Бюджет РФ: функции, структура, перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Данная тема интересна, потому что в настоящие время, она является наиболее важной и актуальной проблемой для нашей страны. Так как бюджет напрямую влияет на повышение устойчивого экономического роста и благосостояния страны, и как следствие идут такие положительные процессы как снижение уровня инфляции, валютного курса и снижение уровня процентных ставок.
Достижение всего этого, требует выполнение ряда задач, основные из которых это полноценное финансирование социальной сферы, стимулирование инвестиционной активности, безусловным выполнением государством своих обязательств.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 66.67 Кб (Скачать файл)

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная — их величину.

Конкретные виды бюджетных расходов определяются рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.д. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

Важное значение имеет функциональная классификация расходов бюджета», отражающая сферы общественной деятельности, в которые направляются денежные средства. При этом все расходы подразделяются на следующие крупные разделы:

  1. Государственное управление и местное самоуправление;
  2. Судебная власть;
  3. Международная деятельность;
  4. Национальная оборона;
  5. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
  6. Фундаментальные исследования и содействие научно- 
    техническому прогрессу;
  7. Промышленность, энергетика и строительство;
  8. Сельское хозяйство и рыболовство;
  9. Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;
  10. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;
  11. Жилищно-коммунальное хозяйство;
  12. Образование;
  13. Здравоохранение и физическая культура;
  14. Культура, искусство и кинематография;
  15. Средства массовой информации;
  16. Обслуживание государственного долга;
  17. Финансовая помощь бюджетам других уровней;
  18. Целевые бюджетные фонды;
  19. Пополнение государственных запасов и резервов;
  20. Социальная политика;
  21. Прочие расходы.

Классификации расходов по целевому назначению, т.е. по конкретным видам затрат, создает предпосылки для рационального Использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за Использованием бюджетных ассигнований.

Территориальная классификация расходов. В соответствии с Уровнем государственного управления в Российской Федерации Расходы бюджета подразделяются на расходы федерального бюджета, расходы бюджетов членов Федерации и расходы местных бюджетов.

В целом в области расходов бюджета до сих пор имеются существенные недостатки: низка эффективность использования бюджетных средств, широко распространена практика нецелевого расходования средств, непропорционально финансирование отдельных направлений расходов в условиях невыполнения плана по доходам. Бюджетные расходы не решают насущные проблемы социальной политики государства, что связано с постоянным увеличением задолженности по выплатам населению. До минимума сократились инвестиции государства в народное хозяйство, что углубляет экономический кризис и уменьшает возможности быстрой стабилизации финансового положения в стране.

Основные задачи в области расходов бюджета:

  1. Обеспечение приоритетного финансирования социальных 
    расходов, сокращение и полное погашение задолженности 
    по выплатам населению;
  2. Расширение государственного финансирования инвестиций в приоритетных областях экономики;
  3. Сокращение расходов на содержание государственного аппарата и расходов по управлению государственным долгом;
  4. Повышение эффективности использования бюджетных средств на национальную оборону на основе постепенного проведения военной реформы;
  5. Уменьшение дотации на покрытие убытков отдельных отраслей;
  6. Сокращение расходов по отдельным целевым статьям расходов и целевым программам;
  7. Концентрация расходов бюджета на наиболее эффективных затратах;
  8. Усиление контроля за использованием бюджетных средств.

Для достижения уровня развитых стран требуется наладить ряд важных механизмов, в том числе и бюджет. Он в нашей стране построен на принципах и законах, но выполняются ли они? И в том ли направление идут реформа бюджета? Ответ пока не ясен. Прежде всего, надо поставить четкие цели которые мы желаем достичь. И решить ряд вопросов, которые копятся у нас в стране второе десятилетие. Не допустить повторение ситуации 1998 года, и сделать бюджет основой основ, на котором будет держаться стабильность и процветание в России.

Одной из важных составных принципов бюджета является его сбалансированность по всем 3 уровням. В настоящее время полностью сбалансирован только федеральный и частично региональный бюджет, местный бюджет пока остается без денег. Для этого надо четко разграничить цели и задачи каждого из бюджетов, что и попытаемся сделать во второй главе.

 

2. ХАРАКТЕРИСТИКА  ОТДЕЛЬНЫХ УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ

СИСТЕМЫ: РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ.

2.1 Федеральный бюджет

 

Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития стран и реализации социальной политики на всей территории России. Федеральный бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной социально-экономической стратегии. Основными задачами бюджетной политики на 2014 год и среднесрочную перспективу являются:

- усиление роли налогово-бюджетной  политики в качестве инструмента  стимулирования экономического  роста;

- повышение устойчивости бюджетной системы, снижение ее зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры;

- обеспечение профицита  федерального бюджета в условиях увеличения долговых выплат при соблюдении оригинальных графиков платежей по внешним обязательствам;

- повышение качества управления  государственными активами и  пассивами, совершенствование управление государственным долгом.

Особенностью проекта федерального бюджета на 2014 год является превышение его доходов над расходами. Профицитная бюджетная политика позволяет с одной стороны обеспечить проведение согласованных с денежно-кредитной политикой мер по снижению инфляции в запланированных пределах, с другой стороны - снизить долговое бремя государства. 
Формирование расходной части бюджета осуществлено исходя из консервативной оценки внешнеэкономической конъюнктуры цен на товары российского экспорта. При этом, профицит федерального бюджета сформирован за счет дополнительных доходов, прогнозируемых в условиях более высоких экспортных цен. Таким образом, в соответствии с Бюджетным Посланием Президента Российской Федерации дополнительные доходы, зачисляемые в федеральный бюджет и полученные в результате благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, будут направляться на погашение государственного долга.

В соответствии с проводимой налоговой политикой, направленной на снижение налогового бремени происходит снижение объема бюджета расширенного правительства, включающего помимо консолидированного бюджета средства бюджетов государственных внебюджетных фондов. В связи со снижением ресурсной базы консолидированного бюджета уровень непроцентных расходов в 2003 году несколько снизился, в результате сокращения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации. В то же время, указанное сокращение будет компенсировано из федерального бюджета за счет средств, выделяемых в рамках финансовой помощи бюджетам других уровней.

Основными задачами в области налоговой политики в 2004 году являются снижение налоговой нагрузки на экономику, расширение за счет этого налогооблагаемой базы бюджета, создание стимулов для вывода доходов из теневого оборота. Кроме того, предусмотренные в 2004 году меры налоговой политики направлены на стимулирование внутренних факторов экономического развития страны, которые в предстоящие годы будут иметь определяющее воздействие на рост экономики. Достижение поставленных задач предусмотрено осуществлять за счет: 
          - совершенствования налогового законодательства, повышения стабильности и прозрачности налоговой системы, расширения налогооблагаемой базы, сокращения нелегального оборота;

- продолжения снижения  налогового бремени, в первую  очередь, на законопослушных налогоплательщиков  путем сокращения налоговых льгот, отмены отдельных видов налогов.

Во исполнение поставленных задач в 2014 году предусмотрено снижение налогового бремени на 2,1% ВВП, а также создание налоговых механизмов стимулирования инвестиций, активизации источников внутреннего развития, снижения зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры. 
В этой связи в 2014 году предусмотрены следующие ключевые изменения налоговой политики:

1. Снижается ставка налога  на прибыль организаций с 35 до 24% с одновременной отменой всех  налоговых льгот, что помимо снижения  налоговой нагрузки направлено  на развитие предпринимательской  деятельности и инвестиционной  активности в стране. Кроме того, предусмотрено снятие ограничений на отнесение налогоплательщиками на затраты расходов, связанных с извлечением прибыли, среди которых расходы на рекламу, медицинское и имущественное страхование, либерализация амортизационной политики и др. Предусмотрено также включение в затраты расходов организаций на освоение природных ресурсов, что позволит компенсировать часть отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, остающейся в настоящее время у предприятий. Реализация мер по совершенствованию уплаты налога на прибыль позволит снизить налоговое бремя на налогоплательщиков в размере 197,8 млрд. рублей или 1,9% к ВВП.

2. Отменяются льготы при уплате налога на добавленную стоимость связанные с налогообложением работ по строительству жилых домов, производимых с привлечением средств бюджетов всех уровней при условии, что такие средства составляют не менее 50% стоимости этих работ, лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники (кроме жизненно необходимых), продукции средств массовой информации.

4. Индексируются специфические ставки акцизов на 12% по всем подакцизным товарам исходя из прогнозируемого среднего темпа инфляции в 2014 году. Кроме того, отменяются льготы при взимании акциза при реализации сухого отбензиненного газа за пределы Российской Федерации.

5. С учетом прогнозируемого  роста цен проиндексированы специфические  ставки налогообложения по земельному  налогу (на 12%), по платежам за пользование  водными объектами (в среднем в 2,1 раза) и лесным фондом (на 12%).

В условиях снижения налогового бремени в 2014 году предусматриваются продолжить принятие мер по повышению собираемости налоговых доходов за счет упрощения налоговой системы и улучшения налогового администрирования. Если в 2014 году уровень собираемости должен повысится по сравнению с прошлым годом на 2,1 процентный пункт и составить 88,8%, то на предстоящий год ожидается дальнейший рост этого показателя, величина которого составит 90,6%.

В 2015 году продолжится реализация мер по реструктуризации налоговой задолженности по платежам в федеральный бюджет, которые благоприятно сказались на финансовом положении плательщиков и доходах бюджета. Выполнение налогоплательщиками условий реструктуризации согласно утвержденным графикам погашения реструктурированной задолженности и текущих платежей позволит обеспечить в 2014 году поступления в федеральный бюджет в сумме 7,9 млрд. рублей. Во исполнение Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике на 2014 год" в проекте федерального бюджета на 2014 год предусматривается рост доходов, получаемых от использования федеральной собственности. Для решения этой задачи предусмотрено создание системы управления государственными активами, а также наведения порядка в использовании объектов недвижимости, находящихся в хозяйственном ведении государственных предприятий и учреждений.

В целях формирования доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации, начиная с 2011 года, предусмотрено передать в полном объеме в доходы бюджетов регионов доходы от поступления подоходного налога с физических лиц, платежей за пользование водными объектами и лесным фондом, налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых. Нормативы зачисления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых, а также федеральная ставка налога на прибыль организаций учтены в размерах, установленных соответствующими главами части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Информация о работе Бюджет РФ: функции, структура, перспективы развития