Экономический механизм спроса и предложения.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ……………..3
1.1. Закон спроса………………………………………………………………………….3
1.2. Закон предложения………………………………………………………………….10
1.3. Рыночное равновесие……………………………………………………………….14
ГЛАВА 2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………...19
2.1. Общее понятие эластичности. Эластичность спроса……………………………..19
2.2. Эластичность предложения ………………………………………………………..24
ГЛАВА 3. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ И ГОСУДАРСТВО…………………….27
3.1. Государственный контроль над ценами…………………………...………………27
3.2. Введение налогов и предоставление субсидий…………………………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

       Отразить  такое множество переменных на  обычном двумерном графике невозможно. Однако их влияние может быть  учтено иным образом. Если изменение  цены в графической интерпретации  спроса означало движение вдоль  кривой спроса, то изменение неценовых факторов спроса ведет к сдвигу кривой спроса вправо или влево.

        Рассмотрим некоторые неценовые  факторы спроса.

         Спрос и доходы

          Доходы населения и размеры накопленного имущества обычно связаны со спросом прямой зависимостью, т.е. чем богаче население, тем больше спрос; а чем оно беднее, тем меньше.

        Так, ситуация со спросом на  большинство потребительских товаров  на российском рынке после  девальвации рубля в августе  1998г. и последовавшего за ней падения уровня реальных доходов населения соответствует именно этому случаю. В результате кризиса произошло снижение потребительских расходов или уменьшение спроса на товары.

        Повторим, однако, что так обстоит  дело в большинстве, но не  во всех случаях. В экономической теории принято различать нормальные и аномальные товары. К последним (обычно это продукты, воспринимаемые по сравнению с другими как худшая альтернатива) сказанное не относится: по мере роста доходов спрос на них падает. А при падении доходов – растет.

        Рассмотрим для примера товары-заменители  – маргарин и масло. Дешевый  маргарин воспринимается как  масло для бедных. Поэтому с  ростом доходов населения следует  ожидать падения спроса на  него и переключение потребителей  на сливочное масло. Но это справедливо лишь в той мере, в которой данный продукт воспринимается населением как худший выбор. Спрос на дорогие сорта маргарина, имеющего по сравнению с маслом известные преимущества (например, пониженное содержание холестерина), будет реагировать на увеличение доходов нормальным образом, т.е. не падать, а расти.

        Кстати, динамика  потребления нормальных и аномальных  продуктов питания в силу описанной  закономерности может служить надежным критерием уровня жизни в стране. Чем большую долю в питании населения занимают хлеб, картофель, макароны, тем беднее страна. Напротив, чем больше доля мяса, молока, фруктов, тем она богаче.

        Спрос и цены на другие товары

         По-разному изменяют спрос на данное благо и цены на другие товары. Так, уменьшение цены товаров-субститутов, которые могут заменить данный товар в потреблении (например, чай – кофе, говяжье мясо – куриные окорочка, уголь – нефть) приведет к уменьшению спроса на данный товар.

        Конкретнее, если  мы анализируем спрос на уголь в связи с забастовками шахтеров в России, а нам известно, что цены на товар-субститут угля нефть снижаются, то, как это ни печально, следует ожидать дальнейшего уменьшения спроса на уголь. А значит, государство должно своевременно начать подготовку к смягчению новой волны социальных трудностей в шахтерских регионах. Зато при росте цен на нефть обстановка в шахтерских регионах разрядится, поскольку спрос на уголь возрастет.

        Изменение  цен на комплиментарные товары, дополняющие данное благо в потреблении (их примерами могут служить фотопленка и фотоаппараты, бензин и автомобили, сахар и ягоды), ведет к однонаправленному изменению спроса, т.е. при росте цены на любой из взаимодополняющих товаров спрос падает на оба; при падении цен – синхронно увеличивается.

        Так, рост  цен на сахар в сезоны приготовления  варенья ведет к уменьшению  спроса на ягоды. Не случайно  в российских женских журналах  в таких случаях резко увеличивается  количество рецептов по приготовлению  варенья без сахара. Как говорится, голь на выдумки хитра: не имея возможности отменить экономическую закономерность, рачительные хозяйки пытаются ее обойти, вообще отказавшись от комплиментарного товара.

        Спрос и ожидания

          Влияние потребительских ожиданий на спрос также весьма разнообразно. Увеличение спроса может быть обусловлено инфляционными причинами – уверенностью в обязательном подорожании товаров. Такого рода ажиотажный спрос периодически можно наблюдать на российском рынке в последние годы. В августе 1998г. толпы напуганных покупателей буквально сметали с прилавков любые товары. Люди вполне резонно полагали, что девальвации они резко подорожают. На какое-то время даже воскресли призраки прошлого: длиннейшие очереди, исчезновение некоторых товаров из продажи и т.п.

        Сезонные, предпраздничные  колебания продаж также можно  отнести к изменениям спроса  под влиянием потребительских  ожиданий.

         Спрос и потребительские предпочтения

          Достаточно динамично изменяет объем спроса и такой фактор, как вкусы и предпочтения потребителей. Стоит в моду войти мини-юбкам, и кривая спроса на ткани смещается вниз: чего другого, а материи на эти наряды практически не нужно. На потребительские предпочтения и их изменения в свою очередь оказывают влияние семейное и социальное положение потребителей, возраст, пол, устойчивость национальных традиций и пр.

        Но не только  мода меняет предпочтения. Куда  более масштабной причиной их  изменений является технический  прогресс. На глазах нынешнего  поколения российской молодежи спрос на пластинки был практически «убит» распространением компакт-дисков.

1.2. Закон предложения

        Понятие предложения

          Коль скоро рынок – это взаимодействие продавцов и покупателей, то анализ логики поведения покупателей, которую выявляют спрос и его изменения, необходимо дополнить рассмотрением логики поведения продавца, находящей свое отражение в закономерностях, присущих предложению.

        Предложение аналогично спросу можно определить как желание и способность продавцов совершать сделки по продаже поставленного на рынок товара.

        Соответственно  величина предложения – это  количество товара, которое продавцы  готовы произвести и продать  в течение определенного промежутка  времени. 

         Закон предложения

          Здравый смысл и практика показывают, что объем предлагаемого к продаже товара при прочих равных условиях будет тем больше, чем выше цена на товар, т.е. между предложением и ценой существует прямая зависимость; она называется законом предложения.

       Причины подобного характера связи между предложением и ценой обусловлены тем, что продавец является получателем платежа. Чем выше цена, тем больше его выручка. От цены зависит и объем прибыли, которую получают производители. К тому же товар нельзя произвести даром, а низкая цена может не покрыть издержки производства и разорить производителя. Закономерно, что если цены недостаточно высоки или появилась тенденция к их снижению, то это приводит к сокращению объемов производства и рыночного предложения товара. Наоборот, если цены на производимый товар имеют тенденцию к повышению, то производители заинтересованы в расширении производства и сбыта данного товара, т.е. рыночное предложение будет расти.

        Указанная тенденция распространяется  как на объемы производства и продаж производителей, уже действующих на рынке, так и на изменение количества фирм, готовых работать на данном рынке. С ростом цен число производителей растет, с сокращением – падает.

     Предложение и цена

        Как и в случае со спросом, функциональная зависимость между ценой некоего товара и величиной предложения является причиной изменения последнего. Эта взаимосвязь также быть представлена в виде таблицы, в графической интерпретации и аналитическом виде.

 

        Допустим, мы имеем дело с тем же нехитрым товаром – колбасой. При прочих равных условиях, т.е. при допущении неизменности других факторов, влияющих на предложение, существует положительная прямая связь между ценой и объемом предложения

(таб. 2).

Таблица 2. условный пример связи

размера предложения  колбасы с ее ценой

Цена, руб.

Объем спроса, кг

10

50

20

100

30

150

40

200

50

250


 

         

Используя данные таблицы, представим ситуацию с рыночным предложением в  виде графика (рис. 2), в координатах  цены (Р) и количества (Q). Линия (S) носит название кривой предложения. Она показывает, какое количество товара (Q) производители готовы продать при каждом данном уровне цен в конкретный период времени. Движение вдоль кривой предложения отражает изменения в объеме предложения, вызванные только изменением цены, т.е. при сохранении прочих условий неизменными. 

   Р


  50


  40                                     S

  30

  20                               

  10                                               Q


          50  100  150  200  250   

           Рис. 2. Зависимость        

                      предложения  от цены

 

        В аналитической форме предложение может быть представлено в общем виде как некая функция цен: QS = f (Р).

        Прямая же  зависимость между предложением и ценами проявятся лишь при конкретизации этой формулы. Например, в нашем случае с производством колбасы зависимость явно линейная: QS = aP + b, или конкретной числовой форме: QS = 5P.

       Неценовые факторы предложения

        После выявления  закономерностей, присущих главному фактору предложения – цене товара, необходимо выяснить и другие факторы, влияющие на объем предложения. В частности, те, которые определяют ситуацию в сфере производства данного товара. Среди таких неценовых факторов предложения наиболее важны:

    • технические возможности производителя, характер применяемой технологии (К);
    • цены используемых ресурсов (Рr);
    • налоги и дотации (T, S);
    • ожидания продавцов (W);
    • цены на другие товары (Рn);
    • число продавцов (N);
    • прочие факторы (В).

        С учетом зависимости от этих факторов функция предложения примет вид:

QS = f (P, K, P, T, S, W, Pn, N, B).

        И вновь, как в случае со спросом, целесообразно различать движение по кривой спроса и смещение самой этой кривой. При изменении цены данного товара происходит изменение величины предложения, которое отражается в графической форме перемещением вдоль кривой предложения. Изменение же любой другой детерминанты предложения (неценовых факторов) в графической форме будет выражено сдвигом всей кривой предложения вправо или влево (рис. 3).     

      Р                    S2       S0       S1


 

      Ро

                                                                                   


                     Q2      Q0       Q1               Q


              Рис. 3. Сдвиг кривой предложения


        Сдвиг вправо (в сторону увеличения, на графике от S0 до S1) может быть вызван такими изменениями в неценовых факторах, как использование более эффективных технологий, уменьшение цен на исходные ресурсы, уменьшение налогов или увеличение государственных дотаций. Он также может быть обусловлен ожиданиями производителей, стимулирующих их к увеличению объема продаж (например, опасениями продавцов, что рыночные цены на их товар в будущем упадут).

        Соответственно сдвиг влево (в сторону уменьшения предложения, на графике из положения  S0 в положение S2) может быть вызван такими событиями, как рост цен на исходные ресурсы, сырье, материалы, энергоносители, использование устаревших технологий, увеличение налогов и уменьшение государственных дотаций.

1.3. Рыночное равновесие

       Взаимодействие спроса и предложения

        Анализируя  отдельно спрос и предложение,  мы установили закономерности  адаптации их величины к разным  уровням цен. Но на рынке  в каждый момент времени существует не весь возможный спектр цен, а только один их уровень. Чем определяются его размеры? Для ответа на этот вопрос необходимо провести одновременный анализ спроса и предложения.

       Равновесная цена

        В нашем  гипотетическом примере объемы спроса и предложения при одном и том же уровне цен, как правило, резко отличаются. Скажем, низкая цена в 10 руб. порождает огромный спрос (250 кг) и крошечное предложение (50 кг). Высокая цена в 40 руб., наоборот, ограничивает спрос (он составит 100 кг) и стимулирует предложение (200 кг). Из данных табл. 1 и 2 также видно, что существует только одна цена (30 руб. за 1 кг колбасы), при ней количество товара, которое хотят купить покупатели, соответствует количеству товара, который готовы продать продавцы. К такому же выводу можно прийти, используя графики спроса и предложения или решая систему уравнений3. Однако графическая интерпретация наиболее удобна для теоретических целей, так как она позволяет не только найти общую цену спроса и предложения, но и наглядно показать связанные с ней закономерности.

Информация о работе Экономический механизм спроса и предложения.