Аренда и лизинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящего исследования - оценить состояние и перспективы развития аренды и лизинга в Российской Федерации, а также выявить преимущества лизинговых схем и оценить их эффективность в деятельности российских предприятий.
При написании работы, ставились следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты аренды и лизинга;
- проанализировать современное состояние и перспективу развития лизинговой отрасли России;
- выявить факторы, сдерживающие развитие лизинговой отрасли в России.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Особой популярностью  у клиентов пользуется тяжелая и  дорогостоящая техника - например, бульдозеры, экскаваторы, дорожные фрезы и краны. Однако имеют место и контракты по лизингу более мелкого оборудования для ремонтно-отделочных работ. Здесь все зависит от пожеланий клиента, он может взять в финансовую аренду один кран, а может заключить комплексную сделку, получив все оборудование, необходимое для воплощения нового проекта. Такие сделки, с одной стороны, очень выгодны лизингодателям, но с другой - вкладывая значительные суммы в дорогостоящее строительное оборудование, лизинговая компания должна быть, уверена, что застройщик не «прогорит».

Поэтому нередки случаи, когда, прежде чем покупать оборудование для клиента, лизингодатель проводит тщательный анализ финансового состояния  строительной организации и бизнес-плана  по отдельно взятым объектам. Если он имеет четкое обоснование, лизингодатель, как правило, охотно финансирует покупку оборудования. Ведь угроза банкротства клиента в этом случае заметно снижается, что уменьшает риск досрочного расторжения контракта лизинга.

Впрочем, немаловажно, что строительная техника обладает высоким уровнем ликвидности. Так что если лизингодателю попадется недобросовестный клиент, который откажется платить ему за услуги, у лизинговой компании все равно в кармане остается основной козырь - объект сделки до ее окончания является собственностью лизингодателя. А поэтому его легко изъять у нерадивого клиента и продать, покрыв все свои расходы. Ликвидность строительной техники как раз и позволила развиваться финансовой аренде в этой области. В прошлом году объем новых сделок строительного лизинга в России оценивался примерно в $400 млн.

Сегодня строительный комплекс РФ находится в стадии динамичного  роста. В первую очередь это связано  со стабильной и благоприятной экономической  ситуацией в стране, ростом инвестиций в развитие российских регионов, ну и, без сомнения, "заоблачными" ценами на недвижимость и высоким спросом на нее. Быстрорастущий рынок строительных и дорожно-строительных услуг, несомненно, влечет за собой увеличение спроса со стороны его участников на дополнительные средства производства, что приводит к повышению спроса на услуги финансовой аренды.

Развивающим свой бизнес застройщикам требуется все больше техники. Многие из них ведут работы сразу на нескольких объектах, и  оборудования катастрофически не хватает. Из-за этого в строительстве случаются простои, и откладываются сроки сдачи объектов. Между тем применение лизинга позволяет застройщику быстро получить всю необходимую технику и при этом еще сэкономить на налогах. Лизинговые платежи можно списывать на расходы, что уменьшает базу по налогу на прибыль.

Объект финансовой аренды можно "изнашивать" (амортизировать) в три раза быстрее, чем имущество, не находящееся в лизинге. Получается, что стоимость предмета сделки быстро уменьшается, а значит, также быстро уменьшается база по налогу на имущество. В итоге взятое в лизинг имущество обойдется дешевле на 15-20% (за счет налоговой экономии), чем покупка этого же оборудования за свои деньги.

На российском рынке  лизинга строительной техники сегодня  просматриваются две главные тенденции: рынок развивается, прежде всего, за счет регионов и за счет импортного оборудования. Региональное измерение рынка - следствие заботы крупных лизинговых компаний о своем будущем. Предчувствуя такой вариант развития событий, многие лизинговые компании, работающие в этой отрасли, ринулись в регионы. По оценкам экспертов, региональные темпы строительства приближаются к аналогичным показателям в столице, которая уже стала тесной для лизингодателей. В Москве сегмент лизинга строительного оборудования развивается медленнее, чем раньше.

Если же говорить о  происхождении поставляемого оборудования, то, как и в других сегментах  лизингового рынка, особой популярностью  у строительных компаний пользуется техника иностранного производства. Она более качественная, хотя иногда стоит в разы дороже. Конечно, клиент все равно берет в лизинг оборудование, исходя из своих финансовых возможностей. Иногда у строительной компании просто не остается выбора - это наиболее характерно для региональных застройщиков.

Например, лизинговая компания «Медведь» чаще закупает для своих клиентов погрузчики и бульдозеры именно отечественного производства. Причиной тому является дешевизна российского оборудования, а также наличие доступного сервисного обслуживания. Хотя, далеко не вся необходимая техника производится в России. Поэтому если предметом лизинга являются дорожная фреза или асфальтобетонные установки, то почти всегда речь идет об импортном оборудовании.

Для стабильного развития строительного лизинга необходимо, чтобы сама строительная отрасль росла динамично и желательно без дефолтов, которые может вызвать ожидаемое многими снижение цен на недвижимость. Но о стабильности говорить пока не приходится - в прошлом году был принят Закон о долевом строительстве, в результате реализации которого объемы ввода в строй нового жилья значительно снизились, а значит, упал спрос на услуги финансовой аренды строительной техники. Постепенно ситуация выравнивается, но подобные «проверки на прочность» не идут на пользу лизинговому рынку, тем более что лизинговые компании, использующие, как правило, заемные средства, должны быть уверены в финансовой состоятельности клиентов и в том, что они смогут завтра обслуживать свои долги. В противном случае, даже имея на руках весьма ликвидные активы в виде строительной техники, лизингодатель может оказаться в весьма затруднительном положении. Именно поэтому многие компании совмещают потенциально высоко рисковый бизнес лизинга строительной техники с пусть и менее доходными, но более стабильными – авто лизингом, лизингом промышленного оборудования и другими видами финансовой аренды.

К этому надо добавить, что развитию финансовой аренды мешает излишняя зарегулированность и непрозрачность российского строительного бизнеса. Избыточное количество регулирующих инстанций, непрозрачность процедуры распределения подрядов, отсутствие четких правил игры - все это мешает лизингодателям работать со строителями. Бизнес строительной компании сегодня сильнее зависит от наличия связей с чиновниками, чем от реальной эффективности работы. Строителям сложно планировать свою деятельность, а ведь это ключевой фактор для привлечения таких долгосрочных инвестиций, как лизинговое финансирование.

Застройщики не хотят  создавать прозрачный бизнес, понятный инвесторам со стороны, строительные фирмы используют нелегальную рабочую силу, скрывают свои доходы и не отражают в официальной отчетности реального положения дел в бизнесе. Конечно, лизингодатели пытаются оценивать их не только по официальным показателям. Однако это делает бизнес более рискованным, а значит, и более дорогими услуги лизинговой компании, лизингодатели не отказываются от сотрудничества с застройщиками, напротив, они активно развивают это направление.

Поэтому, несмотря на все  проблемы, по мнению экспертов, в ближайшие три-четыре года объемы рынка финансовой аренды строительной техники вырастут как минимум в два раза и приблизятся к показателям большинства европейских стран. Однако со временем эти виды бизнеса прочно войдут в практику лизингодателей. Далее на смену им придут новые формы лизингового бизнеса - например, начнут применяться опционы на передачу прав собственности по договору финансовой аренды. Можно будет вносить изменения в лизинговый контракт, преждевременно закрывать сделку или, наоборот, пролонгировать ее. Пока эти формы сотрудничества между лизинговыми компаниями и их клиентами применяются только в крупных индустриально развитых странах. Тем не менее, отечественная лизинговая отрасль может достичь такого уровня совсем скоро - российская экономика продолжает расти, и развитие лизингового бизнеса способно сыграть в этом не последнюю роль.

Заключение

В ходе исследования, проведенного в курсовой работе, мы определили, динамику развития лизинговой отрасли, как составляющей российской экономики. Проведенный анализ сегодняшнего состояния лизинговой отрасли позволяет утверждать, что данный сегмент российской экономики еще недостаточно развит, но в то же время прослеживается тенденция к постепенному увеличению объемов лизинговых сделок, заключенных российскими предприятиями, растет число лизинговых компаний. Однако все еще существуют факторы, тормозящие развитие отрасли, такие как:

- низкая доступность долгосрочного финансирования;

- неразвитость системы защиты прав собственника в суде;

- низкий уровень знаний о лизинге потенциальных лизингополучателей;

- неразвитость вторичных рынков оборудования.

Преодоление данных факторов является совместной задачей, как государственных институтов, так и непосредственно специалистов лизингового сектора.

Следует заметить, что, несмотря на отмену лицензирования лизинговой деятельности, повышается не только количество лизинговых компаний, но и растет профессиональная подготовка сотрудников компаний, все-таки повышается общий уровень экономического образования руководителей отечественных предприятий, и понятие "лизинг" уже не путается с «клирингом». Все это говорит о перспективах развития отрасли, что и подтверждается в работе анализом после кризисного развития сектора лизинговых услуг.

Определены основные аспекты нормативно-правовой базы лизинговых сделок. Основными документами, регулирующими деятельность лизинговых компаний, являются Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» и Налоговый кодекс РФ в части регулирования налогообложения лизинговых сделок. На основе вышеперечисленных документов были систематизированы и выделены ключевые моменты гражданско-правового, налогового регулирования операций лизинга в свете российского законодательства.

Анализ позволил выявить основные преимущества лизинга в сравнении с другими способами финансирования капитальных вложений (в частности с кредитованием):

- гибкий подход, разрешенный по отношению к учету имущества, переданного в лизинг (возможность выбора - на чьем балансе учитывается оборудование);

- отнесение лизинговых платежей лизингополучателем на расходы (на уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль) в полном объеме;

Вышеупомянутые положения  ведут к снижению налога на прибыль, поскольку лизингополучатель и  лизингодатель, увеличивая размер своих расходов, сокращают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Данные выводы имеют высокую практическую значимость и находят свое отражение в практической части работы. Комплексность оценки применения лизинговой схемы (с точки зрения лизингополучателя и лизингодателя) нашла свое отражение во второй главе курсовой работы. Разработанная методика оценки лизинговых схем для участников сделки, полученная путем последовательного анализа, может быть представлена в следующем виде:

- расчет лизинговых платежей - оценка эффективности лизинговой сделки для лизингодателя;

- расчет платежей по кредитному продукту, сопоставимому со сроком действия лизинговой схемы;

- расчет экономии по налогам для лизинговой схемы и кредитного продукта;

- расчет приведенной стоимости лизинговых платежей, кредитного продукта и налоговой экономии на основании метода дисконтирования денежных потоков;

- сравнительная оценка финансовых результатов лизинговой схемы и кредита - оценка эффективности лизинговой сделки для лизингополучателя.

Методика оценки эффективности  лизинговых схем позволяет проанализировать возможности лизинга по сравнению  с банковским кредитованием. Практическая часть работы подтверждает применимость разработанной методики и иллюстрирует актуальность исследования.

Изучив состояние и  перспективы развития лизинга, можно  сказать, что он становится гибким и  многообещающим экономическим рычагом  способным привлечь инвестиции, способствовать подъему отечественного производства, привлечь капитал в жизненно важные отрасли экономики страны, обеспечить реальную поддержку малому бизнесу, обеспечить долгосрочный и надежный доход для коммерческих банков и т.п. На лицо огромный потенциал лизинга в России. Власти, продекларировав политику благоприятствования лизингу, как инвестиционному инструменту за последние годы подготовили солидную нормативную базу. К сожалению не все льготы, определенные законом, подкреплены инструкциями на местах и фактически не выполняются.

Лизинг не является дешевой  заменой кредита. Существуют определенные преимущества финансирования оборудования основных средств, но навыки кредитования и оценка финансовых потоков оказывается настолько же критичными, как при необеспеченном кредите. Другими словами пропадает основной привлекательный момент для лизингополучателей (в частности для малого бизнеса), заключающийся в том, чтобы начать дело без достаточных средств, но с высокоэффективным проектом, так как и при лизинге банки требуют предоставления залога (объект лизинговой сделки может представлять ценность для проекта, но не обладать ликвидностью в той мере, чтобы покрыть издержки банка).

Таким образом, лизинг стал эффективным инструментом обслуживания инвестиционных проектов «своих» клиентов банка. Но потенциал лизинга в России очень велик и государством и лизинговыми компаниями проделана огромная работа. Такая программа смогла бы подтолкнуть коммерческие банки вместо получения сомнительных, рисковых прибылей в краткосрочном периоде переориентироваться на долгосрочное инвестирование средств в российскую экономику для получения уверенной прибыли. Такого рода программа отделяет Россию от лизингового бума, так как при максимально благоприятных условиях объем лизинговой отрасли может за 5 - 7 лет дорасти до 70 миллиардов долларов. Пока суммарная стоимость сделок финансовой аренды в России оценивается примерно в 10 миллиардов долларов. На отечественном лизинговом рынке только начали применяться усложненные модификации финансовой аренды (оперативный и возвратный лизинг), а также продукты, ориентированные на конкретные группы клиентов (экспресс - и полносервисный лизинг). Все эти изменения будут способствовать дальнейшему росту сектора лизинговых услуг в России и появлению более сложных и перспективных видов лизинга, а также схем финансирования этих сделок, которые будут помогать развивать экономику страны.

Информация о работе Аренда и лизинг