Экономическая теория и экономическая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 07:30, курсовая работа

Описание работы

Экономическая политика как совокупность мер государственного воздействия на поведение хозяйствующих субъектов для достижения желаемых параметров состояния или динамики народного хозяйства страны
возникла задолго до ее теоретического обоснования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................2 стр.

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ....................................................3 стр.

1.1. Предмет и методы экономической теории.............................................3 стр.

1.1.1. Экономика и система экономических наук...........................3-4 стр.

1.1.2. Предмет и функции экономической теории..........................4-5 стр.

1.1.3. Методы экономического исследования.................................5-8 стр.

1.2. Экономическая теория: предмет изучения и его эволюция............8-14 стр.

ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА............................................15 стр.

2.1. Экономическая политика и экономические цели...........................15-16 стр.

2.2. Конфликты целей экономической политики: задачи правительства............................................................................................16-19 стр.

2.3. Субъекты (исполнители) экономической политики......................19-22 стр.

2.4. Неоклассический синтез как основа экономической политики государства................................................................................................22-23 стр.

2.5. Кейнсианцы и монетаристы: их влияние на экономическую политику....................................................................................................23-25 стр.

2.6. Экономическая политика России.....................................................25-35 стр.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................36-37 стр.

Файлы: 1 файл

1. Экономическая теория и экономическая политика.docx

— 102.59 Кб (Скачать файл)

В отличие от этого макроэкономика исследует хозяйственные системы в целом, или так называемые агрегаты (от лат. aggregatus - присоединенный), т.е. совокупности экономических единиц. К таким агрегатам относятся мировая экономика, национальное хозяйство, а также крупные подразделения последнего - государственный сектор, домохозяйства (взятые в совокупности), частный сектор и пр. Макроэкономика, базируясь на методе синтеза, оперирует обобщающими, или агрегатными, показателями типа: валовой объем продукции, национальный доход, суммарные расходы. Кроме того, в макроэкономическую сферу входит и рассмотрение общих понятий - стоимость, рынок, бюджет, налоги и т.д.

Образно говоря, если микроэкономика изучает разрозненные деревья, то макроэкономика - образовавшийся из них лес. В то же время деление экономической науки на микро- и макросферы не следует абсолютизировать. Они тесно взаимосвязаны. Многие проблемы вторгаются в обе сферы, хотя и на разных уровнях обобщения.

Индукция и дедукция являют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения. Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу - это индукция (от лат. inductio - наведение), или обобщение. Оно позволяет нам, по выражению Достоевского, «собрать свои мысли в точку». А рассуждение в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией (от лат. deductio - выведение). Следовательно, смысл индукции и дедукции вытекает из самой этимологии этих слов.

Исторический и логический методы (или подходы) тоже применяют в единстве. Здесь подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности сопровождают логическими обобщениями, т.е. оценкой этих процессов в целом и общими выводами.

Наконец, весьма широкое применение в экономических науках имеет графический метод (от греч. grapho - пишу, черчу, рисую). Он отображает хозяйственные процессы и явления с помощью различных схем, таблиц, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала.

 

1.2. Экономическая теория: предмет изучения и его эволюция.

 

В сфере познаний человеческого общества одним из важных звеньев является экономическая наука. В наиболее общем, методологическом плане ее задачи схожи с целями любой другой науки:

  1. систематизация элементов познания действительности;
  2. определение причинно-следственных и функциональных зависимостей между данными элементами;
  3. выявление закономерностей, законов и тенденций в экономической реальности; разработка системы рекомендаций для экономического поведения индивидуума, фирмы и государства.

Экономическая наука изучает широкий круг проблем, событий и явлений. В ходе исторического развития в рамках экономической науки сложилась определенная специализация отдельных направлений исследования. Сформировалась совокупность экономических дисциплин, между которыми установилась своего рода иерархическая соподчиненность. Общепризнано, что «заглавную», или «лидирующую», роль в этой совокупности выполняет экономическая теория. В данной науке ярко выражены обобщающие, исходные установки, необходимые для микро- и макроэкономического анализа. Большая часть конкретных экономических наук базируется на постулатах, изложенных в курсе экономической теории.

Первые элементы экономической науки, имевшие форму отдельных высказываний, философских умозаключений по поводу хозяйствования, стали известны в период IX-V вв. до н.э. в Древнем Китае, Индии, Риме и Греции. Появление же экономической теории как сложившейся, зрелой науки относят к XVIII в., связывая этот факт с возникновением «классического» направления в исследованиях, обозначенных в первую очередь работами английских экономистов.

Возникновение каждой экономической науки, дисциплины связано с тем, что данное направление исследований выбирает в экономической действительности определенную область, некий «пучок проблем», фокусируя на нем свое внимание. Данный «пучок» получает статус предмета научного направления.

История развития науки показывает: предмет каждой научной дисциплины постепенно меняется, эволюционирует. Это связанно с постепенным накоплением, расширением объема знаний, с различиями в позициях экономистов. Степень изменений может варьироваться от незначительных отличий до радикальных перемен.

Историческая иллюстрация того, как трансформировался предмет экономической науки, а начиная с XVIII в. - экономической теории, приведена в виде схемы (схема 1.).

Отраженные в схеме 1 исторические аспекты свидетельствуют: предмет рассматриваемой науки осуществил за длительный период заметную модификацию. Более того, содержательные компоненты могут меняться и на современном этапе. Эпицентр внимания исследовательских проектов трансформируется практически каждое десятилетие.

 

 

Схема 1.

ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДМЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Представители экономических школ и направлений

Предмет (или сопряженные с ним понятия и категории)

Экономическая мысль периода античного рабства

Ксенофонт, древнегреческий философ (430-350 гг. до н.э.). Автор понятия «экономика» (от греческого словосочетания «ойкос» - дом, хозяйство, «номос» - правило, закон);

Аристотель, древнегреческий философ (384-322 гг. до н.э.)

  • Домашнее хозяйство
  • Способы его увеличения
  • Умение его разумного использования

 

 

 

Разделение хозяйственной сферы на два направления:

  • экономика (позитивно оцениваемая деятельность людей в земледелии, ремесле и мелкой торговле);
  • хрематистика (негативно оцениваемая деятельность людей в сфере крупных торговых сделок с целью спекуляции и ростовщичества)

Средневековая экономическая мысль в западноевропейских странах (IV-XIV вв.)

Итальянский монах Фома Аквинский (1225-1274)

  • Религиозно-этический подход к экономическим проблемам и категориям (багатство, обмен, «справедливые цены», деньги, торговая прибыль и ростовщический процент)
  • Крупная торговля, ссудные операции осуждались как явления грешные

Меркантилизм - экономическое течение периода зарождения рыночных экономических отношений (XIV-XVIII вв.)

Томас Мэн (1571-1641), член Совета директоров Ост-Индской торговой компании, автор книги «Богатство Англии - во внешней торговле»;

А. Монкретьен (Франция), автор книги «Трактат политической экономики» (1616 г.). Ввел в научный оборот термин «политическая экономия» и новое название науки, оставшееся безальтернативным вплоть до начала XX в.

  • Государственное хозяйство, координирующее и регулирующее хозяйственную жизнь (прежде всего в области торговли)
  • Протекционистская экономическая политика, нацеленная на усиление роли торгового капитала в экономике
  • Деньги в форме капитала как источник богатства

Школа физиократов (XVIII в.)

Франсуа Кенэ (Франция, 1694-1774), автор экономической таблицы.

Ввел в научный оборот табличное (наглядное) изображение взаимосвязей потоков в обществе.

Предпринял первую попытку макроанализа;

А. Тюрго (Франция, 1727-1781), генеральный контролер финансов, реформатор. Стремился к либерализации экономики страны

  • Происхождение богатства, закономерности его роста и распределения
  • Анализ экономики на основе естественного (т.е. близкого принципам природной системы) порядка
  • Труд земледельца как единственный источник всякого богатства
  • Кругооборот в хозяйственной жизни

Классическая политическая экономия (XVIII-XIX вв.)

Адам Смит (Англия, 1723-1790), «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). Смит ввел понятия нормативной и позитивной экономической теории;

Давид Рикардо (Англия, 1772-1823), «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817);

Жан Батист Сэй (Франция, 1767-1832). Один из авторов трехфакторной концепции;

Джон Стюарт Милль (Англия, 1806-1873), «Основы политической экономии» (1848). Синтезатор идей классической школы

  • Наука о происхождении богатства и его распределении между трудящимися, землевладельцами и капиталистами
  • Политическая экономия - наука об экономических законах (Дж. Милль)
  • Проблема экономического развития общества и повышение его благосостояния
  • Приоритетное исследование проблем сферы производства
  • Понятия «экономический человек» и «невидимая рука рынка»
  • Теория разделения труда
  • Теория стоимости товара
  • Теория производительного труда
  • Теория денег
  • Теория доходов
  • Теория капитала
  • Теория воспроизводства

Историческая школа (XIX в.)

Фридрих Лист (Германия, 1789-1846), «Национальная система политической экономии» (1841);

Вильгельм Рошер (1817-1894);

Бруно Гильдебрант (1812-1878);

Карл Книс (1821-1898);

Густав Шмоллер (1838-1917);

Адольф Вагнер (1835-1917);

Карл Бюхер (1847-1930)

  • Наука о развитии производительных сил с учетом социально-экономических особенностей каждой страны
  • Отрицание ортодоксальной, «космополитической» теории А. Смита - Д. Рикардо. Универсальная и схоластическая концепция классиков непригодна для практического использования. Детальная экономическая система должна опираться на достоверные исторические факты. «Бунт против формализма» (оценка «историков» американским экономистом Б. Селигменом)
  • Разработка теории производительных сил
  • Концепция стадийного экономического развития
  • Положение об активной экономической политике государства (впервые основы теории экономической политики)
  • «Экономическое воспитание нации важнее непосредственного производства материальных ценностей» (Лист)

Марксизм как теоретическая школа (XIX в.)

Карл Марск (Германия, 1818-1883), «Капитал» (1867);

Фридрих Энгельс (Германия, 1820-1895), «Анти-Дюринг» (1878);

Роза Люксембург (Германия, 1871-1919), «Накопление капитала» (1913);

В.И. Ленин (Россия, СССР, 1870-1924), «Империализм как новейший этап капитализма» (1917);

Н.И. Бухарин (Россия, СССР, 1888-1938), «Мировое хозяйство и империализм» (1918), «Политическая экономия рантье» (1919), «Экономика переходного периода» (1920)

  • Предметом политэкономии являются производственные (т.е. экономические) отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ
  • Данные отношения проявляются как система объективных экономических законов. Их изучение - задача политической экономии
  • Приоритетное исследование проблем сферы производства

Австрийская школа (субъективно-психологическое направление маржинализма, XIX в.)

Карл Менгер (Австрия, 1840-1921), «Основы учения о народном хозяйстве» (1871);

Фридрих фон Визер (1851-1926);

Ойген фон Бём-Баверк (1851-1914)

  • Теория стоимости, или ценности (ценность как выражение предельной полезности)
  • Теория ожидания
  • Приоритетной в экономике является не сфера производства, а сфера потребления

Неоклассическое направление экономической мысли как второй этап «маржинальной революции» (XIX-XX вв.)

Альфред Маршалл (Англия, 1842-1924), основоположник неоклассической экономической теории, лидер «кембриджской школы» маржинализма. «Принципы экономикс» (1890). По инициативе Маршалла с 1902 г. введено новое изложение экономической теории под названием «экономикс». Тем самым было вытеснено построение курса по учебникам политической экономии «классической школы» Дж.С. Милля;

Джон Бейтс Кларк (США, 1847-1938), основатель «американской школы» маржинализма;

Вильфредо Парето (Италия, 1848-1923). Представитель «лозаннской школы» маржинализма. «Курс политической экономии» (1898), «Учение политэкономии» (1906)

  • Наука об изучении принципов, в соответствии с которыми происходит оптимальное размещение редких ресурсов для удовлетворения потребностей
  • Теория стоимости и ценообразования на рынке. «Цена равновесия» в точке пересечения спроса и предложения
  • Концепция эластичности спроса
  • Учение о статистике и динамике
  • Макроэкономическое равновесие
  • Разложение всего дохода общества на различные виды дохода (заработная плата, процент и прибыль)
  • Общественная максимальная полезность. «Оптимум Парето»
  • Приоритетное исследование проблем сферы обращения, а не производства (изучение экономики потребления)

Теории социального контроля общества над экономикой.

Институциональное направление экономической мысли (XX в.)

Институционализм - это в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению экономической теории.

Торстейн Веблен (США, 1857-1929). Теория «праздного класса» (1899);

Джон Р. Коммонс (США, 1862-1945);

Уэсли К. Митчелл (США, 1874-1948)

  • Институты (как первичный элемент движущей силы общества в экономике и вне ее)
  • Предметом анализа являются как экономические, так и неэкономические проблемы социально-экономического развития
  • Государственное вмешательство в экономику

Кейнсианство (XX в.)

Джон М. Кейнс (Англия, 1883-1946), основатель макроэкономического направления в экономической теории. «Общая теория занятости, процента и денег» (1936)

  • Анализ экономики в состоянии депрессии
  • Замена принципа ограниченных ресурсов условием недоиспользования мощностей и безработицей в условиях депрессии
  • Экономическая политика государства

Монетаризм (XX в.)

Милтон Фридмен (США, 1912 г. р.), «Количественная теория денег»;

Ирвинг Фишер (США, 1867-1947) «Покупательная сила денег: ее определение и отношение к кредиту, проценту и кризису»

  • Законы движения денежной массы, являющиеся «первоосновой экономического развития»
  • Деньги как экономическая субстанция, «играющая, определяющую роль в колебательном движении экономики»
  • Взаимосвязи между объемом денежной массы и объемом производства

 

Обобщая исторический процесс эволюции того «узла проблем», на изучение которого нацелена экономическая теория, следует отметить: само философское понятие «предмет» сложилось далеко не сразу. Оно возникло лишь на определенном этапе развития той или иной науки. Как отмечает в своей известной работе английский экономист Лайонел Роббинс (1898-1984): «Из самой природы науки вытекает, что определить ее предмет невозможно до тех пор, пока она не достигла определенной стадии развития. Единый предмет науки можно определить лишь тогда, когда обнаруживается единство тех проблем, которые она в состоянии решить...».

Однако и на стадии зрелости науки определение ее предмета - далеко не столь простое дело. Для того чтобы изложить наши представления о природе и значении экономической науки, пишет Л. Роббинс, необходимо определить границы ее предмета, т.е. сформулировать рабочее определение этой отрасли знания. К сожалению, задача эта не так проста, как кажется на первый взгляд. Усилия экономистов за последние полтораста лет породили систему общих положений, правильность которых может поставить под сомнение только невежда или упрямец. Но единой точки зрения относительно сущности предмета не существует.

Подводя итог данным рассуждениям, отметим, что в настоящее время господствует то неоклассическое понимание природы экономической науки, которое выражено в определении Л. Роббинс: «Экономика - это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное их использование».

Став предметом изучения рассматриваемой науки, экономическое поведение людей проявляется на всех стадиях: производство, распределение, обмен и потребление. Однако интересен еще один исторический эволюционный момент. Мировой кризис 1929-1933 гг. (так называемая Великая депрессия) дал толчок к переориентации с товарно-производственной концепции на сбытовую. Это обусловлено тем, что в экономической реальности эпицентр проблем сместился с одной фазы на другую: задачи производства предпринимательский сектор научился решать достаточно эффективно. Более трудными - вследствие постоянно растущей конкуренции - оказались проблемы реализации создаваемого продукта. Именно это обстоятельство и предопределило то, что неоклассика преимущественное внимание нацеливает сегодня не на стадию производства, а на последующие стадии (прежде всего - распределения и обмена).

Обозначим еще одну характерную черту современной ориентации экономической теории. Данная наука тяготеет к прагматическому принципу: исследование должно проводиться главным образом в отношении тех явлений, которые связаны с острыми, трудно решаемыми проблемами экономики. Успешно реализуемые аспекты хозяйственной жизни практически не создают стимулов для научных поисков.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА.

 

2.1. Экономическая политика и экономические цели.

 

Экономическая политика - это совокупность мер или решений, принимаемых правительством относительно того, какой должна быть экономика и каковы ее экономические цели.

Объективная экономическая теория свободна от субъективных оценочных суждений. Она пытается формулировать научные представления об экономическом поведении людей независимо от воли и сознания человека. В противоположность этому существует нормативная экономическая теория. Это и есть экономическая политика. Она олицетворяет суждения определенных людей относительно того, какой должна быть экономика или какую конкретную политическую акцию следует рекомендовать, основываясь на определенной экономической теории или на определенном экономическом отношении. Следовательно, экономика и экономическая политика - это понятия разного уровня: экономика - первична, а экономическая политика - вторична. Иначе говоря, политика должна исходить из уровня развития самой экономики, а не наоборот.

Экономическая политика - это достижение системы экономических целей. Существует целая цепочка экономических целей:

 

Экономический рост, или более высокий уровень жизни. Полная занятость. Подходящую работу необходимо обеспечить всем, кто желает и способен трудиться.

Экономическая эффективность. Это не что иное, как максимальная отдача при минимуме издержек.

Стабильный уровень цен. Необходимо избегать значительного повышения или снижения общего уровня цен, т.е. инфляции и дефляции.

Экономическая свобода. Предприниматели, рабочие и потребители должны обладать высокой степенью свободы в своей экономической деятельности.

Справедливое распределение доходов. Человек должен жить по-человечески, т.е. ни одна группа граждан не должна пребывать в крайней нищете, если другие купаются в роскоши. Социально-экономическая обеспеченность. Государство должно обеспечить существование хронически больных, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых ил других иждивенцев.

Разумный платежный баланс. Это поддержание разумного платежного баланса международной торговли и международных финансовых сделок.

 

Некоторые из этих целей взаимно дополняют друг друга, другие - взаимно исключают.

Выработка конкретных программ достижения крупных экономических целей представляется далеко не простым делом. Сначала необходимо дать четкое определение целей. Затем определить и признать возможные последствия альтернативных программ достижения цели. Все это требует четкого представления об экономических результатах, о выгодах, издержках и политической осуществимости каждой из альтернативных программ. Далее экономисты, политики обязаны как для самих себя, так и для будущих поколений изучить прошлый опыт реализации подобных программ и оценить их эффективность; только путем такой оценки можно рассчитывать на повышение результативности политики.

Хороша экономика или плоха, во многом зависит от степени использования механизма действия экономических законов в экономической политике. Экономическая наука в подлинном смысле слова архинужна для выработки правильной экономической политики, т.е. мер, обеспечивающих решение поставленных проблем. Правительство, основываясь на достижениях экономической теории, разрабатывает сценарий: какой должна быть экономика.

Ядро экономической политики - это обеспечение роста благосостояния людей.

Экономика не должна быть концентрированным выражением политики. Ее развитие объективно обусловлено сложившимися материальными условиями. Экономика не может развиваться по указке того или иного политика либо группы политиков. Она «скована» действием законов, не зависящих от воли и сознания людей. Поэтому политики могут, лишь познав экономические законы, выработать осознанные пути наиболее эффективного механизма их реализации на том или ином этапе ее развития. Нельзя жить «под ксерокс». Американский образ жизни нельзя заложить в российскую программу экономического развития. Нужно усвоить два известных марксистских постулата, или две истины.

Первая:

каждая промышленно развитая страна показывает лишь картину своего развития менее развитой стране.

В настоящее время путь развития всем странам, в том числе и России, к большому сожалению, показывает Северная Америка (США).

Вторая истина гласит:

только материальные условия определяют путь экономического развития той или иной страны.

 

2.2. Конфликты целей экономической  политики: задачи правительства.

 

Разрабатывая концепцию целей, государство должно исходить из необходимости выработки логически обоснованной, непротиворечивой системы. Изложенная схема внешне такую структуру и представляет: основная цель, которая связана с благосостоянием и не дает возможности конкретного цифрового обозначения, расчленяется на определенный ряд конкретных заданий.

Однако в ходе практического осуществления экономической политики создать гармоническую систему из совокупности данных конкретных подходов достаточно трудно. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, сама формулировка конкретной задачи содержит определенный элемент сложности. У разных групп общества зачастую существуют различные представления о целях. Во-вторых, реализация практического регулирования показывает, что выполнение одной цели способно затормозить выполнение другой или даже вообще сделать это невозможным. Но такова общая закономерность: экономический процесс всегда реализуется лишь в борьбе противоречий.

Информация о работе Экономическая теория и экономическая политика