Экономическая теория и экономическая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 07:30, курсовая работа

Описание работы

Экономическая политика как совокупность мер государственного воздействия на поведение хозяйствующих субъектов для достижения желаемых параметров состояния или динамики народного хозяйства страны
возникла задолго до ее теоретического обоснования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................2 стр.

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ....................................................3 стр.

1.1. Предмет и методы экономической теории.............................................3 стр.

1.1.1. Экономика и система экономических наук...........................3-4 стр.

1.1.2. Предмет и функции экономической теории..........................4-5 стр.

1.1.3. Методы экономического исследования.................................5-8 стр.

1.2. Экономическая теория: предмет изучения и его эволюция............8-14 стр.

ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА............................................15 стр.

2.1. Экономическая политика и экономические цели...........................15-16 стр.

2.2. Конфликты целей экономической политики: задачи правительства............................................................................................16-19 стр.

2.3. Субъекты (исполнители) экономической политики......................19-22 стр.

2.4. Неоклассический синтез как основа экономической политики государства................................................................................................22-23 стр.

2.5. Кейнсианцы и монетаристы: их влияние на экономическую политику....................................................................................................23-25 стр.

2.6. Экономическая политика России.....................................................25-35 стр.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................36-37 стр.

Файлы: 1 файл

1. Экономическая теория и экономическая политика.docx

— 102.59 Кб (Скачать файл)

г) активизации фундаментальных и прикладных исследований и разработок при кардинальном повышении их результативности. В 2020 г. внутренние затраты на исследования и разработки должны повыситься до 3,5-4% ВВП;

д) повышения качества человеческого капитала и эффективности его использования, что характеризуется в частности опережающим ростом заработной платы квалифицированных работников. Среднемесячная заработная плата в экономике в 2020 г. повысится до 2700 долл. США (для сравнения: в 2007 г. - 526 долл. США);

е) опережающего роста отраслей, обеспечивающих развитие человеческого потенциала, прежде всего образования и здравоохранения. В 2020 г. расходы на образование за счет государственных и частных источников должны составить 5,5-6% ВВП (для сравнения: в 2006 г. - 4,6%), на здравоохранение - 6,5-7% ВВП (в 2006 г. - 3,9%), что сопоставимо с уровнем наиболее развитых стран.

Такой подход требует реализации взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам комплексных преобразований по следующим основным направлениям перехода российской экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития.

1. Развитие человеческого потенциала. С одной стороны, это обеспечение благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни людей и качества социальной среды, с другой - повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики как ключевого фактора инновационного развития.

2. Создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику.

3. Структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития, что предполагает формирование национальной инновационной системы, включая такие элементы, как интегрированная с высшим образованием система научных исследований и разработок, гибко реагирующая на запросы со стороны экономики, инжиниринговый бизнес, инновационная инфраструктура, институты рынка интеллектуальной собственности, механизмы стимулирования инноваций и другие.

4. Закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка  природных ресурсов).

5. Расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда.

6. Переход к новой модели пространственного развития российской экономики, что предполагает формирование новых центров социально-экономического развития в Поволжье и на Урале, на Юге России, в Сибири и на Дальнем Востоке, опирающихся на развитие энергетической и транспортной инфраструктуры и создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий.

 

В табл. 2. представлен индекс конкурентоспособности России в 2012-2013 гг. в сравнении с другими государствами мира по материалам ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом (ВЭФ). В отчете ВЭФ фигурируют два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран: Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index - GCI) и Индекс конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index - BCI). Основным средством обобщенной оценки конкурентоспособности стран является Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI), впервые опубликованный в 2004 г. GCI составлен из 12 критериев, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Этими критериями являются: качество институтов; инфраструктура; макроэкономическая стабильность; здоровье и начальное образование; высшее образование и профессиональная подготовка; эффективность рынка товаров и услуг; эффективность рынка труда; развитость финансового рынка; технологический уровень; размер внутреннего рынка; конкурентоспособность компаний; инновационный потенциал.

Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2012-2013 гг. возглавила Швейцария, которая занимает первое место в рейтинге четвертый год подряд. Второе и третье места занимают соответственно Сингапур и Финляндия. Страны Северной и Западной Европы продолжают доминировать в первой десятке списка: верхние строчки в нем занимают Швеция (4), Нидерланды (5), Германия (6). Седьмое место занимают Соединенные Штаты Америки: несмотря на улучшение показателей конкурентоспособности в целом, США продолжают падение в рейтинге четвертый год подряд, сместившись на два места.

 

 

 

Таблица 2. Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2012-2013 гг.

Экономика

Индекс глобальной конкурентоспособности

Изменение позиции

2012-2013

2011-2012

Рейтинг

Оценка

Рейтинг

Тренд

Швейцария

1

5.72

1

0

Сингапур

2

5.67

2

0

Финляндия

3

5.55

4

1

Швеция

4

5.53

3

-1

Нидерланды

5

5.50

7

2

Германия

6

5.48

6

0

Соединённые Штаты Америки

7

5.47

5

-2

Великобритания

8

5.45

10

2

Гонконг

9

5.41

11

2

Япония

10

5.40

9

-1

Катар

11

5.38

14

3

Дания

12

5.29

8

-4

Тайвань

13

5.28

13

0

Канада

14

5.27

12

-2

Норвегия

15

5.27

16

1

Австрия

16

5.22

19

3

Бельгия

17

5.21

15

-2

Саудовская Аравия

18

5.19

17

-1

Южная Корея

19

5.12

24

5

Австралия

20

5.12

20

0

Франция

21

5.11

18

-3

Люксембург

22

5.09

23

1

Новая Зеландия

23

5.09

25

2

Объединённые Арабские Эмираты

24

5.07

27

3

Малайзия

25

5.06

21

-4

Израиль

26

5.02

22

-4

Ирландия

27

4.91

29

2

Бруней

28

4.87

28

0

Китай

29

4.83

26

-3

Исландия

30

4.74

30

0

Пуэрто-Рико

31

4.67

35

4

Оман

32

4.65

32

0

Чили

33

4.65

31

-2

Эстония

34

4.64

33

-1

Бахрейн

35

4.63

37

2

Испания

36

4.60

36

0

Кувейт

37

4.56

34

-3

Таиланд

38

4.52

39

1

Чехия

39

4.51

38

-1

Панама

40

4.49

49

9

Польша

41

4.46

41

0

Италия

42

4.46

43

1

Турция

43

4.45

59

16

Барбадос

44

4.42

42

-2

Латвия

45

4.41

44

-1

Азербайджан

46

4.41

55

9

Мальта

47

4.41

51

4

Бразилия

48

4.40

53

5

Португалия

49

4.40

45

-4

Индонезия

50

4.40

46

-4

Казахстан

51

4.38

72

21

Южная Африка

52

4.37

50

-2

Мексика

53

4.36

58

5

Маврикий

54

4.35

54

0

Литва

55

4.35

64

9

Словения

56

4.34

57

1

Коста Рика

57

4.34

61

4

Кипр

58

4.32

47

-11

Индия

59

4.32

56

-3

Венгрия

60

4.30

48

-12

Перу

61

4.28

67

6

Болгария

62

4.27

74

12

Руанда

63

4.24

70

7

Иордания

64

4.23

71

7

Филиппины

65

4.23

75

10

Иран

66

4.22

62

-4

Россия

67

4.20

66

-1

Шри-Ланка

68

4.19

52

-16

Колумбия

69

4.18

68

-1

Марокко

70

4.15

73

3

Словакия

71

4.14

69

-2

Черногория

72

4.14

60

-12

Украина

73

4.14

82

9

Уругвай

74

4.13

63

-11

Вьетнам

75

4.11

65

-10

Сейшельские Острова

76

4.10

-

-

Грузия

77

4.07

88

11


 

Исследование демонстрирует, что разрыв в конкурентоспособности среди европейских стран продолжает увеличиваться. В то время как страны Северной и Западной Европы укрепили свои традиционно сильные конкурентные позиции со времени экономического кризиса 2008–2009 годов, страны Юга Европы, такие как Португалия (49 место), Испания (36 место), Италия (42 место) и особенно Греция (96 место), продолжают страдать от конкурентных недостатков, среди которых основными являются макроэкономическая неустойчивость, плохой доступ к финансированию, негибкие рынки труда и дефицит инноваций.

Крупные развивающиеся рыночные экономики страны БРИК демонстрируют различные показатели. Несмотря на незначительное снижение в рейтинге на три позиции, Китай (29 место) продолжает лидировать в группе. Бразилия (48 место) в этом году переместилась в рейтинге вверх, а Индия (59) и Россия (67) несколько снизили свои позиции.

Россия в этом году потеряла одну позицию в рейтинге и опустилась на 67 место. В докладе отмечается, что по сравнению с предыдущим годом относительно стабильное положение России ухудшилось по таким слагаемым как качество институтов, конкуренция на рынках товаров и услуг, антимонопольная политика и развитость финансового рынка. Улучшение произошло лишь по двум слагаемым: макроэкономическая среда и инфраструктура. Как и в прошлом году, ключевыми проблемами для экономического развития в России представители бизнеса называют коррупцию и неэффективность государственного аппарата, а также высокие налоговые ставки. Однако в этом году существенно выросла значимость проблем с доступностью финансирования и с квалификацией рабочей силы. Все эти проблемы мешают России воспользоваться своими конкурентными преимуществами, такими, как сравнительно низкий уровень государственного долга и дефицита бюджета, значительный объем внутреннего рынка, относительно высокий инновационный потенциал и качественное высшее образование.

Для того чтобы справиться с негативными тенденциями, в качестве важнейшей задачи экономической политики страны на современном этапе названо преодоление технологического отставания России.

 

Владимир Путин. О наших экономических задачах.

 

Россия должна занять значительное место в международном разделении труда не только как поставщик сырья и энергоносителей, но и как владелица постоянно обновляющихся передовых технологий как минимум в нескольких секторах. В противном случае страна будет постоянно терять ресурсы, выплачивая их за новые, все более сложные и дорогие технологии производства промышленных товаров, материалов и медицинских препаратов, которые не умеем создавать сами. При этом доля мирового валового продукта, принадлежащая таким технологиям, будет расти, а сырьевых товаров и традиционных услуг - сокращаться. Для возвращения технологического лидерства нужно тщательно выбрать приоритеты. Новая экономическая политика России должна быть сосредоточена вокруг таких отраслей, как фармацевтика, высокотехнологичная химия, композитные и неметаллические материалы, авиационная промышленность, информационно-коммуникационные технологии, нанотехнологии. Разумеется, традиционными секторами, где мы не потеряли технологических преимуществ, являются атомная промышленность и космос.

Восстановление инновационного характера экономики предполагается начать с университетов - и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития. Международная конкурентоспособность высшей школы становится национальной задачей: к 2020 г. планируется создать несколько университетов мирового класса по всему спектру современных материальных и социальных технологий. Для Российской академии наук, ведущих исследовательских университетов и государственных научных центров будут утверждены десятилетние программы фундаментальных и поисковых исследований, планируется увеличить финансирование до 25 млрд руб. (в 2018 г.) государственных научных фондов, поддерживающих инициативные разработки научных коллективов. В 2012 г. только 47 компаний с государственным участием приняли инновационные программы, однако в перспективе и частные корпорации должны приучиться к тому, что 3-5% своего валового дохода направляться в исследования и разработки.

Вторая сторона технологической модернизации - максимально быстрое освоение импортируемых технологий. Инвестируя в конкурентоспособность передовых отраслей экономики, Россия одновременно решает глобальную социальную задачу - развитие креативного класса и формирование пространства для его реализации.

Предполагается, что новая экономика России станет диверсифицированной: кроме современного топливно-энергетического комплекса будут развиты и другие конкурентоспособные секторы. Доля высокотехнологичных и интеллектуальных отраслей в ВВП должна к 2020 г. увеличиться в полтора раза, при этом высокотехнологичный экспорт России вырастет вдвое. Это будет эффективная экономика с низкой энергоемкостью и высокой производительностью труда: предполагается обеспечить рост производительности по экономике в целом в два раза, а в ключевых секторах выйти на уровень производительности, сопоставимый или даже выше, чем у наших конкурентов. Это будет постоянно обновляющихся технологий: к концу десятилетия доля предприятий, внедряющих технологические инновации, должна вырасти в 2,5 раза с нынешних 10,5 до 25%. Иными словами, планируется достигнуть сегодняшнего среднеевропейского уровня.

 

На инвестиционном форуме «Россия-2012» В.В. Путин впервые представил инвесторам новую экономическую программу. Он отметил, что России принципиально важно «войти в число стран с наиболее привлекательным инвестиционным климатом. Нужно сделать 100 шагов вперед, чтобы в рейтинге со 120-го места подняться на 20-е». В.В. Путин обозначил конкретные ориентиры: сроки подключения к электросетям сократятся почти в четыре раза; бухгалтер будет тратить в три раза меньше времени на заполнение бумаг; грузовая фура будет пересекать таможню в семь раз быстрее, чем сейчас; для получения разрешения на строительство объекта понадобится в пять раз меньше времени и в три раза меньше бумаг.

 

100 шагов  вперед по улучшению инвестиционного  климата.

 

Работа по улучшению инвестиционного климата будет строиться на трех принципах: добросовестности работы бизнеса, широкого внедрения международных практик и сотрудничества бизнеса с государством. Для этого, во-первых, в России появится уполномоченный по защите прав предпринимателей, в том числе и российских, а не только иностранных инвесторов. Новый омбудсмен получит особый юридический статус: он сможет инициировать нормативные акты, отстаивать интересы предпринимателей в суде, приостанавливать действие нормативных актов до решения суда. Во-вторых, будут совмещены административные и имущественные дела в судах на базе арбитражной судебной системы. В-третьих, из уголовного законодательства должны быть убраны «все рудименты советских норм». В частности, предложено ввести запрет на возбуждение уголовного производства о незаконности сделок без соответствующего решения арбитражного суда. Кроме того, будет изменен государственный контроль над предпринимательской деятельностью: должна произойти реорганизация в пользу саморегулирования и страхования ответственности. Наконец, предстоит гармонизировать российское корпоративное законодательство с документами европейских партнеров и, прежде всего, ускорить работу по акционерным соглашениям.

 

Таким образом, предстоит серьезная работа по повышению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российской экономики, на что нацелена современная экономическая политика России.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Василенко, И. А. Современная  российская политика : учебник для  магистров / И. А. Василенко. - М. : Издательство  Юрайт, 2014. - 488 с. - Серия : Магистр.

 

2. Коуз Р. Фирма, рынок и право : пер. с англ. М. : Дело ЛТД, 1993. С.4.

 

3. Основы экономической теории : учеб. пособие для СПО и прикладного бакалавриата / Л. М. Куликов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2014. - 455 с. - Серия : Профессиональное образование.

 

4. Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Зима 93. М., 1993. С. 10-23.

 

5. Экономическая политика : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. А. Н. Лякина. - М. : Издательство Юрайт, 2015. - 432 с. - Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс.

 

6. Экономическая теория : учебник / С.С. Носова. - 4-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2014. - 792 с.

 

7. Экономическая теория : учебное пособие / коллектив авторов ; под ред. В.М. Соколинского. - 7-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2014. - 464 с. - (Бакалавриат).

 

8. 100 шагов Путина / авт. Ольга  Танас // Газета.Ru. URL: http://news.mail.ru/politics/7989204/?frommail=1.

Информация о работе Экономическая теория и экономическая политика