Безработица: причины существования и методы регулирования. Опыт развитых стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Безработица — социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население. В выдержке из Закона «О занятости населения РФ» говорится, что «безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в Службе занятости в целях поиска подходящей работы, и готовых приступить к работе». Согласно определению Международной организации труда, человек в возрасте 10-72 лет (в России, по методологии Росстата, — 15-72 лет) признаётся безработным, если на критическую неделю обследования населения по проблемам занятости он одновременно:
• не имел работы;

Содержание работы

1. Понятие «безработицы». Причины существования безработицы …………………………………………………….3
2. Виды безработицы ……………………………………………...5
3. Выгоды и издержки безработицы …………………………….8
4. Методы регулирования безработицы …..…………………….9
5. Последствия безработицы в развитых странах .…………..10
6. Опыт развитых стран в борьбе с безработицей …………..13
6.1. Активная политика на рынке труда …………………14
6.2. Пассивная политика на рынке труда ……….…………19
7. Классификация методов борьбы с безработицей с точки зрения различных экономических теорий ………….………..20
Заключение ……………….……………………………..….…….…22
Список использованной литературы ………………..….…….…24

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по макроэкономике.docx

— 72.45 Кб (Скачать файл)

 

  1. Последствия безработицы в развитых странах

В главе «выгоды и издержки безработицы» говорилось об общих для всех стран последствиях этого явления. Здесь мы рассмотрим, как влияет безработица на развитые страны. Безработица приносит с собой множество негативных последствий. Она ложится тяжким бременем на экономику страны. Безработица приводит к тяжелым финансовым проблемам в экономике, особенно в развитых странах ( Великобритания, Франция, Швеция, Канада, США и Германии), где есть хорошие системы социального обеспечения. В этом случае, чем выше уровень безработицы, тем выше будет и обеспечение расходов.

 Хорошо известный факт, что безработица имеет прямую  связь с некоторыми социальными проблемами, такими, как рост бедности, социальные волнения, преступность, разводы, насилие и т.п.

 Еще одним последствием  является так называемый эффект домино. Когда нестабильность одного предприятия приводит к неуверенности его контрагентов, связанных с ним по виду деятельности. Например, проблемы, с которыми сталкиваются издательские дома, могут отрицательно сказаться на его поставщиках (бумажной фабрике).

Следующей проблемой, с которой сталкиваются развитые страны из-за безработицы – это спад производства. Рост безработицы означает, что производственные мощности будут использоваться не на 100% .

 Как отмечалось в вышеназванной главе высокий уровень безработицы и для развитых стран означает, что большое количество человеческих ресурсов страны  (в большинстве случаев квалифицированных) тратится впустую. Стоимость их отдачи для общества могла бы быть высокой, и выражаться в сотнях миллионов фунтов стерлингов (евро и т.п.), если бы было проведено переобучение персонала. Но они, в конечном итоге, остаются безработными.

 Высокий и устойчивый  уровень безработицы может оказаться  источником деморализации и безнадежности в обществе, особенно если нет признаков улучшения состояния дел. Общество с большим количеством людей без надежды на лучшее будущее может оказаться опасным обществом. Действительно, это может привести к постоянным беспорядкам, политической и экономической нестабильности, а это, в свою очередь, к угрозе национальной безопасности.

 Еще один фактор  – отсутствие доверия. Некоторые аналитики считают, что люди, которые были безработными в течение длительного времени, теряют уверенность в себе с точки зрения взаимоотношений с другими людьми. Таким образом, чем дольше человек был без работы, тем труднее потом становится получить работу из-за притупления навыков общения.    При продолжительной безработице теряется квалификация высвободившихся работников. Особенно ощутимы социально-экономические потери в связи с массовыми увольнениями и вынужденными переходами на малоквалифицированную работу специалистов и научных работников. Даже при последующем включении в производительный процесс, работник выходит на нормальную, устойчивую высоту производительности труда, примерно за полугодовой срок. И весь период адаптации работник отстает в результатах своего труда, по сравнению с постоянными рабочими кадрами той же квалификации в равных условиях труда.

Дополнительные расходы на переподготовку – еще одно последствие безработицы - могут быть понесены правительством, для того, чтобы обучить людей новым профессиям, востребованным на рынке труда. Пусть даже они ранее были обучены другой профессии. Постольку поскольку они были безработными в течение длительного времени, это дополнительное обучение будет необходимо для их трудоустройства.

 Высокий уровень безработицы  часто приводило к росту национализма и анти иммиграционных движений. Такие движения, как Британская национальная партия (БНП), и подобные партии в других развитых странах, будут обвинять иностранных рабочих и этнические меньшинства в разжигании межнациональных конфликтов, даже не смотря на тот факт, что иммигранты являются гражданами этой страны. Могут происходить столкновения на почве безработицы из-за "туземцев", которые, в некоторых случаях, разгорались в результате скрытого насилия, расизма и расовых волнений в обществе.

 

 

  1. Опыт развитых стран в борьбе с безработицей

 Безработица – тяжелое состояние для каждого человека и его семьи. Прежде всего, человек лишается источника дохода. Хотя государство обычно выплачивает ему пособие по безработице, срок его выплаты ограничен, а по размеру оно значительно меньше, чем та зарплата, которую он получал прежде. Даже тот безработный, который получает пособие, теряет чувство уверенности и самоуважения. Среди безработных часты психические расстройства, самоубийства. Безработные или люди, которым реально угрожает безработица, обычно проявляют большую политическую активность, устраивают демонстрации и митинги и часто голосуют против правительства. Вот почему любое правительство считает своим долгом бороться с безработицей, прежде всего с циклической.

В особо тяжелых случаях (к примеру, так было во время Великой депрессии 1929-1933 гг.) для того, чтобы занять безработных, правительство организует общественные работы: строительство дорог, мостов и т.п. Организованная государством система профессиональной ориентации и переквалификации позволяет бороться и со структурной безработицей. В странах с рыночной экономикой угроза безработицы подстегивает и дисциплинирует работников.

В странах с развитой рыночной экономикой размеры пособий по безработице, соотнесенные со средней заработной платой, колеблются довольно существенно. Так в США этот показатель в среднем составляет 50%, в Канаде 60%, в Австралии 30-60%, в Бельгии 40-60%. Западные специалисты указывают на негативный характер высоких пособий. Безработные затягивают время поиска работы, повышается уровень притязаний к заработной плате на новом рабочем месте.

 Респонденты также  отмечали что:

• 75,2% - устраивает статус безработного т.к. он увеличивает личное свободное время.

• 13% - безработица стимулирует овладение новыми специальностями.  Каждый седьмой респондент, считает, что безработица воспитывает ответственность и самостоятельность.

В силу отмеченных причин, умеренная безработица (от 3 до 7% от числа занятых) считается необходимым спутником развития рыночной экономики. Процессы инфляции и безработицы неотъемлемая часть рыночной экономики и считаются бичами современности.

Абсолютно искоренить возникновение данного явления невозможно, что доказывает многолетняя экономическая практика различных государств. Но есть определённые методы регулирования роста уровня безработицы, с помощью специально разработанных государственных инструментов регулирования, основанных на законодательной базе.

И всё-таки, некоторый уровень безработицы необходим, так как это держит рынок в равновесии. Не нужно лишь допускать критических ситуаций. Так как переизбыток любого экономического явления пагубен для экономики в целом.

    1. Активная политика на рынке труда.

 Не все из мер активной политики борьбы с безработицей считаются эффективными и могут подвергаться критике, так как степень их воздействия на уровень безработицы трудно проверить. Существуют разные методы активного влияния на рынок труда, вот некоторые из них:

1. Непосредственное создание новых рабочих мест за счёт государственных расходов, чаще всего для выполнения работ в интересах общества. Это, например, работа в области охраны окружающей среды, строительства автомобильных и железных дорог, очистка мест проживания от мусора и так далее. Такой подход является частью кейнсианской (макроэкономическое течение, сложившееся как реакция на Великую депрессию в США) модели экономики. Он показал свою эффективность во время Великой Депрессии в США. В общей сложности в 1933—1939 годах в США численность занятых на общественных работах по строительству каналов, дорог, мостов достигла 4 миллионов человек. Одним из примеров использования такой политики являются меры по уменьшению безработицы, проведённые бургомистром Унтергуггенбергером в австрийском городе Вёргль.

2. Стимулирование большого и малого предпринимательства позволяет относительно быстро создать новые рабочие места. Предполагается, что, развиваясь, предприятия будут создавать новые рабочие места, содействуя занятости населения. Основным источником стимулирования малого бизнеса является банковская система, тогда как их поддержка является в основном государственной прерогативой. В странах с рыночной экономикой вмешательство государства в экономическую деятельность предприятий носит преимущественно косвенный характер, то есть путём регулирования налогообложения и кредитно-финансовых механизмов. Наряду с финансовыми  существуют административные методы регулирования, которые в странах с рыночной экономикой сводятся к корректировке законодательства и контролю за его соблюдением. В целом чаще всего применяется субсидирование процентных ставок по кредиту и снижение налогов. В частности это:

2.1. Меры, объединённые общим названием экономическая дипломатия. Их суть заключается в продвижении товаров данной страны на внешнем рынке, поддержке инвестиционных проектов в других странах и привлечении иностранных инвестиций, обеспечении наилучших условий торговли на внешних рынках.

2.2.Протекционизм, то есть меры по защите внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Позволяет защитить неразвитые и неэффективные отрасли хозяйства страны, снижая безработицу, вызванную поражением предприятий в конкурентной борьбе. Вместе с тем снижается конкурентоспособность национальных предприятий, подрывается международная торговля, монополизируется производство, приводя к различным негативным для экономики последствиям.

2.3. Выплата государственных субсидий предприятиям. В данном случае государственные субсидии (называемые ещё дотациями, субвенциями или премиями) используются для стимулирования предприятий к совершению действий, которые они не стали бы осуществлять в обычных условиях в отсутствие подобной помощи ввиду их экономической неоправданности. Субсидии начисляются определённым категориям лиц, а не по географическому признаку. Субсидии, выделяемые на борьбу с безработицей, бывают 3-х видов:

  • Субсидии, позволяющие избежать ликвидации рабочих мест, если предприятие столкнулось с экономическими трудностями.
  • Освобождение предприятий от налогов и выплаты, упрощающие их создание.
  • Полная или частичная выплата государством зарплат и пособий работникам, если в течение длительного времени предприятие не может этого сделать.

3. Воздействие на рынок труда, в том числе с целью его развития. Это:

  • Принятие мер по перераспределению имеющегося спроса на труд путем побуждения предприятий к уменьшению рабочего времени отдельных работников. Нехватка трудовых ресурсов компенсируется созданием новых рабочих мест. Склонить предприятие к такой политике можно только путём субсидирования. Артур Сесил Пигу (английский экономист, ученик Альфреда Маршалла) предлагает делить между работниками не только рабочее время, но и заработную плату, что позволяет снизить затраты на нее. Даже при неблагоприятной конъюнктуре, эти меры способствуют уменьшению безработицы. Уменьшение длительности рабочего времени не всегда даёт нужные результаты. В частности, во Франции закон 1981 года о 39-часовой рабочей неделе дал 40 000 рабочих мест вместо ожидаемых 430 000.
  • Помощь молодым специалистам в интеграции на рынок труда. На рынке труда молодёжь часто оказывается в невыгодном положении по сравнению с более опытными старшими работниками. Особенно остро эта проблема стоит в государствах, в которых рынок труда строго контролируется.
  • Улучшение обеспечения рынка труда информацией о существующих вакансиях. Безусловно, если безработный не владеет этой информацией, он не сможет устроиться на работу. Для решения этой проблемы создаются биржи труда, центры занятости и другие подобные частные или государственные организации. Не менее важны систематические исследования рынка труда. Это исследования структуры занятости на полном рынке труда государственных субъектов, проблем регистрируемой безработицы, проблем взаимодействия работника с работодателями, проблем занятости отдельных категорий населения, проблем организации работы службы занятости и ее отдельных направлений.  Кроме того, могут проводиться различные ярмарки вакансий, дни открытых дверей и тому подобное.
  • Устранение препятствий мобильности рабочей силы. Важна как географическая мобильность, то есть миграция рабочей силы, так и меж профессиональная мобильность. Существует тенденция миграции рабочей силы из экономически отсталых районов в экономически развитые, что создаёт проблемы и там и там. Для решения этой проблемы необходимо концентрировать усилия по борьбе с безработицей в тех районах, где она выше. Существует особый вид мобильности рабочей силы, предполагающий дистанционное управление работником. Работодатель связывается с работником через интернет, даёт ему определённое задание, а затем получает результаты труда также через интернет. Конечно, существуют определённые ограничения такой мобильности: работодателю достаточно трудно оценить результат, если дело не касается обработки информации. Отсутствие активной государственной политики на рынке труда в сочетании с сокращающейся мобильностью населения может привести к социальным конфликтам.
  • Развитие системы профессионального образования позволяет повысить квалификацию работников, тем самым приспосабливая их к изменениям рынка труда. Особое внимание должно уделяться дефицитным специальностям и профессиям. Недостатком этого метода является то, что он не даёт быстрого результата и увеличивает неравенство среди работников, так как вероятность получения образования повышается в соответствии с занимаемым положением. Однако, безработица, вызванная спадом производства или резким увеличением численности трудоспособного населения, не может быть снижена таким образом.
  • Снижение пенсионного возраста. Это позволяет освободить некоторую часть рабочих мест, но создаёт дополнительную нагрузку на систему пенсионного обеспечения.

4. Монетарные и фискальные меры, направленные на повышение спроса и регулирование цен путём борьбы с инфляцией. Такая политика, позволяя уменьшить инфляцию и улучшить сальдо торгового баланса, мало влияет на уровень безработицы. Сторонники монетарной теории экономики критикуют такие меры, заявляя, что эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен. Исследования показали отсутствие в развитых странах связи между безработицей и инфляцией, но такая связь когда-то существовала. Например, в Соединённых Штатах эта связь явно прослеживалась в 60-е годы, а в 80-90-е инфляция и безработица сокращалась одновременно. Также выяснилось, что безработица и инфляция детерминируются большим количеством факторов, причем их набор в каждой стране в определенный период времени уникален, хотя не все специалисты согласны с такой точкой зрения

5. Политика дерегламентации, предлагаемая либеральными экономистами, предполагает принятие следующих мер:

  • уменьшение влияния профсоюзов;
  • отмена минимума заработной платы;
  • смягчение правил найма и увольнения работников.

А. С. Пигу и его последователи, считающие, что проблема в слишком высокой заработной плате, предлагают снижать заработную плату и разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они добиваются, влечёт рост безработицы. Ещё они предлагают государству трудоустраивать безработных, претендующих на невысокий доход, в частности, содействовать развитию социальной сферы. Такая политика является спорной и приводит к состоянию неуверенности работников в завтрашнем дне, побуждает домохозяйства к сбережению доходов, снижая потребление.

    1. Пассивная политика на рынке труда

Пассивная политика на рынке труда направлена на формирование определённого отношения к безработице в обществе, и сглаживание её негативных последствий. С точки зрения пассивной политики, Субсидирование занятости — это поддержка безработных, открывающих собственное дело и льготное кредитование. Помощь в оформлении досрочного выхода на пенсию, с частичным или полным сохранением её размера, в тех государствах, где такая возможность предусмотрена законодательством.

Пособия по безработице поддерживают тех, кто не имеет работы. Они позволяют безработным искать место работы, частично сохраняя прежний уровень жизни, поддерживают внутренний спрос и ослабляют социальное неравенство. Но увеличение количества безработных и продолжительности безработицы создают угрозы финансовому равновесию всей системы пособий. Приверженцы политики дерегламентации (сторонники ухода от жестких регламентов, норм) считают, что повышение пособий по безработице способствует её увеличению, однако существует и противоположное мнение.

Информация о работе Безработица: причины существования и методы регулирования. Опыт развитых стран