Антимонопольное законодательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 19:14, реферат

Описание работы

Правовой статус субъектов регулируемых монополий свя¬зан с их исключительным положением на рынке. Исклю¬чительность таких субъектов может носить как экономи¬ческий (например, в сфере естественной монополии), так и юридический характер (например, временная или государ-ственная монополия). Абсолютная природа прав субъектов регулируемых монополий определяется тем, что в качестве лиц, обязанных воздерживаться от осуществления опреде¬ленных видов хозяйственной деятельности, выступают все остальные субъекты.

Файлы: 1 файл

11.doc

— 61.00 Кб (Скачать файл)

Правовой статус субъектов  регулируемых монополий связан с их исключительным положением на рынке. Исключительность таких субъектов может носить как экономический (например, в сфере естественной монополии), так и юридический характер (например, временная или государственная монополия). Абсолютная природа прав субъектов регулируемых монополий определяется тем, что в качестве лиц, обязанных воздерживаться от осуществления определенных видов хозяйственной деятельности, выступают все остальные субъекты. Некоторые права, которыми обладает субъект монополии, действуют лишь в течение определенного времени и носят срочный характер (например, права, вытекающие из патента).

В зависимости от вида монополии и её экономико-правовой природы можно выделить субъекты естественной, государственной и временной монополий.

Субъекты естественной монополии — особая разновидность хозяйствующих субъектов. К субъектам естественной монополии относят такие крупнейшие российские акционерные общества, как «Транснефть», «Газпром» и «ЕЭС России».

Важными направлениями  современной экономической политики в Российской Федерации являются развитие и поддержка конкуренции. Оно необходимо для защиты интересов  потребителей товаров и услуг  субъектов естественных монополий, а также для повышения экономической эффективности их деятельности.

Отсутствие действенных  конкурентных механизмов и угроза злоупотреблений  экономической властью субъектов  таких монополий заставляет государство  создавать специальную систему регулирования в области естественных монополий.

С этой целью в России впервые был принят Закон «О естественных монополиях». В нем сформулировано легальное определение естественной монополии.

Естественная монополия -состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. (ч.2 ст. 3 Закона «О естественных монополиях»)

Что касается субъекта естественной монополии, то это:

— хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии

(часть 3 ст. 3 Закона «О естественных монополиях»)

Анализ Закона «О естественных монополиях» дает основания утверждать, что субъектам естественных монополий присущи несколько признаков. Такие субъекты являются коммерческими организациями. Некоммерческие организации, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не могут быть субъектами естественных монополий, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками. Кроме того, эта же мысль подтверждается и п. 1 ст. 426 ГК РФ о публичном договоре, адресованном исключительно коммерческим организациям. Индивидуальные предприниматели (физические лица) без образования юридического лица также не могут быть субъектами естественной монополии, поскольку на это прямо указывает ст. 3 Закона «О естественных монополиях».

Регулируемая деятельность субъектов естественной монополии осуществляется в некоторых ограниченных законом сферах хозяйствования. В соответствии с ними можно выделить несколько групп рассматриваемых хозяйствующих субъектов:

субъекты, действующие  в сфере транспортировки нефти  и нефтепродуктов по магистральным  трубопроводам;

субъекты, действующие  в сфере транспортировки газа по трубопроводам;

субъекты, оказывающие услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

субъекты, осуществляющие железнодорожные перевозки;

субъекты, оказывающие  услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

субъекты, оказывающие  услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Субъекты естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование, включаются в соответствующий реестр. В соответствии со ст. 3—4, 10 Закона о» О естественных монополиях» реестр субъектов естественных монополий имеет информационное значение и является открытым информационным средством наблюдения за включенными в него субъектами.

В реестр субъектов естественных монополий на транспорте подлежат включению хозяйствующие субъекты (независимо от форм собственности):

занятые производством (реализацией) товаров и оказанием услуг в сферах, отнесенных законодательством РФ к естественным монополиям на транспорте;

в отношении которых  Правлением МАП России принято решение о государственном регулировании и контроле.

Решение о включении  хозяйствующего субъекта в упомянутый реестр принимается по следующим основаниям:

наличие лицензии на оказание услуг, отнесенных к естественным монополиям на транспорте;

результаты анализа  деятельности хозяйствующего субъекта, свидетельствующие об осуществлении данным хозяйствующим субъектом услуг в сфере естественных монополий на транспорте;

обоснованные предложения  федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, территориальных управлений МАП России, общественных объединений потребителей, их ассоциаций и союзов, хозяйствующих субъектов, свидетельствующие об осуществлении данным хозяйствующим субъектом услуг в сфере естественных монополий на транспорте.

При исключении из реестра  учитываются прекращение соответствующей деятельности, предложения органов исполнительной власти и местного самоуправления, переход деятельности из сферы естественной монополии в сферу конкурентного рынка и утрата хозяйствующим субъектом статуса юридического лица.

Особым образом регулируется деятельность субъектов государственной монополии.

Государственная монополия олицетворяет «монопольные права государства на осуществление той или иной отрасли хозяйственной деятельности». В связи с провозглашением конституционного принципа свободы экономической деятельности режим государственной монополии носит (как и в случае с естественными монополиями) исключительный характер и является инструментом государственного регулирования экономики.

Государственная монополия- это монополия, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

Государственная монополия конституирована  в федеральных законах о регулировании внешнеторговой деятельности, о военно-техническом сотрудничестве, о регулировании производства алкогольной продукции, о драгоценных металлах, о ЦБ. Перечисленные нормативные правовые акты создают юридическую базу для применения в России института государственной монополии.

Исключительный режим государственной  монополии выражается в том, что  права на осуществление конкретных видов экономической деятельности принадлежат лишь ограниченному кругу субъектов.

При этом субъектный состав государственной монополии имеет два уровня. Первый уровень — государство в лице компетентных государственных органов. Оно вводит режим государственной монополии и контролирует деятельность конкретных хозяйствующих субъектов. Это тем более важно, что основная функция государственной монополии — фискальная. На втором уровне субъектного состава находятся те хозяйствующие субъекты, которые непосредственно осуществляют экономическую деятельность в режиме государственной монополии. Как правило, в качестве таких субъектов государственной монополии выступают государственные унитарные предприятия (ст. 113—115 ГК РФ).

Унитарное предприятие- коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия (п. 1 ст. 113 ГК РФ)

Особенности правового  положения субъектов зависят  от вида государственной монополии.

Так, Закон « О регулировании внешнеторговой деятельности» в качестве одного из видов регулирования внешнеторговой деятельности предусматривает государственную монополию на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.

Экспорт- вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном

ввозе.

Импорт- ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию Российской Федерации из-за границы без обязательства об обратном вывозе. (ст. 2 Закона « О регулировании внешнеторговой деятельности»)

Закон о регулировании внешнеторговой деятельности относит государственное регулирование в области внешнеторговой деятельности (в том числе и установление государственной монополии) к исключительной компетенции Российской Федерации и определяет два ограничительных метода такого регулирования:

таможенно-тарифный (применение импортного и экспортного тарифов) метод;

нетарифный метод (ст. 13 Закона « О регулировании внешнеторговой деятельности»).

Государственная монополия  осуществляется с помощью специальных  правовых средств:

определения конкретного  перечня товаров (пределов государственной  монополии);

применения в соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ разрешений (лицензий);

использования особых организационно-правовых форм юридических лиц (субъектный состав государственной монополии);

установления обязанности  коммерческих организаций, входящих в субъектный состав государственной монополии, совершать определенные сделки;

объявления сделок, нарушающих государственную монополию, ничтожными и применения последствий недействительности ничтожной сделки.

Основой реализации режима государственной монополии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров является лицензирование деятельности по экспорту и (или) импорту товаров. Лицензии выдаются исключительно государственным унитарным предприятиям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации и общепризнанными международно-правовыми нормами обязаны совершать сделки по экспорту и (или) импорту товаров.

В качестве субъектов  государственной монополии в  сфере внешнеторговой деятельности выступают предприятия особой организационно-правовой формы — государственные унитарные предприятия. Унитарные предприятия не наделены правом собственности на закрепленное за ними собственником (государством) имущество (оно закрепляется на праве хозяйственного ведения или оперативного управления). Поэтому они менее независимы и более управляемы, чем иные коммерческие организации — собственники имущества. Не случайно предприятия именно этой организационно-правовой формы выбраны для реализации государственной монополии.

Субъекты монополии  обязаны совершать сделки по экспорту и (или) импорту товаров:

вывозить товары (работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности) с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе;

ввозить товары (работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности) на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе.

Указанные сделки должны осуществляться на основе принципов  недискриминации и добросовестной коммерческой практики.

Самовольное осуществление  предпринимательской деятельности, разрешенной исключительно государственным предприятиям, должно квалифицироваться как незаконное предпринимательство и наказываться в соответствии со ст. 171 УК России.

И последняя группа правовых средств обеспечения государственной монополии в сфере внешнеторговой деятельности касается сделок по экспорту и (или) импорту, нарушающих государственную монополию. Данные сделки не соответствуют закону и объявляются, согласно части 3 ст. 17 Закона «О регулировании внешнеторговой деятельности» ничтожными. В силу этого они не влекут юридических последствий.

Ещё один вид государственной  монополии (в сфере осуществления эмиссии наличных денег) реализуется исключительно Центральным банком России (ст. 4, 29 Закона «О ЦБ»). Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством платежа на территории Российской Федерации. Изготовление и сбыт поддельных денег преследуются по закону (ст. 186 УК РФ).

Третий вид субъектов  монополии — субъекты временной монополии. Прежде всего к ним относятся хозяйствующие субъекты, обладающие исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг.

Данные права имеют  абсолютный характер. Их особенностью является то, что объекты интеллектуальной собственности (ст. 138 ГК РФ) в целях надлежащей юридической защиты, по общему правилу, подлежат специальной регистрации и отличаются временным и пространственным характером их правовой охраны. Исключительность монополии в сфере интеллектуальной собственности носит юридический характер, поскольку такая монополия защищена законом.

Информация о работе Антимонопольное законодательство