Антимонопольное законодательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 15:21, реферат

Описание работы

Цель работы – рассмотреть антимонопольное законодательство.
Задачи: 1) рассмотреть основные понятия действующего в РФ антимонопольного законодательства; 2) рассмотреть правовые основы ограничения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции

Содержание работы

Введение 3
1 Основные понятия в сфере антимонопольного законодательства 4
2 Правовые формы ограничения монополистической деятельности 7
3 Правовые формы ограничения недобросовестной конкуренции 9
4 Государственное регулирование монополистической деятельности 10
5 Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий 13
Заключение 14
Список использованных источников: 15

Файлы: 1 файл

Правоведение 9.04.2014.docx

— 38.95 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет»

Кафедра «Политология»

СЕМЕСТРОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Правоведение»

на тему:

«Антимонопольное законодательство»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка гр. ПП-452

Седова А. И.

Проверила:

ст. преподаватель

Потапов В. А.

 

 

 

 

 

 

Волгоград, 2014

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

История развития монополий является одновременно и историей борьбы с ними. Негативные результаты монополизации проявляются сразу, и это особенно ощущают широкие слои населения. Существование монополистической структуры приводит к различным отрицательным последствиям для общества, не позволяет использовать все преимущества рыночного механизма. Вокруг монополий формируется негативное общественное мнение, которое требует государственной защиты потребителей от деятельности монополистов, ограничения деятельности других. Ведь одной из важнейших функции государства является создание условий для нормального функционирования рынка. Накопленный опыт и научные обобщения помогли обществу понять все “плюсы” и “минусы” монополий, выработать по отношению к ним определенную политику, которая получила название монопольной. Монопольную политику разрабатывает и реализует государство. Во всех странах с рыночной 
экономикой существует антимонопольное законодательство.

Антимонопольное законодательство представляет собой комплекс правовых актов, направленных на поддержание конкурентной среды, является главным инструментом, ограничивающим монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию.

Данная тема представляет особый интерес поскольку для  нашей  страны  важно   не   только   ограничивать монополизм, добиваться  соблюдения правил конкуренции, но и создавать  конкурентную среду, проявляя политическую волю.

Цель работы – рассмотреть антимонопольное законодательство.

Задачи: 1) рассмотреть основные понятия действующего в РФ антимонопольного законодательства; 2) рассмотреть правовые основы ограничения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

1  Основные понятия  в сфере антимонопольного законодательства

В центре антимонопольного законодательства находится Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – «Закон о конкуренции»), который вступил  в силу с 27 октября 2006г., распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, которая определяется как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Указанный Закон о конкуренции направлен на совершенствование антимонопольного законодательства и заменяет ранее действовавшие Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".

Глава 7 Закона о конкуренции содержит перечень действий, которые могут совершаться с предварительного согласия Федеральной Антимонопольной Службы (ФАС). В частности, с предварительного согласия ФАС осуществляются следующие действия:

  • создание и реорганизация коммерческих организаций (в случаях, предусмотренных в статье 27 Закона о конкуренции);
  • cделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций (в случаях, предусмотренных в статье 28 Закона о конкуренции);
  • сделки с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций (в случаях, предусмотренных в статье 29 Закона о конкуренции);
  • сделки, иные действия, об осуществлении которых должен быть уведомлен антимонопольный орган (в случаях, предусмотренных в статье 30 Закона о конкуренции).

Согласно ст.31 Закона о конкуренции в целях получения предварительного согласия ФАС (согласно статьям 27-29 Закона о конкуренции), или в целях уведомления ФАС (согласно статьям 30 и 31 Закона о конкуренции) соответствующие лица, представляют в ФАС ходатайства о даче согласия на осуществление сделок, иных действий, либо представляют в антимонопольный орган уведомления об осуществлении таких сделок, иных действий.

В течение тридцати дней с даты получения ходатайства о даче предварительного согласия ФАС обязан рассмотреть это ходатайство и сообщить в письменной форме заявителю о принятом решении.

Сделки, указанные в статьях 28 и 29 Закона о конкуренции и осуществленные без получения предварительного согласия антимонопольного органа, признаются недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если такие сделки привели или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.

Основные понятия в сфере антимонопольного законодательства  также определены данным ФЗ:

  • конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке;
  • недобросовестная конкуренция - любые направления на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации;
  • монополистическая деятельность – противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции;
  • естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства.
  • монопольно высокая цена - цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара;
  • монопольно низкая цена - цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли им (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца;

 

 

2  Правовые  формы ограничения монополистической  деятельности

"Закон о конкуренции" [6] устанавливает две формы монополистической деятельности:

- злоупотребление хозяйствующим  субъектом доминирующим положением  на рынке;

- соглашение (согласованные  действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.

Ст. 5 Закона устанавливает, что: запрещаются действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц, в том числе такие действия, как:

- изъятие товаров из  обращения, целью и результатом  которого является создание или  поддержание дефицита на рынке  либо повышение цен;

- навязывание контрагенту  условий договора, невыгодных для  него или не относящихся к  предмету договора (необоснованные  требования передачи финансовых  средств, иного имущества, имущественных  прав, рабочей силы контрагента  и др.);

- включение в договор  дискриминирующих условий, которые  ставят контрагента в неравное  положение по сравнению с другими  хозяйствующими субъектами;

- создание препятствий  доступу на рынок (выходу на  рынок) другим хозяйствующим субъектам;

- нарушение установленного  нормативными актами порядка  ценообразования;

- установление монопольно  высоких (низких) цен; сокращения или  прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или  заказы потребителей, при наличии  безубыточной возможности их  производства;

- необоснованный отказ  от заключения договора с отдельными  покупателями (заказчиками) при наличии  возможности производства или  поставки соответствующего товара.

Статья 6 Закона устанавливает, что: запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашения имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения, направленные на:

- установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

- повышение, снижение или  поддержание цен на аукционах  и торгах;

- раздел рынка по территориальному  принципу, по объему продаж или  закупок, по ассортименту реализуемых  товаров либо по кругу продавцов  или покупателей (заказчиков);

- ограничение доступа  на рынок или устранение с  него других хозяйствующих субъектов  в качестве продавцов определенных  товаров или их покупателей (заказчиков);

- отказ от заключения  договоров с определенными продавцами  или покупателями (заказчиками).

Также запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) неконкурирующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем (заказчиком), если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции.

Нарушение требований является основанием для ликвидации в судебном порядке объединения коммерческих организаций (союза или ассоциации), хозяйственного общества или товарищества, осуществляющего координацию предпринимательской деятельности, по иску федерального антимонопольного органа (территориального органа в пределах его компетенции).

3  Правовые формы ограничения  недобросовестной конкуренции

Статья 10 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" устанавливает формы недобросовестной конкуренции, в том числе:

- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому  хозяйствующему субъекту либо  нанести ущерб его деловой  репутации;

-  введение потребителей  в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества  товара;

- некорректное сравнение  хозяйствующим субъектом производимых  или реализуемых им товаров  с товарами других хозяйствующих  субъектов;

- продажа товаров с  незаконным использованием результатов  интеллектуальной деятельности  и приравненных к ним средств  индивидуализации продукции, выполнения  работ, услуг;

- получение, использование, разглашение научно-технической, производственной  или товарной информации, в том  числе коммерческой тайны, без  согласия ее владельца.

Ряд ограничений недобросовестной конкуренции устанавливает федеральный закон РФ от 14 июня 1995 г. "О рекламе", так ст. 2 устанавливает, что ненадлежащая реклама - это недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством РФ.

Законодательство о рекламе выделяет следующие формы ненадлежащей рекламы: недобросовестная реклама (статья 6); неэтичная реклама (статья 8); заведомо ложная реклама (статья 9); скрытая реклама (статья 10).

Использование в радио-, теле-, видео-, аудио-, кинопродукции, а также в иной продукции и распространение иными способами скрытой рекламы, которая оказывается не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, в том числе путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами, не допускается.

К сожалению, многие нормы антимонопольного законодательства носят декларативный характер, т.е. за их нарушение государство не установило юридическую ответственность. Так, новый Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность в ст. 182 только за заведомо ложную рекламу, действующий Кодекс РСФСР об административных правонарушениях ответственности за ненадлежащую рекламу не устанавливает.

4  Государственное регулирование  монополистической деятельности

Для развития товарных рынков и конкуренции, ограничения монополистической деятельности, пресечения недобросовестной конкуренции и защиты прав потребителей существует Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (Антимонопольный комитет).

Антимонопольный комитет, согласно Положению о нем, выполняет следующие задачи в отношении хозяйствующих субъектов и органов власти. Дает обязательные для исполнения предписания:

- о прекращении нарушений  антимонопольного законодательства;

- о расторжении (изменении) договоров, противоречащих Закону;

- о восстановлении первоначального  положения;

- об отмене (изменении) принятых  неправомерных актов;

- о принудительном разделении.

Принимает решения о наложении штрафов:

- за нарушения антимонопольного  законодательства;

- за неисполнение предписаний  Комитета.

Обращается в суд или арбитраж с исками и заявлениями, участвовать при рассмотрении дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства.

Направляет в органы прокуратуры материалы о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства.

В отношении хозяйствующих субъектов :

Контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующего субъекта.

Контролирует крупные продажи и покупки акций, ведущие к доминирующему положению хозяйствующего субъекта.

Информация о работе Антимонопольное законодательство