Антиинфляционная политика государства Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 08:08, курсовая работа

Описание работы

Целью этой работы является рассмотрение инфляционного процесса и меры по борьбе с ней - антиинфляционной политики в РФ.
Задачами работы являются:
- определить, что подразумевается под словом «инфляция»;
- рассмотреть некоторые виды инфляции;
- рассмотреть последствия инфляции;
- просмотреть расчеты инфляции;
- рассмотрение различных вариантов антиинфляционной политики в России с учетом ее особенностей;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИНФЛЯЦИЯ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ПРИЧИНЫ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ 4
1.1 Понятие и виды инфляции 4
1.2 Причины инфляции 8
1.3 Инфляция спроса и издержек 9
1.4 Последствия инфляции 12
2 Антиинфляционная политика государства Российской Федерации 15
2.1 Этапы антиинфляционного процесса в РФ 15
2.2 Антиинфляционная модель для России 20
2.3 Антиинфляционная стратегия и тактика в России 25
2.4 Особенности антиинфляционного процесса в российской экономике 30
Заключение 33
Список используемых источников и литературы 36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯисправл.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

- возрастают неналоговые  доходы бюджета от продажи  государственных предприятий в частные руки - при сокращении его расходов на содержание нередко убыточных предприятий госсектора. И это сразу с двух сторон сокращает бюджетный дефицит;

- появление на фондовом  рынке акций приватизированных  предприятий отвлекает на себя часть инфляционного спроса, а особенно, если курс обращающихся на бирже акций неуклонно растет или, по крайней мере, изменяется так, что эти ценные бумаги оказываются более предпочтительным видом актива, нежели наличные деньги - по критериям теории "портфельного выбора";

- изменяются предпочтения  становящихся собственниками трудовых  коллективов - от «поедания» полученных доходов к направлению их на инвестиционные цели;

При реализации тактических  мер антиинфляционного регулирования  следует учитывать то обстоятельство, что между данными мерами, а также действиями стратегического плана, существует серьезное противоречие, не учет которого в практике хозяйствования способен противопоставить стратегию и тактику борьбы с инфляцией. Так, ликвидация "денежного навеса" в России в 2000 г. через фактическую конфискацию сбережений населения в тактическом плане, безусловно, сократила возможный инфляционный накал, однако в плане стратегическом сделала "бегство от денег" - денег отечественных, неустанно превращаемых в дальнейшем в конвертируемую валюту - предопределенным. Между тем реальной альтернативой такой конфискации могло бы стать и "замораживание" сбережений на годы вперед (при соответствующей индексации и государственных гарантиях их последующей выплаты), и добровольно-принудительное превращение их в долгосрочные государственные обязательства с ежегодной выплатой тех или иных процентов, и направление значительной доли этих денег на приватизацию государственной собственности и т.п.

В 2008 г. инфляция снова выросла вследствие мягкой денежно- кредитной политики в предыдущие годы. Правительство и Банк России не смогли сдержать избыточное денежное предложение из-за высоких цен на нефть и притока капитала. Это существенно увеличивало совокупный спрос в экономике и привело к кредитному буму. Прирост кредитов строительству составил на 1 октября 2008 г. 85,8%, а на 1 октября 2009 г. — 54%, транспорту и связи — соответственно 81,5 и 38,2% . Поддержание таких темпов кредитования в длительном периоде невозможно, поскольку в результате возникает кредитный пузырь. Кредитный бум в среднесрочной перспективе может натолкнуться на снижение кредитоспособности заемщиков, а в условиях кризиса неизбежно приводит к «жесткой посадке» перегретых отраслей и не возврату кредитов, ухудшению кредитного портфеля банков.

Однако, не вынеся уроков из провалов 90-х гг., правительство России не нашло ничего лучшего, чем в очередной раз обвалить сбережения россиян в рамках проведения очередной тактической антиинфляционной акции. Еще один пример возможного рассогласования стратегии и тактики: кардинальным образом устраняя многочисленные инфляционные последствия гонки вооружений, переориентация ВПК на гражданские нужды способна вызвать временное ускорение ценовой динамики - через всплеск частного инвестиционного спроса при проведении назревших структурных преобразований, через сокращения поступлений в бюджет от экспорта вооружений, а также через бюджетный дефицит, возникающий в результате государственного участия в столь глобальных преобразований в национальной экономике.

 

2.4 Особенности антиинфляционного процесса в России.

В настоящее время проблема инфляции в России становится особенно актуальной в сторону усиления факторов инновационного развития, значительного  увеличения инвестиционной активности.

Для борьбы с инфляцией  правительство выбрало либерализацию  цен и сокращение денежной массы. Предположение о том, при ликвидации фиксированных цен “ невидимая рука” установит равновесные цены, которые не будут затем расти, оправдалось с точностью до наоборот. После того, как ценообразование освободилось от “якоря” фиксируемых цен, инфляция из контролируемой, превратилась в неконтролируемую.

Что касается политики сокращения денежной массы, то она лишь завершила  процесс ликвидации необходимого для  развития экономики безналичного оборота.

Перед правительством, Центральным  банком и законодательной властью стоят конкретные задачи:

- повысить покупательную способность  населения путем выплат задолженности из федерального и местного бюджетов соответствующим группам работников;

- привести денежную  массу и процентные ставки  в соответствие с потребностями производства, товарного рынка, капитальных вложений и бюджетных выплат;

-сократить, а в перспективе  ликвидировать, диспаритеты цен  по основным ценообразующим отраслям: сельскому хозяйству, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и т.д.

По данным Росстата, инфляция в 2009 г. составила 8,8%, оправдав этим оптимистичные прогнозы экономистов. За 2008 г. цены выросли на 13,3%. Как правительство, так и независимые экономисты ожидали в 2009 г. замедления темпов роста потребительских цен, но масштаб явления оказался для многих неожиданным. Общее замедление инфляции в 2009 г. аналитики объясняют последствиями экономического кризиса: снижением платежеспособности населения и, соответственно, спроса. Согласно прогнозам правительства РФ в 2010 г. темп роста инфляции планируется удержаться на уровне 6-7%. Динамика уровня инфляции за период 2000-2009 гг. указана в таблице 1. 3

Таблица 1- Динамика среднегодового уровня инфляции в России

в 2000-2009 гг.

Год

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Показатель

20,2%

18,6%

15,1%

12%

11,7%

10,9%

9,0%

11,9%

13,3%

8,8%


 

Из динамики за последние годы, можно сделать вывод, что в  целом совокупное влияние причин, порождающих инфляцию, оказалось компенсировано факторами, сдерживающими ценовую динамику, это связано прежде всего с тем, что на протяжении рассматриваемого периода в общих чертах сложился антиинфляционный механизм, основу которого составили следующие элементы экономической политики:

- соблюдение жестких  денежных ограничений; 

-меры по стабилизации  валютного курса; 

- отказ от покрытия  дефицита федерального бюджета  прямыми кредитами Банка России, переход к государственных заимствованиям  на рынке ценных бумаг;

- принятие Правительством Российской  Федерации ряда решений, ограничивающих  рост цен на продукцию отдельных  отраслей и сектором экономики,  в первую очередь отраслей  – естественных монополистов. 

Несмотря на положительный характер этих задач, следует отметить, что в российской экономике еще существует угроза инфляционных всплесков из-за продолжающегося экономического спада, неплатежей, искаженной структуры основного производства и его низкой эффективности, существования секторов экономики с различным уровнем доходности, нерешенности вопросов формирования доходной части бюджета и накопления социальных проблем в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате выполнения курсовой работы можно сделать следующие  выводы:

1. Инфляция представляет собой многофакторное явление, которое проявляется в росте общего уровня цен и в обесценении денежных знаков по отношению к реальным активам. Не всякое изменение цен на отдельные товары обязательно является инфляцией. Оно может быть вызвано улучшением качества продуктов, условий внешней торговли, другими факторами.

2. Рост спроса в  экономике обычно приводит к  повышению цен, зарплаты, занятости,  реального объема производства. Этот процесс может выглядеть  как инфляция издержек, даже если  в действительности рост издержек вызван сильным давлением спроса. На практике оба вида инфляции протекают одновременно и взаимодействуют между собой.

3. Последствия инфляции многообразны, противоречивы и заключаются в перераспределении национального дохода; уменьшению политической стабильности общества; снижению конкурентоспособности национальных товаров; снижению реальной стоимости сбережений и т.д.

4. Борьба с инфляцией возможна только на макроэкономическом уровне и силами государства. Первым шагом в борьбе с подавленной инфляцией должен быть перевод ее в открытую инфляцию. Чтобы антиинфляционная политика государства была действенной, необходимо, прежде всего, выявить причины инфляции. Комплекс государственных мер по борьбе с инфляцией включает:

1) ограничение денежной массы;

2) повышение учетной ставки;

3) повышение нормы обязательного резервирования;

4) сокращение государственных расходов;

5) совершенствование налоговой системы и увеличение налоговых поступлений в бюджет.

5. При выработке антиинфляционных мероприятий необходимо учитывать цену инфляции, которая зависит от того, какие методы использует государство в своей политике. Выбор определяется конкретной социально-

экономической и политической ситуацией в стране: уровнем реальных до-

ходов, состоянием промышленности, сельского хозяйства и других базовых

для страны отраслей, масштабами бюджетного дефицита, состоянием и

перспективами развития внешнеэкономических связей и т. п.

Защита и обеспечение  устойчивости рубля - основная функция  Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Главной функцией Банка России должно стать поддержание стабильности цен. Под стабильностью цен следует понимать уровень инфляции не превышающий 2 % в год.

Подводя итог рассмотрению некоторых аспектов российской экономической динамики за последние годы, можно сделать вывод, что на протяжении рассматриваемого периода в общих чертах сложился антиинфляционный механизм, основу которого составили следующие элементы экономической политики:

- соблюдение жестких денежных ограничений;

- меры по стабилизации валютного курса;

- принятие Правительством Российской Федерации ряда решений, ограничивающих рост цен на продукцию отдельных отраслей и секторов экономики, в первую очередь отраслей - естественных монополистов.

Несмотря на положительный характер этих процессов в российской экономике еще осталась угроза инфляционных всплесков из-за искаженной структуры основного производства и его низкой эффективности, существования секторов экономики с различными уровнем доходности и накопления социальных проблем в обществе.

В конце работы хочу подчеркнуть, что  Россия имеет все возможности  для выхода из инфляционного тупика, т.к., несмотря на все трудности, она  без всякого сомнения остается сверхдержавой, обладающей громадными ресурсами и в значительной степени определяющей обстановку во всем мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Беляева Т.П. Финансы, денежное обращение и кредит/М.: "Юрайт-издат", 2006.-543с.

2. Журнал Вопросы Статистики №12, 2008.-13с. 
 3. Красавина Л. Международные финансовые отношения//Деньги и кредит. 2006. №7.- 608с.

4. Красавина Л. Н. «Снижение темпа инфляции в стратегии инновационного развития России»// Деньги и кредит-2007.- № 9-14-15c.

5.  Красавина Л. Н.  «Снижение темпа инфляции»// Деньги и кредит-2008-» № 16-17с. 

6. Курс экономической теории, под редакцией А.В. Сидоровича, М.: Дело и сервис, 2001.-827с.

7. Макроэкономика: учеб. пособие для вузов/под ред. проф. И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 231с.

8. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. / Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. Т. 1.–М, 1996.

9. Макроэкономика / под ред. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-319 с.

10. Орлов А. О социально-экономической природе современной инфляции /Общество и экономика. -2005. -№ 4.-95-105с.

11. Основные направления государственной денежно-кредитной политики на 2006 г /Деньги и кредит. -2007. -№ 11.-3-9с.

12. Основы экономической теории: учеб. пособие для вузов/под ред. проф. И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-319 с. 
 13. Пашковский В. С.  «Особенности инфляционных процессов в России»/ Деньги и кредит.-2008.-№ 10-49-54с.

14. Риком Траст Аналитика [Электронный ресурс] http://www.ricom.ru/RicomTrust/macronews

15. Российская газета [Электронный ресурс] //http://www.rg.ru

16. Сайт государственного комитета  статистики [Электронный ресурс] //http://www.gsk.ru     
 17. Экономика / под ред. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2005.-832 с. [Электронный ресурс]// http://polbu.ru/bulatov_economy

Информация о работе Антиинфляционная политика государства Российской Федерации