Экономическая теория налогово и налоговая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 14:00, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях рыночной экономики налогам отводится важное место среди механизмов регулирования субъектов экономической политики: физических лиц, предпринимателей, предприятий, банков и др. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. В разные исторические эпохи, несмотря на изменчивость взглядов на налоговую политику, сущность ее остается неизменной и состоит в необходимости изъятия части дохода, извлекаемого из потребления факторов производства, в пользу государства для формирования его централизованных финансовых ресурсов (бюджета). От правильности построения системы налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………... 3
1. Основы экономической теории налогообложения ………………… ... 4
1.1. Возникновение и развитие налогообложения ………………… 4
1.2. Основные понятия экономической теории налогообложения .. 8
1.3. Функции налоговой системы …………………………………… 12
1.4. Принципы налогообложения …………………………………… 14
1.5. Классификация налогов ………………………………………. 17
2. Налоговая система и налоговая политика государства ……….......... 21
2.1. Общая характеристика современной системы налогообложения . 21
2.2. Налоговая политика государства и основные ее направления …. 25
Заключение ……………………………………………………….................. 31
Литература ………………………………………………………................... 33

Файлы: 1 файл

Курсовая работа ЭТН и НПГ.docx

— 117.15 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Заочное отделение

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине

«Экономическая теория»

 

на тему:

«Экономическая теория налогообложения

и налоговая политика государства»

 

 

 

 

Студента группы _______ДЭ ̶22В

Ф.И.О. _______Воротилова П.А.

Преподаватель: ______________

 

 

Москва ̶ 2013 

Содержание

 

 

Введение ……………………………………………………………………...

3

1. Основы экономической теории налогообложения ………………… ...

4

1.1. Возникновение и развитие налогообложения  …………………

4

1.2. Основные понятия экономической теории налогообложения ..

8

1.3. Функции налоговой системы ……………………………………

12

1.4. Принципы налогообложения ……………………………………

14

1.5. Классификация налогов ……………………………………….

17

2. Налоговая система и налоговая политика государства ………..........

21

2.1. Общая характеристика современной системы налогообложения .

21

2.2. Налоговая политика государства и основные ее направления ….

25

Заключение ………………………………………………………..................

31

Литература ………………………………………………………...................

33


 

Введение

 

В современных условиях рыночной экономики налогам отводится важное место среди механизмов регулирования субъектов экономической политики: физических лиц, предпринимателей, предприятий, банков и др. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В разные исторические эпохи, несмотря на изменчивость взглядов на налоговую политику, сущность ее остается неизменной и состоит в необходимости изъятия части дохода, извлекаемого из потребления факторов производства, в пользу государства для формирования его централизованных финансовых ресурсов (бюджета). От правильности построения системы налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

В связи с вышесказанным актуальность выбранной автором темы курсовой, очевидна, поскольку любой гражданин своей страны, достигший совершеннолетия, рано или поздно сталкивается с выплатой налогов.

Целью данной работы является формирование представлений об основах экономической теории налогообложения и налоговой политики государства (на примере Российской Федерации).

Работа, объемом 33 страницы, состоит из двух глав, введения, заключения и списка литературы, включающего 12 источников. Курсовая иллюстрирована 10 рисунками и 1 таблицей.

 

1. Основы экономической теории налогообложения

 

1.1. Возникновение и развитие  налогообложения. Процесс налогообложения существует с древних времен. Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226-1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723-1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, ̶ признак не рабства, а свободы. Таким образом, налоговая система возникла и развивалась вместе с государством (Брызгалин, 1998).

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. Начальный этап (от древнего мира до начала средних веков) характеризуется отсутствием государственного финансового аппарата для определения и сбора налогов. В этот период определялась лишь общая сумма, которую государство желает получить от населения, при этом сбор налогов поручается городу или общине. На втором этапе (XVI- начало XIX в.) возникает сеть учреждений, в том числе финансовых. Государство берет на себя часть экономических функций, таких как установка квот обложения, наблюдение за процессом сбора налогов и другие. Третий этап –современный: государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, существует сложенная система налогообложения. Региональные органы власти, местные общины стали играть роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности (Перонко, Горелко, 2008).

Теория налогообложения создавалась в конце XVIII в. и ее основоположником считается шотландский экономист и философ А. Смит. В своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) он проанализировал источники доходов и накопления капитала в буржуазном обществе, показал пути и способы создания валового национального продукта, а также сформулировал правила, которым должны удовлетворять все налоги.

В России при Петре I были образованы 12 коллегий, из которых 4-е заведовали финансовыми вопросами. Екатерина II (1729-1796) преобразовала систему управления финансами.

В 1802 г. манифестом Александра I «Об учреждении министерств» было создано Министерство Финансов и определена его роль.

На протяжении XIX в. в России главным источником доходов оставались прямые (подушная подать и оброк) и косвенные (акцизы) налоги. Отмена подушной подати началась с 1882 г. Кроме прямых налогов существовали земские сборы, специальные сборы, пошлины.

В 80-х гг. XIX в. начало внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг и т.д. Ставки налога в России, вне всякого сомнения, стимулировали промышленников к получению максимальной прибыли (т.к. рост ставки налога на прибыль в зависимости от размеров прибыли был достаточно мал).

В России в конце XIX в. начался период урбанизации и развития капитализма, происходили не только количественные, но и качественные изменения в налоговой системе.

Однако развитие налоговой системы России было прервано: сначала I Мировая война (увеличение бумажно-денежной эмиссии, повышение сборов, налогов, акцизов, падение покупательной способности рубля, уменьшение золотого запаса, увеличение внутреннего и внешнего долгов и пр.), потом Февральская революция (нарастание инфляции, развал хозяйства, эмиссия необеспеченных денег).

Определенный этап налаживания финансовой и налоговой системы наступил после провозглашения НЭПа. Появились иностранные концессии, разработана система налогов. Период НЭПа показал, что нормальное налогообложение возможно только при правовой обособленности предприятий от государственного аппарата управления. В течение 1922-1926 г. доля прямых налогов возросла от 43 до 82 %.

В этот период важную роль в налоговой системе играл налог с оборота. В Европейских странах он эволюционировал в налог на добавочную стоимость (НДС), в России же он больше тяготел в сторону акцизов.

В дальнейшем финансовая система России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны, что привело страну, в конце концов, к кризису. Российское Правительство, не имея собственного рыночного опыта, все преобразования делало по чужим рыночным экономическим методикам, руководствуясь в основном наработками чужих специалистов по товарно-рыночным вопросам. На более или менее глубокомысленный анализ деталей столь разноплановых рыночных экономических факторов и процессов не было времени.

В процессе исторического развития общества и государства возникает и используется множество налогов, различающихся по субъектам, объектам, способам обложения, органам, взимающим их, и т.д. Многообразие налоговых форм позволяет привлечь в бюджет определенную долю всех доходов плательщиков, стоимости имущества, выручки от всевозможных операций, воздействуя, таким образом, на разные стороны хозяйственной деятельности.

Во второй половине XX в. появилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в экономической сфере. Государство ставит своей целью не коррекцию рыночного механизма, а создание условий для его свободного функционирования, обеспечивая высокий уровень конкуренции. Конкуренция должна быть повсеместно, где возможно регулирующее воздействие государства, и всюду, где оно необходимо. В условиях рыночной экономики государство широко использует налоговую политику в качестве регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги и налоговая система являются инструментами управления экономикой в условиях рынка. От правильного построения системы налогообложения зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства (Изотова, 2010).

Государственное регулирование рыночной экономики можно условно подразделить на две формы: прямое воздействие на экономику (путем участия государства в смешанной рыночной экономике в качестве субъекта) и косвенное, опосредованное, когда государство воздействует на воспроизводственный процесс путем использования финансового механизма. Основными финансовыми методами косвенного влияния государства на рыночный механизм являются бюджетные, налоговые, кредитные, социальные инструменты.

Посредством налогообложения реализуется фискальная политика государства. Фискальная политика ̶ совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов. Среди многочисленных задач фискальной политики, образующих так называемое дерево целей основными являются: устойчивый рост национального дохода, умеренные темпы инфляции, полная занятость населения, сглаживание циклических колебаний экономики

В настоящее время основным федеральным законом о налогах и сборах является Налоговый кодекс РФ, который состоит из двух частей. Налоговый кодекс РФ (часть первая) определил систему налогов и сборов, взимаемых в бюджеты разных уровней, общие принципы налогообложения, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, а также формы, методы налогового контроля и ответственность за совершение налоговых правонарушений. Налоговый Кодекс РФ (часть вторая) посвящен порядку исчисления и уплаты в бюджет НДС, акцизов, платежей с доходов физических лиц и единого социального налога.

Актуальность налоговой системы очевидна на сегодняшний день, поскольку она является главным предметом обсуждений о путях и методах реформирования. Так или иначе, каждый человек сталкивается с выплатой налогов, подачей налоговой декларации (для осуществления предпринимательской деятельности). Изменяя налоговые законы в соответствии с экономическими процессами, государство получает возможность формировать общественные отношения в сфере производства, обращения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Следовательно, налоги выступают наиболее эффективной формой управления рыночным хозяйством.

1.2. Основные понятия экономической теории налогообложения. Рассмотрим основные понятия, используемые в экономической теории налогообложения. Прежде всего, стоит определиться, что же такое налоги. Существует несколько десятков трактовок этого понятия. Например, налоги – платежи, взимаемые государством в бюджет в установленном им размере с физических и юридических лиц (Современный экономический словарь-справочник, 2002). По А. Смиту «налог как бремя, накладываемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрены его размер и порядок уплаты». Смит выдвинул тезис о непроизводительном характере государственных расходов, согласно которому налог вреден для общества. Но одновременно Смит понимал налог как осознанную необходимость, как потребность экономического и социального развития. Поэтому налоги для того, кто их выплачивает, ̶ признак не рабства, а свободы. Наиболее полно суть этого термина раскрыто в следующем определений: налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (Налоговый кодекс РФ, 2013).

Согласно современному учению о «налоговой справедливости» право государства устанавливать и взимать налоги, а также налоговая обязанность признаются бесспорными, поскольку они являются социально обусловленными нормами. Установление налогов, их изменение решением законодательного органа (законом) должно гарантировать справедливое распределение налогового бремени на основе экономических принципов. За счет постоянного повышения налоговых ставок и установления новых налогов налоговые поступления во многих странах достигают 1/3 национального дохода. Это означает, что налоговая политика стала важным фактором, воздействующим на динамику народнохозяйственных доходов (Современный …, 2002).

Для налогов характерны следующие признаки (рис. 1).

Информация о работе Экономическая теория налогово и налоговая политика государства