продавца. Ведь зная размеры спроса, можно легко вычислить объем выручки. Проанализируем ситуацию с объемом выручки при различных вариантах эластичности:

  1. при эластичном спросе снижение цены вызывает такое увеличение объема продаж, которое ведет к увеличению общей выручки;
  2. при спросе единичной эластичности прирост объема продаж при снижении цены таков, что общая выручка остается неизменной;
  3. при неэластичном спросе снижение цены ведет к столь малому увеличению продаж, что объем общей выручки уменьшается.

       Факторы эластичности спроса

        Эластичность спроса по цене  зависит от ряда факторов, к  которым относятся следующие:

  1. незаменимость. Если у товара есть заменители (товары-субституты), то спрос будет более эластичным, противоположным образом влияет отсутствие таковых;
  2. значимость товара для потребителя. Как правило, неэластичным является спрос на товары первой необходимости, а более эластичным – на все другие группы товаров;
  3. удельный вес в доходах и расходах. Товары, на которые тратится значительная доля средств, эластичны, а занимающие незначительную долю бюджета – неэластичны.
  4. временные рамки. Эластичность спроса увеличивается в долгосрочном плане и становится менее эластичной на коротких промежутках времени.

       Эластичность спроса по доходу

        Кроме эластичности спроса по  цене, важный экономический смысл  имеет также эластичность спроса  по доходу, которую можно определить  как отношение процентного изменения  объема спроса на товар к  процентному изменению дохода (I):      ED =

       Поскольку потребитель по-разному меняет спрос на различные товары при изменении дохода, то и показатель может иметь различные положительные и отрицательные значения. Так, если потребитель увеличивает объем закупок при возрастании дохода, то эластичность по доходу положительна (ЕI > 0). В этом случае речь идет, скорее всего, о стандартном нормальном товаре, допустим, дополнительных парах обуви, которую потребитель может позволить себе купить при возрастании дохода. Если при этом рост спроса опережает рост дохода (ЕI > 1), то говорят о высокой эластичности спроса по доходу. Так бывает, в частности, со спросом на товары длительного пользования, например, автомобили или персональные компьютеры, для приобретения которых люди берут кредит или тратят сбережения.

        Но возможна и противоположная  ситуация, когда значение ЕI отрицательно (ЕI < 1). Это могут быть аномальные или низкокачественные товары (дешевые сорта колбасы, сигарет, маргарин и т.п.), т.е. товары, которые потребители при растущем доходе покупают, как правило, меньше, заменяя их более качественными товарами.

       Перекрестная эластичность

        Как мы уже отмечали, реакция  потребителей на изменение цены  зависит от цен на другие  товары. Зависимость эластичности  спроса на одно благо относительно изменения цен на другие блага называются перекрестной эластичностью, которая измеряется как отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены на товар В:

^ QА/QА

                         E cross = ^ PВ/ PВ   ,

где QА – объем спроса на товар А; PВ – цена товара В.

        Перекрестная эластичность показывает  наличие связи в потреблении  между рассматриваемыми товарами. Если  E cross > 0, т.е. с повышением цены на товар В растет спрос на товар А, то речь идет о взаимозаменяемых товарах (товарах-субститутах). Например, рост цен на американские куриные окорочка заставляет покупателей переходить на относительно дешевую российскую рыбу, а подорожавший рис заменять более дешевым картофелем.

        Если E cross < 0, т.е. повышение цен на товар ведет к уменьшению спроса на товар А, то мы имеем дело с взаимодополняющими товарами: так, рост цен на фотопленку уменьшает спрос на фотоаппараты.

        Наконец, товары могут быть  индифферентны друг к другу  (E cross = 0), т.е. изменение цен на один из них ничего не меняет в количественном спросе на другой, например, растущие цены на автомобили не влияют на количество покупаемой соли.

2.2. Эластичность предложения

       Понятие эластичности предложения

        Чувствительность объема предложения к изменению рыночной цены показывает эластичность предложения, которую можно определить как степень изменения количества предлагаемых к продаже товаров и услуг на изменение рыночной цены.

       Коэффициент эластичности предложения

        Измерение эластичности предложения также производится с помощью коэффициента эластичности, который рассчитывается как отношение процентного изменения количества предлагаемой продукции к процентному изменению цены. Формула для подсчета коэффициента эластичности предложения по цене (ES) имеет вид:          

        Различные варианты интенсивности подобных изменений также могут быть отнесены к одному из трех основных случаев:

  • эластичное предложение;
  • неэластичное предложение;
  • предложение единичной эластичности.

Кроме того, эластичность предложения также может принимать крайние значения – абсолютно эластичное и абсолютно неэластичное предложение.

        Степень эластичности  предложения может иметь и  графическую интерпретацию. На  рис. 8 представлены различные варианты эластичности кривой предложения.


      Р          S1     E<1                                             P    S1    E=0        


                 S2          E=1


                                          E>1

                                  S3

                                                                                                             S2


                                                                                                           E=∞


     а)                                           Q                             б)                                       Q

Рис. 8      Кривые предложения с разной степенью эластичности

На рис. 8а  S1 – неэластичное предложение (E<1); S2 – предложение единичной эластичности (E=1); S3 – эластичное предложение (E>1).

           На рис.  8б S1 – абсолютно неэластичное предложение (E=0); S2 – абсолютно эластичное предложение (E=∞).

       Факторы эластичности

        На эластичность предложения  оказывают влияние различные  факторы: цены на сырье и уровень заработной платы, ставка процента, наличие резервных производственных мощностей, характер продукции, например, предложение промышленной продукции более эластично, чем сельскохозяйственной и др.

        Фактор времени

        Важнейшее значение для эластичности предложения имеет, однако фактор времени, т.е. период, в течение которого производители имеют возможность приспосабливать объем предложения к изменению цены. Различают три временных интервала:

  1. кратчайший рыночный период, который настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. В этом периоде все факторы производства постоянны, а значит и объем предложения фактически фиксирован;
  2. краткосрочный период, когда производственные мощности остаются неизменными, однако может меняться интенсивность их использования, т.е. переменными становятся некоторые факторы производства – сырье, рабочая сила и др.;
  3. долгосрочный период, достаточный для изменения производственных мощностей, организации новых предприятий, когда переменными становятся все факторы производства.

Рассмотрим как приспосабливаются  производители к изменившемуся  спросу (для определенности будем  считать, что он повысился) в различных  временных периодах и как изменится  со сменой периодов эластичность предложения.

        В кратчайшем рыночном периоде  изменение спроса не вызовет  реакции в объеме предложения. В силу отсутствия времени для такой реакции предложение абсолютно неэластично. Рост же цен будет строго соответствовать увеличению спроса. Масштабный пример того же рода – сельскохозяйственная продукция. Сколько собрано урожая, столько собрано. Увеличить производство при любом уровне спроса до следующего года не удастся.

        В коротком и длительном периодах  с ростом спроса объем предложения  будет нарастать, т.е. предложение приобретет известную эластичность. При этом цена будет также расти, но в меньших масштабах, чем увеличится спрос. Различая между краткосрочном и долгосрочном периодами состоят в степени эластичности кривой. В краткосрочном периоде она невелика – за счет увеличения загрузки уже существующих мощностей можно получить лишь ограниченный прирост производства. В конце концов, сколько не подвози дополнительного сырья, производительность перерабатывающих его машин имеет свой предел.

        Зато в долгосрочном периоде при благоприятном изменении спроса наращиванию предложения почти нет границ. Поэтому кривая весьма эластична. Реакцией на рост спроса становится большое увеличение производства при весьма умеренном росте цен. Возможно даже, что цена останется постоянной, т.е. реализуется абсолютно эластичная кривая предложения.

3. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ И ГОСУДАРСТВО

        Рыночное ценообразование по  законам спроса и предложения,  формирование на этой основе  равновесных рыночных цен лежат  в основе саморегулирования рыночной экономики, ее способности эффективнее других систем решать экономические проблемы.

        Реальности современной рыночной  экономики таковы, что практически  нет стран, где бы не осуществлялась  та или иная форма вмешательства  государства в процесс ценообразования. Наиболее распространенными вариантами такого вмешательства в действие рыночных конкурентных сил можно считать государственный контроль над ценами, а также введение налогов и предоставление субсидий. В первом случае нарушения механизма конкурентного ценообразования достаточно очевидны. Во втором случае косвенное воздействие через налогообложение и  субсидии внешне не нарушает действие рыночного ценообразования, но обычно существенно его деформирует. Нужно ли такое вмешательство рынку ? И если да, то зачем и в каких пределах ?

        Рассмотрим оба направления государственного  вмешательства подробнее.

3.1. Государственный контроль над ценами

        Установившиеся равновесные цены, в силу разных обстоятельств,  не всегда устраивают общество. Государственное вмешательство в этом случае может принимать форму принудительного (законодательного) установления фиксированных цен.

        Такие фиксированные цены могут  быть двух типов:

  1. когда равновесные цены представляются обществу слишком высокими, государство устанавливает цены ниже равновесных (максимальные цены, или потолок цены);
  2. когда равновесная цена представляется слишком низкой, тогда законодательно устанавливаются цены выше равновесной ( минимальные цены, или нижний уровень цены).

Информация о работе Экономический механизм спроса и предложения.