Экономические проблемы развития системы высшего образования в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

На протяжении последних 10-15 лет российское государство и общество переживают сложный и неоднозначный период реформирования всех сфер жизнедеятельности. Очевидно, что конечная цель этих реформ - ускоренная модернизация, прорыв в социально-экономическое и политическое благополучие, создание сильного, стабильного государства, формирование процветающего, устойчиво процветающего общества.
Успешность решения указанной проблемы в первую очередь определяется средствами образования, как отраслью выявляющей, развивающей интеллектуальный потенциал нации, обеспечивающей углубление демократизации общества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ…………………5
Состояние системы высшего образования в России………………………5
Образование как производственный процесс и как услуга………………10
ГЛАВА 2. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ФИНАНСИРОВАНИЮ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………………………………17
2.1 Особенности бюджетного финансирования высшего образования……...17
2.2 Особенности финансирования коммерческого обучения………………...19
ГЛАВА 3. СТРУКТУРА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ………...25
3.1 Организационно-экономическая структура высшего образования………25
3.2 Динамика социально-экономического развития высшего образования…34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……..………………………………………………..39
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

курсовая работа по эк.теории.docx

— 90.13 Кб (Скачать файл)

Современная вузовская практика сделала актуальной проблему «общественного товара» (услуги), производство которого обеспечивается государством при условии, что она приносит существенные выгоды обществу» ; «услуги нерыночные - услуги населению или для удовлетворения коллективных общественных потребностей, издержки которых возмещаются из государственного бюджета или благотворительных фондов. К таким услугам в значительной мере относится здравоохранение, просвещение, культура, государственное управление и т. д.» Здесь мы сталкиваемся с широко распространенным в мире и прочно укоренившимся в массовом сознании представлением об образовании как общественном благе, которое должно быть доступно каждому, кто хочет и способен обучаться. Не случайно право на образование, согласно международным документам и Конституции РФ, относится к одному из основополагающих прав человека, будучи сопредельным с правом на жизнь и труд, ибо через образование человек развивается и во многом благодаря ему становится человеком.

Вопреки такому пониманию  государство финансирует образование  все хуже. Тем не менее следует признать, что в действиях правительства есть своя логика, которую общество не хочет принять.

Бесспорным и громаднейшим достижением социализма было то, что  он превратил образование в общественное благо для всех. Государство с  первых лет советской власти расходовало  на нужды образования огромные средства, благодаря чему добилось выдающихся результатов в индустриализации, развитии вооружений, освоении космоса и др. Граждане СССР, как само собой разумеющимся, десятилетиями пользовались этим общественным благом. Инженеров и других специалистов становилось все больше, а ценность образования между тем в глазах молодежи падала: зачем получать профессиональное, тем более высшее образование, если рабочий зарабатывает больше инженера и научного сотрудника? Многие пользовались образованием по инерции, из соображений престижности. Государство же продолжало поддерживать масштабы образования, прежде всего из идеологических соображений.

Как понимаются сегодня, в  условиях рыночных отношений, «общественные  блага»? «Блага общественные - товары и  услуги, предоставляемые государством на нерыночной основе» . Итак, понятие блага прежнее. Реальная же ситуация за это время получила заметное развитие.

По сравнению с 1980-1981 учебным  годом (СССР) численность приема студентов в вузы России к 2005-2006 учебному году выросла в 2,5 раза. По сравнению с 1994-1995 годом количество студентов в вузах РФ составило в 2005 году 5 млн. 947 тыс. человек, т. е. также увеличилось более чем в 2,6 раза. При этом доходы государства, в полной собственности которого остались 4,1% из 3 млн. 648 тыс. предприятий и организаций (оно практически полностью избавилось от нефтедобывающей и прочих высокодоходных отраслей промышленности), сократились в несколько раз. Совершенно очевидно, что нынешнее государство не в состоянии обеспечить бесплатное обучение всем желающим стать студентами. Образование перестало быть общественным благом для всех.

Применительно к образованию  товаром, на мой взгляд, являются не только образовательные услуги вуза, но и его выпускники-специалисты. В том смысле, что образованный человек, обладающий знаниями, навыками и умениями, которые и создают  его потребительную стоимость, может  предложить свои услуги для продажи, которые могут быть куплены тем, кто в них нуждается. Эти услуги и являются объектом купли-продажи, т. е. товаром. Покупается, разумеется, не человек, а его знания, способности, мастерство, талант. Так, как это  происходит, например, в профессиональном спорте и т. п. «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать...».

При этом не суть важно, каким  образом человек получил образование: бесплатно, за счет государства или  за свои собственные деньги. От этого  его образованность (знания, умения, навыки) не перестает быть товаром. Мы видим, как ныне выпускники российских госвузов (особенно математики, физики, химики, программисты), отучившись за счет госбюджета, устраиваются работать в частные фирмы или уезжают за границу, если у них есть такая возможность. Почему они уезжают — известно всем: там им во много раз больше платят. Иначе говоря, они продают свои ЗУНы.

Стоит еще раз подчеркнуть, что вуз торгует не людьми, а  услугами, которые отчуждаются от вуза в тот момент и в той  мере, когда обучаемый усвоил объем  и качество знаний, навыков и умений, предлагаемых вузом. С этого момента  полученная образовательная услуга в полном объеме становится собственностью — «частным благом», «индивидуальным благом» человека-специалиста.

ГЛАВА 2. НОВЫЕ  ПОДХОДЫ К ФИНАНСИРОВАНИЮ ВЫСШЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

2.1 Особенности  бюджетного финансирования высшего  образования

 Финансовое обеспечение предоставления высшего образования за счет средств федерального бюджета осуществляется в имеющих государственную аккредитацию образовательных и научных организациях независимо от организационно-правовой формы и формы собственности путем формирования государственного задания на оказание государственных услуг физическим лицам.

Финансовое обеспечение  предоставления высшего образования  в государственных образовательных  учреждениях, находящихся в ведении  субъектов Российской Федерации, в  случае установления им соответствующего государственного задания осуществляется также за счет средств бюджетов субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образовательных учреждений высшего  образования в случае установления им соответствующего муниципального задания  – за счет средств муниципальных бюджетов.

 За счет средств федерального бюджета финансируется получение высшего образования по программам бакалавриата  и программам подготовки специалиста лицами, имеющими среднее общее образование и результаты единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам, соответствующим направлению подготовки (специальности), не ниже устанавливаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, количества баллов по результатам единого государственного экзамена, дающим право на получение высшего образования по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста за счет средств федерального бюджета, а также лицами, имеющими право на прием без вступительных испытаний в образовательные организации высшего образования в соответствии с пунктом 7 статьи 137 настоящего Федерального закона.

Объем финансового обеспечения  предоставления высшего образования  по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста за счет средств федерального бюджета рассчитывается с учетом направлений подготовки (специальностей) и вида образовательной организации высшего образования.

 Число обучающихся  по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста за счет средств федерального бюджета определяется самостоятельно образовательной организацией высшего образования, имеющей государственную аккредитацию, в рамках предельной численности обучающихся, установленной в лицензии образовательной организации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Финансовое обеспечение  предоставления высшего образования  по программам магистратуры и программам подготовки научно-педагогических кадров за счет средств федерального бюджета  осуществляется путем распределения  количества обучающихся по программам магистратуры и программам подготовки научно-педагогических кадров за счет средств федерального бюджета на конкурсной основе.

Конкурсное распределение  количества обучающихся по программам магистратуры за счет средств федерального бюджета осуществляется между образовательными организациями высшего образования  на основании следующих критериев:

а) кадровый и научный  потенциал образовательной организации, объем и результаты проводимых научных  исследований;

б) результаты единого государственного экзамена студентов, зачисленных на первый курс (год) обучения, а также  число студентов, принятых без вступительных  испытаний в соответствии с пунктом 7 статьи 137 настоящего Федерального закона (в случае, если образовательная  организация реализует образовательные программы бакалавриата и подготовки специалиста помимо магистратуры);

в) государственного статуса (вида) образовательной организации  высшего образования, установленного в результате государственной аккредитации.

Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов  на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд» к отношениям по конкурсному распределению количества обучающихся по программам магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров за счет средств федерального бюджета  не применяется.

Финансовое обеспечение  предоставления высшего образования, подготовки научно-педагогических кадров в военно-учебных заведениях, в  государственных и муниципальных  казенных образовательных учреждениях  осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе выступать  государственными (муниципальными) заказчиками  на оказание услуг по предоставлению высшего образования по определенным направлениям (специальностям), имеющим  важное отраслевое, региональное, местное  значение. Порядок формирования государственного заказа на оказание услуг по предоставлению высшего образования устанавливается  федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

 

2.2 Особенности финансирования коммерческого обучения.

Введение обязательной платы  за высшее образование является необходимой  составляющей перехода к современной  и эффективной форме организации  учебного процесса в вузах. Противники перехода к платному высшему образованию  считают, и не безосновательно, что  это может существенно нарушить права значительной части населения, которые, согласно Конституции, гарантируют  равенство доступа к образованию. При этом часто не принимается во внимание то обстоятельство, что Россия, несмотря на продолжающиеся дискуссии о правомерности взимания платы за обучение в вузах, уже вышла в мировые лидеры по показателям относительной платности высшего образования, опередив (по упрощенным методикам оценки) страны-лидеры - Японию и США по уровню частных инвестиций в высшее образование: (примерно 50 - 60 %).

Сегодня более 50% студентов  российских вузов всех форм собственности  платят за свое обучение в полном объеме и при этом практически лишены каких-либо форм финансовой поддержки  со стороны государства. Лишь недавно  гражданам было предоставлено право  частичного возмещения затрат на образование  детей в форме льгот по подоходному  налогу. Но такая форма финансовой поддержки весьма ощутима для  богатых и совершенно незначительна  для тех, кто в ней действительно  нуждается, - лиц с небольшими доходами. При столь высоких в целом по стране показателях платности высшего образования уровень зарплаты преподавателей государственных вузов, привязанный к уровню бюджетного финансирования высшего образования, как уже отмечалось, остается недостойно низким. Обещаемое правительством ежегодное увеличение бюджетных ассигнований на высшее образование, по оценкам авторитетных экономистов, способно лишь компенсировать потери от инфляции и роста цен. Меры по введению платы за обучение в государственном секторе высшего образования не должны ущемлять гарантированное Конституцией право равного доступа к нему для всех, кто по результатам обучения на предшествующих ступенях доказал свою способность и готовность осваивать образовательные программы высшего образования. Во второй половине XX в. по этому пути пошли большинство развитых стран. Переход к массовому высшему образованию в этих странах сопровождался ускоренным ростом численности приема студентов в вузы, отставанием темпов наращивания бюджетного финансирования от темпов роста студенческих контингентов, сокращению финансирования в расчете на одного студента и нарастанию угрозы снижения качества высшего образования.

Опыт применения образовательного кредитования за рубежом позволил доказать социально-экономическую эффективность  специфических схем кредитования студентов, не имевших аналогов в практике обычного банковского кредитования и поэтому  недостаточно известных в нашей  стране. Главной особенностью таких  образовательных кредитов является привязанность условий возврата кредитных средств к будущим доходам выпускников. Студенты, получившие кредиты, возвращают их по окончании учебного заведения только в те периоды трудовой деятельности, когда их доходы превышают средние по стране. Срок возврата кредита не устанавливается, поэтому может растягиваться на весь период трудовой деятельности выпускника. Заинтересованность в возможно быстром возврате заемных средств стимулируется постоянным начислением процентов за пользование кредитом, иногда весьма высоких.

Через 4-5 лет после предоставления первых кредитов государство начинает получать средства возвратного потока, объем которых от года к году возрастает и к исходу первого десятилетия  может достигнуть 40-50% от объема ежегодно выдаваемых кредитов. В целом коэффициент возврата кредитных средств в подобных схемах кредитования студентов может достигать 70% и более. Средства возвратного потока могут стать реальным вкладом граждан в совместное с государством финансирование высшего образования. Этот поток является дополнительным, и поэтому совершенно неправомерны звучащие порой пессимистические оценки перспективности введения в России образовательного кредитования на основании совершенно справедливо прогнозируемой неполноты возврата кредитных средств.

С учетом зарубежного опыта  может быть предложена обобщенная схема  бюджетного финансирования высшего  образования, основанная на государственных  образовательных кредитах, характеризуемая  следующими основными рамочными  положениями:

1. Государство устанавливает  и в дальнейшем корректирует  соотношение, определяющее доли  участия граждан и государства  в оплате стоимости обучения  в вузах. Как уже отмечалось, в большинстве развитых стран  граждане оплачивают 25-40% стоимости  обучения. С учетом недостаточности бюджетного финансирования и фактически сложившихся пропорций между платным и бюджетным высшим образованием это соотношение в России на начальном этапе может быть принято равным 50:50 с последующим плавным экономически обоснованным снижением доли участия граждан до 25-30%. Указанное соотношение может быть дифференцировано по профилям вузов: технические, педагогические, медицинские, экономические и т.д.

2. Доля вносимой студентом  платы за обучение может быть  установлена одинаковой для всех  или определяться в зависимости  от выявленных способностей и  успехов на предшествующей ступени  обучения и/или уровня материальной  обеспеченности семьи студента. Для выполнения конституционной нормы о праве граждан на бесплатное получение высшего образования на конкурсной основе в России можно установить норму, согласно которой наиболее талантливые и успешные студенты (10-15 % от всего контингента) будут получать образование полностью за счет бюджета. Граждане могут вносить плату за обучение в установленном размере в начале учебного года из собственных средств или за них эту плату вносит государство, предоставляя необходимые средства на условиях гарантированного образовательного кредита.

Информация о работе Экономические проблемы развития системы высшего образования в современной России