Безработица в городе Москве: причины, тенденции, перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Происходящие в нашей стране преобразования привели к глубоким изменениям в экономической, политической, социально-культурной сферах жизни общества. Но процесс формирования новых общественных отношений идет не всегда так, как прогнозировалось. Субъективному фактору реформ противостоят объективные процессы саморегулирования общественной системы, которые в значительной степени и определяют существующее положение дел.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы анализа безработицы 5
1.1. Безработица как социально-экономическое явление 5
1.2. Современные концепции безработицы 9
1.3. Основные тенденции в сфере труда и занятости в России на современном этапе 18
Глава 2. Практические аспекты исследования безработицы 24
2.1. Анализ ситуации на рынке труда города Москвы 24
2.2. Особенности безработицы в Москве 31
2.3. Социальный портрет безработного в Москве 35
Глава 3. Совершенствование систем регулирования занятости и снижения безработицы 39
3.1. Разработка и реализация программ содействия занятости населения в Москве 39
3.2. Развитие системы социальной поддержки безработных относящихся к уязвимым категориям населения 43
3.3. Основные пути регулирования безработицы и развития занятости 57
Заключение 71
Список литературы 73

Файлы: 1 файл

Безработица в городе Москве причины, тенденции, перспективы.doc

— 771.50 Кб (Скачать файл)

Государство так же предоставляет дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы. Разрабатываются и реализуются целевые программы содействия занятости населения на региональном уровне. Создаются дополнительные рабочие места и специализированные организации (включая предприятия для труда инвалидов). Устанавливаются квоты для приема на работу социально не защищенных категорий граждан. Организуется временное трудоустройство несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, предоставляются услуги по профессиональной ориентации, а также обучение по специальным программ.

Важной составляющей государственной социальной поддержки безработных граждан является выплата пособий и компенсаций. Государство гарантирует безработным:

- выплату пособий по безработице, в том числе в период временной  нетрудоспособности безработного;

- выплату стипендии в период  профессиональной подготовки, повышение  квалификации переподготовки по  направлению органов службы занятости;

- возможность участия в оплачиваемых  общественных работах;

  • возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложениям органов службы занятости.

Задачи службы занятости в нашей стране очень велики, она занимается не только решение проблем безработного, но и вопросами изменения трудового поведения в рыночных условиях всех хозяйственных субъектов (работодатель и работник). В компетенцию службы занятости в ходит:

  • содействие поиску подходящего рабочего места как временного, так и постоянного;
  • повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда, организация профессионального образования безработных;
  • квотирование рабочих мест для неконкурентоспособных на рынке труда категории граждан;
  • информирование население, работодателей, государственные и негосударственные структуры о состоянии рынка труда;
  • территориальное перераспределение работников;
  • помощи в развитии предпринимательства и самозанятости граждан;
  • обеспечение социальной поддержки безработных;
  • сотрудничество с работодателями, для комплексного решения проблем клиентов службы занятости;
  • совершенствование механизма финансовой поддержки работодателей, создающих и сохраняющих рабочие места осуществляющих переподготовку персонала.

Граждане, обратившиеся в службу занятости, имеют право проконсультироваться по вопросам выбора сфер деятельности, трудоустройства, профессионального обучения. При этом регистрироваться в службе занятости не обязательно. Работающий, но желающий сменить место работы гражданин может обратиться в службу занятости в целях поиска подходящей работы.

Порядок регистрации безработных граждан предусматривает несколько этапов: [23, c.90]

  1. Первичная регистрация безработных граждан. Она осуществятся в целях учета общей численности безработных обратившихся в службу занятости в целях консультирования. Первичная регистрация безработных граждан связана с указанием в регистрационных документах анкетных данных клиента, его профессиональный уровень и  причины обращения в службу занятости.

Для регистрации в целя поиска подходящей работы, безработные предоставляют справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние 3 месяца с предыдущего места работы и предоставляют следующие документы: а) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; б) трудовую книжку или иные документы подтверждающие трудовой стаж; в) документы удостоверяющие профессиональную квалификацию.

Инвалиды в дополнении к указанным документам предъявляют трудовую рекомендацию, индивидуальную программу реабилитации.

2. Регистрация в целях поиска подходящей работы. В соответствии с действующим законодательством подходящей считается такая работа которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом его профессиональной подготовки, условием последнего места работы,  состоянием здоровья, транспортной доступности.

Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется органами службы занятости населения по месту жительства граждан со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами. Специалисты службы занятости в течении 10 дней со дня регистрации граждан должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии 2 варианта профессиональной подготовки или оплачиваемой работы. В целях содействия в трудоустройстве клиент службы занятости и специалист могут разработать план самостоятельного поиска работы. В  случае не возможности подобрать подходящую вакансию безработному может быть предложена профессиональная подготовка (переподготовка). На каждого клиента зарегистрированного в целях поиска подходящей работы заботится личное дело, куда заносится вся полученная информация по подбору работы.

  1. Регистрация граждан в качестве безработных. Она осуществятся  на основании решения органов службы занятости населения о признании гражданина безработным, принимаемого не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы.

Датой регистрации гражданина в качестве безработного является принятие решения службы занятости о признании его безработным. Граждане, которым отказано в регистрации в качестве безработных имеют право на повторное обращение. В случаи  несогласия с решением службы занятости гражданин имеет право в установленном порядке обратиться с иском в суд.

  1. Перерегистрация безработных граждан. Клиенты службы занятости обязаны не реже 2 раз в месяц проходить перерегистрацию. Безработные обязаны активно содействовать своему трудоустройству, соблюдать порядок и условия регистрации, информировать органы службы занятости в случае поиска работы.
  2. Снятие безработных граждан с регистрационного учета. Оно осуществляется в следующих случаях: когда гражданин признается занятым, в соответствии с трудовым законодательством; если проходит профессиональную подготовку или переподготовку, повышение квалификации по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии; когда не являются без уважительной причины в течении 10 дней со дня регистрации их в качестве безработных; при длительной (долее месяца) неявке в органы службы занятости без уважительной причины; при переезде в другую местность; в случаи назначения гражданину пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет; когда устанавливаются со стороны безработного.

По мнению некоторых специалистов, единственной альтернативой нормализации ситуации в области занятости населения станет развитие малого предпринимательства и  самозанятости граждан, особенно в малых городах и сельской местности. Малый и средний бизнес во многом инициирует появление дополнительных рабочих мест, способствует деловой активности граждан, в том числе и тех, кто менее конкурентоспособен на рынке труда.

Другим вариантом в решении проблемы содействия занятости, является привлечение граждан к оплачиваемым общественным работам. Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан имеющих работу. К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а так же их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки. Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и безработные. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные, не получающие пособие и граждане, состоящие на учете  длительное время (свыше 6 месяцев). Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При этом учитывается состояние здоровья, возрастные и профессиональные особенности человека.

Оплачиваема работа, включая работу временного характера  и общественные работы считается подходящей для следующих категорий граждан:

  • впервые ищущих работу (ранее не работающих) и при этом не имеющих профессии (специальности);
  • уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные  законодательством Российской Федерации;
  • прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  • стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также  направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия.
  • отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;
  • состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работающих;
  • обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

В системе мер социальной защиты населения от безработицы важное место занимает право граждан на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости. Профессиональное образование безработных граждан решает следующие задачи:

  • повышение конкурентоспособности конкретного человека на рынке труда:
  • сокращение уровня безработицы;
  • изменение профессионально-квалификационного состава трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики;
  • минимизация финансовых издержек государства.

Данный вид деятельности службы занятости, является одним из главных элементов активной политики занятости, так как способствует преодолению основной причины безработицы – несоответствие качественных характеристик вакантных рабочих мест и безработных.

В соответствии с законом данная форма работы ведется с безработным если:

  • гражданин не имеет профессии (специальности);
  • невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
  • необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;
  • гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан осуществляется в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами. [20, c.35]

Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют безработные инвалиды, безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники образовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ране не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности).

При этом профессиональное обучение должно решать следующие задачи:

1. Предоставление гражданам широкого  сектора услуг в области профессиональной  ориентации, в выборе форм и  методов обучения;

  1. Содействие трудовой активности население развитие предпринимательства и самозанятости;
  2. Повышение конкурентоспособности определенных категорий граждан;
  3. Формирование социального заказа на профессиональное обучение с учетом региональных особенностей.

Все это в полной мере говорит о необходимости создании целостной концепции профессионального образования безработных граждан.

Профессиональная пригодность работника с учетом уровня его профессиональной подготовки определяется в соответствии с:

  • документами об образовании;
  • документами, удостоверяющими профессиональную квалификацию;
  • записями в трудовой книжке.

Эффективности системы профессионального образования подтверждается высокой долей трудоустройства по окончанию обучения граждан.

Приоритетное право на приобретение новой профессии имеют длительно неработающие граждане. Длительность безработицы определяется сроком времени, в течение которого человек не может найти работу. Она может быть: кратковременной (до 4 месяцев); длительной (более 1 года).

В России число людей стоящих на учете в службе занятости длительное время с каждым годом все больше увеличивается. Среди длительно безработных 36 % составляют мужчины, 64 % женщины. Так как вероятность найти работу в короткие сроки у женщин вдвое меньше чем у мужчин. Длительная безработица наиболее распространена среди лиц старшего возраста, так как они медленнее реагируют на потребности рынка. При оказании помощи длительно безработным гражданам необходимо вести работу по следующим направлениям:

Информация о работе Безработица в городе Москве: причины, тенденции, перспективы