Безработица в городе Москве: причины, тенденции, перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Происходящие в нашей стране преобразования привели к глубоким изменениям в экономической, политической, социально-культурной сферах жизни общества. Но процесс формирования новых общественных отношений идет не всегда так, как прогнозировалось. Субъективному фактору реформ противостоят объективные процессы саморегулирования общественной системы, которые в значительной степени и определяют существующее положение дел.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы анализа безработицы 5
1.1. Безработица как социально-экономическое явление 5
1.2. Современные концепции безработицы 9
1.3. Основные тенденции в сфере труда и занятости в России на современном этапе 18
Глава 2. Практические аспекты исследования безработицы 24
2.1. Анализ ситуации на рынке труда города Москвы 24
2.2. Особенности безработицы в Москве 31
2.3. Социальный портрет безработного в Москве 35
Глава 3. Совершенствование систем регулирования занятости и снижения безработицы 39
3.1. Разработка и реализация программ содействия занятости населения в Москве 39
3.2. Развитие системы социальной поддержки безработных относящихся к уязвимым категориям населения 43
3.3. Основные пути регулирования безработицы и развития занятости 57
Заключение 71
Список литературы 73

Файлы: 1 файл

Безработица в городе Москве причины, тенденции, перспективы.doc

— 771.50 Кб (Скачать файл)
  • комплексная психологическая поддержка, для снятия напряженности от временной потери работы;
  • меры, направленные на активный поиск работы (формирование новой активной позиции).

Анализ ситуации на рынке труда показывает, что не все граждане имеют одинаковые возможности для трудоустройства. К таким категориям относят:

  • граждане, уволенные с военной службы и члены их семей;
  • молодежь (особенно до 18 лет);
  • женщины;
  • граждане, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание;
  • инвалиды;
  • беженцы и вынужденные переселенцы.

Основной целью работы с данными категориями является недопущение застойной и хронической безработицы средствами активных форм трудоустройства:

  • организация и проведение общественных работ;
  • содействие самозанятости и предпринимательской деятельности;
  • организация временной занятости подростков;
  • реализация программы «Молодежная практика» для выпускников учебных заведений;
  • квотирование рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
  • осуществление компенсационных  выплат работодателям при трудоустройстве этих категорий граждан.

В целях оказания гражданам дополнительных услуг по содействию в трудоустройстве, в ходе сотрудничества с работодателями служба занятости организует ярмарки вакансий и рабочих мест. Данная форма работы дает возможность любому желающему ознакомиться с банком данных свободных рабочих мест, самостоятельно подобрать себе работу и входе непосредственного общения с работодателем выяснить варианты и условия трудоустройства. В последнее время широкое распространение получили мини-ярмарки, специализированные ярмарки для определенных групп населения (молодежь, инвалиды, специалисты в определенной сфере трудовой деятельности, высококвалифицированные работники и т.д.).

Социальная адаптация безработных граждан осуществляется в ходе группового взаимодействия в «Клубе ищущих работу». Участие в деятельности клуба позволяет им преодолеть негативные психологические последствия безработицы, активизировать их  к самостоятельному поиску работы. [28, c.54]

В сложившихся социально-экономических условиях особое внимание со стороны государственных служб отводиться содействию занятости не конкурентоспособных категорий граждан на рынке труда. К таким группам относя инвалидов, молодежь и др.

Рынок труда инвалидов является особым социально-демографическим сегментом российской экономики, подчиняющийся собственным закономерностям, которые необходимо учитывать в политике занятости. Поэтому, государство берет на себя обязательство по содействию интеграции гражданам с ограниченными возможностями, обладающих недостаточной конкурентоспособностью и испытывающих трудности в поиске работы. В системе занятости безработным признается инвалид, имеющий трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, которое выдано в установленном порядке (индивидуальная программа реабилитации).

Основным звеном поддержки инвалидов, в системе занятости является организация комплексной реабилитации, включающая меры:

  1. профессиональной ориентации: информирование, консультирование, психологическая поддержка;
  2. профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации в соответствии с медицинскими показаниями и противопоказаниями, записанными в индивидуальной программе реабилитации;
  3. трудовой реабилитации на основании рекомендаций службы медико-социальной экспертизы.

Базовая работа специалиста с инвалидами в системе занятости включает в себя следующие этапы:

  1. Профессиональное информирование лиц с ограниченными возможностями:

- знакомство с банком вакансий  с учетом ограничений и противопоказаний;

- информирование о возможностях  получения смежной иной профессии, в том числе по вопросам организации самозанятости инвалидов;

- сопоставление полученных сведений  с имеющимися ограничениями лиц  с ограниченными возможностями.

2. Профессиональное консультирование  инвалидов:

- проведение профессиональной диагностики, направленной на определение интересов лиц с ограниченными возможностями, склонностей в профессиональной деятельности;

- выявление характеристик профессионально  важных качеств личности инвалида.

3. Психологическая поддержка лиц  с ограниченными возможностями:

- формирование адекватной самооценки  и уровня притязаний в процессе  индивидуальной и групповой работы  инвалидов;

- коррекция профессионально важных  качеств для трудоустройства  на вакантные рабочие места  с учетом заключения службы  медико-социальной экспертизы.

Социальная поддержка безработных инвалидов это комплекс социально-экономических, правовых, организационных мер направленных на содействие занятости граждан с ограниченными возможностями. В основе данной деятельности лежат механизмы по повышению конкурентоспособности на рынке труда инвалидов желающих работать и имеющих соответствующую рекомендацию.

Таким образом, содействие трудоустройству  и занятости безработных граждан сложный многоплановый процесс, в основе которого профессиональные и личностные возможностями клиента. Деятельность  государственной службы занятости нацелена на социальную поддержку граждан испытывающих трудности в поиске работы.

 

3.3. Основные пути регулирования безработицы  
и развития занятости 

 

Есть два пути регулирования безработицы  
и развития занятости: прямой и косвенный. [10, c.17]

Прямой путь — это возрождение отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности.

Косвенный — это административное или законодательное регулирование занятости. Это означает:

1. Обеспечение правовой защищенности  наемных работников.

2. Использование альтернативных  форм занятости.

В своей дипломной работе я предлагаю использовать альтернативную форму занятости. В соответствии с федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» органы службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ. Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

В соответствии с Законом о занятости населения в РФ и Положением об организации общественных работ проводится работа с безработными гражданами, которым предлагают принять в них участие.

Организация общественных работ является одним из активных и практически реализуемых в достаточно короткие сроки, способов решения проблемы занятости населения.

Для большинства безработных граждан экономическая целесообразность участия в общественных работах заключается в одновременном получении заработной платы и пособия по безработице, а в некоторых случаях - в возможности последующего трудоустройства на постоянную работу в тех организациях, где проводятся работы.

Общественные работы организуются для выполнения федеральных, целевых и региональных программ социально-экономического развития, исходя из необходимости и целесообразности организации таких работ. Для граждан, состоящих на учете в ЦЗН - общественные работы, это также предоставление материальной поддержки, сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы.

Общественные работы призваны обеспечить потребности города, организаций и предприятий в  выполнении работ, временного характера. 
Для граждан, обратившихся и зарегистрированных в службе занятости, общественные работы являются прекрасной возможностью временного трудоустройства и получения заработка.

А если учесть что это труд, не требующий специальной подготовки, то общественными работами могут воспользоваться граждане,  которые длительно не могут найти работу по своей профессии, или те, кто ждет курсы профессионального обучения, а так же выпускники учебных заведений, которым сложно найти работу не имея за плечами опыта работы по полученной специальности.

Что приобретает безработный гражданин, участвуя в общественных работах?

  • Общественные работы это официальное трудоустройство. С каждым работником заключается срочный трудовой договор, и делается запись в трудовой книжке;
  • На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство РФ о труде и социальном страховании. Например, граждане, участвующие в общественных работах, имеют право на оплату периода временной нетрудоспособности;
  • Время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах,  засчитывается в общий трудовой стаж.
  • На предприятии выплачивается заработная плата,   и её размер не может быть ниже установленного федеральным законом минимальной оплаты труда;
  • Для безработных граждан, направленных службой занятости на общественные работы, выплачивается материальная поддержка в размере от 1020 рублей до 2040 рублей за месяц работы;
  • В период участия в общественных работах безработным за гражданами, для которых эти работы не являются подходящей работой, сохраняется право на получение пособия по безработице;
  • И наконец, можно получить возможность трудоустройства на постоянное рабочее место после окончания срока общественных работ.

 

 В общественных работах могут принять участие граждане, зарегистрированные в службе занятости в качестве безработного. А также граждане, обратившиеся в службу занятости в целях поиска работы (это могут быть занятые граждане, находящиеся в отпуске или студенты во время каникул и др.). Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются  безработные граждане,   не получающие пособия по безработице или состоящие на учете в центре занятости населения свыше шести месяцев.

Согласно ст.4 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» общественная работа считается подходящей для следующих категорий граждан:

  • Впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности);
  • Уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия;
  • Прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность;
  • Стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  • Отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;
  • Направленных  органами   службы занятости   на   обучение и отчисленных  за виновные действия.
  • Состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;
  • Обратившихся в службу занятости после окончания сезонных работ.

Приступая к работе, эти граждане снимаются с учета в службе занятости.

На предприятии им выплачивается заработная плата.  Оплата труда производится за фактически выполненный объем  работ  в соответствии  с действующими на  предприятии  условиями оплаты труда или на договорной основе, но не ниже минимального уровня, установленного законодательством, при условии полного рабочего дня (недели). (Приложение 6)

В период участия в общественных работах безработным гражданам может оказываться материальная поддержка. (Приложение 7)

В случае отказа от предложения органов службы занятости принять участие в оплачиваемых общественных работах эти граждане могут потерять право на пособие по безработице.

Информация о работе Безработица в городе Москве: причины, тенденции, перспективы