Австрийская школа и теория предельной полезности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 13:32, реферат

Описание работы

Австрийская школа” возникла в 70-х годах 19-в., которые характеризовались дальнейшим ростом капитализма и обострением его противоречий. На основе растущей концентрации производства в 70-х годах начали возникать первые кап. монополии. Австрийская школа оспаривала учение Маркса, и в авангарде этого движения были австрийские и германские экономисты. Цель школы состояла в том, чтобы в борьбе против марксизма противопоставить ему теории, изображавшие капитализм вечным способом производства, отрицавшие противоречия между пролетариатом и буржуазией.

Содержание работы

1. Предпосылки возникновения новой экономической школы. Её представители.
2. Методология.
3. Теория предельной полезности. Таблица Менгера.
4. Теория Е. Бем-Баверка.
5. Австрийская школа и современная экономическая наука.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 22.51 Кб (Скачать файл)

ПЛАН

 

 

 

1. Предпосылки возникновения  новой экономической школы. Её  представители.

2. Методология.

3. Теория предельной полезности. Таблица Менгера.

4. Теория Е. Бем-Баверка.

5.  Австрийская школа  и современная экономическая  наука.

“Австрийская школа” возникла в 70-х годах 19-в., которые характеризовались

дальнейшим ростом капитализма  и обострением его противоречий. На основе

растущей концентрации производства в 70-х годах  начали возникать  первые

кап. монополии. Австрийская  школа оспаривала учение Маркса, и  в авангарде

этого движения были австрийские  и германские экономисты. Цель школы

состояла в том, чтобы  в борьбе против марксизма противопоставить ему

теории, изображавшие капитализм вечным способом производства, отрицавшие

противоречия между пролетариатом  и буржуазией.

      До 70-х годов  в Австрии большое распространение  имели взгляды

немецкой исторической школы, возникшей в 40-х годах 19-в. Однако экономисты

ист. Школы оказались не в состоянии бороться с марксизмом, фактически эта

школа была разгромлена. Задачу теоретически победить марксизм и взяли  на

себя экономисты новой  школы, которая получила название австрийской (или

венской). Её основоположником был Карл Менгер (1840-1921), профессор

Венского университета, опубликовавший в 1871 г. “ Основания политической

экономии”, а в 1887 г. –  “Исследования о методе социальных наук и

политической экономии в  особенности ”. Другой представитель  австрийской

школы - Фридрих Визер (1851-1926) развивал идеи Менгера в своих  работах

“Происхождение и основные законы хозяйственной ценности”(1884),

“естественная ценность”(1889),  “Закон власти”(1926), но наиболее  видным

представителем этой школы  стал Евгений Бем-Баверк (1851 – 1919)  -

профессор Венского университета, президент Австрийской академии наук  и

министр финансов Австрии. Основные труды Бем-Баверка – “Права и  отношения,

рассматриваемые с точки  зрения народнохозяйственного учения о

благах”(1881), “Основы теории ценности хозяйственных благ”(1886),

“Естественная стоимость  ”(1889), “Капитал и прибыль”(1889) и  др. В

названных изданиях обстоятельно  излагалась теория предельной полезности,

характерная для австрийской  школы. Если Менгер формулировал основные

положения этой теории, описывая индивидуальные акты обмена, то Визер  уже

использовал принцип предельной полезности для оценки стоимости  издержек

производства, а Бем-Баверк, развивая идеи Менгера и Визера, дал наиболее

развернутый вариант новой  теории, дополнив её субъективистской концепцией

процента.

      Теория предельной  полезности  непосредственно противопоставлялась

марксистской трудовой стоимости, на которой базируется теория прибавочной

стоимости. Е. Бем-Баверк, указывая на железную логику “Капитала”  К. Маркса

заявил, что для опровержения марксизма в целом достаточно показать

несостоятельность его учения о стоимости.

 

 

                                 МЕТОДОЛОГИЯ

 

 

Учение АШ характеризуется  субъективно-психологическим  подходом к

объяснению экономических  явлений. Основным определяющим признаком

экономических явлений и  процессов она считала психологию хозяйствующих

субъектов, мотивы, которыми они руководствуются в своей  деятельности, их

субъективные оценки. Одним  из методологических принципов теоретиков этой

школы является маржинализм. Он предполагает примат потребления  над

производством. При этом само потребление рассматривается вне  всякой связи

со всей совокупностью  производственных отношений. Все явления  и категории,

в том числе полезность блага, считаются измеримыми  и  исследуются в

основном с количественной стороны. Экономисты австрийской школы  главной

задачей ПЭ объявили изучение отношения человека к вещи или, иными  словами,

изучение отношения между  потребностями человека и средствами для их

удовлетворения.

      Законы общественной  жизни АШ выводила из исследования  отношения

изолированного субъекта к окружающей его природе. Причем, “хозяйственного

субъекта” АШ рассматривала  не исторически, абстрагируясь от общественных

отношений,  независимо от характера общественного строя. Для АШ характерно

использование робинзонад, т.е. рассмотрение “хозяйства” Робинзона. Визер,

например, упрекает Маркса за то, что он считал отношения между  Робинзоном и

его вещами простыми и прозрачными. Визер утверждает, будто хозяйство

Робинзона требует глубокого  изучения, т.к. в нем скрыт ключ к решению всех

задач ПЭ. Он пытается доказать, что изучение хозяйства Робинзона  дает ответ

даже на такие вопросы, как прибыль, рента, з/п и др. в  основе метода

робинзонады лежит  рассмотрение капиталистической экономики как  суммы

“хозяйственных атомов”.  Такой  угол зрения приводит сторонников  этой школы

к выводу, что противоречия в капиталистическом обществе исчезают, а

капиталистические категории  объявляются “вечными” и “естественными”.

 

 

                        ТЕОРИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ

 

 

      При разработке  ТПП представители АШ использовали  различные

определения стоимости полезностью  вещи (потребительной стоимостью), которые

развивали еще Тюрго, Кондильяк, Германн, Сэй, и в особенности  так

называемые законы Госсена, сформулированные немецким профессором  в середине

19-в. Согласно ним, в  ходе “постепенного насыщения  потребностей ”

полезность вещи якобы  падает с увеличением запасов  благ. Чем больше запасы,

тем ниже полезность, а, следовательно, и ценность каждой следующей  единицы

блага. Герман Госсен (1810-1858) рассматривал полезность как  субъективную

категорию, потребление  - как единственный объект  исследований,

заслуживающий внимания, и  подменял экономику психофизиологией.

      К. Менгер  первым изложил теорию предельной  полезности и предпринял

попытку показать зависимость  полезности от редкости предметов потребления.

Он утверждал, что истинным исходным пунктом исследования являются

человеческие потребности. Эти потребности  Менгер определял  как

разновидность неудовлетворенных  желаний или неприятных ощущений, которые

проистекают из нарушения  своеобразного  физиологического равновесия. Далее

он утверждал, что при  ограниченности ресурсов перед индивидом  возникает

проблема, как наилучшим  образом распределить свои средства для

удовлетворения потребностей. Для ответа на этот вопрос он построил схему,

в которой римскими цифрами  обозначал потребности человека в различных

предметах  от  I до X в  зависимости от их значения для благополучия

субъекта, от насущной к наименее важной. Арабские цифры должны в  этой

таблице показывать, как хозяйствующий  субъект расценивает первую, вторую и

т. д. единицы  блага,  удовлетворяющего ту или иную потребность.

 

                              ТАБЛИЦА  МЕНГЕРА

 

 

[pic]

      Менгер, поясняя  свою таблицу, сравнивал потребности  I и V.

Потребность I – в зерне, самая важная потребность. Потребность V – в

напитках.  Если человек  имеет запас зерна в 3 мешка, то  предельная

полезность зерна по схеме  будет равна 8 единицам, а, предельная полезность

вина при наличии трёх бутылей у этого человека будет  равна 4 единицам. Если

человек имеет 5 мешков зерна, то его (зерна) предельная полезность будет

оцениваться ниже - в 6 единиц, а пятая бутыль будет иметь  предельную (или

наименее  важную) полезность 2 единицы. Чтобы объяснить, как сама

предельная полезность влияет установление цен, Менгер рассматривал рынок с

фиксированным предложением товара. Сама постановка вопроса о  влиянии спроса

на цены товаров вполне правомерна. Его решение интересовало экономистов не

только во времена Менгера. И по сей день идут дискуссии о  степени

воздействия спроса на ценообразование  и методах исчисления этого

воздействия.

      К. Менгер  при решении проблемы цены (которой  он подменил стоимость)

опирался на метод робинзонады  и исследовал поведение индивида. Поступки

которого подчинены поиску наибольшей выгоды. Предложение товаров  на рынке

он объявил неизменным, считая, что в этих условиях ценность того или иного

блага будет зависеть от спроса, а изменение последнего – от предельной

полезности этих благ.

      Среди основателей  АШ Менгер был первым, кто сформулировал   принцип

снижающейся полезности. Согласно этому принципу, стоимость однородного

блага определяется той  наименьшей полезностью,  которой обладает последняя

единица запаса. В своей  таблице К. Менгер абстрагировался  от того факта,

что субъективная оценка одного и того же товара разными людьми различна.

Так, очевидно, что субъективная оценка хлеба предпринимателя и  пролетария

различна, однако оно платят одинаковую цену за равное количество хлеба.

Далее  Менгер, ставя ценность благ  в зависимость  от редкости, приходил к

выводу, что она определяется размерами предложения. При увеличении  или

уменьшении количества благ изменяется степень удовлетворения потребности  и

соответственно ценность этих благ. Он  считал, что ценность одинаковых благ

определяется стоимостью наименее важной единицы или последней  в запасе.

 

                            Теория Е. Бем-Баверка

 

      Наиболее  развернутое  изложение теории  предельной полезности дал   Е.

Бем-Баверк. В работе “Основы  теории ценности хозяйственных благ”, используя

 “законы Госсена”, он  стремился доказать, что  меновая  стоимость, как и

потребительная, определяется “предельной полезностью” товаров  на базе

субъективных оценок. Бем-Баверк  хотел уйти от противоречия Менгера. Он

различал субъективную и  объективную стоимость,  уверяя, что субъективная

стоимость – это личная оценка товара потребителем и продавцом. Объективная

же ценность – это меновые  пропорции, цены, которые формируются  в ходе

конкуренции.

Бем-Баверк рассматривал цену товара как результат столкновения на рынке

различных субъективных оценок продавцов и покупателей. “Цена, - писал он, -

от начала до конца является  продуктом субъективных определений  ценности ”,

а  “высота рыночной цены ограничивается и определяется высотой  субъективных

оценок товара двумя предельными  парами*”. Теория предельной полезности

объявлялась исходным пунктом  теории цены как равнодействующей субъективных

оценок товара со стороны  продавцов и покупателей. Сами же оценки ставились

в зависимость от предельной  полезности. Итак, субъективная стоимость

(предельная полезность),  которая призвана определять  цены,  сама зависит

наряду с другими факторами  от цен. Следует обратить внимание на то, что в

теории предельной полезности, с одной стороны, количество благ

сопоставлялось с абсолютными  потребностями в них, с другой – говорилось о

соотношении количества благ с платежеспособным спросом. Во втором случае

предельная полезность сама оказывалась производной от уровня цен. Как

видим, претензия АШ дать монистическое определение источника  ценности благ

не увенчалась успехом.

      Бем-Баверк, пытаясь уйти от очевидных  неувязок в теории предельной

полезности, ввел понятие  субституционной предельной полезности. Он заявлял,

 что предельная полезность  какого-либо блага совпадает с  той пользой,

которую приносит последняя  единица этого блага; причем  последнее  благо

должно удовлетворять  самые маловажные нужды. Смысл же самой субституционной

полезности раскрывался  на примере с утерянным пальто. Бем-Баверк утверждал,

что предельная полезность такого пальто определяется предельной полезностью

тех предметов потребления, которыми человек вынужден пожертвовать, что бы

купить новое пальто.

      Но противоречивость  присуща и субституционной стоимости.  Не спасает

ссылка на самые маловажные нужды при определении предельной полезности.

Ведь у бедного субституционная  стоимость утерянного пальто будет

определяться предельной полезностью необходимых продуктов  питания, а у

богатого – предельной полезностью предметов роскоши. А это в свою очередь

будет зависеть от структуры  цен на различные предметы потребления.

Выходить, что сама субституционная  полезность зависит от  цен. Это  еще раз

свидетельствует о невозможности  вывести из полезности меновое отношение, и

даёт основание сделать  вывод о теоретической несостоятельности  австрийского

варианта концепции предельной полезности.

      Главным  недостатком  АШ оказалось  то, что при определении стоимости

она абстрагировалась от производства – решающего условия образования

стоимости и от труда –  единственного её источника. Как  отмечалось,

австрийцы основной проблемой  политэкономии провозгласили исследование

рационального распределения  ограниченных ресурсов, или отношение  человека к

вещи, в условиях заданности уровня производства. Товар в их  концепции

Информация о работе Австрийская школа и теория предельной полезности