Аренда и лизинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящего исследования - оценить состояние и перспективы развития аренды и лизинга в Российской Федерации, а также выявить преимущества лизинговых схем и оценить их эффективность в деятельности российских предприятий.
При написании работы, ставились следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты аренды и лизинга;
- проанализировать современное состояние и перспективу развития лизинговой отрасли России;
- выявить факторы, сдерживающие развитие лизинговой отрасли в России.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Такая услуга может использоваться, если у заемщика не хватает официального дохода для получения кредита. Тогда, используя лизинговую схему, он может купить более дорогой автомобиль, чем доступные ему при покупке в кредит. Например, для потребителя с официальным доходом тысяча долларов в месяц максимальный платеж составит четыреста долларов, что по кредитной программе с первоначальным взносом 15% и ставкой 9% годовых в валюте при сроке кредита три года делает доступным автомобиль максимальной стоимостью 14 775 долларов. А при осуществлении того же платежа 400 долларов в месяц, но по лизинговой схеме доступны автомобили стоимостью до 24 450 долларов.

Кроме того, покупателями автомобиля по псевдолизинговой схеме  могут стать те, кто не желает оформлять права собственности  на автомобиль, соответственно лизинг для физических лиц в России развивается  как логичное продолжение авто кредитования, по сути, являясь формой кредита. Другим фактором роста лизинга для частных лиц может стать желание авто производителей увеличить продажи за счет введения лизинговых схем. Тем более что стандартные схемы перестают стимулировать продажи так, как хотелось бы авто производителям. Хотя этот ресурс еще далеко не исчерпан, именно рост спроса на услуги проката и аренды стимулирует лизинговые компании к предоставлению услуг физическим лицам.

Еще одна категория потребителей псевдолизинга - компании, берущие машины для передачи своим сотрудникам в качестве бонусов. Впрочем, наиболее привлекательной в этой схеме является возможность ускоренной амортизации, позволяющая через три года иметь на балансе автомобиль с нулевой стоимостью, который можно списать. Однако гражданину, сделавшему выбор в пользу псевдолизинга автомобиля, следует знать, что он не сможет в полной мере использовать все преимущества настоящей финансовой аренды. Даже если бы лизинг для частных лиц был разрешен, то в том виде, в каком он существует в России, он был бы невыгоден, поскольку физические лица не могут использовать его основные преимущества - отнесение лизинговых платежей на себестоимость, ускоренную амортизацию и, как следствие, уменьшение налога на имущество. Для лизинговых компаний и банков лизинг автомобилей для физ. лиц также не является особенно привлекательным бизнесом - его прибыльность не превышает 2%.

Поэтому бизнес по предоставлению в лизинг автотранспорта частным  лицам вряд ли получит широкое  распространение: необходимо совершить  большое количество мелких сделок, операционные расходы на которые могут съесть прибыль. Несмотря на сомнительную экономику проекта, первопроходцы уверены в том, что выбрали перспективную рыночную нишу. «Лизинг для физических лиц является абсолютно новым финансовым инструментом приобретения нового автомобиля для российского рынка. Вообще рынок лизинга для физических лиц находится в самом начале своего пути и его участники, двигаясь разными путями, формируют одну из самых востребованных на европейском и американском рынке возможностей приобретения нового имущества».

Понятие «оперативный лизинг», предполагающее, что поставляемое клиенту имущество остается в собственности лизинговой компании, пока отсутствует в российском законодательстве, хотя и прямого запрета на проведение сделок оперативного лизинга тоже нет. По закону договор лизинга по истечении срока сделки не подразумевает обязательного перехода права собственности на имущество к лизингополучателю. Но когда лизинговая компания получает имущество обратно, она может лишь сдать его в простую аренду новому клиенту либо продать. Повторная сдача имущества в аренду является не новым лизингом, а именно арендой - а значит, не сопровождается налоговыми льготами. Между тем услуги оперативного лизинга на отечественном рынке крайне востребованы. Ведь одно из основных отличий оперативного лизинга от финансового заключается в том, что срок сделки значительно меньше, чем срок амортизации оборудования. То есть клиент выплачивает только часть стоимости имущества - как правило, не более 80%. Если основной акцент в своей деятельности компания делает на конвейерное производство, то ей требуется постоянное обновление основных фондов, и в этом случае оперативный лизинг будет наиболее предпочтителен.[18]

При выборе стратегии  массового производства конкурентоспособности можно достичь только при высокой эффективности, что прямо пропорционально степени разделения и кооперации труда, на сегодняшнем этапе развития мировой экономики это нашло свое отражение в философии аутсорсинга, чьи черты воплотились, в том числе и в оперативном лизинге, такой вид услуги ещё называют «мокрый» лизинг.

Это вполне справедливо, ведь когда лизинговая компания отдает имущество в оперативный лизинг, риск по сохранению рабочих качеств  оборудования ложится именно на нее. Если эксплуатация оборудования не будет сопровождаться соответствующим сервисным обслуживанием, то в дальнейшем сдавать в аренду или продавать будет уже нечего. Поэтому большинство сделок оперативного лизинга сопровождается соглашениями на оказание сервисных услуг со стороны лизингодателя. Ему «спокойнее» самому следить за тем, как используется и вовремя ли ремонтируется его имущество.

Возвратный лизинг используют многие игроки рынка финансовой аренды несмотря на то, что активно этот инструмент стал применяться всего  пару лет назад. Эта схема предполагает двух участников (клиент и лизинговая компания), а не трех, как в обычной  сделке финансовой аренды, где в обязательном порядке участвует продавец имущества «поставщик». Предприятие «клиент» сначала продает лизингодателю свое имущество. Получив деньги, клиент вносит авансовый платеж (возвращает лизинговой компании 30% стоимости проданного объекта) и берет это же имущество в лизинг. При этом оно физически остается на месте.

Возвратный лизинг позволяет  получить предприятию заемное финансирование, да еще и сэкономить на налогах. Поэтому  возвратный лизинг выходит в ряде случаев дешевле кредита, по которому налоговые преференции заемщику не предоставляются. Кроме того, возвратная схема позволяет клиенту изыскивать внутренние ресурсы для развития, перестраивать структуру активов в соответствии со стратегией и повышать инвестиционную привлекательность бизнеса. Именно поэтому в Западной Европе и США возвратный лизинг очень популярен и повсеместно применяется в таких сферах, как, например, финансовая аренда транспорта, оборудования и техники. Однако в России все по-другому. Некоторые клиенты предвзято относятся к подобной услуге из-за боязни потерять свое имущество, предпочитая финансовой аренде более привычные и распространенные банковские кредиты, но следует отметить, что использование механизма возвратного лизинга по сравнению с кредитом имеет ряд видимых преимуществ, одним из которых является скорость исполнения сделки.

Сами лизинговые компании также сталкиваются с рядом серьезных  проблем при оформлении возвратных сделок. Дело в том, что прежде чем  выкупить имущество у клиента, лизинговая компания должна его оценить. Сложность заключается в том, что стоимость основных средств, указанная в балансе предприятия или организации, нуждающейся в оказании лизинговых услуг, отличается от реальной рыночной стоимости. В Европе таких проблем не возникает: там рыночная стоимость более адекватна балансовой, поэтому приобрести, например недвижимость, можно легально, не прибегая к незаконным финансовым схемам.

Не все основные средства могут стать предметом возвратного  лизинга. Прежде всего, это касается имущества, которое находится в залоге. Предприятие не имеет права продать его лизинговой компании. В связи с этим для многих отечественных производителей, которые активно пользуются кредитами, механизм возвратного лизинга недоступен, так как практически все активы у них заложены. Особую опасность для игроков рынка возвратного лизинга представляет позиция налоговых органов. Часто фискалы усматривают в подобных сделках признаки недобросовестности, ухода от налогов. Возможно, это связано с тем, что по своему экономическому смыслу сделка возвратного лизинга является финансированием текущей деятельности компании, а не инвестированием в приобретение имущества и обновление основных фондов. Ведь в итоге лизингодатель приобретает не основное средство (оно и так уже было у предприятия), в чем суть лизинга, а денежное финансирование.

С точки зрения налоговых  органов в случае возвратного  лизинга может отсутствовать  деловая цель контракта: одно и то же лицо не перестает фактически быть владельцем имущества, в то же время, продавая его и передавая в лизинг, но получает экономию на налогах путем ускоренной амортизации и списания лизинговых платежей на расходы. Таким образом, по мнению фискальных органов, возвратный лизинг часто ассоциируется с уклонением от уплаты налогов. Эксперты не отрицают, что известны схемы минимизации налогов при помощи возвратного лизинга. Например, «распродажа» основных средств и искусственно «состаренное» имущество. Эти схемы довольно широко применяются недобросовестными компаниями, что сыграло не последнюю роль в формировании мнения фискалов о возвратном лизинге.

Как уверяет Алексей  Лабзин, следует четко разделять  предприятия, которые реализуют  лизинговые схемы в рамках одной  структуры, и рыночные компании, действующие  в границах правового поля и соблюдающие при этом правила деловой этики.

Еще одна налоговая проблема по сделкам возвратного лизинга  недвижимости связана с НДС. Учитывая значительный размер таких контрактов, сумма, которую приходится платить  при продаже имущества для  его последующего получения в лизинг бывшим собственником, огромна. Уплата НДС в этом случае может производиться лизинговой компанией за счет займа лизингополучателя. Однако в 2004 году Конституционный суд постановил, что НДС не может быть принят к возврату, если уплачен заемными средствами. Неудивительно, что с этого момента объем сделок возвратного лизинга на рынке стремительно падает. Лизингодателям только остается надеяться на то, что в будущем ситуация изменится к лучшему. В частном, проблемы с налоговыми органами из-за возвратного лизинга носят временный характер, и можно ожидать их разрешения в ближайшее время. Полагается, что рост сделок по возвратному лизингу будет год от года увеличиваться, способствуя повышению популярности этого финансового продукта у российских компаний.

Усиливающаяся конкуренция  на рынке привела к тому, что  лизингодатели начали отказываться от подробного анализа кредитоспособности своих клиентов. Новый продукт называется «БОФС» -  без оценки финансового состояния клиента. Пока его предлагают совсем не многие лизингодатели, но число игроков этого сектора рынка будет расти. Лизинговые компании предлагают «БОФС», чтобы завоевать клиентов из сегментов среднего и малого бизнеса, которые пока еще по большей части не используют лизинг. Что касается предоставления лизинговых услуг клиентам, которые не могут дать официальную информацию о своем финансовом состоянии, то практика показывает, что подобные сделки вполне осуществимы, и здесь можно провести параллель с потребительским кредитованием.

Оценка клиента, может быть простой и даже очень простой, но работать с «черным ящиком» никто не будет. Риски все равно учитываются в предлагаемом продукте. В недавнем прошлом и речи не могло идти о предоставлении кредита физическому лицу с серыми доходами, а сейчас наблюдается бурный рост клиентской базы, несмотря на то, что многие физические лица не могут или не хотят показывать свои финансы. То же можно сказать и о лизинге, конечно «БОФС» сопряжен с опасностью не возврата, поэтому, чтобы застраховаться, лизинговые компании предлагают по этому продукту более высокие ставки и более короткие сроки, стремясь компенсировать возможные потери.

По инициативе «Рособоронэкспорта»  внесены изменения в закон  «О финансовой аренде, лизинге», касающиеся военно-технического сотрудничества. Поправки, в частности, предусматривают отмену запрета на лизинг продукции военного назначения, используемой при военно-техническом сотрудничестве России с иностранными государствами. До последнего времени законодательство в основном было ориентировано на развитие лизинга продукции, не подпадающей под «ограниченный оборот». Иными словами, закон не предусматривал проведение лизинговых операций с имуществом, ограниченным в обороте, в том числе с военной продукцией. Обновленный закон создает правовую основу для диверсификации механизмов финансирования поставок изделий военного назначения, полагают эксперты. В первую очередь, изменение законодательства скажется на «Рособоронэкспорте», который является фактическим монополистом по поставкам вооружения за рубеж.

В этом году была проведена первая на отечественном рынке лизинга секьюритизация обязательств по лизинговым платежам. Организаторами сделки выступили компании «Магистраль Финанс», «Инвестиционный партнер» и «Объединенные инвесторы». Они выпустили еврооблигации класса А на сумму 12,57 миллиардов рублей. Это первая сделка по привлечению российской лизинговой компанией финансирования за рубежом без участия иностранных кредитных организаций - средства были найдены благодаря размещению евробондов. Доход по бумагам составит 7,875% годовых. Менеджерами выпуска стали «Morgan Stanley», банк «КИТ Финанс» и «Транскредитбанк». Бумаги обеспечены залогом подвижного состава, а также правами требования по лизинговым платежам «Российских железных дорог». Как признались в «КИТ Финансе», лизинговый бизнес как таковой изначально их не интересовал. В планах кредитной организации стояла задача создания структурного продукта: они стремились не просто предоставить «Российским железным дорогам» лизинговое финансирование, а еще и секьюритизировать обязательства по этим контрактам. Эксперты указывают на то, что «Магистраль Финанс» работает только с «Российскими железными дорогами». Высокий рейтинг железнодорожной компании на международном рынке позволяет размещать облигации под невысокие проценты.

Лизинг строительной техники имеет все предпосылки  для бурного роста. Но этой отрасли  мешают развиваться нерешенные проблемы строительного комплекса - бизнес застройщиков непрозрачен, и сопряжен со многими  рисками. На рынке лизинговых услуг  так называемый строительный рынок занимает четвертое место по объему сделок - после финансовой аренды автотранспорта, железнодорожного оборудования и сельскохозяйственного лизинга. На сделки лизинга строительной техники приходится примерно 5% от всех контрактов финансовой аренды. В этом секторе заключаются сделки не только по лизингу техники, предназначенной для строительства зданий, но и дорожно-строительного оборудования.[3]

Информация о работе Аренда и лизинг