Функции и задачи фандрайзинга в условиях некоммерческой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 08:25, контрольная работа

Описание работы

Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению теоретических аспектов фандрайзинга в рамках организаций сферы культуры, необходимо определить сущность и условия функционирования самих организаций культуры.

Основы функционирования организаций сферы культуры заложены в трактовке понятия "социально-культурная деятельность", в связи, с чем обратимся к его толкованию.

Файлы: 1 файл

франдрайзинговая деят.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

     1. Функции и задачи  фандрайзинга в  условиях некоммерческой  организации 

     1.1 Сфера культуры как составная часть некоммерческого сектора 

     Прежде  чем перейти к непосредственному  рассмотрению теоретических аспектов фандрайзинга в рамках организаций  сферы культуры, необходимо определить сущность и условия функционирования самих организаций культуры.

     Основы  функционирования организаций сферы  культуры заложены в трактовке понятия  "социально-культурная деятельность", в связи, с чем обратимся к его толкованию.

     Культурная деятельность - это деятельность, направленная на создание, сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения. Социальная работа - деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям в реализации их материальных и духовных потребностей, обеспечивающая возможность их полноценного функционирования в обществе в качестве, его субъектов. Тогда социально-культурная деятельность соответственно может быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности, одна из составляющих социальной работы; ее целью являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени. Сегодня социально-культурная деятельность может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством использования свободного времени различными группами населения.

     Следовательно, организация сферы культуры представляет собой некоммерческую организацию, основанную в форме юридического лица, которая осуществляет социально-культурную деятельность, направленную на удовлетворение и развитие культурных потребностей общества.

     В сфере культуры и искусства организации функционируют в области как развития производителей, так и совершенствования вкуса и интереса потребителей и удовлетворения их спроса на интеллектуальную собственность и духовные запросы. В этой сфере, как ни в одной другой, по мере удовлетворения потребностей людей проявляется закон роста и взаимосвязи их интересов, спроса и потребления.

     Организации сферы культуры можно различать  между собой в зависимости  от форм передачи конечного продукта деятельности, то есть создаваемой интеллектуальной собственности:

     1. Постоянная (статичная) форма передачи  собственности:

     а) живопись;

     б) литература;

     в) газеты;

     г) музеи;

     д) выставки;

     2. Динамичная форма передачи собственности:

     а) звуковая (музыка, театр, эстрада, радио, шоу-бизнес);

     б) зрительная (театр, телевидение, кинематография);

     г) компьютерная (Интернет).

     Отталкиваясь  от сферы, в которой занята организация, и представляя её реальные возможности в процессе осуществления своей деятельности, в последующих частях данной работы можно будет непосредственно рассмотреть интересующие способы и принципы проведения фандрайзинга в рамках культурной сферы.

     Нормативно-правовое регулирование организаций сферы  культуры соответствует законодательному полю, в котором лежит деятельность некоммерческих организаций. Некоммерческая организация (НКО) — организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для укрепления охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

     В Российской Федерации существует более  тридцати видов/форм некоммерческих организаций. Некоторые из них различаются лишь в названии, имея сходные функции. Основные формы некоммерческих организаций устанавливает Гражданский Кодекс РФ в параграфе 5 главы 4, и Федеральным законом "О некоммерческих организациях" № 7-ФЗ от 12.01.1996 г. (ред. от 29.12.2010 г.). Однако, кроме этих двух актов, существует более двадцати иных законов, регулирующих специфическую деятельность других НКО.

     Некоммерческие  организации, являясь составной  частью гражданского общества, образуют его третий сектор, который характеризуется следующими особенностями:

     - негосударственный, неправительственный;

     - независимый, так как множественность  источников финансирования делает  его относительно независимым  как от государства, так и  от бизнеса;

     - некоммерческий, неприбыльный;

     - является сектором добровольной активности (волонтерским, добровольческим), поскольку в нем широко используется добровольный труд волонтеров.

     - представляется филантропическим, благотворительным, так как существенную  часть этого сектора составляют  благотворительные организации.

     Таким образом, организации сферы культуры являются составной частью национальной экономики, выступающие в форме  некоммерческих организаций, финансирование которых, вследствие отсутствия мотива получения прибыли, возложено на общественные институты. Однако специфика функционирования отрасли культуры и искусства, являющейся важнейшей частью социально-культурного сектора сферы услуг, в рыночной среде заключается в том, что экономические модели рыночной экономики, способные эффективно работать в сфере материального производства, в чистом виде непригодны для духовного производства, на котором специализируется сфера культуры. 

     1.2 Необходимость фандрайзинга в социально-культурной сфере 

     Фандрайзинг (англ. Fundraising) — процесс привлечения  денежных средств и иных ресурсов организацией (преимущественно некоммерческой) с целью реализации как определённого социального проекта, так и серии проектов, объединенных одной общей идеей или же "вектором движения". Средства могут поступать от частных лиц, коммерческих организаций, фондов, правительственных организаций.

     Организация фандрайзинга предполагает поиск потенциальных  источников финансирования, обоснование  потребности в средствах и  увязку с интересами финансовых доноров, формирование, поддержание и развитие связей с финансовыми донорами, формирование общественного мнения в пользу поддержки деятельности организации. Но прежде чем дальше рассматривать фандрайзинг рассмотрим понятия, имеющие к этой деятельности непосредственное отношение. К таковым можно отнести благотворительность в форме меценатства и спонсорства.

     Благотворительность – добровольное бескорыстное пожертвование  физических и юридических лиц  в форме предоставления получателям  минимальной финансовой, организационной  и иной благотворительной помощи, при этом она выражена двумя формами – меценатством и спонсорством.

     Меценат – физическое лицо, оказывающее  материальную, финансовую, организационную  и иную благотворительную помощь на бескорыстной добровольной основе. Причины, мотивирующие данное лицо делать пожертвования могут быть самыми разнообразными:

     - просьба о помощи;

     - собственное стремление помочь;

     - личная заинтересованность в решении проблемы;

     - прямая выгода (например, налоговая льгота);

     - общественный интерес к проблеме;

     - получение непрямой выгоды или выгоды в будущем (помогая больнице, люди осознают, что сами они или их близкие могут стать пациентами);

     - косвенная выгода (реклама);

     - хорошая репутация организации, представительный Совет попечителей (известные люди).

     Также люди могут жертвовать на благотворительность для личного удовольствия; из амбиций; чтобы приобщиться к тому, что они любят; выражая желание быть причастными к благородному делу; из религиозных побуждений; чувствуя себя обязанными кому-то.

     Другое  связанное с понятием благотворительности явление – донорство. Донор – юридическое или физическое лицо, оказывающее материальную, финансовую, организационную и иную благотворительную помощь неприбыльным организациям на добровольной бескорыстной основе. Близким по значению донорства является спонсорская деятельность.

     Спонсор — индивидум или группа, которая  обеспечивает поддержку, подобную благотворителю. Однако, в отличие от благотворительности, спонсирование не носит бескорыстного  характера. Спонсирование может  быть договорным, обмениваться на рекламирование с целью популяризации товара или юридического лица.

     Например, спонсор может обеспечивать покупку  или аренду оборудования для известного спортсмена или спортивной команды  в обмен на демонстрацию его торговой марки на обмундировании этого спортсмена или команды. Спонсор тем самым зарабатывает рейтинг, а поддерживаемый зарабатывает деньги или иные материальные выгоды. Этот тип спонсирования, является популярным инструментом спонсирования в таких сферах как спортивные соревнования, искусство, средства массовой информации и благотворительность. Оказываемая материальная помощь также может осуществляться в форме грантов. Грант – благотворительный взнос или пожертвование, имеющее целевой характер, предоставленное физическими и юридическими лицами в денежной и натуральной формах.

     Теперь, определив круг сопутствующих понятий  и терминов, определим главные  особенности фандрайзинга в сфере  культуры:

     - фандрайзинг осуществляется в  форме денежных средств и иных  материальных ресурсов;

     - финансирование деятельности организаций культуры происходит за счет нескольких источников: привлеченные, собственные, государственные средства;

     - на практике в качестве основного  источника финансирования организаций  сферы культуры выступают привлеченные  средства (до 90 % финансовых фондов организации), то есть пожертвования и спонсорская помощь;

     - в фандрайзинге главное не  деньги, а ЦЕЛИ, достижение которых  требует поддержки;

     - фандрайзинг чаще является обоюдовыгодной  деятельностью, как для спонсора, так и для самой организации.

     Таким образом, подводя промежуточные  итоги исследования, стоит отметить, что фандрайзинг играет для организаций сферы культуры системообразующую роль, представляя собой деятельность по определению и поиску основных потенциальны каналов поступления финансовых ресурсов. Необходимость фандрайзинга в данном случае является принципиальным вопросом нормального функционирования данной организации.  

 

     2. Роль фандрайзинга  в финансовом обеспечении организаций сферы культуры 

     2.1 Механизмы осуществления фандрайзинга в сфере культуры 

     Осуществление деятельности по привлечению и аккумулированию  финансовых средств (фандрайзинга) предполагает ее организационное и техническое  обеспечение.

     Проблема  нехватки средств для НКО характерна для множества стран, в том  числе, развитых и развивающихся, к числу которых принадлежит Россия. Как показывают социологические исследования, руководители культурной сферы уверены в том, что должное финансовое обеспечение собственной деятельности способно полностью решить все существующие проблемы. Однако данное утверждение можно считать лишь частично верным – денежные средства должны быть привлечены с определенной продуманной целью. Поэтому главная проблема заключается не в отсутствии денег, а в способах получения статуса социально-привлекательной организации. Тем более остро эта проблема стоит в современной России. На фоне продолжительной экономической стабильности до финансового кризиса 2008 г. в нашей стране аккумулировались колоссальные финансовые ресурсы, однако при этом изменились сами финансовые потоки. И основная задача для руководства организации в данном случае заключается в способности правильно организовывать и привлекать данные потоки.

Информация о работе Функции и задачи фандрайзинга в условиях некоммерческой организации