Экономический механизм спроса и предложения.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ……………..3
1.1. Закон спроса………………………………………………………………………….3
1.2. Закон предложения………………………………………………………………….10
1.3. Рыночное равновесие……………………………………………………………….14
ГЛАВА 2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………...19
2.1. Общее понятие эластичности. Эластичность спроса……………………………..19
2.2. Эластичность предложения ………………………………………………………..24
ГЛАВА 3. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ И ГОСУДАРСТВО…………………….27
3.1. Государственный контроль над ценами…………………………...………………27
3.2. Введение налогов и предоставление субсидий…………………………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

        Совместим  линии спроса и предложения на одном графике (рис. 4). Совпадение интересов покупателей на нашем графике характеризует точка пересечения кривых спроса и предложения, по традиции обозначаемая буквой О.  Данную точку принято называть точкой равновесия, поскольку спрос в ней точно уравновешен предложением. А соответствующие этой точке цену Р0 и количество Q0 называют равновесной ценой и равновесным количеством.

      Р


                                                           

      Р1                                                                                                          

                                                                                 Рис. 4. Взаимодействие спроса

      Р0                                                                                                                                                                                  и предложения

 

      Р2                                                                                        

 

                         


                                                                Q

        Итак, равновесие  на рынке достигается при установлении  равновесной цены. В свою очередь  последняя есть цена, при которой объем спроса равен объему предложения. Иначе говоря, это единственная цена, соответствующая условию:

P0 = PS = PD,

где PS - цена предложения; PD – цена спроса.

        При данной  цене на рынке устанавливается  и количественное равенство предлагаемых и спрашиваемых на рынке товаров и / или услуг:

Q0 = QS = QD,

где QS – объем предложения; QD – объем спроса.

        Напротив, при любом ином уровне  цен объемы предложения и спроса  не совпадают. Если реальная  цена выше равновесной (P1 > P0), то возникает излишек предложения. На графике хорошо видно, что при такой цене продавцы готовы предложить значительно больше товаров, чем покупатели могут купить (Q1S > Q1D). Если цена ниже равновесной (P2 < P0), возникает избыток спроса или недостаточное количество товара – дефицит, т.е. количественно предложение меньше спроса (Q2S < Q2D).

      Функции равновесной цены

        Равновесная цена, формирующаяся  в результате действия рыночных  конкурентных сил, выполняет важнейшие  функции в экономике:

    1. информационную – ее величина служит ориентиром для всех субъектов рыночной экономики;
    2. нормирующую – она нормирует распределение товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объем потребления товара он может рассчитывать при данном уровне дохода. Одновременно она воздействует на производителя, показывая, сможет ли он окупить расходы или ему следует воздержаться от производства. Тем самым нормируется спрос производителя на ресурсы;
    3. стимулирующую – она вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менять технологию и ассортимент, чтобы издержки «уложились» в цену и осталась еще какая-то прибыль.

ИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ: Либерализация цен и начало функционирования механизма рыночного равновесия в России.

      В плановой экономике цена жестко устанавливалась государством и не была связана с объемом спроса и предложения. Так, спрос на колбасу значительно превышал ее предложение. За этим культовым товаром советской эпохи постоянно выстраивались дикие очереди. Более того, люди из провинции приезжали за колбасой за многие сотни километров в Москву, где снабжение было получше. И несмотря на это она продолжала стоить знаменитые 2 руб.20коп. – смешную сумму, доступную любому бедняку.

      Либерализация цен  стала одной из наиболее значимых вех в реформировании российской экономики из плановой в рыночную. 2 января 1992 г. предприятия получили право по своему усмотрению устанавливать цены на свою продукцию, что повлекло за собой радикальную перестройку всей экономики. Первоначально было либерализовано 80% оптовых и 90% розничных цен. Не были «отпущены» только цены на товары первой необходимости (хлеб, молоко, лекарства), а также на важнейшие ресурсы (энергоносители и транспорт), резкий скачок которых дезорганизовал бы промышленность. Однако и эти островки жестко закрепленных цен быстро разрушились: в марте 1992 г. были либерализованы цены оставшихся потребительских товаров, в мае – цены на нефть.

      Дольше всего регулированию  подвергалась цена труда –  заработная плата. Сначала она индексировалась (т.е. увеличивалась для компенсации инфляции) особыми решениями правительства. Затем был введен специальный налог на сверхнормативную заработную плату, который буквально разорял предприятия, решавшиеся платить своим людям больше, чем было определено государством. Относительная либерализация зарплаты завершилась лишь к 1996 г., однако и сейчас зарплата бюджетников устанавливается государством, что сравнительно сильно влияет на общий уровень трудовых заработков в стране.

      С момента либерализации цены стали устанавливаться в зависимости от спроса и предложения на данный товар. Теперь на рынке появилось все. Дефицит остался только в деньгах. И цены товаров начали направлять потоки спроса потребителей и предприятий. Новая роль цены буквально вынудила субъектов экономических отношений переориентироваться с модели поведения на основе плановых сигналов к поведению на основе сигналов рыночных.

       Излишки потребителя и производителя

        Обратимся еще к графикам спроса  и предложения, уделив на сей раз повышенное внимание участкам кривых спроса и предложения, предшествующим точке равновесия (рис. 5). Легко заметить, что равновесная цена ниже той максимальной цены, по которой могли бы покупать товар некоторые потребители, и выше той минимальной, по которой товар могли бы реализовывать наиболее передовые производители.

     Р


    Рmax                                                                                                      

    PAD

          P0                                                        

    PAS

      Pmin


                   QA            Q0                           Q

       Рис. 5. Излишки потребителя и производителя

Количество продукции QA потребители готовы были бы купить по цене    PAD> P0 , а производители продать по цене    PAS <  P0. В действительности все сделки были осуществлены по равновесной цене, т.е. покупатели QA –го товара заплатили меньше, а производители получили больше, чем ожидали. Таким образом, при установлении равновесной цены выигрывает часть потребителей и производителей.

        Другими словами, рис. 5 графически показывает то очевидное обстоятельство, что на рынке существуют покупатели, которые готовы платить цену больше равновесной (от P0 до Рmax), и производители, способные продавать по цене меньше равновесной (от P0  до   Pmin). В итоге формирования равновесной цены и те, и другие получают выгоду. Площадь заштрихованного треугольника показывает совокупную чистую выгоду, полученную всеми потребителями и производителями данного товара, совершившими сделки.

        Вместе с тем наряду с выигравшими  от равновесной цены есть и  проигравшие. Равновесная цена, выполняя свои функции, сделала данный товар недоступным какому-то числу более бедных потребителей (кривая спроса вправо от точки 0) и нерентабельным его производство для производителей с издержками производства, превышающими рыночную цену (отрезок кривой предложения вправо от  точки 0).

       Проблема устойчивости равновесия

        Очевидно, что продажные (фактические  рыночные) цены не всегда совпадают  с равновесными, т.е. рынок далеко  не всегда находится в состоянии  равновесия. Кто мешает, например, производителю установить цену на 20% выше равновесной ? Ведь мы выяснили, что обычно существует некоторая доля покупателей, согласных заплатить эту цену.

        Однако рынок тяготеет к состоянию  равновесия. Или иначе, состояние рыночного равновесия имеет тенденцию к устойчивости.

 

 

 

 

2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

2.1. Общее понятие эластичности. Эластичность спроса

        Реакция покупателей и продавцов  на изменяющуюся рыночную конъюнктуру,  в частности, на изменение цены  может быть различной по своей интенсивности. Так, очевидно, что по-разному отреагируют покупатели при уменьшении цен на автомобили и французские духи, с одной стороны, и хлеб и молоко – с другой: в одном случае объем продаж может существенно возрасти, в другом – изменится мало.

       Общее понятие эластичности

        Для характеристики степени влияния  изменения цены на поведение  покупателей и продавцов в  экономике используется понятие эластичность, которую можно определить как степень реакции одной величины на изменение другой.

        Данное понятие весьма важно  с практической точки зрения. Так, проведение разумной ценовой  политики фирмой немыслимо без  понимания того, как понижение  стоимости телевизоров или стиральных  машин может сказаться на объемах  их продаж, а значит, и на выручке. Подсчитывать как изменяется объем продаж или покупок того или иного товара в ответ на изменение цены, можно по-разному, например, в штуках, в тоннах, в тех или иных денежных единицах. Но все эти подходы требуют дополнительной информации и сами по себе мало о чем говорят.

        Так, фраза: «Увеличение цены колбасы на 5 руб. вызвало сокращение ее продаж на 12 т», без дополнительных разъяснений почти бессмысленна. Велико ли было изменение цен ? Если дело происходило в 1997 г. и она стоила 25000 руб., то конечно, невелико. А если в начале 1998 г. при исходной цене 25 руб., то его вполне можно признать значительным. Столь же неясно, насколько катастрофично снижение продаж. Одно дело, если первоначальный уровень составлял 50 т и совсем другое, если – 500 т.

       Коэффициент эластичности

        Оценка эластичности в процентном  исчислении позволяет избежать  подобной путаницы и построить   единый показатель для всех  случаев. Такой показатель называют  коэффициентом эластичности. Его  можно определить как отношение процентного изменения одной величины к процентному изменению другой.

       Эластичность спроса по цене

        Зависимость изменения спроса  на товар от изменения его  цены называется эластичность  спроса по цене4, или ценовой эластичностью. Принято различать три варианта ценовой эластичности спроса:

    1. эластичный спрос, когда при незначительных понижениях цены объем продаж значительно возрастает;
    2. единичная эластичность спроса, когда изменение цены, выраженное в процентах, равно проценту изменения объема продаж;
    3. неэластичный спрос, если вслед за изменением цены не происходит существенного изменения продаж.

       Величина эластичности спроса

        Эластичность можно измерить с помощью уже упомянутого коэффициента эластичности. Представим его в виде формулы:

 

 

        Приведенная формула позволяет количественно определить все три варианта ценовой эластичности спроса. Так, в случае эластичного спроса, когда прирост количества больше уменьшения цены, величина коэффициента превышает единицу (ED > 1); при неэластичном спросе, напротив, ED < 1; а в случае спроса единичной эластичности, когда процентное изменение цены строго равно изменению количества, устанавливается равенство ED = 1 (от которого, собственно, и пошло название единичная эластичность).

        Эластичным спрос по цене бывает, как правило, для предметов роскоши – драгоценностей, мехов, черной икры и т.п., и для достаточно дорогих предметов потребления, как автомобили, телевизоры, стиральные машины, аудио- и видеотехника, персональные компьютеры и др. неэластичен спрос на товары первой необходимости относительно низкими ценами – на хлеб, картофель, одежду, обувь, белье, расходы на общественный транспорт и пр.

        Давая графическую интерпретацию  эластичности (рис.  6), обратим внимание на то, что, чем больше коэффициент эластичности, тем в принципе более пологая кривая спроса. А чем меньше он, тем более круто (опять-таки, в принципе – уточнение см. ниже) падает кривая.

Р                           E<1


  1000


 

    100

                                                             E>1

      10

 

        1                                               E=1


1      10      100      1000                Q

рис.  6     Графическая интерпретация спроса с различной эластичностью

        Кроме рассмотренных  трех случаев эластичности спроса  по цене, можно указать еще два - абсолютно эластичный спрос и абсолютно неэластичный спрос. На рис. 7 даны графики спроса для этих двух случаев.

Информация о работе Экономический механизм спроса и предложения.