Экономические проблемы развития системы высшего образования в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

На протяжении последних 10-15 лет российское государство и общество переживают сложный и неоднозначный период реформирования всех сфер жизнедеятельности. Очевидно, что конечная цель этих реформ - ускоренная модернизация, прорыв в социально-экономическое и политическое благополучие, создание сильного, стабильного государства, формирование процветающего, устойчиво процветающего общества.
Успешность решения указанной проблемы в первую очередь определяется средствами образования, как отраслью выявляющей, развивающей интеллектуальный потенциал нации, обеспечивающей углубление демократизации общества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ…………………5
Состояние системы высшего образования в России………………………5
Образование как производственный процесс и как услуга………………10
ГЛАВА 2. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ФИНАНСИРОВАНИЮ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………………………………17
2.1 Особенности бюджетного финансирования высшего образования……...17
2.2 Особенности финансирования коммерческого обучения………………...19
ГЛАВА 3. СТРУКТУРА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ………...25
3.1 Организационно-экономическая структура высшего образования………25
3.2 Динамика социально-экономического развития высшего образования…34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……..………………………………………………..39
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

курсовая работа по эк.теории.docx

— 90.13 Кб (Скачать файл)

3.2 Динамика социально-экономического  развития высшего образования 
В образовании статистика является одним из важнейших инструментов, позволяющих правильно планировать стратегию дальнейшего развития. Анализ статистики высшего образования в России по 2010 год позволяет нам заметить некоторую закономерность, выявляющую проблемы в образовании, которые могут привести (по нашему мнению уже привели, по состоянию на 2010 год) к серьезным негативным последствиям во всех сферах деятельности, в которых работают выпускники вузов.

По данным МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ  количество высших учебных заведений  в стране неуклонно растет. За период с 1990 г. по 2005 г. их число выросло с 514 до 1068, т.е. более чем в два  раза. Наибольший вклад внесли негосударственные  высшие учебные заведения. Если в 1990 г. в России не было зарегистрировано ни одного негосударственного вуза, то в 2005 г. их насчитывалось уже 413. Аналогично обстоит дело и с ростом числа  первокурсников. В 1990 г. на первый курс высших учебных заведений было принято  около 584 тыс. человек, а в 2005 г. их уже  было около 1 млн. 640 тыс. Относительные статистические показатели на 10000 человек также свидетельствуют о значительном увеличении числа студентов. Если в 1990г. на 10000 населения приходилось 190 студентов, то в 2005г. - уже 481. В 1990 г. успешно закончили высшие учебные заведения 401 тыс. человек, а в 2005 г. высшее образование в России получили уже 1 млн. 151 тыс. По состоянию на 2010 год рост числа учебных заведений высшего профессионального образования в России остановился. Во многом это связано с уменьшением числа абитуриентов (демографический фактор), продолжающимся вплоть до 2010 года.

 

Если говорить о том, какие  группы специальностей наиболее популярны, то и здесь наблюдается интересная картина. Если в 1990г. специалистов в  области экономики и управления было около 14%, в гуманитарно-социальной сфере около 12%, то в 2003 году их было примерно 30% и 21% соответственно. При  этом относительная доля специалистов технической направленности, имеющих  высшее образование, уменьшилась примерно в два раза. Таким образом, абсолютное количество "технарей" осталось прежним, а "экономистов" стало в шесть  раз больше.

На первый взгляд в такой  статистике нет ничего плохого. В  стране станет больше специалистов с  высшим образованием. Но давайте немного  задумаемся, чем все это может  обернуться?

Количественная потребность  в молодых специалистах, имеющих  высшее специальное образование, вряд ли увеличилась за эти годы (скорее наоборот).

Качество образования  в России не улучшается.

Процент талантливых детей  не вырос .

Руководство (и в какой-то мере преподаватели) платных высших учебных заведений заинтересованы в том, чтобы студентов училось  как можно больше. Часто возникает  необходимость выбирать между прибылью и качеством образования. Что на самом деле выбирают никто не знает, такой статистики нет. Официальной статистики нет. Попробуйте ответить на этот вопрос сами, прочитав пункт 3 еще раз.

В результате увеличения числа выпускников заведений высшего профессионального образования в России значительно возрастает число специалистов, имеющих право (и желание) занимать должности, не допускающие отсутствие высшего образования. И эти места занимают не всегда лучшие выпускники.

Для того чтобы потребовались  услуги экономистов и управленцев, для этого нужно создавать  материальные (и не материальные) ценности, но кто это будет делать?

 

Стоит отметить еще один важный статистический факт, например, в городе Смоленске и Смоленской области кол-во выпускников школ в 2008 году примерно в 2,5 раза меньше, чем  их было в 2005 году. Представьте себе, каких "замечательных" студентов  пришлось набирать в 2008 году вузам Смоленска. Количество выпускников школ и количество мест в учебных заведениях высшего образования в России в 2010 году почти одинаково. Получается, что учиться в заведениях высшего профессионального образования смогут практически все, кто сможет сдать ЕГЭ в 2010 году на минимальный балл. О каком качестве (в среднем по вузам России) выпускников высших учебных заведений может идти речь? Это можно отнести к образовательным учреждениям любого другого города.

Сводная таблица по статистике высшего образования

год

Количество высших учебных заведений

Набор на первый курс, тыс.

Выпуск, тыс.

Студентов на 10 тыс.   населения, чел./%

всего

В том числе негосударственных  вузов

1985

502

-

635

477

206/2,06

1990

514

-

584

401

190/1,9

1995

759

193

678

402

189/1,89

2000

965

358

1293

635

327/3,27

2005

1068

413

1640

1152

481/4,81

2010

1114

452

2038

1623

523/5,23


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таковы основные проблемы, с которыми столкнулось высшее образование, отечественное образование в  целом. Очевидно, что их решение требует  комплексного подхода, совместных усилий государства и общества, при приоритете государственного участия в этом процессе. Прямая обязанность государства - создавать условия для развития, задавать стратегические ориентиры, предоставлять  населению качественные публичные  услуги и эффективно управлять государственной  собственностью. Это положение, действительно  и для системы образования. Именно закон должен регулировать большинство  отношений в области образования.

В связи с этим представляется перспективным, продолжив осуществление  модернизации, адаптацию к новым  социально экономическим условиям основных механизмов высшей школы, обеспечить полное законодательное регулирование  всего спектра отношений, возникающих  при осуществлении гражданами своих  прав в области образования, в  том числе в высшем образовании, обратив пристальное внимание на вопросы последующего трудоустройства  выпускников российских вузов, привлечения  молодежи в науку, повышение статуса  профессорско-преподавательского состава  вузов.

Крайне важно в ближайшие  годы увеличить объемы бюджетного финансирования высшей школы, привлечь к финансированию образования работодателей и  спонсоров.

При этом существенному изменению  надо подвергнуть очень многое как в самой общественной жизни, так и в наших взглядах на нее. В том числе по-новому надо понять роль, а главное, возможности государства, которые на деле гораздо больше, чем их сейчас пытаются призвать и использовать в деле обеспечения образования. Даже "стягивание ресурса" в сферу образования, на которое многие уповают как на задачу, посильную сейчас лишь государству, может реализоваться не только в виде прямого направления бюджетных средств и привлечения инвестиций в сферу образования. А еще в целом ряде государственно-политических инициатив полисферного и полифункционального действия, одним из результатов которого - и не только прямого, но опосредованного или косвенного действия, - могут стать указанные инвестиции. Но для такого переосмысления требуется специальная работа, новые поиски и неоткрытые пока решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абанкина И. Кредитование образования в зарубежных странах// Prognosis - 2005 - №10, с. 13.
  2. Авдеева Л. Роковые гены// Российский экономический журнал. - 2005 - №1, с. 62.
  3. Захарчук Л.А., Экономика образовательных учреждений: учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профильного образования. М.: 2007 г.
  4. Дудник С.И. Образовательная политика в современной России: проблемы и перспективы // Образование и гражданское общество. - 2002 - №1, с.20.
  5. Концепция модернизации российского образования на период 2010 года, одобренная распоряжением  Правительства Российской Федерации.
  6. Образование в РФ . статистический ежегодник. -2008.
  7. Беляков С. А. Организационно-экономический механизм устойчивого развития системы профессионального образования в условиях формирования национальных университетов, системообразующих и инновационных вузов.2007 г.
  8. Беляков Н.С. Оценка факторов, влияющих на доступность высшего образования. Беляков Н.С., Беляков С. А. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия экономические науки: «Экономика образования». Специальный выпуск.- 2006.-№3.С.40-52.
  9. "Социальные проблемы" научно-практический журнал.  Мельник Денис Валерьевич. Система высшего образования России на пороге реформ: основные тенденции развития №2.2008 г.
  10. «Высшее образование в России»2004, №4, с.18–26
  11. Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/
  12. НАУКА - это ЖИЗНЬ! Сборник научно-познавательных статей, заметок и публикаций! [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nauka.relis.ru/06/0109/06109002.htm
  13. Особенности финансового обеспечения предоставления высшего образования за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu.crowdexpert.ru/Chapters/Chapter10/Ch89
  14. Русский Гуманитарный Интернет-Университет, 2000-2011 Михайлова О.Б.Социальные и финансово-экономические проблемы развития высшей школой и вузовской науки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/mihaylova_sfebob/
  15. Ильинский И.М. Об экономической природе современного отечественного образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ilinskiy.ru/publications/stat/econprir.php
  16. Market Journal. Особенности финансирования вуза в современных условиях. http://www.market-journal.com/problemieco/9.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1                                                                                          Таблица 1                         

Ресурсное обеспечение системы  ВПО1

 

Наименование показателя

2003

2004

2005

2006

2007

Валовой внутренний продукт, млрд.руб.

13050

15300

18720

24380

31220

Расходы бюджета, млрд.руб

2345,6

2659,4

3047,9

4270,1

5463,5

На образование, млрд.руб

97,9

117,8

155,3

201,6

277,9

в % к ВВП

0, 75

0,77

0,83

0,83

0,89

В % к расходам бюджета из них:

4,17

4,43

5,10

4,72

5,09

На подготовку кадров в  вузах, млрд.руб.

54,8

68,3

108,8

155,1

214

В % к ВВП

0,42

0,45

0,58

0,64

0,69

В % к расходам бюджета

2,3

2,6

3,6

3,6

3,9

В % к расходам на образование

56,1

58,0

70,1

76,9

77,0


 

 

 

 

 

Приложение 2        Таблица 2

 

 

Число образовательных учреждений высшего и среднего профессионального  образования2

 

 

Год


                 

Российская Федерация/Федеральный  округ

2000

2001

 

2002

 

2003

 

2004

 

2005

 

2006

 

2007

 

2008

 

2009

Российская Федерация

607

621

 

655

 

652

 

662

 

655

 

660

 

658

 

660

 

662

 

Центральный федеральный  округ

183

192

 

197

 

200

 

203

 

204

 

206

 

209

 

212

 

212

 

Северо-Западный федеральный  округ

72

72

 

74

 

74

 

76

 

75

 

77

 

77

 

78

 

79

 

Южный федеральный округ (по 2009 год)

74

76

 

80

 

80

 

81

 

79

 

80

 

77

 

77

 

77

 

Приволжский федеральный  округ

111

112

 

118

 

121

 

124

 

123

 

121

 

120

 

119

 

120

 

Уральский федеральный округ

48

50

 

54

 

53

 

53

 

51

 

52

 

53

 

53

 

53

 

Сибирский федеральный округ

84

82

 

86

 

85

 

86

 

85

 

86

 

84

 

84

 

84

 

Дальневосточный федеральный  округ

35

37

 

46

 

39

 

39

 

38

 

38

 

38

 

37

 

37

                     
 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3                                                                                        Рисунок 1                                             

Численность студентов государственных  высших учебных заведений в Российской Федерации3

 

 

 

1 Источники: данные федеральных бюджетов на соответствующий год

2 Статистические данные Росстат: http://bi.gks.ru:8080/DDB/showcharts.jsp?report=obr01&lang=ru&project=BIPortal_cen_2.bip

3 Статистические данные Росстат: http://bi.gks.ru:8080/DDB/showcharts.jsp?report=obr01&lang=ru&project=BIPortal_cen_2.bip

 


Информация о работе Экономические проблемы развития системы высшего образования в современной России