Австрийская школа экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы осуществить всесторонний анализ научных достижений австрийской школы маржинализма и на этой основе выявить те методологические и теоретические заслуги данной школы, которые имеют непреходящее значение для судеб современной экономической теории и практики хозяйственной жизни.
В соответствии с этой целью поставлены следующие основные задачи:
- выявить историко-экономические предпосылки обособления австрийской школы маржинализма;
- определить общие и специфические характерные признаки австрийской школы;
- рассмотреть особенности трактовки предназначения экономической науки в трудах лидеров австрийской школы Менгера, Бем-Баверка и Визера;
- выявить позитивные элементы теории австрийской школы и особенности их отображения в современной экономике.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы Австрийской школы...................................4
1.1. История возникновения Австрийской школы……………………………...4
1.2. Методологические особенности австрийской школы……………………..5
1.3. Учение о благах и обмене Менгера и Бём-Баверка………………………...7
1.4. Теория альтернативных издержек и вменения Визера…………………...11
1.5. Теория капитала и процента Бём-Баверка………………………………...15
Глава 2. Инвестиционный кризис в России 90-х годов
с позиции Австрийской школы…………..………………………..20
2.1. Теоретические предпосылки……………………………………………….20
2.2. Анализ некоторых распространенных объяснений высокого
уровня процентных ставок в российской экономике……………………..21
2.3. Временные предпочтения в российском обществе и их роль
в экономическом кризисе 90-х годов……………………………………...24
2.4. Институциональные препятствия реструктуризации
общественного капитала……………………………………………………29
2.5. Институциональные факторы вызывающие «проедание»
общественного капитала……………………………………………………32
2.6. Возможности экономической политики…………………………………..34
Заключение...........................................................................................................36
Список литературы…………………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

курсовая работа по методологии Австрийская школа.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

     Отсюда заинтересованность региональной корпорации в сохранении контроля над объектами собственности и в максимизации текущих доходов от них за счет будущих. Это объясняет, почему региональная корпорация не хочет развития ликвидного рынка акций. С одной стороны, у директоров и администрации, владеющих контрольными пакетами, может возникнуть соблазн продать акции, и, следовательно, появятся новые собственники, стремящиеся к настоящему контролю и владению предприятиями. С другой - сами руководители предприятий, получив реальную рыночную оценку своих пакетов, могут начать борьбу с региональной корпорацией при стремлении последней увеличить свои текущие доходы за счет перспектив роста курса акций.

     Наконец, общеизвестно, что приобретение контрольного пакета акций того или иного предприятия предпринимателями других регионов, как правило, не дает им фактической возможности управлять этим предприятием, если они не вступили в коалицию ("не поделились") с местной правящей группировкой.

     Следствием отсутствия нормального рынка акций предприятий является невозможность капитализации потока доходов от предприятия в рыночной цене акции. В результате этого акции рассматриваются как инструмент контроля, а не как часть личного богатства. Если бы акции были ликвидны, то злоупотребления, "проедание" капитала и неэффективность отражались бы на курсе акций и соответственно на благосостоянии руководителей, которые обычно владеют крупными пакетами. Эта же ситуация стимулирует их к сохранению контроля (то есть, возможности использовать капитал предприятия для максимизации личного текущего потребления), а не к увеличению богатства.

 

2.6. Возможности экономической политики

     Высокий уровень временных предпочтений в обществе существенно ограничивает спектр возможных политических действий по преодолению инвестиционного кризиса. Искусственное уменьшение процентных ставок ниже "естественного уровня" путем кредитной экспансии может, конечно, вызвать временный бум. Но он приведет к массовым ошибочным инвестициям, для завершения которых в обществе нет достаточных ресурсов, что не может не вызвать тяжелый кризис, связанный с ликвидацией этих вложений. Последствия кредитной экспансии будут особенно ощутимыми для России, поскольку в стране не завершен процесс реструктуризации капитала, доставшегося от Советского Союза.

     Единственным экономически обоснованным способом могла бы быть интеграция российского рынка в более широкое сообщество, в котором уровень временных предпочтений намного ниже, что привело бы к уменьшению процентных ставок и притоку инвестиций в реальный сектор. Практически это означает полное открытие российского рынка для иностранного капитала, ликвидацию банковского протекционизма и других барьеров для движения капитала и денег через границу.

     С целью предотвращения возможных негативных последствий кризисов, подобных мексиканскому (1994 г.) или восточно-азиатскому (1997 г.), необходимо наложить жесткие ограничения на проинфляционные действия правительства. Спектр возможных предложений в этом направлении весьма широк " от конституционного ограничения прироста денежной массы до введения золотого стандарта или системы конкурирующих частных валют.

     Для облегчения процесса реструктуризации капитала и предотвращения его "проедания" представляется целесообразным масштабное дерегулирование, которое, в частности, может включать:

- отмену регулирования цен на продукцию естественных монополий и других форм антимонопольного регулирования;

- отмену отраслевых нормативных актов (в сфере землепользования, экологических, санитарных и т.д.) с одновременным переводом процедур разрешения соответствующих конфликтов в сферу гражданского права;

- отмену налогов, для которых при исчислении налогооблагаемой базы используется понятие "себестоимость";

- реформу административно-территориального деления, направленную на размывание региональных корпораций, контролирующих некапитализируемые активы.

     Однако следует признать, что идеи открытия рынка капитала и дерегулирования не пользуются поддержкой ни со стороны политической элиты, ни со стороны населения. Даже в умеренном виде они противоречат преобладающим в российском обществе политическим идеологиям, ориентированным на повышение роли государства в экономике и частной жизни граждан. В такой ситуации преодоление инвестиционного кризиса и устойчивый экономический подъем в России представляются весьма проблематичными.

 

 

 

Заключение

 

     Изучение трудов экономистов классической школы и современных авторов показало, что экономика нуждается в дальнейшем развитии в направлении разработки экономического инструментария, обеспечивающего эффективность работы предпринимателя на рынке факторов производства и на потребительском рынке. Его успех в современной экономической ситуации определяется не только тем, как и что он производит, но и тем, как он может продвинуть свой товар или услугу на рынок жесткой конкуренции.

     Нам необходим более реалистичный взгляд на человека и его место в обществе. Мы должны видеть в человеке деятеля, способного проявлять инициативу. Надо рассматривать рынок как динамический и творческий предпринимательский процесс. Видеть в ценах отражение постоянно изменяющихся рыночных условий и оценивать, как эти цены используются участниками рынка для получения информации о возможностях производства и обмена. Следует иметь в виду, что ограниченные и несовершенные знания лишают любого из нас способности планировать или регулировать работу народного хозяйства ради достижения результатов, более высоких по сравнению с теми, которые может дать рынок, работающий сам по себе.

     Именно австрийская экономическая школа предлагает нам как раз такой альтернативный подход к пониманию сущности и оценке роли людей, рынков и социального строя. И в этом ее непреходящее значение для развития экономической мысли в XX в.

     Значение  работ австрийцев обусловлено тем, что они не рассматривали человека как пассивное существо, а попытались объяснить логику его деятельности. В их задачу входило проследить, как появляются рынки, складываются цены и принимаются решения о производстве; как процессы рыночной конкуренции приводят к изменениям и приспособлениям, которые способствуют координации планов отдельных людей, включая множество потребителей и поставщиков. Они сделали попытку также раскрыть процесс возникновения рыночных институтов.

     Рассмотрев  теоретические основы австрийской  школы экономики, мне удалось:

- выявить историко-экономические  предпосылки обособления австрийской  школы;

- определить общие  и специфические характерные признаки австрийской школы;

- рассмотреть особенности  трактовки предназначения экономической  науки в трудах лидеров австрийской  школы Менгера, Бем-Баверка и  Визера;

- выявить позитивные  элементы теории австрийской  школы и особенности их отображения  в современной экономике.

     Как видим, теория австрийцев продолжает жить и наше время, причем находит применение не только в своем классическом виде, но и, что очень важно, в синтезе с другими теориями. Это дает возможность получить качественно новые методы анализа, изучения и прогнозирования экономических процессов и явлений, которые на современном этапе позволят наиболее полно выполнять свои функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Австрийская школа  в политической экономии, М.: Экономика, 1992; Бэм-Баверк Е.

2. Введение в историю экономической мысли. От  пророков  до профессоров. 3. Е. М. Майбурд,  Москва:  Дело,  Вита-Пресс,  1996 год.

4. В. Каганский. Страна побеждающего регионизма? - Этика успеха, 1995, вып. 4, Тюмень-Москва.

5. «Всемирная история экономической мысли», т. 3; М’89г.

6. Г.М. Гукасьян, Г.А. Маховицкая, В.В. Амосова. Экономическая теория. М., 2008.

7. Е.М. Майбурд. Введение в историю экономической мысли. М., 1996.

8. Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (в редакции от 03.12.94  54-ФЗ).

9. Закон «О внесении дополнений в статью 2 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», Экономика и жизнь, 1998, 32.

10. История и критика теорий процента на капитал, СПб.: Типография А.Г. Розена, 1909.

11. «История экономических учений. Курс лекций» (под   ред. Н. Каратаева),  М’ 89г.

12. «История экономических учений», (авторский коллектив: Рындина М. Н.

   Алешина И. В.  и др.), Москва, издательство  «Высшая  школа», 1983г.

13. История экономических учений:  Учебник  для  вузов.  М.: Инфра-М, 1999.

14. Кузнецов Ю. Отрасль в условиях системного кризиса. М., ИСПИ РАН, 1997.

15. Негиши Т. История экономической теории. М: АО «Аспект Пресс», 1995.

16. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (утв. Приказом МФ РФ  170 от 26.12.94), ст. 53.

17. Проблемы прогнозирования, 1997, No.2-4.

18. Самуэльсон П., Экономика, т.2, М.: МГП "Алгон", 1992.

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Австрийская школа экономики