Экономические идеи в России XVII – XVIII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 23:36, контрольная работа

Описание работы

Политика меркантилизма – это государственное регулирование отношений, которое связано с накоплением денег в стране. Сам термин «меркантилизм» был предложен Адамом Смитом. Он возник в эпоху возникновения великих географических открытий. Именно тогда стало возможно расширение внешних торговых связей. Государство, которое следовало принципам меркантилизма, придерживалось такой экономической политики, при которой поддерживался экспорт и сдерживался импорт.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
Особенности меркантилизма в России. И.Т. Посошков……………….. 3
Экономические воззрения М.В. Ломоносова и его последователей …..6
Физиократические идеи в России. Д.А. Голицын ……………………..13
Заключение……………………………………………………………….18
Список использованной литературы……………………………………19

Файлы: 1 файл

Экономическая теория Office Word (2).docx

— 46.12 Кб (Скачать файл)

В нем весьма полно раскрыто социально-экономическое положение России, перед которой тогда стояло немало проблем: сохранение российского народа, истребление праздности, исправление нравов, народное просвещение, охрана здоровья, улучшение земледелия, умножение внутреннего изобилия, в конечном счете повышение уровня жизни. А основная идея письма выражена следующим тезисом: "Немало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной его обитателей... Умножается народ, и доходы прирастают".

 

    Вообще необходимо отметить, что мысли и рекомендации М.В. Ломоносова весьма оригинальны  и практичны, они не только  имели важное государственное  значение, но и были проникнуты  подлинным гуманизмом. Хотя далеко  не все мероприятия в тогдашних  условиях могли быть осуществлены, они сыграли свою мобилизующую  роль и получили дальнейшее  развитие в трудах русских  ученых.   

 Из экономических работ. В  научном спектре ломоносовских  сочинений, писем и документов  вопросы экономии занимают особое  место. Прежде всего они имеют  приоритетное значение для судеб  России.   

 Интерес представляет ломоносовский  проект, составленный в 1763 г., под  названием "Экономический лексикон  российских продуктов...". Задумывался "Лексикон" как справочное пособие  для купечества и торгующего  дворянства. Запрашивались с мест  сведения о каждом продукте (местность, где продукт родился или производится, его количество и качество ("доброта"), его потребление на месте или  продажа, пути продвижения продукта, продажная цена). Ломоносов при  этом отмечал, что "материалы к  совершению сего дела ... имеем  в географических ответах, о которых  в скором получении крайне стараться должно". Поступившие данные, оформленные в виде книги, должны были дать ориентир заинтересованному лицу в отыскании ("для удобнейшего на карте сыскания") необходимого продукта (товара).   

 Надо сказать, что затребованный  материал собирался порой медленно, растягиваясь на несколько лет. В ряде случаев поступали неполные  данные. Характерно, что после смерти  Ломоносова сведения для "Экономического  лексикона ..." продолжали поступать  в Академию наук. Несмотря на  то, что сам "Лексикон" так и  не был составлен, собранные материалы  в целом представляли собой  большую ценность.   

 Ломоносова интересовали не  только промышленность и торговля, но и сельское хозяйство, тем  более что еще в эпоху Петра I в эту отрасль начали вводить  новшества: новые культуры (табак, виноград, лекарственные травы), уборка хлеба  серпом заменилась косьбой, разводились  новые породы скота. Одним из  проектов ученого, касающимся сельского  хозяйства, является "Мнение о  учреждении Государственной Коллегии (сельского) земского домоустройства". Этот документ (к сожалению, незавершенный) содержит план, можно сказать, проект  организации задуманного учреждения - специальной коллегии, предназначенной  прежде всего для изучения  как сельского хозяйства, так  и самого сельского населения. И опять-таки изложение подкрепляется  целым набором конкретных предложений, направленных па улучшение сельского  хозяйства по всей стране. В  документе отражена забота о  развитии земледелия, лесов, дорог  и каналов, отмечается значение  ремесел в деревне, автор призывает  изучать иностранную сельскохозяйственную  литературу и учитывать предложения  от лиц, занимающихся сельским  хозяйством. Для связи же с  провинцией считается целесообразным  иметь на местах корреспондентов. Должна предусматриваться и опытная  база - участок с разными почвами, обрабатываемый крестьянским трудом. По содержанию и направленности  запроектированное учреждение явилось  прообразом будущего Вольного  экономического общества (ВЭО), созданного по приказу Екатерины Великой через несколько месяцев после смерти автора проекта для поощрения в России земледелия и домостройства, отечественного производства (в том числе горного дела и металлургии) и внутренней торговли (в отличие от меркантилистов, ратовавших за внешнюю торговлю). Деятельность именно в этих областях (особенно в земледелии и производстве) экономической жизни страны М.В. Ломоносов считал главными источниками богатства.   

 Особое внимание в те годы  требовали к себе лесоводство, рыболовство и коневодство. Всеми  этими вопросами стали заниматься  помещики-дворяне, для которых весьма  кстати пришелся ломоносовский  перевод с немецкого сочинения "Лифляндская экономия". Рассматриваемые  в данной работе вопросы (о  должности крестьянской вообще, труде крестьянском на каждый  месяц; об усадьбе, о пахотной  работе; разности земель, семенах, времени  сева, скоте и птице и др.) характеризовались  сугубо сельскохозяйственной направленностью  и имели огромное практическое  значение.   

 Как считают российские ученые, текст переведенной работы соответствовал  взглядам Ломоносова-ученого в  области экономики, особенно сельского  хозяйства. Причем Ломоносов-переводчик  не ограничился механическим  изложением, а привнес в работу  свое понимание вопроса о строении  хозяйства.   

 Ратовал Ломоносов и за  распространение экономический  знаний, чему должна была способствовать  издательская деятельность. Вот  что он писал по данному  поводу: "По примеру других  государств весьма полезно быть  рассуждаю, чтобы учредить при  Академии наук печатание внутренних  Российских ведомостей, которые  бы в государственной экономии  и приватных людей, а особливо  в купечестве приносили пользу  отечеству сообщением знания  о внутреннем состоянии государства, в чем где избыток или недостаток, например, плодородия хлеба или  недороду, о вывозе и привозах  товаров или припасов и многих  других недрах подобных...".

Наиболее ярко, пожалуй, воплотились экономические и художественные идеи Ломоносова в создании заводского производства (Усть-Рудницкая фабрика). К сожалению, в рамках рассмотрения экономических проблем многие специалисты почему-то обходят эту сторону деятельности ученого. По мнению одних исследователей ломоносовского наследия, эта фабрика была связана с мозаичными работами, другие же рассматривали ее как коммерческое предприятие, источник дохода от технологической химической лаборатории.   

 Видимо, фабрика эта должна  быть отнесена к сфере истоков  русской техники и рассматриваться  в качестве реализации всех  его лабораторных трудов как  дополнительный фактор широчайшей  деятельности ученого. В середине XVIII в., как известно, наблюдался рост  промышленности, и Ломоносов стремится  практически применить добытые  наукой знания, в данном случае  промышленное использование готовой  рецептуры цветного стекла. И  в 1752 г. Сенат разрешил учредить  фабрику разноцветных стекол - по  сути, совершенно новое для России  предприятие.   

 Обозревая работы Ломоносова  в области экономики и по  смежным вопросам, можно сказать, что его идеи, замыслы, планы, сочинения (помимо точных, естественных, исторических  наук и литературных трудов) обращены  к изучению хозяйства России  в самом широком спектре. Для  пользы общества была выработана  целостная экономическая политика  государства, сопровождаемая комплексом  практических рекомендаций. Многие  программы весьма обширны, а порой  и грандиозны по своим масштабам. Это ему, Ломоносову, мы обязаны  появлением дисциплины "Экономическая  география",.то есть науки, "соединенной  с знанием государственной экономии", как отмечал он.

В своей научной деятельности М.В. Ломоносов придерживался традиций русской экономической школы, существенно расширил и подкрепил ее, несмотря на то, что многие важные труды не возымели существенного воздействия на современников. Однако экономические идеи, заложенные в трудах великого ученого, и в наши дни подлежат дальнейшему осмыслению.

 

  1. Физиократические идеи в России. Д.А. Голицин

 

Екатерина II пыталась (хотя бы внешне) следовать по пути радикального преобразования общества в духе Вольтера и Руссо. С этой великой школой французских энциклопедистов связано учение физиократов во главе с доктором Франсуа Кенэ (1694-1774). Физиократы признавали самым важным занятием для человека земледелие, ибо земля, считали они, составляет единственный источник богатств; торговля же и промышленность - лишь дополнения к земледелию, и они выгодны для государства в тех случаях, когда занимаются обработкой или сбытом собственного сырья, а не привозного, ибо только тогда они полезны для земледелия.

Производительный класс земледельцев, по мнению физиократов, благодаря содействию сил природы создает новые ценности; но для этого необходимо, чтобы земледельцы были самостоятельными предпринимателями, арендаторами крупных ферм с собственным капиталом, имели значительное количество скота, обрабатывали землю при помощи лошадей и разводили кормовые травы.

Класс землевладельцев, первоначально превративший землю в пашню, построивший сельскохозяйственные здания, соорудивший дороги и каналы, получает за это от земледельцев в виде ренты чистый доход, за вычетом прибыли, поступающей в пользу арендатора.

Третий класс - промышленный и торговый, по оценке физиократов, - класс непроизводительный, ибо он ничего нового не прибавляет к ценности продукта, а то, что он присоединяет к ней, равняется затраченным во время производства расходам на пропитание, на вознаграждение которых этот класс и имеет лишь право.

Национальный доход в соответствии с этой доктриной целиком состоит из "чистого продукта" сельского хозяйства.

Физиократы, последователи теории естественного права, в экономической сфере признавали право человека на обладание всеми благами, которые он может добыть своими усилиями. Труд личности не должен знать помех и стеснений, он должен быть свободен, а сам трудящийся должен быть уверен, что результаты его труда будут ему же принадлежать; другими словами, говорили физиократы, собственность священна. Всякому гражданину должно быть предоставлено право извлекать своим трудом столько выгод, сколько он хочет. Обмен на рынке должен быть свободен, конкуренция неограниченна; не должно существовать никаких монополий и привилегий.

Физиократы на первый план выдвинули требование экономической свободы; всякое вмешательство со стороны государства либо излишне, либо вредно: изменить естественный порядок может только Бог. "Свобода есть основной божеский и человеческий закон, и всякое вмешательство равносильно убийству, отравлению колодцев, даже государственной измене"."Свобода не должна быть смешиваема с необузданностью; последняя является антиподом свободы, и на самом деле это не свобода, потому что она обращает людей в рабов их страстей; она должна резко отличаться от моральной и интеллигентной свободы, которая не подвержена беспорядочным склонностям, но которая каждому ставит перед глазами его обязанности по отношению к Богу, к самому себе и к своим ближним. Будет ложным пониманием свободы, - утверждал Ф. Кенэ, - если ее представлять, как возможность действовать помимо всяких мотивов: это будет произвол. Даже Богу не дано действовать помимо всяких мотивов"

Мотивом экономической деятельности физиократы считали собственный интерес и стремление сложить свою судьбу наиболее благоприятно без нарушения прав других людей.

Симпатии Екатерины II к физиократизму выразились, прежде всего, в учреждении Вольного экономического общества, цель которого заключалась в том, чтобы в наш экономический век земледелие и домостроительство привести в лучшее состояние.

Следует заметить, что проект создания центрального научного учреждения, которое изучало бы сельское хозяйство России и разрабатывало предложения по улучшению сельскохозяйственного производства, под названием ''Мнение об учреждении государственной коллегии земского домоустройства", принадлежал М.В. Ломоносову (1763). В проекте содержались предложения не только о совершенствовании земледелия, но и о приведении в порядок лесов, дорог, каналов, "деревенских ремесленных дел".

В 1765 г., в год смерти Ломоносова, Екатерина II утвердила план и устав Вольного экономического общества к поощрению в России земледелия и домостроительства.

Направление идеи физиократов отразилось на мировоззрении Екатерины II. В ее "Наказе" восхвалялось сельское хозяйство: "Не может быть там ни искусное рукоделие, ни твердо основанная торговля, где земледелие в уничтожении или нерачительно производится"; "Земледелие есть самый большой труд для человека"; "Земледелие есть первый и главный труд, к которому поощрять людей должно" .

Только экономический индивидуализм, то есть частная собственность, могли дать прочное основание для земледелия; на этот опасный, по мнению современников, вопрос императрица в своем наказе отвечала самокритически:

"Не может земледельчество  процветать тут, где никто не  имеет ничего собственного".

Приемами рационального ведения земледелия в России Екатерина II считала побуждение законом, награждение лучших земледельцев и издание правительственных книг о земледелии, из которых каждый крестьянин мог бы в своих недоумениях пользоваться наставлениями.

Конечно, планы реформ Екатерины II 60-х гг. основывались на принципах западноевропейского либерализма: императрица внешне признавала преимущество свободной работы над трудом крепостных. В первом томе "Трудов" Вольного экономического общества (1765) среди экономических вопросов, касающихся земледелия по разности провинции, среди 65-ти социологических вопросов (о земле, ее плодах, их произрастании и выращивании) числился и такой: ''Сколько помещичьему крестьянину в год дается свободных дней на себя работать и сколько дней должен работать на господний?".

Сама императрица, физиократ на русском престоле, в упомянутом наказе отказывалась от главного в антифеодальном учении Ф. Кенэ - от свободы труда: в некоторых державах, по ее словам "сделать земледельцев свободными нельзя, так как это вызовет их побег и земли останутся необработанными", и добавляла: "общественная или государственная вольность не в том состоит, чтоб делать все, что кому угодно; вольность заключается лишь в праве все то делать, что законы дозволяют" .

Единственной книгой с физиократическим содержанием, написанной русским, был сочтен на Западе труд князя Д. А. Голицына (1734-1803) "О духе экономистов". Автор - почетный член многих европейских академий, дипломат, посол в Париже, отозванный со своего поста после неудачного визита к Екатерине II ученика Канэ П. Мерсье де Ла Ривьера, закончившего свой главный труд «Естественный и необходимый порядок политических обществ». Заезжий физиократ нашел крепостной строй вопиющей противоположностью «естественному порядку», недипломатично излагал свои впечатления («деспотический произвол», «рабство», «низкая культура земли» и т.д.) и доходил до утверждения, что «в России все необходимо уничтожить и затем вновь создать». Разумеется, языкатого француза пришлось отослать обратно.

Информация о работе Экономические идеи в России XVII – XVIII вв