Антиинфляционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 00:53, реферат

Описание работы

В данной работе автор планирует рассмотреть социально-экономические последствия инфляции, то, каким образом инфляция может влиять на безработицу в стране. Кроме того, автор исследует тактику и стратегию антиинфляционных мероприятий и их цель, а также рассмотрит меры по снижению отрицательного эффекта инфляции на экономику в России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
1.Социально-экономические последствия инфляции. Кривая Филипса…… 4
2.Цели антиинфляционных мероприятий: стратегия и тактика……... 11
3.Особенности антиинфляционной политики в России………………... 19
Заключение……………………………………………………………………. 29
Список литературы ……………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

Антиинфляционная политика государства.docx

— 36.52 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Воронежская государственная  лесотехническая академия»

Кафедра мировой и национальной экономики

 

Реферат

по дисциплине:

«Макроэкономическое планирование»

на тему:

«Антиинфляционная политика государства»

 

 

Выполнил: студент МЭ2 -132 ОБ гр.

Оммадов Б.Б.

Проверила: |                 | Попова С.В.

 

 

 

Воронеж 2013

 

на тему: Антиинфляционная политика государства  
Содержание  
Введение………………………………………………………………………… 3  
1.Социально-экономические последствия инфляции. Кривая Филипса…… 4  
2.Цели антиинфляционных мероприятий: стратегия и тактика……... 11  
3.Особенности антиинфляционной политики в России………………... 19  
Заключение……………………………………………………………………. 29  
Список литературы ……………………………………………………………31 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  

 

                                                       Введение  
     Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира, отрицательно влияя на все стороны жизни общества. Она обесценивает результаты труда, уничтожает сбережения юридических и физических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту. Высокая инфляция разрушает денежную систему, провоцирует бегство национального капитала за границу, ослабляет национальную валюту, способствует ее вытеснению во внутреннем обращении иностранной валютой, подрывает возможности финансирования государственного бюджета. Инфляция является самым эффективным средством перераспределения национального богатства – от более бедных слоев общества к более богатым, усиливая тем самым его социальное расслоение. Поэтому вопрос о разработке эффективных методов борьбы с постоянным ростом цен стоит очень остро. Но, к сожалению, для России проблема инфляции по-прежнему остается значимой. Популярность и противоречия этого экономического явления определили актуальность выбора исследования. В данной работе автор планирует рассмотреть социально-экономические последствия инфляции, то, каким образом инфляция может влиять на безработицу в стране. Кроме того, автор исследует тактику и стратегию антиинфляционных мероприятий и их цель, а также рассмотрит меры по снижению отрицательного эффекта инфляции на экономику в России. 

 

1.Социально-экономические последствия инфляции. Кривая Филипса  

     Некоторые экономисты считают, что невысокий уровень инфляции оживляет экономическую конъюнктуру. Однако следует помнить, что пагубность даже небольшого уровня инфляции заключается в искажении ценового сигнала. Экономические решения, учитывающие искаженную ценовую информацию, пусть даже они принимаются по всем правилам рациональности, становятся все менее и менее эффективными. Цены, учитывающие искаженную информацию, углубляют диспропорции в экономике и, при прочих равных условиях, темпы инфляции могут перейти на более высокий уровень. Как образно выразился Ф. Хайек, «высокая инфляция и в особенности сильно варьирующая инфляция приводит к тому, что помехи полностью «забивают» полезный сигнал и важная информация превращается в бессмысленный шум».

    Итак, рассмотрим подробнее социально-экономические последствия инфляции2:  
  1. Инфляция искажает относительные цены, что деформирует факторное распределение доходов и размещение ресурсов, а также снижает эффективность производства и дальнейшего распределения по всей воспроизводственной цепочке. В том числе, инфляция нарушает распределение национального дохода между трудом и капиталом в пользу капитала. Действительно, чем выше темпы инфляции, тем ниже реальная заработная плата, тем меньшей частью национального продукта вознаграждается фактор труда по отношению к фактору капитала. Т. е., при ускорении темпов инфляции доля труда в национальном доходе сокращается.  
   2. Инфляция перераспределяет имущество от кредиторов к должникам. Долги в условиях инфляции возвращаются подешевевшими деньгами: при неравномерном росте цен невозможно застраховать ссужаемый капитал, так как невозможно точно рассчитать будущий темп инфляции.  
   3. Инфляция нарушает пропорции распределения национального дохода между частным сектором и государством в пользу последнего. Реализуя монопольное право на эмиссию, например, в целях покрытия бюджетного дефицита, государство расширяет денежное предложение, повышая темпы инфляции. Покупательная способность населения снижается и оно недопотребляет часть национального продукта. Покупательная способность государства, наоборот, вырастает на перераспределенную в его пользу денежную сумму. Таким образом, государство посредством эмиссии облагает население специфическим видом налога - инфляционным налогом, ставка которого равна темпам инфляции. Инфляционный налог - это убытки экономических субъектов, держащих свои активы в денежной форме.  
Доход государства от создающей инфляцию эмиссии (сеньораж) и доход от инфляционного налога (в виде дополнительного приобретения государством товаров и услуг на сумму эмиссии) совпадают при умеренных темпах инфляции, когда объем желаемых денежных запасов остается неизменным.  
   4. Инфляция перераспределяет национальный доход между получателями трансфертных платежей и участниками производства в пользу последних. Факторный доход участников производства, получаемый в денежной форме, растет пропорционально инфляционному повышению цен. Напротив, номинальный доход в виде пенсий, пособий и других трансфертных выплат не привязан к изменению цен (в период между индексациями) и его покупательная способность уменьшается быстрее, чем реальный доход участников производства, который при не слишком высокой инфляции может остаться неизменным. 

Рассмотренные перераспределительные эффекты, создаваемые инфляцией, воздействуют и на поведение экономических субъектов. При высоких темпах инфляции агенты рынка перестают доверять друг другу, включая государство, что усиливает инфляционные ожидания и экономическую нестабильность.  
Для изучения феномена инфляции нередко используется кривая Филипса, предложенная им в 1958г1. Она указывает на наличие обратной связи между движением цен (и заработной платы) и уровнем безработицы. Филипс обратил внимание, что в условиях депрессии, для которой характерно снижение цен, наблюдается рост безработицы. По кривой он установил, что увеличение безработицы в Англии сверх 2,5-3% приводило к резкому замедлению роста цен и заработной платы. Филипс сделал вывод, что правительство может использовать увеличение инфляции для борьбы с безработицей. Позднее этот вывод теоретически аргументировал экономист Р.Липси2.  
Также была создана модификация кривой Филипса для разработок экономической политики. Эту работу проделали американские экономисты Р. Солоу и П. Самуэльсон3. Они заменили в этой кривой ставки заработной платы на темп роста товарных цен или инфляцию. При помощи этой кривой стало возможным рассчитывать равновесие между достаточно высокими уровнями занятости и производства и определенной стабильностью цен.  
Кривая Филипса, с помощью которой можно установить зависимость заработной платы и безработицы, изображена на рис. 1. На оси абсцисс показан уровень безработицы, на оси ординат - темпы роста товарных цен.  
Рис. 1 Кривая Филипса1 

Если уровень безработицы U1 (ему соответствует темп роста  цен Р1) в стране излишне высокий, то для его понижения проводятся бюджетные и денежно кредитные мероприятия, стимулирующие спрос. Так, увеличивая поток инвестиций, государство может побудить предприятия к расширению производства, и сбыта, а значит, увеличению рабочих мест. Норма безработицы снижается до уровня U2, но одновременно темпы инфляции возрастают до Р2. Такие манипуляции могут вызвать «перегрев» экономики и, как следствие, кризисные явления. Такая ситуация вынуждает правительство ввести кредитные ограничения, сократить расходы из государственного бюджета и т.д. В результате этих возвратных действий правительства уровень цен снизится до уровня РЗ, а безработица возрастет и ее норма составит U3. 

       Рис. 2 Вертикальная кривая Филипса1 

Установлено, что кривая Филипса может быть использована для борьбы с безработицей лишь в  условиях умеренной инфляции с постоянным темпом. Кривая не работает при неожиданных  потрясениях - темп инфляции возрастает так же неожиданно и может сопровождаться ростом безработицы. Иными словами, соотношение, установленное кривой Филипса, не действительно для длительных периодов времени.  
Но взаимосвязь между безработицей и инфляцией, которую иллюстрирует кривая Филипса, оказалась крайне нестабильной, так, в 60-е и 70-е годы во многих странах мира одновременно росли как безработица, так и инфляция (стагфляция). Переливание безработицы в инфляцию опасно для экономики из-за непредсказуемых последствий. Вследствие этой негативной черты правительства большинства западных стран, перешли к теории естественного уровня безработицы, которая используется в настоящее время1.  
Суть теории состоит в том, что в долгосрочном плане приемлемый уровень инфляции возможен только при естественном уровне безработицы. Естественный уровень безработицы - это доля безработных, которая соответствует целесообразному уровню полной занятости в экономике. Идея того, что при полной занятости должна быть некоторая безработица, кажется странной до тех пор, пока мы не вспоминаем, что экономика постоянно изменяется, создаются новые рабочие места, а старые ликвидируются, люди пополняют рынок труда и покидают его. Естественный уровень безработицы должен определяться структурой рынка рабочей силы с учетом информации о потребностях в различных отраслях. Необходимо заметить, что и эта политика, т.е. обеспечение естественного уровня безработицы и снижение уровня инфляции до умеренных и стабильных не всегда достигает своих целей. При всех положительных факторах этого метода у него существует довольно важный недостаток: при достижении естественного уровня безработицы инфляция продолжает некоторое время как бы по инерции усиливаться - ее темпы не могут быстро сократиться. Также необходимо заметить, что естественный уровень безработицы не всегда является социально приемлемым, и, как показывает опыт западных стран, постоянно повышается.  

2. Цели антиинфляционных  мероприятий: стратегия и тактика . 

Антиинфляционные мероприятия  представляют собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос - ликвидировать инфляцию путем радикальных  мер или адаптироваться к ней.  
Существуют две основные точки зрения на антиинфляционную политику1.  
Первую точку зрения разрабатывают представители современного кейнсианства. В рамках этого подхода предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос2. При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы. Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Таким образом, расширяется спрос на потребительские товары и услуги.  
Вторая точка зрения высказывается экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию3. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя таким образом на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.  
     Национальная антиинфляционная стратегия должна быть построена так, чтобы свести к минимуму воздействие на экономику со стороны внешних инфляционных импульсов. Особенно это связано с перемещением через границы краткосрочных капиталов, что отражается в сальдо платежного баланса. Если страна получила прилив капиталов из-за рубежа, то сальдо платежного баланса положительное. Часть этих капиталов проникает в банковскую систему, переводится в национальную валюту и превращается в краткосрочные кредиты, увеличивая деньги в экономике. Другая часть капиталов может поступить к правительству, которое берет кредиты за границей, отправляя туда свои облигации. В обоих случаях возникают инфляционные эффекты. Их можно устранить, если центральный банк расширит объем продаж государственных ценных бумаг (операции на открытом рынке), чтобы уменьшить возросшую денежную массу и переправить определенную ее часть в централизованные резервы.  
Далее рассмотрим тактические антиинфляционные методы.  
Когда инфляционная обстановка нетерпима, требуется мобилизовать тактический, быстродействующий потенциал антиинфляционного регулирования. Эти методы не рассчитаны на устранение причин инфляции демонтаж ее механизмов, они носят чрезвычайный характер и направлены на ослабление инфляции. Резервы краткосрочного регулирования не безграничны и не могут заменить антиинфляционную стратегию. Речь идет о предварительном терапевтическом воздействии на больную экономику, призванном подготовить ее к более радикальному лечению инфляционного недуга.  
Антиинфляционная тактика даст максимальный результат, воздействуя на инфляционный разрыв между спросом и предложением, если она поможет увеличить предложение без соответствующего повышения спроса, либо будет способствовать снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения. Любые другие противоинфляционные мероприятия принесут меньший эффект. 

В качестве краткосрочного противоинфляционного средства может использоваться повышение курса национальной валюты. Если внутренние рынки достаточно конкуренты и отсутствуют разного вида внешнеторговые ограничения, эта мера вызывает тенденцию к снижению цен ан товары и услуги, ввозимые из-за рубежа, и, следовательно, подталкивает вниз и общий уровень цен в экономике. Нельзя не указать на изрядную противоречивость такого регулирования. Когда валютный курс идет вверх, дорожает экспорт, которому становится все труднее пробиваться на внешние рынки. Поэтому ухудшается торговый, а вслед за ним и платежный баланс. Чересчур высокий курс валюты отпугивает иностранных инвесторов, негативно сказывается на зарубежных капиталовложениях в национальную экономику.  
 

              

              3. Особенности антиинфляционной политики в России

     Цель антиинфляционной политики - не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом (рыночными и государственными методами) в интересах подъема национального производства и экономической безопасности народа. Судя по мировому опыту, допустима небольшая инфляция, если это увеличивает платежеспособный спрос и тем самым стимулирует экономический рост. Для того, чтобы инфляция не порождала в экономике комплекс негативных последствий, государство, отвлекая от инвестиций значительные средства, тратя время, энергию и ресурсы, вынуждено принимать определённые меры.  
Опыт борьбы с инфляцией в России показывает, что большая часть мероприятий основываемых на «книжных» примерах, малоэффективна, тогда как успех в борьбе с этим явлением возможен только лишь при учете тонких особенностей ситуации1. Так, к примеру, сжатие денежной массы в разных странах приводит к диаметрально противоположным результатам. В одних странах уменьшение наличных денег в обороте снижает инфляцию, в других - повышает. Тонкость борьбы с инфляцией заключается именно в том, чтобы правильно уловить и использовать именно те обусловленные местом и временем явления.  
Отдельное предприятие, конкретный бизнес не может бороться с инфляцией. Подобная борьба под стать только государству. В случае отдельного бизнесмена борьба с инфляцией выглядит как «сражение с ветряными мельницами». Следовательно, борьба с инфляцией есть задача макроэкономическая. Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить антиинфляционную политику.  
Антиинфляционная политика государства представляет собой комплекс мер, направленный на борьбу с повышением цен, обесцениванием денег, а также уменьшением качества товаров и услуг. Современные экономисты выделяют несколько способов антиинфляционной политики, к которым относятся: «шоковая терапия», градуирование денежной массы, а также политика цен и доходов, проводимых государством.  
Российская экономика после развала Советского союза долгое время находилась в очень тяжелом положении – было развалено все: заводы, сельское хозяйство, образование и медицина. Частный бизнес только зарождался и был, по тогдашнему выражению, «диким».  
Последующие мировые и внутренние кризисы, безусловно, стабильности экономике не прибавили. И, несмотря на все заверения.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства