Экономическая теория налогово и налоговая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 14:00, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях рыночной экономики налогам отводится важное место среди механизмов регулирования субъектов экономической политики: физических лиц, предпринимателей, предприятий, банков и др. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. В разные исторические эпохи, несмотря на изменчивость взглядов на налоговую политику, сущность ее остается неизменной и состоит в необходимости изъятия части дохода, извлекаемого из потребления факторов производства, в пользу государства для формирования его централизованных финансовых ресурсов (бюджета). От правильности построения системы налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………... 3
1. Основы экономической теории налогообложения ………………… ... 4
1.1. Возникновение и развитие налогообложения ………………… 4
1.2. Основные понятия экономической теории налогообложения .. 8
1.3. Функции налоговой системы …………………………………… 12
1.4. Принципы налогообложения …………………………………… 14
1.5. Классификация налогов ………………………………………. 17
2. Налоговая система и налоговая политика государства ……….......... 21
2.1. Общая характеристика современной системы налогообложения . 21
2.2. Налоговая политика государства и основные ее направления …. 25
Заключение ……………………………………………………….................. 31
Литература ………………………………………………………................... 33

Файлы: 1 файл

Курсовая работа ЭТН и НПГ.docx

— 117.15 Кб (Скачать файл)

Выделяют следующие элементы налога: субъект налога, носитель, источник, объект налога, единица обложения, налоговая льгота, налоговая квота, налоговый период, налоговая ставка, ставка налога, система налогов, налоговый кадастр, налоговая политика.

Источник налога – доход, за счет которого уплачивается налог .

Единица налога – часть налога, принятая за основу для исчисления размера налога. Например, по подоходному налогу – один рубль дохода; по земельному налогу – единица измерения площади.

Субъект налога – лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог. Однако через механизм цен налоговое бремя может перекладываться на другое лицо.

Носитель налога – физическое или юридическое лицо, уплачивающее налог из собственного дохода. При этом носитель налога вносит налог субъекту налога, а не государству. В действительности субъект и носитель налога не совпадают только тогда, когда существуют условия для его переложения. Например, косвенный налог: субъект налога – производитель или продавец товара, носитель – потребитель товара.

 

Рис. 1. Отличительные черты налога (по Изотовой, 2010)

 

Объект налога – имущество или доход, которые облагаются налогом. Объекты налога многообразны: недвижимое имущество, движимое имущество, предметы потребления, доходы.

Ставка налога – размер налога, установленный на единицу налога. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (руб.) или в процентах.

Оклад налога ̶ сумма налога, взятая со всего объекта налога за определенный период, подлежащая внесению в бюджетный фонд.

Налоговый период – время, определяющее период исчисления оклада налога и сроки его внесения в бюджетный фонд.

Налоговая квота – доля оклада налога в источнике налога. Налоговая квота отражает тяжесть налогового бремени, так как показывает, какую часть доходов плательщика изымает каждый отдельный налог и все налоги в целом.

Налоговая льгота – снижение размера налогообложения.

Налоговая политика – меры в области налогов, направленные на достижение каких-либо целей.

Налоговый кадастр – перечень объектов налога с указанием их доходности.

Система налогов – перечень предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве (Современный …, 2002).

Без налогов ни современное общество, ни государство существовать не могут.

Общие и единые для всех правила налогообложения, стабильные в течение длительного периода времени позволяют налогоплательщикам самостоятельно, с перспективой принимать хозяйственные решения, заранее зная норму и условия изъятия части их доходов в пользу государства.

Понятие «налогообложение» определяется как система изъятия имущества, она основана на подчинении власти. В системе налогообложения различают субъект, наделенный властью, изымающий часть имущества, и подчиненный ему субъект. Налогообложение по своей сути является предметом договора между государством и его гражданами (Современный …, 2002).

Налоговая система – это основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов (Современный …, 2002).

Существует два вида налоговой системы: глобальная и шедулярная.

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково.

В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части – шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога (Качур, 2007).

Налоги и сборы являются основой налоговой системы. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны в целом.

1.3. Функции налоговой системы. Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых систем исторически определили четыре основные его функции (рис. 2).

Рис. 2. Основные функции налоговой системы (по Изотовой, 2010)

 

Рассмотрим суть каждой из них в отдельности.

1. Регулирующая. Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

- регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении «правил игры», то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

- регулирование  развития народного хозяйства, общественного  производства в условиях, когда  основным объективным экономическим  законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь  речь идет главным образом  о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами ̶ путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

2. Стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.

3. Распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ – научно-технических, экономических и др.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.

Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

4. Фискальная ̶ изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры ̶ библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития ̶ фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. (Изотова, 2010).

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

1.4. Принципы налогообложения. Это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. Существует ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие из них: реальная возможность выплаты налога, его прогрессивный, однократный обязательный характер, простота и гибкость. Принципы налогообложения основываются на следующих функциях:

  1. Равномерность.
  2. Определенность.
  3. Дешевизна.
  4. Удобство.

На современном этапе развития экономической теории можно выделить в системе налогообложения следующие принципы (рис. 3).

Адам Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданном в 1776 сформулировал четыре основополагающих принципа налогообложения, желательных в любой экономической системе (рис. 3).

1. Подданные  государства должны участвовать  в содержании правительства соответственно  доходу, каким они пользуются  под покровительством и защитой  государства.

2. Налог, который  обязан уплачивать определённый  субъект налога, должен быть точно  определён (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

3. Каждый  налог должен взиматься в то  время и тем способом, когда  и как налогоплательщику удобнее  всего уплатить его.

4. Каждый  налог должен быть задуман  и разработан таким образом, чтобы  он брал и удерживал из кармана  народа возможно меньше сверх  того, что он приносит казначейству  государства.

Принципы организации налоговой системы России сформулированы в первой части Налогового кодекса Российской Федерации:

1. Каждое  лицо должно уплачивать законно  установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и  сборах основывается на признании  всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается  фактическая способность налогоплательщика  к уплате налога.

 

 

Рис. 3. Принципы налогообложения (по Изотовой, 2010)

 

2. Налоги  и сборы не могут иметь дискриминационный  характер и различно применяться  исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных  критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с настоящим Кодексом и таможенным законодательством Российской Федерации.

3. Налоги  и сборы должны иметь экономическое  основание и не могут быть  произвольными. Недопустимы налоги  и сборы, препятствующие реализации  гражданами своих конституционных  прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Федеральные  налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым  кодексом (НК РФ, 2013).

1.5. Классификация налогов. Существует большое количество квалификаций, группировок и признаков налогов, определяемых объектом налогообложения.

1. По способу взимания налоги делятся на: прямые и косвенные (рис. 4).

Прямые налоги взимаются с доходов или имущества юридических и физических лиц. Различают реальные прямые налоги, которыми облагаются земельные участки, скот, недвижимое имущество, и личные прямые налоги, взимаемые с доходов или имущества физических лиц.

 

 

Рис. 4. Классификация налогов по способу взимания

(по Изотовой, 2010)

 

Косвенные налоги (или акцизы) взимаются через цены товаров, в основном предметов широкого потребления (Изотова, 2010).

2. В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды:

- налоги, взимаемые  с физических лиц;

- налоги, взимаемые  с организаций;

- смежные  налоги, уплачиваемые и физическими, и юридическими лицами.

3. Кроме того, в зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические.

Общие используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов.

Специфические налоги имеют целевое назначение.

4. По срокам уплаты налоговые платежи делятся на:

- срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами;

- периодично-календарные налоги, которые, в свою очередь, подразделяются на ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые (Изотова, 2010).

Информация о работе Экономическая теория налогово и налоговая политика государства