Биржа труда и ее роль в регулировании рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 09:12, реферат

Описание работы

Рыночная экономика – это экономика, в которой решения самих производителей и потребителей определяют структуру распределения в ней трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Рыночная экономика требует следующих условий:
Господства частной собственности на средства производства;
Свободы выбора в принятии решений;
Конкуренции.

Содержание работы

Введение...........................................................................................
3
Глава I: Биржа труда и ее роль в регулировании
рыночных отношений....................................................

4
1.1. Понятие и взаимосвязь рынка и биржи труда.........
4
1.2. Инфраструктура рынка труда...................................
5
1.3. Влияние зарплаты на безработицу
Спрос и предложение труда......................................

6
1.4. Определение занятости.
Понятие и виды безработицы...................................

10
1.5. Государственное регулирование рынка труда........
13
1.6. Федеральная служба занятости и ее структура.......
14
1.7. Роль биржи труда в регулировании
рыночных отношений................................................

15
1.8. Проблемы занятости молодежи
и методы борьбы с ней...............................................

16
Глава II: Анализ сложившейся ситуации
на бирже труда...............................................................

18
III. Список используемой литературы..........................

Файлы: 1 файл

Экономика Биржа труда,для.doc

— 443.50 Кб (Скачать файл)

Задача анализа состояния рынка труда, оказания помощи гражданам в подборе подходящей работы и прочих услуг, повышения географической и профессиональной мобильности тех, кто ищет работу, и реализация других предусмотренных законом мероприятий возложены на Федеративную государственную службу занятости населения, которая является организационно самостоятельной службой на территории страны.

Финансирование мероприятий, разрабатываемых службой занятости, и ее организаций осуществляется за счет средств Фонда занятости. Статус, цели и порядок образования Фонда занятости, его операции по счетам в банке определены ст. 22 Закона РФ «О занятости населения в РФ».

Средствами Фонда занятости распоряжаются службы занятости населения.


 

 



 

 

 

 


 

 

 

Структура Федеральной службы занятости.

Законом предусмотрена деятельность негосударственных организаций по содействию занятости при условии получения ими лицензий на такую деятельность, которые выдаются органами исполнительной власти на местах при наличии заключения Государственной службы занятости в установленном порядке.

Службы занятости предоставляют услуги всем категориям клиентов бесплатно.

Одной из ответственейших обязанностей Государственной службы занятости является разработка республиканских и региональных программ занятости, включая их финансовое обеспечение мероприятий по социальной защите различных групп населения.

Служба занятости осуществляет выплату пособий по безработице, которая, как правило, обусловлена целым рядом условий и ограничений.

Размеры пособий по безработице ниже заработной платы. Следует учитывать и аспект морального состояния безработного, его неуверенность в завтрашнем дне. В этом смысле биржа труда, не вылечивая социальную болезнь, в целом помогает смягчить и социальные последствия.

 

 

    1. Роль биржи труда в регулировании рыночными отношениями.

Биржа труда – учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных.

Первые биржи труда были открыты в первой XIXв. В России биржи труда возникли в начале XXв. Они создавались городскими управами в крупных промышленных центрах, таких как Москва, Петербург, Одесса. Наряду с биржами труда в России до 1917г. получили широкое распространение платные частные коммерческие конторы.

В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, так называемые государственные бюро занятости, подчиненные министерствам труда. В задачу государственных бюро занятости входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных и лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса и предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в-четвертых, профориентация молодежи. В некоторых странах, например, во Франции, Великобритании, Италии государственные биржи труда ведут учет безработных и производят выплату пособий по безработице. В случае отказа от работы, предложенной биржей труда, безработный лишается такого пособия.

Службой, ответственной, например во Франции за положение дел в области занятости, является Национальное агентство по занятости. Оно было создано в 1967г. Деятельность его находится под контролем Министерства труда, занятости и профобучения. Основное предназначение этой организации заключается в следующем:

1) оказывать помощь как лицам, ищущим работу, нуждающимся в образовании или в профессиональном совете, так и работодателям, заинтересованным в найме и перераспределении рабочей силы;

2) участвовать в акциях, способствующих географической и профессиональной мобильности в целях увеличения занятости, а также в мероприятиях, осуществляемых государством для того, чтобы облегчить найм и перераспределение рабочей силы.

Для реализации этих целей агентство занимается разработкой контрактов по подготовке кадров, обучению ремеслу и возвращению на работу, договоров на переподготовку, целенаправленную стажировку, приобщение к профессиональной жизни, смену профессии  или повышение квалификации. Агентство проводит семинары по методике поиска работы, по углубленной профориентации, по оценке уровня профессиональной компетенции.

Наряду с государственными биржами труда существуют платные частные агентства по найму рабочей силы, имеющие различную спецификацию.

Следует отметить, что деятельность бирж труда не оказывает существенного влияния на состояние рынка труда. Направления, выдаваемые биржами труда, не являются обязательными для предпринимателей. Многие предприниматели нанимают работников непосредственно через отделы кадров своих предприятий, что позволяет особенно квалифицированным работникам не пользоваться услугами бирж труда, а связываться напрямую с предприятием.

Возрастает роль работника в свободном выборе форм оплаты труда, социальных выплат, продолжительности рабочего времени и форм занятости. Получают распространение нестандартные формы занятости – надомничество, временная работа по индивидуальным контрактам, частичная занятость.

В рамках дерегулирования рынка труда все более отчетливо проявляются требования о пересмотре и частичном устранении законодательных положений, относящихся к регламентации этого рынка, ровно как и об ослаблении системы социальных гарантий в целях восстановления на рынке конкурентных начал. Важнейшей формой регулирования рынка труда должно стать не трудовое законодательство, а индивидуальное трудовое соглашение.

Итогом флексибилизации рынка труда не может быть тотальный демонтаж системы его регулирования и ликвидации социальных гарантий трудящихся, что неминуемо привело бы к серьезному обострению социальных отношений. Речь идет о поиске такого механизма функционирования рынка труда, который позволил бы с наибольшей оптимальностью сочетать экономическую эффективность с социальным прогрессом общества.

 

 

    1. Проблемы занятости молодежи и методы борьбы с ней.

Особая группа незанятой части населения – молодые люди в возрасте 14-16 лет, не получившие официального статуса безработных, но оказывающиеся в то же время вне какого-либо учебного заведения и предприятия. Как правило, активным поиском работы занимаются лица 22 лет и старше.

По возрастному составу рынок труда молодежи целесообразно разделить на 5 возрастных групп: 14-16 лет, 16-18 лет, 18-22 года, 22-25 лет, 25-29 лет, так как эти группы различаются по уровням образования, наличию профессиональных навыков и специальных знаний, по характеру предъявляемых требований и мотивации при выборе направления занятости, по степени адаптации на рынке труда. Для молодежи 14-22 лет выход на рынок труда зачастую связан с проблемой «первого рабочего места». Это и выпускники 9-х классов общеобразовательных школ, не желающие продолжать учебу, и выпускники ПТУ, техникумов, вузов, получившие за время учебы определенные теоретические знания и специальности, но не имеющие опыта работы.

Более активно на рынке труда действуют молодые люди 22-29 лет, уже имеющие определенный опыт работы по какой-либо специальности и желающие продолжать трудовую деятельность по этой же специальности.

Каждая возрастная группа существенно отличается от другой по характеру предъявляемых требований при выборе среды деятельности.

В настоящее время пользуются спросом специальности сферы обслуживания: бармен, повар, продавец, парикмахер и др., несмотря на то, что именно по этим специальностям очень незначительна возможность трудоустройства. За пределами республики пользуются спросом специальности строительных профессий, но их обучение существенно осложнено проблемой прохождения практики.

Проблема занятости молодежи должна стать одной из первоочередных государственных проблем, государство обязано принять срочные меры смягчения жесткости ситуации на молодежном рынке труда. Учитывая тот факт, что рост безработицы непременно повлечет за собой сокращение сокращения поступлений в фонд занятости, надо иметь в виду, что вряд ли этих средств хватит на осуществление активных мероприятий по решению проблемы занятости молодежи, поэтому данная задача не может быть возложена лишь на структуры занятости.

Необходимо учреждение специального фонда поддержки профессионального образования молодежи, создаваемого за счет части средств, направляемых в фонд борьбы с преступностью, перечисляемых предприятиями в бюджет в виде налогов, а также добровольных отчислений юридических и физических лиц и других источников. Для эффективного использования средств этого фонда важна четкая профессиональная ориентация в соответствии с требованиями рынка труда.

Прежде всего необходима исчерпывающая и доступная информация о рынке труда, содержащая сведения о вакантных местах, квалификационных требованиях, заработной плате, условиях труда, условиях приема на работу и др. должно быть предусмотрено регулярное широкое ее тиражирование в средствах массовой информации, что, безусловно, требует больших затрат, но является необходимым для создания условий наиболее полной профессиональной ориентированности молодежи. По оценке социологов, около 90% молодых людей абсолютно не ориентируются в потребностях и состоянии рынка труда.

Профориентация должна носить, несомненно, долговременный характер. Между предприятиями и службой занятости должен заключаться договор, в соответствии с которым, с одной стороны, предприятия, перспективу своего развития, обязаны сообщать службе занятости сведения о потребности в работниках определенных профессий и квалификации с последующим их трудоустройством, а с другой – служба занятости обязана подготовить соответствующих работников или предложить их из числа состоящих на учете безработных для работы на этом предприятии.

Профориентационная работа должна проводится с обязательным включением в структуру службы занятости групп психологической поддержки. В силу психологических особенностей, молодые люди более оптимистичны, чем люди старшего поколения, легче адаптируются к перестройке экономических и социальных условий в обществе, гораздо чаще готовы рисковать с целью получения высокого заработка, пусть и без дальнейших гарантий; у них достаточно высока потенциальная трудовая мобильность. Однако из-за низкого уровня трудовой мотивации и из-за стремления найти работу с высоким заработком, именно эта категория граждан чаще всего оказывается в числе безработных. Особенно это касается лиц, впервые появляющихся на рынке труда с целью отыскания для себя «первого рабочего места».

Социальные исследования показывают, что почти 90% выпускников средних школ собираются продолжить образование, однако менее 50% из них уверены в правильности выбора профессии, немногим более 6% высказывают сомнения по поводу своих способностей и только 5% психологически готовы идти работать. В результате многие молодые люди оказываются неподготовленными к действительности и после «рухнувших надежд» не могут найти свою нишу на рынке труда. В этом и могут помочь психологи-профессионалы молодым людям.

Студенты-старшекурсники, будущие педагоги, психологи могут привлекаться к работе по профориентации, тестированию молодежи, и эта работа может одновременно зачитываться как производственная практика. Недостаток информации о состоянии рынка труда, зачастую поверхностная профориентационная работа не позволяет молодым людям верно сориентироваться в выборе будущей профессии.

В последнее время явно наблюдается перенасыщение рынка трудовых ресурсов специалистами экономического профиля, инженерных специальностей. Ситуацию можно смягчить, предложив, например, молодым инженерам пройти переподготовку для дальнейшей работы преподавателями информатики, физики, труда.

В системе среднего образовательного комплекса целесообразно возродить положительно зарекомендовавшие себя в прошлом учебно-производственные навыки по определенной специальности. Учащимся, успешно сдавшим квалификационные экзамены избранной специальности, должен выдаваться соответствующий документ. Финансирование УПК может осуществляться из нескольких источников: за счет базовых предприятий, для которых готовятся соответствующие кадры, за счет сборов на нужды образовательных учреждений из бюджетов различных уровней и пр.

Создание учебных и социально-деловых центров службы занятости для поддержки молодых людей, желающих организовать свое собственное дело, не только помогающих адаптироваться к рыночным условиям, но и способствующих поиску интересов, осуществляющих обучение, консультирование по вопросам правового и экономического характера.

Необходимо предусмотреть организацию выездных учебных центров в сельскую местность.

Создание специализированной молодежной биржи труда было полезным в организации занятости молодежи: информация о вакансиях, подбор временных рабочих мест, организация «молодежной практики», проведения ярмарок вакансий, организация клубов занятости и др., т.е. приведение в равновесие рынка труда.

Проведение ярмарок вакансий рабочих и учебных мест. На этих ярмарках работодатели могли бы предлагать вакантные рабочие и учебные места. Здесь же могут быть организованы экспресс консультации специалистов по профориентации, психологов, юристов, сразу оформлены заявки на подготовку нужных специалистов, могут заключаться договоры о взаимовыгодной профориентационной работе.

Информация о работе Биржа труда и ее роль в регулировании рыночных отношений