Антимонопольное законодательство в различных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 15:59, реферат

Описание работы

Антимонопольное законодательство - законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.
Обеспечение защиты конкуренции выступает как один из механизмов, поддерживающих и обеспечивающих эффективность экономики любой страны по всем направлениям. Экономика конкуренцией признает соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности, то есть цивилизованную легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике.

Содержание работы

Введение.
Антимонопольное законодательство в России.
Антимонопольное за

Файлы: 1 файл

Antimonopolnoe_zakonodatelstvo.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

А вот Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 сентября 2011 года № Ф01-3618/11 по делу № А79-8284/2010 действия антимонопольного органа наоборот были признаны необоснованными в части привлечения открытого акционерного общества «Сбербанк России» в лице Чувашского отделения № 8613 к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.31статьей 14.31 КоАП РФ. Суд не согласился с антимонопольным органом и отменил принятое им постановление о привлечении к ответственности, поскольку антимонопольный орган неверно определил, что банк установил необоснованно высокую цены финансовой услуги, которая по мнению этого органа приводят к ущемлению интересов других лиц. При этом антимонопольный орган не доказал влияние Банка как доминирующего хозяйствующего субъекта на рынке рассматриваемых банковских услуг на поведение других участников рынка в связи с отсутствием причинно-следственной связи между действиями заявителя по изменению тарифов на свои услуги и действиями иных кредитных организаций.

Необходимо отметить, что отраслевые антимонопольные расследования  на межгосударственном уровне носят беспрецедентный характер. В июне этого года ФАС по запросу Генеральной прокуратуры РФ начала расследование деятельности авиакомпаний и туроператоров, поскольку резкое повышение цен на авиакеросин (примерно на 70%) должно было спровоцировать рост цен на авиабилеты. Уже в июле ФАС заявила о том, что антимонопольные службы стран СНГ совместными усилиями проверят своих авиаперевозчиков на предмет возможного завышения цен на авиабилеты.

3. Законодательство в различных  странах.

Использование монополиями соглашения о ценах, разделение рынков сбыта в условиях возрастающей монополизации хозяйства угрожают существованию экономической системы, основанной на конкуренции. Только вмешательство государства в деятельность монополий и в конкурентно-рыночные отношения обеспечивает нормальное функционирование капиталистического хозяйства. Оно достигается прежде всего принятием специальных законодательных актов, которые создают условия для развития конкуренции, пресечения ее ограничения и смягчения негативных последствий чрезмерной монополизации хозяйства.  
Многочисленные недобросовестные методы в конкурентной борьбе стали общей проблемой для стран, переживших стремительное развитие экономики. Понятие недобросовестной конкуренции возникло в середине XIX в. во Франции, где суды встали на защиту предпринимателей от нечестной конкуренции. При определении недобросовестности в конкурентной борьбе исходят из того, полезны или вредны те или иные действия конкурентов для торгового оборота.  
Конкурентные отношения регламентируются законодательством о конкуренции, которое включает антимонопольное законодательство, направленное против ограничения конкуренции, и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. К предпринимательской деятельности, ограничивающей свободную конкуренцию, иногда применяются нормы, направленные и против ограничения конкуренции, и на пресечение недобросовестной конкуренции. Против антиконкурентной деятельности используются нормы, содержащиеся в законодательных актах о торговле, защите потребителей, контроле над ценами и т.д.  
Антимонопольное законодательство именуется в разных странах по-разному. В США это антитрестовское законодательство, в ряде европейских стран - законодательство о борьбе с ограничительной деловой практикой, в Германии - картельное законодательство. Согласно традиционной антимонопольной политике к поведению фирм, которое считается незаконным как таковое, относят следующие типы действий:  
1) вертикальные или горизонтальные ограничения конкуренции;  
2) связанные продажи;  
3) групповой бойкот;  
4) недобросовестная реклама и маркировка товара*(67).  
Исторически сложились две системы антимонопольного регулирования: американская и европейская. Американская система базируется на принципе запрета монополии как таковой. Европейская система не рассматривает монополистическую практику как неправомерную и борется лишь со злоупотреблениями в этой области. Различия такого рода в действительности непринципиальны, о чем свидетельствует в первую очередь практика разрешения конфликтов между государством и предпринимателями в США и странах Европы.  
В США основу антитрестовского регулирования составляют три закона:  
- Закон Шермана 1890 г. (закон, направленный на защиту торговли и промышленности от незаконных ограничений и монополий);  
- Закон Клейтона 1914 г. (закон, дополняющий существующий закон против неправомерных ограничений монополий, а также преследующий иные цели);  
- Закон о создании Федеральной торговой комиссии, принятый в 1914 г. в развитие общих положений Закона Шермана.  
В дальнейшем они неоднократно дополнялись. Во второй половине ХХ в. был принят ряд законов (в том числе Закон Харта-Скотта-Родино 1976 г.), внесших значительные изменения в антимонопольное регулирование. Наряду с федеральными законами в большинстве штатов действуют свои антитрестовские законы.  
Вскрытие нарушений входит в компетенцию Федеральной торговой комиссии и суда. В американской судебной практике присутствует "правило разумности", согласно которому суды вправе решать, какие действия доминирующих на рынке компаний отвечают здравому смыслу, а какие - нет. Для современного антимонопольного регулирования характерна гибкость в отношении отдельных случаев монополистической практики, а также смягчение количественных стандартов антимонопольного законодательства. Именно поэтому в стране с жестким, казалось бы, антимонопольным законодательством монополии достигли наибольшего по сравнению с другими странами развития.  
В Англии в период интенсивного роста корпоративного предпринимательства действовал Закон о спекуляции 1919 г., который давал Министерству торговли право проводить расследования в отношении цен, издержек и прибыли в производстве. Начало современному антимонопольному законодательству положил Закон о монополиях и ограничительной практике 1948 г. В 1976 г. были приняты Закон об ограничительной торговой практике и Закон о суде по ограничительной практике.  
С 1 марта 2000 г. вступил в силу Закон о конкуренции 1998 г., принятый в развитие права ЕС об ограничении монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Закон устанавливает, в частности, многочисленные требования к условиям и порядку совершения целого ряда сделок, уточняет и вводит новые меры контроля со стороны государства над деятельностью предпринимателей на товарных рынках.  
По-прежнему важным законодательным актом, регулирующим деятельность монополий, организаций, имеющих доминирующее положение на рынке определенного товара, остается Закон о добросовестной торговле 1973 г., который, в частности, предусматривает условия и порядок контроля со стороны государства над некоторыми формами концентрации капитала (слияние и др.)*(68).  
Антимонопольное законодательство Германии основывается на двух принципах: принципе запрещения монополии (как в США) и принципе контроля за монополистической практикой (как в большинстве стран ЕС).  
Антимонопольный закон, или Закон о картелях, был принят в 1957 г. (в настоящее время действует с изменениями от 26 августа 1998 г.) и запрещал картели, но содержал исключения из этого запрета, мотивированные соображениями экономического характера. В результате среди исключений оказались картельные договоры и решения, отнесенные этим же законом к числу недействительных.  
Германия относится к группе стран, располагающих специальным законодательством о пресечении недобросовестной конкуренции. Основным нормативным актом является Закон о недобросовестной конкуренции 1909 г. (с изменениями от 17 декабря 1999 г.), который содержит определение состава действий, представляющих собой недобросовестную конкуренцию, процессуальные нормы, касающиеся, например, обеспечения иска, а также нормы, связанные с ответственностью за нарушение конкуренции.  
Большую группу составляют страны, где нет специальных законов о пресечении недобросовестной конкуренции. В борьбе с ней используются общие нормы права. Во Франции ответственность за недобросовестную конкуренцию представляет собой разновидность деликтной ответственности, предусмотренной ст. 1382 и 1383 Гражданского кодекса Франции. В английской правовой литературе и судебной практике нет общего понятия недобросовестной конкуренции. Основным противоправным конкурентным действием является так называемое ведение дел под чужим именем. К недобросовестной конкуренции английские суды относят ряд других противоправных действий: предумышленная или наносящая вред неправда, ложь, диффамация, оскорбление суда.  
В США в 1964 г. был принят Единообразный закон об обманной торговой практике, на основании которого впоследствии были приняты штатами свои законы. К недобросовестным конкурентным действиям относят ложную и вводящую в заблуждение рекламу, присвоение экономических ценностей конкурентов, вмешательство в деловые отношения конкурентов, недобросовестное установление цен, незаконное деловое поведение.  
Экономические связи давно вышли за национальные границы государств, и деятельность по рекламе и сбыту определенного товара затрагивает все большее число стран, отсюда - растет число нарушений в области конкуренции в этих странах. Постоянно возникает вопрос относительно применения в таких случаях законодательства той или иной страны. Западный автор Н. Детлофф отмечает, что право недобросовестной конкуренции в ЕС, в частности, представлено большим количеством вторичных правовых актов, в основном директив, которые охватывают лишь ограниченные области регулирования и содержат минимум общеобязательных требований. Он подчеркивает необходимость унификации конкурентного права как на международном, так и на европейском уровне.


Информация о работе Антимонопольное законодательство в различных странах