Бизнес-план и его роль в экономической деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 01:32, курсовая работа

Описание работы

Понятие и сущность бизнес-плана.
Цели и задачи бизнес-плана.
Функции и принципы бизнес-планирования.
Анализ типичных ошибок и недостатков в бизнес-планировании.

Файлы: 1 файл

1. Бизнес-план и его роль в экономической деятельности предприят.doc

— 675.50 Кб (Скачать файл)

Тема 1. Бизнес-план и его роль в  экономической деятельности предприятия

1.1 Понятие и сущность  бизнес-плана

В настоящее время  в России особую актуальность приобретают  обоснование и разработка стратегии  социально-экономических преобразований с четким определением целей, приоритетов и этапов. Важнейший элемент такой стратегии является планирование. (8)

Планирование – это определение  цели развития управляемого объекта, методов, способов и средств ее достижения, разработка программы, плана действия различной степени детализации на ближайшую и более отдаленную перспективу.

Планирование – одна из важнейших  предпосылок оптимального управления производством.

Планирование необходимо любой  организации, которая намеревается предпринимать какие-то действия в  будущем.(1)

Сущность планирования состоит  в том, чтобы наилучшим образом  обосновать такие виды, объемы, сроки, и другие показатели производства и  продажи товаров, выполнения работ  и оказания услуг, которые при  умелом использовании имеющихся  ресурсов могут принести хозяйствующему субъекту наибольший доход.

Невозможно добиться положительных  результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий. Эффективное  планирование улучшает результаты (см. рис.1). (8)

 

 

 

 

 

Условия получения желаемых результатов


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1

Процесс планирования позволяет  увидеть весь комплекс будущих операций предпринимательской деятельности и предвосхитить то, что может  случиться. Составление и реализация плана – непрерывный процесс, который может быть наглядно представлен  следующей схемой (см. рис. 2).

Схема составления  и реализации плана


 


 


 


 

 

 

 

Рисунок 2

 

Предпринимательство –  это процесс принятия решений, их реализации и оценки результатов  предпринятых действий, план же дает основу для принятия рациональных решений.

Работа без плана  является реакцией на совершающиеся  события, деятельность на основе плана  – реакцией на предвиденные и запланированные  явления.

Современная экономическая  ситуация, связанная с активным развитием  рыночных отношений, диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений.

Оптимальным вариантом  достижения таких решений является новая прогрессивная форма плана – бизнес-план.

Успех в мире бизнеса  решающим образом зависит от трех элементов:

    1. Понимания общего состояния дел на данный момент;
    2. Представления того уровня, который вы собираетесь достичь;
    3. Планирования процесса перехода из одного состояния  в другое.

Бизнес-план позволяет  решить эти проблемы. Он включает разработку цели и задач, которые ставятся перед  предприятием на ближайшую и дальнейшую перспективу, оценку текущего состояния  экономики, сильных и слабых сторон производства, анализ рынка и информацию о клиентах. В нем дается оценка ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции.

Бизнес-план поможет предупредить и достойно встретить многие неизбежные проблемы в развитии бизнеса. Конечно, он не может исключить всех ошибок, он дает возможность продумать свои действия. Он является инструментом, с помощью которого возможен контроль и управление производством. Бизнес-план позволяет управлять по предварительному плану, а не просто реагировать на события.

Бизнес-план позволяет показать выгодность предполагаемого проекта и привлечь возможных контрагентов, потенциальных финансовых партнеров. Он может убедить инвесторов в том, что вы нашли привлекательные возможности развития производства, позволяющие успешно осуществлять намеченное, и предприятие имеет эффективную, реалистичную и последовательную программу осуществления целей и задач проекта. Инвестор вложит свои средства лишь в тот проект, который с достаточной вероятностью гарантирует ему получение максимальной прибыли.

Бизнес-план, описывая все основные аспекты будущего предприятия, анализируя проблемы, с которыми оно может столкнуться, и, определяя способы решения этих проблем, должен ответить на вопрос: «Стоит ли вообще вкладывать средства в этот проект и принесет ли он доход, который окупит все затраты?» (1)

Итак, бизнес-план – это:

    • краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса; (3)
    • рабочий инструмент предпринимателя для организации своей работы, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения;
    • развернутая программа (рационально организованных мер, действий) осуществления бизнес-проекта, предусматривающая оценку расходов и доходов; (7)
    • документ, характеризующий основные стороны деятельности и развития предприятия  и определяющий степень его жизнеспособности и будущей устойчивости; (6)
    • результат исследования и обоснования конкретного направления деятельности фирмы на определенном рынке в виде системы количественных и качественных показателей развития; (7)
    • система доказательств, убеждающая инвестора в выгодности проекта;
    • прогноз, оценка и мера предупреждения рисков предпринимательской деятельности;
    • развитие перспективного (стратегического) взгляда на организацию и ее рабочую среду, путем получения ценного опыта планирования. (6)

 

1.2 Цели и задачи бизнес-плана

Бизнес-план представляет собой результат комплексного исследования различных сторон деятельности фирмы (производства, реализации продукции, послепродажного обслуживания и  др.).

Цель разработки бизнес-плана – дать обоснованную, целостную, системную оценку перспектив развития фирмы, то есть спрогнозировать и спланировать ее деятельность на ближайший период и перспективу, исходя из потребностей рынка и возможностей фирмы по их удовлетворению.(10)

Цель становится задачей, если указан срок ее достижения и заданы количественные характеристики желаемого итога. Цель реализуется путем решения ряда задач. (6)

Бизнес-план помогает предпринимателю  решить следующие основные задачи:

    • определить конкретное направление деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
    • сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения;
    • выбрать номенклатуру и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям, а также оценить издержки по их созданию и реализации;
    • оценить соответствие кадров фирмы и условий мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;
    • определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, организации рекламы, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.п.;
    • обеспечить жизнеспособность своей фирмы в условиях жесткой конкуренции;
    • добиться максимизации прибыли в конкретных условиях;
    • оценить материальное и финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся и привлекаемых ресурсов поставленным перед фирмой целям;
    • предусмотреть трудности и «подводные камни», которые могут помешать выполнению бизнес-плана; (10)
    • получить необходимые инвестиции (в этом аспекте он служит «наживкой» для инвесторов и мощным инструментом финансирования бизнеса); (3)
    • прорекламировать предлагаемый бизнес, создавая деловую репутацию.

Планирование деятельности фирмы с помощью бизнес-плана  сулит немало выгод, в том числе:

    • заставляет руководителей активно заниматься перспективами фирмы;
    • позволяет осуществлять более четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей;
    • устанавливает показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля;
    • заставляет менеджера четче и конкретнее определить цели фирмы, стратегии и тактики их достижения;
    • делает фирму более подготовленной к внезапным изменениям рыночных ситуаций, то есть уменьшает время адаптации;
    • устанавливает обязанности и персональную ответственность всех руководителей фирмы по обеспечению достижения поставленных целей.

Пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель может  оказаться неготовым к тем  трудностям, которые могут возникнуть на его пути к успеху, и будет  лихорадочно импровизировать, что  часто кончается плачевно как  для него, так и для дела, которым он занимается. (10)

 

1.3 Функции и принципы бизнес-планирования

Бизнес-планирование, как  необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской  деятельности ряд важнейших функций, среди которых наибольшее значение имеют следующие:

    • инициирование – активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;
    • прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов;
    • оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;
    • координация и интеграция – учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;
    • безопасность управления – обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;
    • упорядочение – создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;
    • контроль – возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;
    • воспитание и обучение – благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках;
    • документирование – представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.

При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде (см. табл.1).

Таблица 1 –  Основные принципы бизнес-планирования

п/п

Принципы планирования

Содержание

1

2

3

1.

Необходимость

1) обязательное применение планов в любой сфере деятельности является рациональным поведением людей;

2) прежде чем действовать, каждый  должен знать, что хочет и  может.

2.

Непрерывность

Процесс планирования на предприятии  должен осуществляться постоянно путем:

1) последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов;

2) скользящего планирования –  по истечении части планового  периода составляется обновленный  план, в котором увеличивается  горизонт планирования, а на оставшийся  период план может уточняться в связи с появлением непредусмотренных ранее изменений внешней среды или внутренних возможностей и ориентации фирмы.

3.

Эластичность и гибкость

Приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям осуществляется путем:

1) введения плановых резервов по основным показателям;

2) применения эвентуального (на  случай) планирования для различных  ситуаций и распределения данных;

3) использования оперативных планов  для учета возникающих изменений  среды;

4) использования альтернативных  планов.

4.

Единство и полнота (системность)

Системность достигается тремя  способами:

1) наличием общей (единой) экономической  цели и взаимодействием всех  структурных подразделений предприятия  по горизонтальному и вертикальному  уровням планирования;

2) все сопряженные частичные планы структурных единиц фирмы и сфер деятельности (производства, сбыта, персонала, инвестирования и др.) во взаимосвязи должны составлять общий сводный план ее социально-экономического развития;

3) включения в план всех факторов, которые могут иметь значение для принятия решений.

5.

Точность и детализация

1) любой план должен быть составлен  с достаточно высокой степенью  точности для достижения поставленной  цели;

2) по мере перехода от оперативных  краткосрочных к средне- и долгосрочным  стратегическим планам точность и детализация планирования соответственно может уменьшаться вплоть до определения только основных целей и общих направлений развития фирмы.

6.

Экономичность

1) расходы на планирование должны  соизмеряться с получаемым от  него выгодами;

2) вклад планирования в эффективность  определяется улучшением качества  принимаемых решений.

7.

Оптимальность

1) на всех этапах планирования  должен обеспечиваться выбор  наиболее эффективных вариантов  решений;

2) выражается в максимизации  прибыли и других результативных показателей фирмы и минимизации затратных, при прогнозируемых ограничениях.

окончание таблицы 1

1

2

3

8.

Связь уровней управления

Достигается тремя способами:

1) детализацией планов «сверху-вниз»;

2) укрупнением планов «снизу-вверх»;

3) частичным делегированием полномочий.

9.

Участие

1) активное участие персонала  в процессе планирования усиливает  его мотивацию поведения;

2) планирование для себя психологически  и экономически эффективнее, чем  для других.

10.

Холизм (сочетание координации  и интеграции)

Чем больше структурных единиц и  уровней управления предприятием, тем  целесообразнее (эффективнее) планировать  в них одновременно и во взаимозависимости. Планирование на каждом структурном  уровне предприятия независимо не может  быть эффективным без взаимоувязки планов на всех уровнях.

11.

Ранжирование объектов планирования

1) инвестирование в наиболее  доходные товары (отрасли);

2) при одинаковой конкурентности  товаров – в первую очередь  развитие производства товаров  с наибольшим объемом продаж.

12.

Вариантность

Разработка нескольких альтернативных вариантов плана: оптимистического, пессимистического, консервативного  и др.

13.

Социальная ориентация

Предусматривает:

1) социальное развитие коллектива;

2) обеспечение экологичности, безопасности  и эргономичности выпускаемых товаров.

14.

Стабильность

Неизменность планов капитальных  вложений, иначе возможны большие  потери ресурсов и дополнительные затраты.

15.

Адекватность

Соответствие плановых показателей  реальной ситуации достигается:

1) увеличением числа учитываемых факторов;

2)  повышением точности (обоснованности) прогнозов.


Источник: составлено по (7, с. 10-11)

Основополагающие принципы планирования тесно связаны между  собой, в конечном счете, ориентируют  предпринимателей на всестороннее обоснование плановых показателей и достижение наилучших социально-экономических результатов предприятия. Они определяют содержание и ориентацию плановой работы на всех стадиях обоснования проекта и его последовательной реализации.

Кроме перечисленных  базовых принципов в процессе планирования обычно учитываются и общеэкономические принципы научности, приоритетности, динамичности, директивности, эффективности, комплектности и др. (7, с. 8-12)

Таким образом, бизнес-план – это документ, раскрывающий все необходимые аспекты предпринимательской деятельности, анализирующий основные проблемы, а также определяющий главные способы решения этих проблем.

В условиях перехода к  рыночной экономике овладение искусством составления бизнес-плана и в  частности инвестиционного становится крайне актуальным, что обусловлено следующими причинами:

  1. В нашу экономику входит новое поколение предпринимателей, многие из которых не имеют опыта руководства предприятием и поэтому весьма смутно представляют себе все ожидающие их проблемы.
  2. Изменяющаяся хозяйственная среда ставит и опытных руководителей перед необходимостью по-иному просчитывать свои действия на рынке и готовиться к такому непривычному ранее для них занятию, как борьба с конкурентами.
  3. Рассчитывая получить иностранные инвестиции для подъёма отечественной экономики, российские предприниматели должны уметь обосновать свои заявки и доказывать, что они способны оценить все аспекты использования инвестиций не хуже бизнесменов из других стран.

Решению вышеперечисленных  проблем и призван помочь бизнес-план, который является основным документом, определяющим стратегию развития фирмы.

Следует подчеркнуть, что  в настоящее время в России первоочерёдной целью бизнес-планирования является привлечение для участия  в проектах потенциальных инвесторов и партнёров.

1.4 Анализ типичных ошибок и недостатков в бизнес-планировании

Анализ недостатков  при осуществлении бизнес-проектов позволяет выявить типичные ошибки и наглядно продемонстрировать пользу профессионального менеджмента.

Каждый проект, будь то новая разработка или реорганизация предприятия, требует систематической работы с целью максимального достижения результатов при соблюдении:

Информация о работе Бизнес-план и его роль в экономической деятельности предприятия