Безработица, ее причины и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 07:38, контрольная работа

Описание работы

Сфера труда – важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и ее непосредственное использование в общественном производстве. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах, то есть в общественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...3
1. Виды и формы безработицы………………………………………...5
2. Причины возникновения безработицы……………………………..9
3. Пример безработицы на Российской практике……………………12
Заключение……………………………………………………………..19
Список используемой литературы…………………………………….20

Файлы: 1 файл

Ekonom_teoria.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

причинами роста и снижения занятости и уровня безработицы в стране. Циклическое развитие экономики, следующие друг за другом подъемы и спады экономической активности в течение нескольких лет или десятков лет, ведут к определенным колебаниям численности занятых и безработных. 
Среди экономистов нет одинаковой точки зрения на причины безработицы. 
Можно выделить следующие основные причины безработицы: 
•  избыток населения (в целом мировая экономика трудоизбыточна, и стремительный рост народонаселения способствует этому); 
•   установление ставок заработной платы выше равновесного уровня под давлением действий профсоюзов и социально-экономической активности населения; 
•   вытеснение труда капиталом в эпоху научно-технической революции; 
•   наличие монопсонии на рынке труда (предприятия-монопсонисты диктуют условия оплаты труда и занижают объем занятости); 
•   низкий платежеспособный спрос (отсутствие спроса на товары и услуги снижает спрос на труд, поскольку спрос на труд носит производный характер, а в результате этого возникает безработица). 
Также можно выделить ряд причин возникновения фрикционной безработицы: 
•   географические перемещения населения: человек переезжает на новое место и может оказаться в момент переезда и в течение какого-то времени до и после переезда безработным; 
•   смена профессиональных интересов, переобучение, переквалификация; 
•   наступление новых этапов в персональной жизни человека: учеба, рождение детей и т.п. 
Причины возникновения структурной безработицы возникают в результате технического прогресса, сокращающего спрос на работников одних профессий и увеличивающего спрос на работников других профессий. Иными словами, структурная безработица порождается невозможностью трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы на рынках труда различных профессий. 
Причины скрытой безработицы на российских предприятиях можно разделить на две группы: причины, по которым руководители фирм не идут на массовое увольнение работников, и причины, по которым работники сами не увольняются с предприятий, хотя заработки зачастую едва достигают прожиточного минимума; а заработная плата задерживается месяцами. 
Первая группа причин сохранения скрытой безработицы включает следующие пункты:

Во-первых, даже в условиях падения производства руководители фирм стараются сохранить кадры на перспективу, вводя частичную занятость, оплачиваемые и неоплачиваемые) отпуска;

Во-вторых, сохранение кадров позволяет надеяться на финансовую поддержку государства;

В-третьих, часто у фирм просто нет средств на выплату высвобождаемым работникам пособий и заработной платы на период трудоустройства в соответствии с трудовым законодательством. Поэтому увольнения происходят, как правило, с грифом «по собственному желанию», спровоцированные все ухудшающимися условиями труда и низкой заработной платой. Еще несколько лет назад, на первом этапе приватизации, предприятия сохраняли штаты еще и в целях акционирования: как известно, первоначально акционирование осуществлялось трудовыми коллективами. Однако к настоящему времени данная причина сохранения кадров исчезла. 
Вторая группа причин сохранения скрытой безработицы связана с нежеланием работников покидать прежнее место работы даже, несмотря на нищенскую зарплату.

Во-первых, в небольших населенных пунктах люди просто не имеют другой возможности найти работу;

Во-вторых, для старшей возрастной группы трудоспособного населения очень важен непрерывный, стаж работы для получения пенсий;

В-третьих, пособие по безработице, даже если его удается получить, не компенсирует потери в заработной плате;

В-четвертых, в сознании работников очень часто преобладает такой фактор как стабильность занятости. Несмотря на то, что многие люди подрабатывают в сфере теневой экономики, а также в личном подсобном хозяйстве, они не теряют связи с основным местом работы, добровольно предпочитая неполную занятость. 
Таким образом, в отличие от экономически развитых стран, сохранение скрытой безработицы в России связано не с активной регулирующей позицией государства и профсоюзов, а скорее с отсутствием таковой на фоне кризисного падения производства. 
Все эти причины, так или иначе, вызывают безработицу или способствуют ее дальнейшему развитию. Неконтролируемое развитие этого явления может иметь серьезные макроэкономические последствия.

 

3. Статистика по росту безработицы  в России на 2014 год.

 

Проблема безработицы является предметом многочисленных дискуссий и исследований.

В данном примере речь пойдет о безработице как социально-экономическом явлении в обществе, узнаем мнения руководителей страны и экспертов о ситуации в России с безработицей на сегодняшний день и на ближайшую перспективу.

Уровень безработицы – экономический показатель, один из основных индикаторов на рынке труда. Он отражает соотношение между нетрудоустроенными гражданами в обществе и теми, кто имеет постоянную

работу. Безусловно, в расчёт берётся трудоспособное, экономически активное население той или иной страны.  Показатель уровня безработицы рассчитывается путём деления числа безработных граждан на общее число трудоспособного населения в стране (занятого и незанятого). Обычно этот показатель выражается в процентах.

По итогам 2013 года Росстатом опубликованы основные социально-экономические показатели развития страны, в том числе и уровень безработицы в России. Данный показатель в минувшем году составил 5,5%.

Стало быть, мы имеем следующую картину на рынке труда на начало 2014 года: 4,2 млн. чел. / 76 млн. чел. * 100% = 5,5%

По данным Росстата, в стране насчитывается 76 млн. экономически активных, трудоспособных россиян, в их числе 4,2 млн. человек, не имеющих работы.

Стоит ли упоминать, что от года к году цифры изменяются и характеризуют состояние не только рынка труда отдельно, но и экономики, как говориться, в целом. В период подъёма экономики уровень безработицы находится в пределах 2 – 3%, а уровень 7% и выше говорит об экономическом спаде в государстве, то есть производства закрываются, и трудоспособные граждане не могут найти работу.

Здесь необходимо также отличать статусную, зарегистрированную (открытую) безработицу от скрытой. Скрытая безработица подразумевает, что работники официально трудоустроены, но фактически не работают (например, находятся в вынужденных отпусках) или трудятся по неполному графику (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя). Очевидно, что скрытая безработица не попадает в статистику, но работники «проблемных» предприятий и учреждений – это потенциальные безработные.

Проблемы занятости населения практически всецело находятся в ведении регионов. На федеральном уровне разрабатываются программы и стратегии, осуществляется мониторинг ситуации с трудоустройством населения в целом по стране, выделяются средства гражданам, которые признаны безработными. Из средств региональных бюджетов проводятся ярмарки вакансий, осуществляется переобучение потерявших работу россиян.

Совместными усилиями федеральных и местных властей за последние 4 года в стране достигнут весьма успешный результат по рассматриваемому показателю на фоне ведущих стран мира:

 

Уровень безработицы в странах, в %

2010г.       2011г.       2012г.      2013г.

Россия                         7.3              6.5             5.5           5.5

Германия                    7.1              6.0             5.5           5.3

Италия                        8.4              8.4             10.7         12.2

Канада                        8.0              7.5             7.2            7.1

Великобритания        7.8              8.0             7.9            7.6

США                           9.6              9.0             8.1            7.4

Франция                     9.7              9.6             10.2          10.8

Япония                       5.1              4.6              4.4            4.0

 

Однако прогнозы экспертов на текущий год нельзя считать утешительными. Во-первых, в последнее время в России не наблюдается роста экономики, государственные ведомства рассчитывают на её минимальный рост. Во-вторых, непростая ситуация сложилась с предприятиями в моногородах. Именно эти, градообразующие предприятия, взяты сейчас под контроль федеральными властями, так как они являются потенциальным источником массовых увольнений работников. В 2014 году Правительство готово потратить на поддержку моногородов 51,5 миллиардов рублей (зарезервировано в бюджете). В-третьих, на Международном инвестиционном форуме (возможно, известный не всем), который проходил, как некоторые помнят, в Сочи в сентябре 2013 года, премьер-министром России Дмитрием Медведевым были сделаны недвусмысленные заявления о грядущих изменениях на рынке труда в стране.

Но обо всём по порядку. В Министерстве труда сообщили, что за два первых месяца 2014 года количество официальных безработных выросло более чем на 3%.

Драматического роста уровня безработицы в текущем году Правительством страны не предполагается, зашкаливающих цифр не будет.  Власти заверяют, что этот показатель будет находиться в рамках 6% и останется одним из самых низких в мире.

Сумму пособия по безработице увеличивать в этом году не планируется, поскольку количество вакансий, заявленных (зафиксированных официальных) работодателями в органы хорошо известной службы занятости, в 2 раза превышает число россиян, которые ищут работу.

В настоящее время в России действует закон, в соответствии с которым работодатели обязаны информировать власти о предстоящих, планируемых массовых увольнениях работников. Особенно остро вопрос массовых увольнений стоит в моногородах.

Моногородами признаются те населённые пункты, экономика которых полностью зависит от единственного крупного предприятия, обеспечивающего занятость населения. Уволенному с градообразующего предприятия человеку практически не трудоустроиться по месту жительства.

Министр труда и социальной защиты, небезызвестный Максим Топилин подчеркнул, что из 342 моногородов на среднем, так сказать, по России уровне безработицы находятся 200 населённых пунктов, а вот в 142 моногородах этот экономический показатель, к сожалению, выше среднего. Серьёзные опасения в настоящее время вызывает 51 город (из 142-х). В качестве примера был приведён посёлок Великооктябрьский Тверской области, где уровень безработицы составляет 18%. Наглядный пример скрытой безработицы демонстрирует город Кировск Мурманской области, где на так называемом градообразующем предприятии с названием «Апатит» под риском увольнения находятся 3,5 тысячи работников из 9 тысяч человек.

В сложившейся ситуации министр видит следующие способы решения проблемы:

- увеличение возможностей регионов по профессиональному обучению и переобучению работников; 

- адресная поддержка тех градообразующих предприятий, которые осуществляют техническую модернизацию производства;

- содействие в развитии малого бизнеса в моногородах, выплата субсидий гражданам на развитие собственного бизнеса;

- переезд граждан, потерявших работу, в другие населённые пункты и регионы; по предварительным расчётам, сумма помощи на одного работника, сменившего место жительства, должна составлять 400 тысяч рублей для обустройства на новом месте.

Кроме того, министр предлагает вновь ввести (вернуть) систему страхования от безработицы. Но этот пункт весьма спорный, так как увеличит налоговое бремя на работающие предприятия.

Сегодня по-прежнему сложной остаётся ситуация с трудоустройством на Северном Кавказе, где уровень безработицы гораздо выше, чем в других федеральных округах.

Совсем иное звучание имеет вопрос переселения граждан с целью трудоустройства из уст премьер-министра страны Д. Медведева. В рамках уже проведенного инвестиционного форума в г. Сочи он заявил, что Россия должна отказаться от так называемой политики сохранения занятости (что, вероятно, важно) населения любой ценой. В настоящее время необходимо воспользоваться серьёзным преимуществом страны – низким показателем

уровня безработицы – и научиться, как говориться «менять не только (дословно) место работы, но и, все-таки, профессию, и, более того, место жительства».

Однако надо понимать, что реальных планов на массовое переселение у самих россиян нет. Они надеются на достойные условия работы и проживания в родном городе и болезненно относятся к возможным переездам в другие регионы.

Эксперты расценили это высказывание Д. Медведева как предупреждение о недостаточности средств в госказне для поддержания предприятий. Дело в том немаловажном факте, что в период кризиса 2008 – 2009 годов в нашей стране был введён так называемый негласный (многие, видимо, помнят) запрет на весьма неблагоприятные массовые увольнения работников. Те бизнесмены, которые вынуждены были сохранить неэффективные производства, получали, что вполне логично, госгарантии, льготные тарифы и кредиты. Во время кризиса власти столкнулись с проблемой безработицы в моногородах. Вспомним известные волнения в городе Пикалёво Ленинградской области, когда возможное закрытие предприятия оставляло весь город без единственной работы.

Следует заметить, что кризис пройден, а предприятия по-прежнему имеют льготы. В результате такой политики, проводимой с начала кризиса, государство израсходовало немалую сумму из бюджета на поддержку частных компаний. Теперь, видимо, речь будет идти о сокращении числа неэффективных производств, следовательно, уровень безработицы неизбежно увеличится.

По мнению экспертов, если это сокращение произойдёт, то к концу 2014 года уровень безработицы превысит 6% (предельный уровень, по мнению Правительства). Напомним, что в 2009 кризисном году этот показатель был равен 8,6%.

«Мы переживаем сложный период, — отметил первый вице-премьер Игорь Шувалов, — но он нашей экономике полезен», поскольку предприятия должны пересмотреть свои расходы, сделать их более эффективными…  и в том числе высвободить некоторых сотрудников.

Эксперты сходятся во мнении, что выживут только те производства, которые получат федеральную помощь; а если работодателей вынудят сокращать штат, то, с одной стороны, неизбежен рост армии безработных; с другой стороны, резко возрастёт нагрузка на остающихся на предприятиях работников.

Кроме того, в экономике все процессы взаимосвязаны, и некоторые специалисты предрекают цепочку негативных последствий при определённом векторе развития событий.             

Заключение

 

Отношения в области занятости являются наиболее важными в нашей жизни и неслучайно именно эта сфера привлекает к себе внимание со стороны законодателей. Хотя в связи с финансовым кризисом многие граждане нашей страны лишись своей работы проблема безработицы еще не стоит так остро, как пару лет назад. В связи с финансовым кризисом компании пытаются повысить эффективность персонала. Это достигается за счет совмещения одним работником сразу несколько должностей. На сегодняшний день работодателю нужен такой работник, который бы замещал нескольких человек, а получал зарплату одного работника. Поэтому будут ужесточаться требования к кандидатам на должность, прежде всего, будут предъявляться требования к их практическому опыту и профессиональным навыкам.

Информация о работе Безработица, ее причины и формы